Научная статья на тему 'Развитие теории воспитывающего обучения в истории отечественной педагогической науки'

Развитие теории воспитывающего обучения в истории отечественной педагогической науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1462
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Н. И.

В статье обосновывается постановка актуальной для высшей школы проблемы воспитывающего характера обучения. В кратком историко-педагогическом анализе показано развитие теории воспитывающего обучения от идеи, закономерности к дидактическому принципу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Upbringing Training in the History of Russian Pedagogical Science

The actuality of the problem of upbringing character of training in a higher school is discovered in this article. Also, we demonstrate the development of the theory of upbringing training from idea, conformity to natural laws to the didactical principle in a brief historically-pedagogical analysis

Текст научной работы на тему «Развитие теории воспитывающего обучения в истории отечественной педагогической науки»

4. Методологические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания / Департ. образования Администр., Обл. ИУУ, Обл. психолого-валеологический центр, КемГУ; под ред. Э.М. Казина, Т.С. Паниной, В.П. Казначеева, Г.А. Кураева. - Кемерово, 1997. - 109 с.

5. Матафонова, О.И. Развитие здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях Читинской области (Из опыта работы лаборатории развития здоровьесберегающей деятельности): информационо-аналитические и методические материалы / О.И. Матафонова. -Чита: ЧИПКРО, 2005. - 155 с.

6. Никитин, Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития системы

дополнительного педагогического образования /

Э.М. Никитин. - М., 1999. - 314 с.

7. Никитин, Э.М. Развитие сети учреждений и научно-методическое обеспечение повышения квалификации в военные и послевоенные годы (40-70-е годы ХХ века) / Э.М. Никитин, А.П. Ситник // Методист. - 2004. - № 1. - С. 2-7.

8. Сенько, Ю.В. Педагогика понимания: учеб. пособие / Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская. - М.: Дрофа, 2007. - 189 с.

9. Мурашов, В.И. России нужна великая национально-государственная идея // Культура здоровой жизни. - 2005. - № 1. - С. 52-65.

10. Симонятова, Т.П. Здоровье: Психологическое сопровождение образовательной программы «Здоровье» / Т.П. Симонятова, И.А. Паршу-тин. - М., 2003. -128 с.

УДК 371.14

Н.И. Козлова, к. пед. н., доцент каф.

«Педагогика», ЗабГГПУ

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Научные интересы: общая педагогика, история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания

В статье обосновывается постановка актуальной для высшей школы проблемы воспитывающего характера обучения. В кратком историко-педагогическом анализе показано развитие теории воспитывающего обучения от идеи, закономерности к дидактическому принципу ■

N. Kozlova, ZabSPUH

DEVELOPMENT OF UPBRINGING TRAINING IN THE HISTORY OF RUSSIAN PEDAGOGICAL SCIENCE

The actuality of the problem of upbringing character of training in a higher school is discovered in this article. Also, we demonstrate the development of the theory of upbringing training from idea, conformity to natural laws to the didactical principle in a brief historically-pedagogical analysis ■

Вступление российского образования в новый этап своего развития связано с изменением менталитета и ценностных ориентаций общества. Система образования, являясь одной из наукоемких сфер духовного воспроизводства, должна способствовать преодолению основного противоречия между ориентацией современного общества на построение и функционирование материального производства и всевозрастающим стремлением сохранить духовный потенциал нации. В сложившейся ситуации востребована такая система образования, которая смогла бы дать направление для молодежи «строить самих себя», вырабатывать потребность к самосовершенствованию, принятию ответственных решений на основе осмысления нравственных норм, регулирующих поведение человека в обществе.

Педагогика высшей школы, обращенная, прежде всего, к развивающейся личности, постепенно изменяет представления о целях и задачах образования, акцентируя внимание на трансляции ценностей общечеловеческой и национальной культуры. Это, в свою очередь, предполагает пересмотр содержания и технологий обучения и воспитания студентов в вузе. Высшее образование по своей сути - это процесс, движение от цели к результату, это взаимодействие личностей. Принципиально новые задачи, стоящие перед теорией обучения студентов вуза, нельзя решать с помощью ориентиров традиционной дидактики. Существующая система высшего образования в России, особенно в плане ее воспитательной составляющей, требует существенной модернизации.

Реконструирование в высшей школе целостного учебно-воспитательного процесса обусловлено совокупностью факторов, выступающих в качестве системообразующих в подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности. Учебновоспитательный процесс следует организовывать как процесс самодвижения студентов

от информационно-профессионального репродуктивного насыщения к обогащению творческим опытом, реализации «Я-

концепции» и полной готовности к социально востребованной профессиональной деятельности. Таким образом, речь идет о приведении вузовской теории обучения и воспитания в соответствии с современными требованиями, ориентированными на духовное становление личности с точки зрения целей профессиональной деятельности. Диспропорция между обучением и воспитанием в образовательных учреждениях вновь выдвигает в число приоритетных проблему подготовки педагога, способного помочь современным школьникам осознать общечеловеческие ценности и руководствоваться ими в жизни.

Движение педагогической теории и практики образования представляет собой разворачивающийся во времени и пространстве философско-педагогический процесс, наполненный сложными и порой неоднозначными и противоречивыми смыслами, постижение которых требует определенного диалога с их творцами посредством изучения научно-педагогического наследия. Обогащению современной теории и практики обучения и воспитания способствует не только осмысление педагогических идей, теорий, концепций и систем, но и переосмысление исторических событий философско-педагогической жизни прошлого.

Попытки соотнесения обучения и воспитания представлены в научных трудах корифеев педагогики, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского. Ведущую роль в становлении проблемы сыграли труды представителя классической педагогики XIX в. немецкого педагога, философа и психолога Иоганна Фридриха Гер-барта. В своей философско-педагогической системе ученый, исходя из обоснованных им представлений о сущности психологической жизни человека, отводил теории обучения центральное место. По концепции педагога,

процесс обучения призван обслуживать не только специфические задачи обучения, но и служить целям нравственного воспитания. По мнению И.Ф Гербарта, не существует обособленного процесса воспитания и отдельно стоящего обучения, а имеется единый сложный процесс - воспитывающее обучение. Стремление к обособлению одного от другого только повредит тому и другому. Так, в обиход педагогической науки было введено понятие «воспитывающее обучение», поставленное И.Ф. Гербартом в один ряд с другими важнейшими педагогическими понятиями.

Идея немецкого ученого о воспитывающем обучении в отечественной педагогике стала активно развиваться лишь в 60-80 гг. XX в. при разработке теории обучения для школы и вуза. Хотя личностная идея в тот период еще не имела необходимой теоретико-методологической и методической основы, без которой личностно развивающее обучение оставалось лишь высокоценной идеей, далекой от теоретического и практического воплощения, тем не менее, в спектре рассмотрения вопросов дидактики выделился вопрос о воспитывающем обучении. Так, В.М. Коротов в книге «Воспитывающее обучение», предназначенной для учителей, рассмотрел систему методов воспитывающего обучения в контексте решения части общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Ученый подчеркнул, что проблема воспитывающего обучения имеет несколько аспектов. Прежде всего, В.М. Коротов отметил воспитательный и образовательный потенциал самого учебного материала, идейно-политическую, научную и нравственную информацию, которая во многом составляет содержание процесса обучения. Им был выделен и другой аспект проблемы воспитывающего характера обучения: естественное слияние функций обучения и воспитания в одном человеке-учителе. Академик В.М. Ко-ротов акцентировал внимание на том, что

концепция воспитывающего обучения требует от педагога владения всеми методами как единой методикой учебно-воспитательного процесса и что любой пробел в методической подготовке учителя-воспитателя неминуемо отрицательно скажется на результатах его работы.

Проблема воспитывающего характера обучения нашла свое отражение в учебном пособии Б.Т. Лихачева по спецкурсу: «Воспитательные аспекты обучения», подготовленного для студентов педагогических институтов. С целью расширения теоретических познаний студентов в области педагогики автор работы стремился к тому, чтобы по возможности по-новому, с позиций современного уровня развития педагогической и смежных наук того времени осветить традиционные проблемы педагогики. Рассмотрев педагогические основы обучения и воспитания (цели, содержание, принципы, формы, методы) под углом зрения их реально существующего единства, Б.Т. Лихачев обосновал требование комплексного подхода к воспитанию. Студент, будущий учитель, опираясь на положение о единстве воспитания и обучения, по мнению ученого, должен учиться мыслить диалектически и полностью использовать обучающе-воспи-тательные возможности всех форм и методов учебного процесса.

Представляется, что наиболее удачной педагогической концепцией того периода с точки зрения развития личности в процессе обучения является разработанная И.Я. Лернером концепция, в которой цели, содержание и методы обучения, связанные с развитием гармоничной личности, представлены в диалектическом единстве. Так, И.Я. Лернер, выявляя закономерности процесса обучения, заметил, что каждая наука -в этом ее непременный признак - познает законы изучаемой сферы действительности и характеризуется этими законами. Разъясняя законы дидактики, ученый в качестве примера выбрал воспитывающий характер

обучения, предложив закон в следующей формулировке: «Всякий акт деятельности преподавания - независимо от характера деятельности учения, который он вызывает, а также при любом изучаемом содержании -оказывает на учащихся то или иное воспитывающее влияние. Это влияние может быть положительным, отрицательным или нейтральным. В последнем случае обучение консервирует, закрепляет и тем самым усиливает какие-то качества личности» (4). Согласно точке зрения И.Я. Лернера, воспитывающее обучение рассматривалось как закономерность процесса обучения и понималось им как связь между обучением и формированием личности ученика.

Дальнейшее развитие теории воспитывающего обучения связано с определением его как дидактического принципа. Ди-дакты отечественной педагогики 80-х гг., определяя место обучения среди других факторов развития личности, выявили возможность разъединения взаимосвязанных по своей сути процессов воспитания и обучения. Таким образом, возникшая ситуация заставила ученых-педагогов выдвинуть специальный принцип дидактики, который у различных авторов был сформулирован по-разному, но суть его оставалась примерно одной. У Н.И. Болдырева этот принцип обозначен как принцип воспитывающего обучения, у М.А. Данилова и М.Н. Скаткина -принцип коммунистического воспитания в процессе обучения (2, 6).

Выдвижение данного дидактического принципа вовсе не означало, что все воспитание должно осуществляться только в рамках процесса обучения. Х.Й. Лийметс в тот период отметил, что о воспитывающем обучении можно говорить лишь в том случае, когда учитель выдвигает соответствующую задачу и систематически ее реализует (5). Таким образом, ученый сделал вывод о том, что воспитание в процессе обучения возможно, если учитель осмысляет весь процесс с точки зрения его направленности на

развитие нужных обществу качеств личности обучающегося.

Тезис об обучении в единстве с другими видами деятельности как основном пути идейно-политического, трудового и нравственного воспитания активно рассматривался Э.И. Моносзоном в книге «Теоретические основы коммунистического воспитания школьников», где теме теоретических основ коммунистически воспитывающего и развивающего обучения была посвящена специальная глава.

Принцип воспитывающего обучения скорее предполагал учет обучения в качестве одной из форм воспитания, использование его потенциальных возможностей во всестороннем развитии личности обучающегося. Но неоднозначность истолкования этого принципа в разных научных источниках того периода делала его более декларативным, поэтому его можно было истолковывать и использовать по-разному.

В 70-80 гг. XX в. наблюдался интенсивный процесс становления дидактики высшей школы. Среди наиболее крупных трудов того периода следует отметить книги С.И. Архангельского «Лекции по теории обучения в высшей школе», В.П. Беспалько «Некоторые вопросы педагогики высшего образования», С.И. Зиновьева «Учебный процесс в советской высшей школе», «Основы вузовской педагогик» под редакцией Н.В. Кузьминой, «Педагогика высшей школы» - ответственный редактор Н.Д. Никан-дров. Каждый ученый считал нужным изложить свою систему дидактических принципов. Хотя принципы обучения применительно к высшей школе должны были определять специфическую дидактическую систему, отражающую концепцию подготовки спе-циалистов-профессионалов, на практике чаще всего они переносились в вузовские дидактики лишь с некоторыми уточнениями и расширением в формулировках. Позже, исходя из особенностей вузовского обучения, ученые (И.И. Кобыляцкий, А.В. Бара-

банщиков, Ю.В. Киселев, Т.В. Кудрявцев, Р.А. Низамов и др.) стали выдвигать и защищать специфические дидактические принципы. Такой процесс является вполне естественным в силу того, что дидактический принцип - это не навсегда установленная догма, дидактический принцип синтезирует в себе достижения соответствующей времени теории обучения и обновляется под их влиянием.

В 70-80 гг. разработанная в психологической науке концепция личности определила актуальность разрешения задач воспитывающего обучения в вузе. Так, соотнося воспитание на занятиях и во внеаудиторной работе, Б.А. Бенедиктов отметил: «Опасным предрассудком является переоценка возможностей внеурочной воспитательной работы и недооценка основного воспитания непосредственно на учебных занятиях. Внеурочная работа - всего лишь естественное дополнение, поскольку в процессе воспитывающего обучения прежде всего формируется личность» (1).

Современные реалии вузовской жизни свидетельствуют о том, что в постсоветском образовательном пространстве воспитательная компонента старой системы утратила свою значимость, сложившаяся система воспитания студентов фактически была разрушена, новая же парадигма воспитания еще только складывается и обретает новые аксиологические смыслы. За счет неоправданного сужения цели высшего образования до задач профессионально-деятельностного формирования специалиста, задачи целостного развития личности студента оказались трудновыполнимыми. И требуется серьезная работа по переосмыслению воспитательных целей, принципов, технологического инструментария со стороны ученых и пе-дагогов-практиков, чтобы приблизить решение вопросов целостного развития будущего специалиста, выпускника высшей школы. Этой причиной можно объяснить повышенный интерес педагогической науки к про-

блемам обучения и воспитания современного студенчества. Осуществляемые в этом направлении научные исследования способствовали появлению группы принципов ориентированности высшего образования на развитие личности будущего специалиста на основе высказанной в 90-е гг. идеи о выделении групп принципов образования и обучения в высшей школе, которые смогли бы синтезировать уже существующие принципы.

Согласно современной концепции образования как целенаправленного процесса становления и развития личности обучающегося, принцип воспитывающего обучения становится системообразующим принципом в образовательном процессе. Как отмечает В.И. Загвязинский: «Указанный принцип выражает ведущую цель функционирования педагогической системы, связывает воедино воспитание, обучение и образование, определяя их соподчиненность» (3). Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе и предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Принцип воспитывающего обучения также предполагает со стороны преподавателя уважительное отношение к личности обучаемого в соответствии с разумной требовательностью.

Итак, на этапе развития отечественной педагогической науки в условиях движения к постиндустриальному обществу конца XX начала XXI вв. оригинальные идеи фило-софа-педагога И.Ф. Гербарта стали больше определяться и рассматриваться как идеи продолжателя традиций гуманистического направления научной педагогической теории и практики, в целом ориентированные на развитие нравственной культуры личности обучающегося. Изменился акцент в опреде-

лении отношения к педагогике И.Ф. Гербарта и учение о воспитывающем обучении, дополненное отечественными учеными, соотнесенное с реалиями сегодняшнего времени должно стать своеобразным концептуальным ориентиром дальнейшего обогащения теории и практики отечественной педагогики. Несмотря на кажущуюся разработанность проблемы о воспитывающем характере обучения, на данный момент не сложилась такая дидактическая система, которая смогла бы дать ответы на основные вопросы теории воспитывающего обучения применительно к системе высшего образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бенедиктов Б.А. Психологические основы воспитывающего обучения в вузе / Б.А. Бенедиктов. - Минск: МГПИ иностранных языков, 1977. - 89 с.

2. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе / М.А. Данилов. - М., 1960.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

4. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1980. - 96 с.

5. Лийметс Х. Как воспитывает процесс обучения? / Х. Лийметс. - М., 1982.

6. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. - М., 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.