УДК 78.91 ББК 67.9
Старикова Людмила Дмитриевна
доктор педагогических наук, профессор кафедра профессиональной педагогики Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург Starikova Lyudmila Dmitrievna Doctor of Pedagogics,
Professor
Department of Professional Pedagogics Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg
О соотношении понятий «воспитание» и «обучение»
About Relationship Between «Education» and «Training» Concepts
В статье рассматриваются вопрос о соотношении понятий «обучение» и «воспитание» в историческом аспекте.
The article deals with the question of the relationship between the concepts of «education» and «training» in the historical aspect.
Ключевые слова: Обучение, воспитание, теория и практика воспитания, педагогический процесс.
Key words: education, training, theory and practice of education, pedagogical process.
Проблема обучения и воспитания является актуальной для любого общества, которое стремится развиваться успешно. От того, как и кого мы воспитаем, зависит то, по какому пути мы пойдем.
Проблема соотношения воспитания и обучения волновала педагогическую мысль издревле. Так, еще Платон в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обучать - искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание» [4]. При этом под воспитанием он понимал формирование у обучающегося позитивного отношения к тому, чему его обучают, приобщая к знаниям и способам деятельности.
В последующие столетия многократно делались попытки дать определение воспитанию и обучению, развести эти процессы, проанализировать их соотношение.
В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и воспитания во взаимосвязи [3]. Положение о неразрывности воспи-
тания и обучения в процессе обучения подчеркивалось в трудах ученых и педагогов XIX и XX вв. (И.Ф. Гербарт, А.Ф. Дистервег, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Н.Ф., Ю.К. Бабанский, Т.И. Ильина, И.Я. Лернер, И.Ф. Харламов и др.).
Обычно в теории и практике воспитания выделяют специально организуемую воспитательную работу и воспитание в процессе обучения. Первым, кто обстоятельно обосновал и ввел в педагогику принцип «воспитывающего обучения» и поставил его в один ряд с другими важнейшими педагогическими понятиями, был немецкий ученый Иоганн Фридрих Гербарт (1776 - 1841).
Исходным пунктом теоретических построений этого ученого служило положение о «восприимчивости к воспитанию, присущей ребенку» [4].
И. Ф. Гербарт считал, что человек не определен природой полностью, а открыт миру и духовно самостоятелен, т.е. ему изначально присуща «восприимчивость к воспитанию воли в нравственных целях». Через понятие восприимчивости он утверждал, во-первых, возможность воспитания как перехода в состояние взрослого, являющегося устойчиво разумным и моральным существом; во-вторых, необходимость воспитания, которое является единственным средством организации различных внешних формирующих сил в направлении достижения единой цели - образования человека, в котором «виден чистый и неискаженный отпечаток личности, семьи, происхождения и народности» [4, с. 45].
П.Ф. Каптерев на рубеже XIX-XX вв. рассматривал воспитание и обучение в единстве как стороны целостного педагогического процесса.
В конце 80-90-х годов XX века отечественные ученые И. Я. Лернер, В. В. Краевский, В. А. Петровский, Б. М. Бим-Бад и др. признают, что воспитание и обучение есть подсистемы единого процесса, который в современной отечественной психолого-педагогической литературе все чаще интерпретируется как образование.
И.Я. Лернер отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности. Если первые три
элемента определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все названные компоненты обусловливают и составляют содержание духовного развития личности в целом. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей, вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и масштаб духовного развития личности.
Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание.
В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности.
Единство процессов обучения и воспитания не означает, что они не имеют своих специфических особенностей. Охарактеризовать эти отличия процессов обучения и воспитания не столь просто, так как в реальном педагогическом процессе прежде всего бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр. Если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции - образовательную, воспитательную и развивающую.
Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания - в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения.
В последние десятилетия прошлого века из-за сложившейся социальноэкономической и политической ситуации в российском образовательном процессе ведущее место «заняло» обучение, как «передача кому-нибудь каких-нибудь знаний, навыков». Сколько бы не говорилось красивых слов о единстве (или необходимости единства) обучения и воспитания, по сути, и в их единстве, и в каждом в отдельности, «высшей ценностью, критерием достижений остается механическая сумма знаний» [1]. Весь процесс обучения сводится к одному показателю - успеваемости, а работа педагога - к максимуму этого показателя [1]. Школьная, а зачастую и студенческая, жизнь вращается только вокруг знаний, будто этим исчерпывается жизнь. Сегодня очевидно, что попытка отказа от целенаправленной воспитательной работы в системе высшего образования в девяностые годы ХХ в. была ошибочной.
В 2002 г. вышло в свет письмо Министерства образования Российской Федерации (№ 13-51-28/13 от 02.04.2002), в котором цели и задачи российской образовательной политики XXI в. были определены следующим образом: «приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и воспитания».
Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации.
Это особенно важно в связи с тем, что российское общество живет в постоянно изменяющихся условиях: социальных, экономических, правовых и т.д.,
жизненные ценности и приоритеты студенческой молодежи радикально изменились.
Вместе с тем в последние годы к воспитательной работе вузов ослабло внимание со стороны органов государственной власти, Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского Союза ректоров. Раздел «Воспитательная деятельность» отсутствует в макете Устава вуза и в Целевых показателях деятельности высших учебных заведений (приказ Федерального агентства по образованию от 28.11.2008 № 1770).
Воспитание должно ориентировано на формирование мотивации поведения, способности к самоопределению и сопротивлению внешнему насилию в любых его проявлениях. Человека создать нельзя - он создает себя сам. Но педагоги могут участвовать в этом процессе своим присутствием, играя роль среды.
Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный «фон» личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится лично-стно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.
Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на мотивационную сферу учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее.
И.А. Зимняя выделяет следующие типы взаимосвязи между обучением и воспитанием [2].
1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.
2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.
3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и, соответственно, научение.
4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.
В философском аспекте педагогика - это путь к истине. Человек - единственное и уникальное звено в цепи мироздания, которое служит для создания истины, красоты и добра. Если есть предназначение человека, то оно как раз в этом. Педагогика и должна быть ориентирована на то, чтобы вывести человека на путь наивысшей истинности судьбы [1].
Особенностью педагогики является то, что она имеет дело с конкретными людьми. От того, насколько она их знает и учитывает их различные особенности и факторы (внешние и внутренние), зависит эффективность педагогического воздействия.
Педагогика принимает во внимание внешне обусловленные характеристики личности, к которым относятся, прежде всего, ее социальная и групповая принадлежность, целостность и стадиальность развития.
Общество в совокупности всех его проявлений оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило развит и воспитан не так, как представитель демократического государства. Группа, микрогруппа, семья также являются важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой - совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.
Целостность личности зависит от всего комплекса внешних влияний на нее в ходе развития. Если присутствует доминирующее влияние одних факторов и недостаток других, если человек попадает в антисоциальные условия и ограничен в получении полноценного влияния всего общества, нельзя говорить о его нормальном и всестороннем развитии как личности.
Стадиальность развития личности означает, что человек формируется как личность в определенные периоды своего возрастного и социального становления, для которых могут быть характерны свои особенности. Особенностью педагогики является то, что она рассматривает и изучает человека как объект воспитания и обучения, начиная с детского возраста, рассматривает и изучает явления, происходящие с человеком на протяжении всей жизни. То, что педагогикой закладывается и учитывается в детском возрасте, развивается и совершенствуется впоследствии.
Расширяя тезис Л. С. Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса.
Обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы, что обусловлено тем содержанием, которое предлагается обучающимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним .
Итак, обучение и воспитание имеют определенные доминирующие функции в формировании личности. Соответственно имеют свои доминирующие характеристики, задачи и содержание этих процессов. В содержании обучения преобладает формирование научных представлений, понятий, законов, теорий, специальных и общеучебных умений и навыков. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития.
На формирование и развитие человека оказывают влияние не только внешние условия, но и внутренние, определяющиеся особенностями организма человека. При этом педагогика исходит из того, что у человека в процессе обучения и воспитания должна формироваться активная жизненная позиция, представляющая собой обусловленную конкретными социальными обстоятельствами устойчивую форму проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающую регулирующее воздействие на его поведение и деятельность.
Активная жизненная позиция вырабатывается в течении продолжительного времени в процессе обучения и воспитания человека, в результате преодоления повседневных трудностей, овладение человеком социальным опытом, профессиональным мастерством.
Обучение воспитывает в необходимом обществу направлении, становится личностно-развивающим тогда, когда организуемая деятельность учения и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам обучающихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Такие условия оказывают косвенное влияние, поскольку предметное содержание любой темы не является непосредственно эмоционально окрашенным. Однако наличие интереса к учебному предмету, стремление к самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными условиями организации учения.
При проектировании педагогического процесса надо исходить из того, что обучение и воспитание являются глубоко национальными по своему содержанию, отражают многогранные традиции, национальную психологию своего народа.
Обучается и воспитывается не абстрактный человек, а всегда представитель той или иной нации с присущими ему психологическими особенностями, к которым обычно относят своеобразие национального сознания и самосознания, особенности национального мышления, чувств и воли, специфику проявления национального характера в общении и взаимоотношениях с другими людьми.
Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе-мотивационных факторов обучения.
Человек, который связал свою жизнь с воспитанием и обучением подрастающего поколения, прекрасно осознает, что педагогический процесс должен содержать в себе две противоположные тенденции: строиться с учетом природы обучающегося, законов его внутреннего развития и отвечать запросам общества.
Итак, анализ соотношения обучения, воспитания и развития личности показывает взаимосвязь этих процессов. Подобно тому, как целостна и едина личность, так целостен и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения и воспитания.
Библиографический список
1. Асадуллин, Р.М. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе [Текст] / Р.М. Асадуллин. - Казань: Дом печати, 1997. - 140 с.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. - 2е изд., испр. и доп. - М.: Издат. центр «Логос», 2001. - 384 с.
3. Сериков, В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. - М.: Издат. центр «Логос», 2000. - 272 с.
4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. А.И. Пискунов. - 2-е изд., перераб. практика проектирования педагогических систем. М.: Изд. центр «Логос», 2000. 272 с.
Bibliography
1. Asadullin, R.M. In the Mazes of Pedagogy. Reflections About the Waldorf School [Text] / R.M. Asadullin. - Kazan: Printing House, 1997. - 140 p.
2. Readings on the History of Foreign Pedagogy [Text]: Textbook for Students of Ped. Institutes / Comp. by A.I. Piskunov. - 2-e Publ., Rev. - M.: Prosveshchenie, 1981. - 436 p.
3. Serikov, V.V. Education and Identity: Theory and Practice of Educational Systems Designing [Text] / V.V. Serikov. - M.: «Logos» Publ. Centre, 2000. - 272 p.
4. Zimnyaya, I.A. Educational Psychology [Text]: Textbook for Universities / I.A. Zimnyaya. - 2-e Publ. Rev. and Enl. - M.: «Logos» Publ. Centre, 2001. - 384 p.