1. Рахуба Л. Ф. Педагогические условия развития качеств конкурентоспособной личности студента технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2017. 22 с.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1986. 446 с.
3. Константиновский Д. Л. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования. М. : ЦСП, 2006. 264 с.
4. Богданова Г. Е. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей в процессе изучения гуманитарных дисциплин в педагогическом колледже : дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2014. 208 с.
5. Волощук М. П. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя средствами гуманитарных дисциплин : автореф. дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 2012. 24 с.
УДК 37.02:371.48 Науч. спец.: 13.00.01
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ И. Ф. ГЕРБАРТА
В статье анализируется педагогическая система И. Гер-барта, которая отражает организацию целостного процесса обучения и воспитания нравственной личности, формирование ее моральных качеств через многосторонний интерес и действие.
Ключевые слова: И. Ф. Гербарт, педагогический анализ, история педагогики.
6. Вишневская М. В. Формирование гуманитарной культуры как составляющая профессиональной подготовки будущих инженеров : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2014. 169 с.
7. Каримова Т. С. Гуманизация образования в военизированном вузе средствами гуманитарных дисциплин : автореф. дис. .канд. пед. наук. Иркутск, 2007. 21 с.
8. Скобелева О. О. Интеграция гуманитарных дисциплин при профессиональной подготовке курсантов юридического института : автореф. дис. . канд. пед. наук. Самара, 2006. 22 с.
9. Борисова Т. В. Иностранный язык в профессиональном становлении будущих инженеров-строителей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2004.18 с.
© Рахуба Л. Ф., 2019
Т. О. Скрябина Т. О. Skriabina
THE PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE BASIC COMPONENTS OF J. F. GERBART'S SYSTEM
The article analyzes the pedagogical system of J.F. Herbart, which reflects the organization of a holistic process of education and upbringing of a moral personality, the formation of its moral character through multilateral interest and action.
Keywords: J.F. Herbart, pedagogical analysis, history of pedagogy.
В мировой педагогической науке почетное место занимает наследие немецкого педагога-классика Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), философа, психолога и педагога, математика - одного из наиболее крупных педагогов Х1Х в. Прогрессивные педагоги эпохи Нового времени ставили цели и задачи свободного раскрытия всех качеств личности, которые должны быть реализованными в образовательных заведениях. Достижения европейской педагогической мысли требуют глубокого и критического осмысления. Конструктивного, научно-объективного пересмотра требует и педагогическое наследие И. Гербарта, творческая деятельность и идеи которого актуальны и в наши дни. Цель статьи - раскрыть основные компонеты педагогической системы И. Гербарта.
Педагогическая система И. Гербарта и гербартианс-тво как феномен и особое педагогическое явление требуют тщательного анализа и отдельной оценки. К сожалению, многие последователи И. Гербарта в Х1Х-ХХ вв. формально отнеслись к его наследию, используя только предложенную ученым схему ступеней обучения, которая внесла значительный вклад в развитие классно-урочной системы, в качество структурных компонентов каждого урока.
Как отмечает А. Джуринский, И. Гербарт был первым, кто попытался структурировать педагогику как науку и ввел в педагогику категорию «педагогический такт». Теоретическое обоснование педагогики, идея воспитывающего обучения И. Гербарта существенно повлияли на дальнейшее развитие теории и практики воспитания во многих странах. Выдающийся педагог XIX века во многом определил развитие педагогики XIX-ХХ вв. Ведущей идеей в теории И. Гербарта является идея «развивающего и стимулирующего обучения». Его по праву можно считать основоположником системы профессиональной подготовки учителей в Пруссии, поскольку внедренный им педагогический семинар как учебное занятие способствовал созданию научной методики подготовки кадров [1, с. 185].
Благодаря И. Гербарту в образовательных программах Нового времени, сначала в Германии, а затем во всей Европе, стали уделять внимание направлениям, наиболее способствующим развитию интеллекта: филологии, естествознанию и математике. Именно И. Гербарту принадлежит идея создания учебного плана, которым и сегодня пользуются в общеобразовательных школах.
Педагогические взгляды и идея воспитывающего обучения И. Гербарта, который осуществил не только вклад в ре-
формирование образовательной системы, но и настоящую «революцию» в педагогическом мышлении, формировались на основании его философского мировоззрения. По мнению А. Пискунова, И. Гербарт был убежден в том, что принципы практической философии, если они точно определены, служат началом нравственного понимания для ребенка. Он считал, что настоящая метафизика и психология объясняют педагогические причинные отношения, поэтому и взял метафизику за основу своей дидактики [2, с. 291].
Первый педагогический труд И. Гербарта посвящен творчеству Песталоцци, основное педагогическое сочинение которого «Общая педагогика». В нем он выделяет педагогику как науку, обращает внимание на методологический инструментарий, отвергает крайности эмпирической и философской педагогики и утверждает, что педагогика мыслима лишь в научной форме. Педагогика, будучи самостоятельной наукой, опирается на философию, этику и психологию [3].
Наиболее основательно изученным элементом педагогической системы И. Гербарта является идея «воспитывающего обучения», а также целостная педагогическая система, которая состоит из взаимосвязанных частей: теория воспитания комбинируется с теорией обучения. Понятие «педагогическая система» раскрывается как упорядоченное количество взаимосвязанных компонентов, которые образуют единое целое и подчинены целям воспитания и обучения [4; 5]. Разработанная И. Гербартом педагогическая система имеет большое философско-педагогическое значение, поскольку в наибольшей степени «способствует возвышению разума воспитанника и доступного для него совершенства, развития многостороннего интереса к человеку и миру». Крылатая фраза «миром правят идеи» находит у И. Гербарта настоящее научное обоснование: мысли, представления, проходят через человеческие желания, в конце концов, влияют на события [6, с. 178].
Разрабатывая собственную систему философии и педагогики, И. Гербарт опирался на труды древних философов, близких ему по духу, а именно на греческую философскую школу Парменида, который создал, собственно, первую метафизическую систему и впервые затронул вопрос о природе бытия как такового [7]. Для создания собственной философской системы И. Гербарт подготовил плодородную почву, изучая критическую философию И. Канта, впоследствии он становится учеником и последователем И. Г. Фихте.
Сегодня понятие «система» широко используется в науке, технике и в повседневной жизни, когда речь идет об определенной упорядоченной совокупности элементов любого содержания. В науке понятие «система» изменило подход к изучению сути различных процессов и явлений. Категория «педагогическая система» и ее модификации - одна из основных в понятийном аппарате педагогики. В широком смысле педагогическая система - это объединение участников педагогического процесса, в котором выдвигается педагогическая цель, решаются педагогические задачи. В узком смысле педагогическая система - это упорядоченное количество взаимосвязанных компонентов, которые образуют единое целое и подчинены целям воспитания и обучения. Структурными компонентами педаго-
гической системы выступают учебная информация, средства педагогической коммуникации, учащиеся, педагог, цели и задачи. Функциональные связи между структурными компонентами обозначаются как конструктивные, коммуникативные, организационные, гностические, проектировочные (прогностические) [4].
В основе любой педагогической системы лежит ряд взаимосвязанных между собой принципов. К главным принципам системы И. Гербарта, относятся следующие:
- принцип гуманизма, основанный на уважении личности ребенка и заботе о его развитии: ребенок в педагогической системе И. Гербарта неповторим и уникален, он должен понимать, чувствовать, защищать и отстаивать общечеловеческие ценности; чувство свободы в душе питомца является важным условием достижения необходимой цели воспитания. Воспитание превратится в тиранию, если не будет способствовать свободе;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников: главным препятствием для школьного образования является различие умственных способностей воспитанников. Пренебрежение этим является большой ошибкой всех школьных программ, которые способствуют деспотизму учителей и стригут всех под одну гребенку;
- принцип единства обучения и воспитания. Во вступлении в «Общую педагогику» И. Гербарт определил главную сущность собственной педагогической теории, он высказал мысль о том, что не представляет себе воспитания без обучения, и наоборот, не признает обучения, которое было не воспитывающим. При этом он различал воспитание и обучение как специфические цели, средства и последовательные процессы, которые объединены общей целью - это приближение воспитанника к добродетели. Гербартовская идея «воспитывающего обучения» определяет воспитательное значение обучения, которое способствует формированию жизненной позиции воспитанника и определению его отношения к окружающему миру, воспитанию чувства солидарности. Необходимы связь с жизнью, развитие многостороннего интереса, который продлится на протяжении всей жизни: «Обучение должно способствовать появлению интереса. Обучение закончится, однако интерес останется на всю жизнь» [3, с. 309].
Главными принципами воспитания в системе И. Гер-барта являются:
- принцип целостности, направленный на формирование у личности целостной картины мира. Воспитание должно способствовать множеству образованных людей, а не ограниченных дрессированных подчиненных;
- принцип ориентации на свободное развитие личности. Согласно мнению И. Гербарта, характер - это внутренняя твердость, как может человек внутренне окрепнуть, если ему не позволяют рассчитывать на что-то, если ему не предоставляют возможности решительно действовать по собственным намерениям;
- принцип сосредоточения внимания на положительных чертах личности. И. Гербарт ценил метод поощрения и проявления добра;
- принцип постепенности. Были разработаны вопросы относительно этапов воспитания, которые постепенно переходят в самовоспитание личности;
- комплексный подход, тесная взаимосвязь и взаимопомощь между родителями, воспитателями и школой, гербар-товская концепция «смешанного образования» [1, с. 190].
Все компоненты педагогической системы включены в целостный процесс развития нравственного характера личности. Компетентность педагога, его высокие моральные качества определяют качество педагогической системы И. Гербарта. По его убеждению, учитель пробуждает в ребенке силу мысли. Он должен иметь «принципиальность взглядов и постоянное наличие духа», его присутствие должно быть интересным для питомца, иначе оно становится обременительным и приводит к отчуждению. Учитель не должен терять «чувство момента, когда надо произнести речь и привить мораль воспитаннику, или когда учитель должен быть только повитухой при рождении собственных взглядов питомца и не препятствовать его самостоятельной деятельности» [8, с. 325].
В педагогической системе И. Гербарта воплощается естественное движение от идеи к действию, от представлений через перцепцию к интересу, желанию и воле. Центральной в его педагогической системе является идея нравственно-развитой личности, поэтому все компоненты системы подчинены достижению именно этой цели.
К главным формам педагогического воздействия в системе И. Гербарта относятся следующие компоненты:
1) управление детьми;
2) воспитывающее обучение;
3) нравственное воспитание.
Следовательно, понятие «воспитание» в педагогической системе И. Гербарта гармонично и объединяет два относительно самостоятельных направления: воспитывающее обучение и нравственное воспитание, которые имеют общую цель - это моральную добродетель. По утверждению ученого, каждому человеку должны быть привиты не только профессиональные навыки, но и определенные моральные качества. Главной задачей нравственного воспитания в педагогической системе И. Гербарта выступает забота о воспитаннике.
Основная педагогическая работа И. Гербарта «Общая педагогика», выведенная из цели воспитания, свидетельствует о важности целей воспитания в педагогической системе ученого. В связи с этим И. Гербарт выделяет две группы целей:
1) цели возможные, которые осуществляются через развитие многостороннего интереса;
2) цели необходимые, которые осуществляются через воспитание нравственного характера.
Поскольку возможные цели зависят от «свободного выбора» будущего взрослого человека, воспитатель должен, заботиться не об объективной, а о субъективной стороне, а именно воспитывать в детях силу и полноту «хотения», различную восприимчивость - многосторонность интереса. Речь идет об идее совершенства и внутренней свободы. Это становится залогом того, что питомец сделает в будущем наиболее целесообразный выбор относительно своей профессии.
Процесс обучения, в том числе и проведение урока, осуществляется по четырем ступеням [1, с. 191]:
1. Ясность (выразительность) - это углубление в учебный материал в состоянии покоя. В психологическом плане здесь требуется мобилизация внимания учащихся.
2. Ассоциация - это углубление в учебный материал в состоянии движения представлений. Новый материал вступает в связь с имеющимися представлениями учащихся, полученными ранее на уроках. Так как ученики не знают, что получится в результате связывания нового со старым, И. Гербарт считал, что в психологическом плане здесь имеет место ожидание. В дидактическом плане - лучше проводить беседы, именно непринужденные беседы с учениками.
3. Система - это осознание учебного материала в состоянии покоя души. Характеризуется последовательным изложением нового материала с выделением основных положений, выводов, правил и формулированием законов. Психологически эта ступень соответствует «поиску». В области дидактики это формулировка выводов, правил, определений.
4. Метод - это осознание учебного материала в состоянии движения души, применение полученных знаний на практике. Психологически эта ступень требует действий, дидактически - это учебные упражнения, требующие от учеников широкого использования полученных знаний.
Итак, определив цели воспитания и пути их осуществления, И. Гербарт высказал мнение о том, что средством развития многостороннего интереса выступает обучение, а средством развития - «силы нравственного характера» -нравственное воспитание. В то же время он акцентировал единство этих двух частей учебно-воспитательного процесса: обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное воспитание без обучения есть цель, лишенная средств. Учитывая то, что обучение как средство воспитания является более широким понятием, чем нравственное воспитание в специальном смысле этого слова, то тщательно организованное знание выступает, лучшей основой нравственного воспитания. Таким образом, И. Гербарт направил процесс обучения на формирование правильного восприятия мира и людей, укрепление характера и силы воли. Он отмечал: «Педагогика является необходимой наукой для воспитателя. Воспитатель должен владеть наукой, которую следует передавать дальше. И здесь я сразу хочу признаться, что не имею представления о воспитании без обучения, так же как и не признаю такого обучения, которое не было воспитывающим» [8, с. 395].
И. Гербарт полагал, что воспитывающее обучение развивает ребенка благодаря передаче знаний, которые в учебном процессе в зависимости от педагогического намерения всегда служат лишь средством. Педагогические намерения (цели), направленные на развитие гармоничной целостности человека, ее интерес, появляются в процессе обучения, и должны быть многосторонними. Педагогические взгляды И. Гербарта формировались на базе его философского мировоззрения, он был убежден в том, что достижение нравственности через воспитание является возможным и необходимым.
Итак, И. Гербарт рассматривал педагогику как науку и искусство воспитания, которую разделял на искусство подготовленного воспитателя и случайное применение этого искусства. Ученый предложил новую модель соотношения между теорией и практикой - модель «педагогического такта», чем признал как первенство практики по отношению к теории, так и приоритет теории по отношению к практике.
Педагогическая система И. Гербарта была направлена на организацию целостного (единство обучения и воспитания) процесса формирования морального характера, который предоставляет ученику возможности быть действительно субъектом нравственной деятельности. Главной задачей этой системы является формирование эстетического восприятия окружающего мира. Воспитывающее обучение раскрывается как взаимодействие обучения и воспитания в целостном процессе становления нравственной личности, связующим элементом которого является «многосторонний интерес», выступающий одновременно целью и результатом обучения и главным средством формирования нравственного характера. Главным принципом формирования характера в системе ученого выступает действие.
1. Джуринский А. Н. Педагогика: история педагогических идей. М. : Педагог. о-во России, 2000. 352 с.
УДК 378.147 Науч. спец.: 13.00.08
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ
Электронное обучение проходит в информационной предметной среде. Для создания такой среды обучения английскому языку необходима подготовка учителей, позволяющая им создавать проект среды, формировать контент, методически сопровождать электронное обучение в этой среде и оценивать его эффективность. В статье рассматривается модель такой подготовки.
Ключевые слова: электронное обучение, информационная среда, обучение английскому языку.
2. Пискунов А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. М. : ТЦ Сфера, 2001. 512 с.
3. Джуринский А. Н. История педагогики и образования. М. : Юрайт, 2016. 676 с.
4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб. : Питер, 2000. 304 с.
5. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / [под. ред. З. И. Васильевой]. М. : Academia, 1998. 414 с.
6. Латышина Д. И. История образования и педагогической мысли. М. : Гардарики, 2005. 603 с.
7. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева [и др.]. М. : Академия, 2002. 416 с.
8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. и автор вводных ст. А. И. Пискунов. [2-е изд.]. М. : Просвещение, 1981. 528 с.
© Скрябина Т. О., 2019
С. Р. Удалов, Н. В. Петрова S. R. Udalov, N. V. Petrova
THE MODEL OF FUTURE ENGLISH TEACHERS' TRAINING TO DESIGN
AND FORM INFORMATION LEARNING ENVIRONMENT
E-learning takes place in the information subject environment. To create the environment of teaching English it is necessary to prepare teachers, this preparation allows teachers to design a project of the information environment, methodically support e-learning in this environment and evaluate its effectiveness. The model of such preparation is considered in the article.
Keywords: e-learning, information environment, teaching English.
Информатизация общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации в XXI веке. По мере продвижения к информационному обществу - обществу, основанному на знаниях, - меняется и наше понимание того, что такое образование и учение. Меняются роли участников образовательного процесса. От роли «основного источника знаний» учитель переходит к роли создателя образовательной среды, роли активного участника электронного и смешанного обучения, применяющего новые образовательных технологии. Меняется и роль обучаемого. Учащиеся становятся не просто пассивными потребителями информации, они становятся активными создателями информационных материалов, знающими различные способы получения информации, ее организации и оценивания, способные конструировать свои знания. Этому
способствуют эффективно организованные совместные дискуссии, форумы, чаты, семинары в информационной образовательной среде, а также систематическое оценивание работ других участников. Новые образовательные технологии, коллективные формы работы, открытый доступ к информационным ресурсам, массовые онлайн-курсы приводят к постепенному развитию образовательного сообщества. Обучение - это деятельность (а не место), которая открыта для новых людей с новыми идеями [1].
Вышесказанное относится в значительной степени и к обучению английскому языку. Сегодня английский язык занимает совершенно особое положение и превращается в Упдиа^апса - язык межнационального общения всего человечества. На данный момент существует множество методов, форм, средств и технологий его изучения,