Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей вузов к реализации функций развивающего и воспитывающего обучения'

Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей вузов к реализации функций развивающего и воспитывающего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО И ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И СОТРУДНИК ВУЗА КАК ОРГАНИЗАТОРЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОРГАНИЗАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАЗВИВАЮЩЕГО И ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулатипова Эльмира Абдулатиповна

Цель. Выявление и обоснование актуальных вопросов профессионально-педагогической подготовки преподавателей вузов к реализации функций развивающего и воспитывающего обучения. Методы. Анализ теоретической, педагогической и методической литературы, обобщение опыта. Результат. Описаны условия повышения эффективности и качества реализации функций развивающего и воспитывающего обучения с учетом отечественного и зарубежного опыта решения педагогических задач в образовательном учреждении. Выводы. На основе анализа и обобщения материалов теоретического и эмпирического исследования, проведенного в образовательных учреждениях, уточнены сущность и содержание деятельности педагогов по этому направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулатипова Эльмира Абдулатиповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей вузов к реализации функций развивающего и воспитывающего обучения»

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 2. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 2. 2018

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-26-31

Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей вузов к реализации функций развивающего и воспитывающего обучения

© 2018 Абдулатипова Э. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: achu-68@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Выявление и обоснование актуальных вопросов профессионально-педагогической подготовки преподавателей вузов к реализации функций развивающего и воспитывающего обучения. Методы. Анализ теоретической, педагогической и методической литературы, обобщение опыта. Результат. Описаны условия повышения эффективности и качества реализации функций развивающего и воспитывающего обучения с учетом отечественного и зарубежного опыта решения педагогических задач в образовательном учреждении. Выводы. На основе анализа и обобщения материалов теоретического и эмпирического исследования, проведенного в образовательных учреждениях, уточнены сущность и содержание деятельности педагогов по этому направлению.

Ключевые слова: личность и деятельность преподавателя вуза, система реализации функций развивающего и воспитывающего обучения, преподаватель и сотрудник вуза как организаторы учебно-воспитательного процесса, организация, содержание и методика развивающего и воспитывающего обучения.

Формат цитирования: Абдулатипова Э. А. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей вузов к реализации функций развивающего и воспитывающего обучения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 2 С. 26-31. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-26-31

Professional and Pedagogical Training of Lecturers for Realizing the Functions of Developmental

and Educational Teaching

© 2018 Elmira A. Abdulatipova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: achu-68@mail.ru

ABSTRACT. Aim. Identification and substantiation of topical issues of professional and pedagogical training of lecturers for the realization the functions of developmental and educational teaching. Methods. Analysis of theoretical, pedagogical and methodological literature, generalization of experience. Result. The conditions for increasing the efficiency and quality of the realization the functions of developmental and educational teaching, taking into account domestic and foreign experience in solving pedagogical problems in the educational institution are described. Conclusions. Based on the analysis and generalization of the materials of theoretical and empirical research conducted in educational institutions, the essence and content of the activity of lecturers in this direction are clarified.

Keywords: the identity and activity of the lecturer, the system of realization the functions of developmental and educational teaching, lecturer and member of stuff of the University as the organizers of the educational process, the organization, content and methods of developmental and educational teaching.

For citation: Abdulatipova E. A. Professional and Pedagogical Training of Lecturers for Realizing the Functions of Developmental and Educational Teaching. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. T. 12. No. 2. Pp. 26-31. DOI: 10.31161/1995-0659-201812-2-26-31 (In Russian)

Введение

Образовательные учреждения Российской Федерации (РФ) формируют, как правило, надежные основы профессионализма выпускников вузов различных направлений практической деятельности, предполагают адаптацию к конкретной должности, на которую они назначаются, а также к особым и непрерывно меняющимся условиям, изменениям в правовой регламентации и организации деятельности, требуют изучения передового опыта, решения новых проблем и задач, преодоления возникающих проблем и недостатков [12]. Окончившему образовательное учреждение выпускнику необходимо продолжать непрерывно учиться в процессе деятельности, совершенствовать профессионализм, поддерживать высокую готовность к восприятию и реализации нововведений, происходящих в стране и в мире. Для этого, по нашему мнению, уже в образовательном учреждении ему необходимо получить определенные педагогические установки на будущее профессиональное самосовершенствование, сформировать у себя определенные взгляды и убеждения, научиться учиться самостоятельно [2].

Они, как правило, реализуются в учебном процессе посредством последовательного претворения в педагогическую практику следующих ведущих функций:

образовательной, воспитательной и развивающей. При этом в разные периоды обучения в вузе роль и место этих функций может видоизменяться и в различной интерпретации комплексироваться.

Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике. Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы на учебных занятиях, работы с книгой, справочной литературой, с организацией самостоятельной работы, конспектированием и др.

Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она

осуществляется и посредством специальной организации общения педагога с учащимися.

Цель - выявление и обоснование актуальных вопросов профессионально-педагогической подготовки преподавателей вузов к реализации функций развивающего и воспитывающего обучения.

Методы - анализ теоретической, педагогической и методической литературы, обобщение опыта.

Результаты и обсуждение

Исследование совместной деятельности преподавателя и обучающихся дает нам основание говорить об определенной зависимости их совместной деятельности и возможностей профессорско-преподавательского состава по оптимизации процесса обучения в современных условиях. Одной из них, на наш взгляд, является существенное повышение роли воспитывающей и развивающей составляющих в обучении в современных условиях [3].

Сущность воспитывающего обучения заключается, прежде всего, в необходимости использования всех элементов подготовки для профессионального воспитания обучающихся. Оно предполагает необходимость извлечения воспитательного эффекта из содержания занятий, его организации, методики, создаваемой в учебной группе морально-психологической атмосферы, воздействий на обучающихся личности и поведения руководителя занятий, примера его добросовестного и заинтересованного отношения к

дидактическому материалу, педагогически выверенных взаимоотношений и общения с обучающимися, способов руководства работой обучающихся и предъявляемой педагогической требовательности [5].

Развивающее обучение указывает на необходимость в процессе подготовки развивать у обучающихся интеллект, профессиональные способности и деловые качества. Большое значение имеют стиль преподавания, мотивация добросовестного учения и повышения профессионализма, организация процесса подготовки,

применяемые руководителем занятий методы, создаваемые учебные трудности, непосредственное обучение

профессиональным приемам наблюдения, запоминания, мышления и др.

Педагогическая практика

свидетельствует, что воспитывающая и развивающая составляющие учебного процесса зависят от многих факторов: мотивации обучающихся, морально-психологического климата в учебных и педагогических коллективах; материально-технической базы; содержания и методики профессионально-педагогической деятельности преподавателей и др.

Но, как показывают наблюдения и специальные исследования, ведущим из них был и остается профессорско-преподавательский состав. При этом следует отметить, что не только и не столько сам по себе профессорско-преподавательский

состав, сколько его профессионально-педагогическая деятельность. А к этой деятельности его нужно готовить и способствовать самостоятельной работе педагогов в этом направлении.

Преподаватель высшей школы, с одной стороны, является специалистом в определенной области научного знания, например, физики, педагогики, политологии, а с другой стороны, учителем и воспитателем обучающихся. Для эффективной реализации обеих составляющих преподаватели должны обладать высоким уровнем

общепедагогической подготовки. При осуществлении социально-педагогических функций система педагогических знаний, навыков, умений и качеств личности во многом является общей для каждого преподавателя высшей школы, независимо от специальности и преподаваемого предмета. И в этом смысле общепедагогическая подготовка - единый и обязательный элемент профессиональной подготовки каждого педагога высшей школы, независимо от его специализации и квалификации.

Общепедагогическая подготовка в вузе -это комплексный педагогический процесс, в котором осуществляются в диалектическом единстве обучение, воспитание, развитие личности преподавателя, педагогическое самосовершенствование, психологическая

подготовка к педагогической деятельности. В своей совокупности они составляют новое качество, определяют внутреннюю взаимосвязь и целостность закономерно развивающегося, противоречивого и управляемого педагогического процесса подготовки педагогов.

В учебных заведениях

общепедагогическая подготовка

осуществляется как в системе плановых учебных занятий по психолого-педагогическим дисциплинам, так и в процессе педагогической практики и самостоятельной работы педагогов. Она включает: теоретическую подготовку преподавателей (изучение психологии и педагогики высшей школы, методики преподавания учебных дисциплин, теории и практики психолого-педагогических

исследований в вузе); методическую подготовку (формирование и развитие общепедагогических и методических навыков и умений преподавания учебной дисциплины и воспитательной работы); формирование и развитие педагогических качеств личности: эмпатии,

доброжелательности, наблюдательности, воображения, такта, требовательности, качеств речи и др. При этом большое значение имеет развитие личности педагога, осуществляющееся в процессе

педагогической деятельности на базе знаний, навыков и умений [7].

Значимость общепедагогической

подготовки преподавателя обусловлена тем, что психолого-педагогические и другие человековедческие знания, педагогические навыки и умения, качества личности в современных условиях все больше становятся объективной основой и важнейшим условием эффективного функционирования высшей школы. Первостепенную роль в подготовке педагогов для деятельности в современной высшей школе приобретают выработка у них педагогического мышления, развитие творческого подхода к педагогическому труду, овладение передовым педагогическим опытом и новейшими технологиями подготовки специалистов [8].

Методологическими и теоретическими основами общепедагогической подготовки преподавателей являются несколько

направлений научной мысли. Во-первых, культурологическое. Оно связано с именами выдающихся философов, писателей и ученых прошлого и настоящего, различных научных школ и вероисповеданий, деятелей мировой и отечественной культуры. Основная идея представителей данного направления заключается в том, что для продуктивного обмена социокультурным наследием между людьми необходимо преднамеренно конструировать и осуществлять

образовательно-воспитатель-ный процесс передачи и овладения опытом поколений, а также специально готовиться к его осуществлению [1].

Другое направление - социально-педагогическое. Его основу составляют положения об определяющей роли и значении деятельности и социальной среды в формировании всесторонне развитой личности, о единстве обучения и воспитания с производительным трудом, о неразрывной связи воспитания с общественными условиями, о необходимости

целенаправленного формирования и развития у самих воспитателей гражданских и профессиональных качеств.

Следующим направлением научной мысли, имеющим непосредственное отношение к общепедагогической подготовке преподавателей, является психологическое. Особое значение имеют классические психологические постулаты теории деятельности и деятельностного подхода к воспитанию и обучению (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.).

Собственно педагогическое направление включает научные идеи ученых-педагогов в области подготовки педагогических кадров. Например, концепция субъектного развития и саморазвития личности учителя в процессе осуществления им профессионально-ориентированной деятельности (Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин и др.) [4].

Наряду с повышением

общепедагогической подготовки

преподавателей в масштабе вуза и на кафедрах главным направлением остается их самостоятельная работа.

Самостоятельная работа преподавателей по совершенствованию общепедагогической подготовки требует от них

целеустремленности, личной

заинтересованности, умственного, волевого и физического напряжения. Благодаря усилиям в этом направлении постепенно складываются педагогические убеждения, развиваются педагогические способности, расширяются знания, формируются навыки и умения. Все это положительно отражается на результатах педагогической деятельности и в конечном счете на обучении, воспитании и развитии выпускников вузов [11].

Таким образом, общепедагогическая подготовка преподавателя вуза является важным условием реализации социально-педагогических функций по обучению, воспитанию и развитию обучающихся. Ее осуществление и совершенствование требуют от руководства образовательного учреждения, педагогического коллектива кафедр и самого преподавателя целенаправленных и непрерывных усилий в целях пополнения багажа психолого-педагогических знаний, формирования и развития педагогических навыков и умений, качеств личности, необходимых для работы с обучающимися.

Названные ориентиры предполагают, что преподаватели должны обладать не только фундаментальными знаниями,

профессиональными и психолого-педагогическими навыками и умениями, но и развитым профессиональным мышлением, приспособленным к проектно-творческой деятельности в нестандартных

педагогических ситуациях. И именно это во многом может способствовать реализации развивающей функции обучения [13].

Сопоставляя предложенные ориентиры с реалиями современной профессионально-педагогической подготовки педагогов, следует признать, что существующая система имеет колоссальный научный потенциал по всем направлениям. Другое дело, что многие знания, навыки и умения адекватно не реализуются в практической деятельности. И причина такого положения дел очевидна. Преподаватели недостаточно эффективно ориентируются на это в процессе профессиональной подготовки и

переподготовки. Налицо противоречие, в разрешении которого и лежит сущностное понимание нововведений в системе обучения педагогических кадров. Коренным признаком инновационности ее новой

модели должно выступать саморазвитие педагога, формирование у него профессионального мышления, адекватного возросшему уровню фундаментальных и базовых знаний, получаемых за период профессиональной подготовки,

переподготовки и самосовершенствования. Эти положения позволили выделить данный путь в качестве одного из основных по совершенствованию профессионально-педагогической подготовки преподавателей к решению воспитательных и развивающих задач в учебной аудитории [14].

Задача осмысления и реализации инновационных подходов в подготовке преподавателей выдвигает ключевую проблему - создание и функционирование эффективной модели формирующе-развивающей профессиональной учебной среды.

Определенную роль в применении инновационных технологий в

профессионально-педагогической подготовке преподавателей сыграло изучение зарубежного опыта подготовки педагогов, где инновационные технологии активно используются в различных обучающих системах.

При этом анализ эксперимента показал, что инновационный подход важен в повышении эффективности учебного процесса, а еще он открывает большие возможности в области развития личности преподавателя.

Выводы

В ходе исследования установлено, что организаторам профессионально-педаго-

1. Алехин И. А. Андрагогические технологии развития профессиональной компетентности преподавателей исследовательского университета // Мир образования -образование в мире. 2015. № 2. С. 217-220.

2. Барабанщиков А. В. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. М. : Изд-во ВПА, 1985. 174 с.

3. Джуринский А. Н. История педагогики и образования. М. : Владос-Пресс: КДУ, 2013. 400 с.

4. Духовно-нравственное воспитание в высшей школе: истоки и сущность / Под редакцией Б. Н. Недбайло и др. М. : Изд-во ВУ, 2013. 78 с.

5. Ленев Ю. А. Воспитательная система высшего военного учебного заведения. М. : Изд-во ВУ, 2009. 303 с.

гической подготовки преподавателей следует иметь в виду различную реакцию обучающихся на нововведения: их принятие и активное участие в реализации или пассивное отношение; однозначное неприятие или занятие выжидательной позиции; активное противодействие нововведениям, игнорирование инноваций. В соответствии с преобладающим типом индивидуальной или коллективной реакции на нововведения в профессионально-педагогической подготовке преподавателей строится работа с ними, создаются условия для формирования положительного отношения к внедрению инновационных подходов.

Таковы основные аспекты

профессионально-педагогической подготовки преподавателей к реализации функций воспитания и развития в процессе обучения. Привлекая внимание к его содержательным, организационным и методическим вопросам, следует отметить, что исследование научных работ, опытно-эксперимен-тальное исследование показали, что обращение к этим вопросам не панацея от всех проблем, а действенное средство, которое позволит поднять планку профессионально-педагогической подготовки преподавателей, а затем и студентов на такой уровень, который не только отвечал бы современным требованиям, но и работал бы на перспективу.

6. Макарова Л. В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация. М., 1992. 148 с.

7. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. М. : Омега, 2013. 416 с.

8. Маркова А. К. Психология труда учителя. М. : Просвещение, 1993. 192 с.

9. Матюнин Б. Г. Нетрадиционная педагогика. М. : Школа-Пресс, 1994. 96 с.

10. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. М. : Академия, 2009. 192 с.

11. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М. : Юрайт, 2011. 502 с.

12. Психология и педагогика / Под редакцией И. А. Алехина и др. М. : Изд-во ВУ, 2012. 320 с.

Литература

13. Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: рождение мастера. М. : Владос, 2000. 304 с.

1. Andragogic technologies for development of professional competence of the research university lecturers. Mir obrazovaniya - obrazovaniye v mire [The world of education - education in the world]. 2015. No. 2. Pp. 217-220. (In Russian)

2. Barabanshikov A. V. Pedagogicheskaya kachestva kul'tura prepodavatelya delovyye vysshey voyennoy pedagogicheski shkoly [The quality of the pedagogical culture of the teacher business the higher military pedagogical school]. Moscow, PMA Publ., 1985. 174 p. (In Russian)

3. Dzhurinsky A. N. Istoriya pedagogiki i naznachayutsya obrazovaniya [History of Pedagogy and Education]. Moscow, Vlados-Press: KDU Publ., 2013. 400 p. (In Russian)

4. Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye v provedennogo vysshey shkole: sovershenstvovat' istoki i sushchnost' [Spiritual and moral education in higher education: origins and essence]. Ed. by B. N. Nedbaylo and oth. Moscow, MU Publ., 2013. 78 p. (In Russian)

5. Lenev Yu. A. Vospitatel'naya professional'noy sistema vysshego priznakom voyennogo uchebnogo bazy zavedeniya [The educational system of the higher military educational institution]. Moscow, MU Publ., 2009. 303 p. (In Russian)

6. Makarova L. V. Prepodavatel': formirovaniyem model' deyatel'nosti i imenami attestatsiya [Teacher: model of activity and attestation]. Moscow, 1992. 148 p. (In Russian)

7. Mardakhaev L. V. Sotsial'naya pedagogika [Social pedagogics]. Moscow, Omega Publ., 2013. 416 p. (In Russian)

8. Markova A. K. Psikhologiya truda uchitelya [The psychology of teacher's work] Moscow, Prosveshenie Publ., 1993. 192 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Matyunin B. G. Netraditsionnaya pedagogika [Non-traditional pedagogy]. Moscow, Shkola Press Publ., 1994. 96 p. (In Russian)

10. Panfilova A. P. Innovatsionnyye pedagogicheskiye tekhnologii [Innovative pedagogical technologies]. Moscow, Akademiya Publ., 2009. 192 p. (In Russian)

11. Pedagogika [Pedagogy] / Ed. by P. I. Pidkasisty. Moscow, Yurait Publ., 2011. 502 p. (In Russian)

12. Psikhologiya i pedagogika [Psychology and pedagogy]. Ed. by I. A. Alekhin and oth. Moscow, MU Publ., 2012. 320 p. (In Russian)

13. Reshetnikov P. E. Netraditsionnaya tekhnologicheskaya sistema podgotovki uchiteley: rozhdeniye mastera [Non-traditional technological system of teacher training: birth of a master]. Moscow, Vlados Publ., 2000. 304 p. (In Russian)

14. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998. 256 с.

14. Selevko G. K. Sovremennyye obrazovatel'nyye tekhnologii [Modern educational technologies]. Moscow, 1998. 256 p. (In Russian)

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Абдулатипова Эльмира

Абдулатиповна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии начального образования, факультет начальных классов, Дагестанский государственный педагогический

университет (ДГПУ); e-mail: achu-68@mail.ru

Принята в печать 12.02.2018 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliations

Elmira A. Abdulatipova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Psychology of Primary Education, the faculty of Primary School, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email: achu-68@mail.ru

Received 12.02.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.