••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 1. 2017
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Теория и методика обучения / Theory and Methods of Teaching Оригинальная статья / Original Article УДК 378
Эффективные формы и методы обучения будущего менеджера туризма
© 2017 Абдулатипова Э. А., Чупанов А. Х.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: e-mail: achu-68@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть принципы организации профессиональной подготовки регионального туризма. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение. Результат. Обосновывается организационно-деятельностная игра как эффективная форма организации педагогического процесса, которая позволяет вывести на высокий уровень усвоение содержания деятельности будущего менеджера туризма. Вывод. Организационно-деятельностная игра выполняет функцию обучения и становится развивающей средой, в которой формируются эталоны профессионального поведения личности.
Ключевые слова: будущий менеджер туризма, методы обучения, профессиональная подготовка, формы организации обучения, организационно-деятельностная игра.
Формат цитирования: Абдулатипова Э. А., Чупанов А. Х. Эффективные формы и методы обучения будущего менеджера туризма // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 92-97.
Effective Forms and Methods in Teaching the Future Manager of Tourism
© 2°i7 Elmira A. Abdulatipova, Abdullah Kh. Chupanov
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: achu-68@mail.ru
ABSTRACT. Aim. The aim of the article is to consider the principles of professional training organization of regional tourism. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, observation. Results. The authors of the article prove the organizational-activity game as the effective form of pedagogical process organization, which allows getting up to speed learning the subject of tourism future manager's activity. Conclusions. Organizational-activity game fulfils functions of learning and becomes the developing environment, which forms the criteria of person's professional behavior.
Keywords: future manager of tourism, learning methods, training, forms of organization of teaching, organizational-activity game.
For citation: Abdulatipova E. A., Chupanov A. Kh. Effective Forms and Methods in Teaching the Future Manager of Tourism. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 92-97. (In Russian)
Введение
Система туристического образования предполагает не только подготовку туристических кадров в области управления, но и владеющих различными технологиями. Следовательно, педагогический процесс подготовки туристических кадров должен включать в себя инновационные формы и методы организации обучения, обеспечивающие готовность будущих менеджеров туризма к творческой, продуктивной деятельности. Кроме того, внедрение новых форм и методов обучения в процесс подготовки менеджеров туризма, создает условие развития творческой образовательной среды, позволяющей формировать креативную, саморазвивающуюся личность. Вместе с тем, существует ряд внешних и внутренних факторов, препятствующих внедрению методов и форм организации педагогического процесса в систему подготовки будущих менеджеров туризма, среди которых: недостаточное материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса; недостаточная разработанность учебно-методических пособий, позволяющих осмыслить преимущества новых, более активных методов обучения; недостаточная готовность педагога, к качественному использованию активных форм и методов обучения будущих менеджеров туризма.
Целью исследования явилось рассмотрение принципов организации профессиональной подготовки регионального туризма.
Методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение.
Результаты и обсуждение
Профессиональное туристское образование в Дагестане строится в условиях туристской национальной индустрии. Совокупность условий можно разделить на следующие группы:
- демографические (семейное положение, половозрастной состав населения и
др.);
- субъективные - определяемые психофизическими возможностями личности (мнение, предпочтения, наклонности, вкусы и так далее);
- социально-экономические (многообразие форм собственности, уровень развития производительных сил, научно-технический прогресс, цены, доходы и другое).
Анализ рынка туристских услуг и туристского продукта Республики Дагестан позволил сформулировать требования к специалистам, работающим в сфере туризма. К ним относятся знания и умения: способов и методов аналитических исследований; общих основ анализа туристского рынка; осуществлять маркетинговое исследование рынка и его прогнозирование; знать ценообразование и рекламу туристского продукта. Также актуальными на сегодняшний день становятся личностные качества менеджера туризма, такие как этичность, коммуникабельность, установление и развитие деловых контактов, целеустремленность, мобильность и т. д.
Следует отметить, что в последние годы в мире наблюдается тенденция к «мягкому» туризму, а именно, экотуризму, который нацелен на исследование окружающей среды, особенно флоры и фауны в заповедных районах. Хотелось бы отметить, что в Дагестане развитие этого вида туризма вполне приемлемо, поскольку данный продукт охватывает большой сегмент рынка республики и позволит существенно изменить имидж нашего региона.
Исследование активных форм и методов обучения будущего менеджера туризма базируется на основе принципов организации профессиональной подготовки регионального туризма.
Принцип презумпции образовательной потребности предполагает включить в технологию обучения инновационные методы активизации познавательной деятельности студентов;
Принцип балансировки предполагает процесс обучения за счет уравновешивания одних свойств личности студентов за счет других, обеспечивая при этом благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала учащегося;
Принцип креативности предполагает наличие способности к активности каждого студента, когда моральные, этические, традиционные нормы переходят во внутренние стимулы активности.
Система высшего образования в сфере туризма представлена, прежде всего, Российской международной академией туризма, и включает в себя семнадцать направлений и специализаций, каждая из которых в свою очередь имеет блок дисциплин общеобразовательной и профессиональной подготовки.
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017
••• йБРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 1. 2017
Повышение квалификации профессионального туристского образования осуществляется в рамках соответствующих дисциплин специализаций и специальностей. Перепрофилирование происходит в форме профориентации, профессиональной подготовки и профессиональной переподготовки с присвоением квалификации. Бизнес-образование включает систему экспресс-семинаров, стажировок и программ «МВА-туризм», по компетенции Института дополнительного профессионального образования Российской международной академии туризма (РМАТ). Система послевузовского образования включает аспирантуру и докторантуру.
Однако, современная педагогическая практика нуждается в работах методической и практической направленности. Таким образом, наше исследование ориентировано на технологический подход к организации педагогического процесса, поскольку он позволяет выстроить некий алгоритм использования методов и форм обучения. Концепция технологии строится на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющего студенту развивать способности к самоуправлению, саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю, самокоррекции в будущей профессиональной деятельности. В связи с этим выбор методов обучения для поставленных задач пал на игровые методы и формы организации педагогического процесса, поскольку они позволяют активизировать познавательную сферу личности.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволяет нам представить наиболее оптимальную классификацию методов обучения:
- методы коммутаторы;
- иллюстративные методы;
- практические методы.
По мнению В. А. Онищука, в основу классификации методов обучения должны быть положены дидактические цели и задачи занятий, и, соответственно, и виды деятельности учителя и учащихся. Согласно его классификации, методы обучения подразделяются на коммуникативные (беседа, объяснение, иллюстрация), предполагающие воспроизводство готовых знаний; познавательные (наблюдение, моделирование, анализ и обобщение), характеризующиеся восприятием, осмыслением и запоминанием студентами содержания обуче-
ния; преобразовательные методы обучения (проблемные задания, познавательные задачи и т. д.), предполагающие творческое осуществление педагогического процесса; систематизирующие (обобщение и систематизация знаний умений и навыков), характеризующиеся обобщением и изложением преподавателем знаний по нескольким связанным между собой разделам программы; контрольные (контрольная письменная работа, опрос, тестирование, практическое задание), предполагающие выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекцию. Каждый из выше представленных методов может использоваться в подготовке будущего менеджера туризма [4].
В частности, на практических занятиях в лыжном походе (освоение метода самостоятельной работы в спортивно-туристическом комплексе «Чиндирчеро»); на соревнованиях по технике туризма (методы отработки препятствий в природной среде); в экскурсиях по достопримечательностям Дагестана; на выездных занятиях (освоение методов инструктажа, иллюстраций); игры в учебно-тренировочном походе, в природных условиях (метод практических навыков). В качестве форм организации подготовки будущих менеджеров туризма мы выделяем: туриады, слеты, соревнования по видам и технике туризма, выездные занятия, экскурсии на природу, индивидуальные тренировки, индивидуальные занятия по составлению туристского паспорта республики, стажировка в детских лагерях, учебные походы; экспедиции.
Следует отметить тот факт, что любой метод можно применить, учитывая при этом конкретные цели, задачи и условия проведения учебного процесса. Применение же активных методов обучения предполагает продуктивное взаимодействие между субъектами педагогического процесса, где студент из пассивного слушателя переходит в позицию активного участника. Таким образом, под активными методами обучения понимается демократическая форма взаимодействия, при которой деятельность студента носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Исследованию игровых методов обучения посвящены работы А. А. Балаева, Н. В. Борисовой, К. Гросса, В. В. Давыдова, К. Круса, М. Лазаруса, А. П. Панфиловой, С. Л. Рубинштейна, Т. Спенсера, Й. Хэйзинга, С. А. Шмакова, Д. Б. Эльконина [ 1 -3; 5; 6; 8; 9;].
Кроме того, игра, с одной стороны, максимально способствует формированию и развитию творческих начал личности, а с другой - вооружает будущего специалиста наиболее эффективными технологиями. Учитывая специфику подготовки менеджеров туризма нами использовались деловые игры; организационные игры (организационно-деятельные, рефлексивные, инновационные, организационно-обучающие игры.
Игровые технологии способствуют: повышению у студентов интереса к учебным занятиям в целом и к тем социально-культурологическим проблемам, которые моделируются или проектируются с помощью игровой деятельности; росту познавательной активности студентов в процессе обучения, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности, моделируемой в игре; приобретению участниками игры навыков принятия ответственных решений в сложных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игры; воспитанию личностной позиции студента, формированию профессиональной дееспособности, необходимой будущему специалисту.
Среди возможностей, которые открываются перед педагогами, организующими и проводящими специально подобранные педагогические игры, следует выделить: возможность накопления нового дидактического опыта; более реалистическое понимание своих возможностей и, как следствие, изменение методики преподавания, повышение ее эффективности.
Игровая технология не подменяет традиционные методы обучения студентов, а рационально их дополняет, расширяет педагогический арсенал, позволяя более эффективно достигать поставленные цели и задачи конкретного занятия и всего учебного курса. Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет студентам быть лично причастными к протекаемому процессу, дает возможность «прожить» некоторое время в «реальных» игровых, похожих на жизненные, условиях. В ходе организаци-онно-деятельностной игры, проводимой нами на втором курсе филиала Российского государственного университета туризма и сервиса в г. Махачкале выделены лич-
ностно-профессиональные ценности и принципы работы менеджера туризма, разработан личностный жизненный план каждого участника с последующими средствами его реализации. При этом у студентов активно формируется способность восприятия человека таким, каков он есть; уважение чужой точки зрения; психологическая индивидуальность; уважительное отношение к личности и ее проблемам; умение слышать и слушать, доброжелательность, тактичность.
Организационно-деятельностная игра под названием «Историческое наследие Республики Дагестан» реализовывалась в рамках дисциплины «Технология внутреннего туризма», предназначенной для специальностей 100103 - социально-культурный сервис и туризм. Целью игры выступало формирование умений студентов проектирования программы культурно-просветительской деятельности в Дагестане. Задачами органи-зационно-деятельностной игры выступали: формирование знаний об историко-культурном потенциале Республики Дагестан, основных принципах рекреационного освоения природного и исторического наследия республики; формирование организационных умений по разработке программы культурно-просветительской деятельности в Дагестане. В качестве методических особенностей организационно-деятельностной игры нами выделяются:
- игра - проводится в форме интенсивной работы всех ее участников, направлена на достижение цели и проходит в течение пяти дней по 12 академических часов в день, что позволяет ее участникам глубоко «погрузиться» в проблему и максимально использовать свои знания, особенности и творческий потенциал;
- обучающий эффект игры строится на принципе «здесь и сейчас», позволяющем опираться на реальный достигнутый уровень подготовки студентов, актуализировать их потенциал;
- студенты разрабатывают программу культурно-просветительской деятельности в Дагестане, которая в последующем может быть использована в профессиональной деятельности;
- игровой процесс осуществляется на основе самоопределения ее участников, индивидуальной, групповой и пленарной рефлексии, культурной коммуникации;
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 1. 2017
- существенное место в игре занимают инновационные методы, ориентированные на обобщение, классификацию знаний и способов деятельности.
Выводы
Как показали наши исследования, использование активных форм и методов в профессиональной подготовке менеджера туризма, в частности, участие студентов-бакалавров в организационно-деятельност-
1. Балаев А. А. Активные методы обучения. М. : Профиздат, 1986. 94 с.
2. Борисова Н. В. Педагогические особенности создания и внедрения систем активных методов обучения в институте повышения квалификации. Дис. ... канд. пед. наук. М., 1987. 334 с.
3. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М. : Педагогика, 1986. 240 с.
4. Онищук В. А. Дидактика современной школы. Пособие для учителей. Киев: Рад. шк., 1987. 350 с.
5. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студ. высших учебных заведений / Под общ. ред.
1. Balayev A. A. Aktivnye metody obucheniya [Active learning methods]. Moscow, Profizdat Publ., 1986. 94 p. (In Russian)
2. Borisova N. V. Pedagogicheskie osobennosti sozdaniya i vnedreniya sistem aktivnykh metodov obucheniya v institute povysheniya kvalifikatsii [Pedagogical features of the creation and implementation of the active learning methods in the Advanced Training Institute]. Dissertation of ... Ph. D. (Pedagogy). Moscow, 1987. 334 p. (In Russian)
3. Davydov V. V. Problemy razvivayushchego-sya obucheniya [The problems of developing education]. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. 240 p. (In Russian)
4. Onishchyuk V. F. Didaktika sovremennoy shkoly. Posobie dlya uchiteley [Didactics of the modern school. Tutorial for teachers]. Kiev, Rad. shk. Publ., 1987. 350 p. (In Russian)
5. Panfilova A. P. Igrovoe modelirovanie v deyatel'nosti pedagoga: uchebnoe posobie dlya stud. vysshikh uchebnykh zavedeniy [Game mod-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Абдулатипова Эльмира Абдулатипов-
на, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, факультет начальных
ной игре позволяют вывести на высокий уровень усвоение содержания. Студент как субъект игрового взаимодействия обогащается опытом самоорганизации, самореализации и индивидуально-личностного творчества. Таким образом, организацион-но-деятельностная игра выполняет функцию обучения и становится развивающей средой, в которой формируются эталоны профессионального поведения личности.
В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М. : Академия, 2006. 368 с.
6. Пидкасистый П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М. : Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
7. Чупанов А. Х. Система формирования профессиональной культуры будущего менеджера туризма. Дис. ... доктора пед. наук. Махачкала, 2006. 306 с.
8. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. М., 1992. 436 с.
9. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М., 1999. 360 с.
eling of the teacher: a textbook for students of higher education institute]. Under the general editorship V. A Slastenin, I. A. Kolesnikova. Moscow, Akademiya Publ., 2006. 368 p. (In Russian)
6. Pidkasistyi P. I. Pedagogika. Uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh vuzov i pedagogicheskikh kolledzhey [Pedagogy. Manual for the students of pedagogical universities and colleges]. Moscow, Pedagogicheskoe obshestvo Rossii Publ., 1998. 640 p. (In Russian)
7. Chupanov A. Kh. Sistema formirovaniya pro-fessional'noy kul'tury budushchego menedzhera turizma [System of professional culture formation of future manager of tourism]. Pedagogy Doctoral Dissertation. Makhachkala, 2006. 306 p. (In Russian)
8. Heizinga I. V teni zavtrashnego dnya [In the shadow of tomorrow]. Moscow, 1992. 436 p. (In Russian)
9. El'konin D. B. Psikhologiya igry [Psychology of a game]. 2nd ed. Moscow, 1999. 360 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Elmira A. Abdulatipova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Psychology of Primary Education, the faculty of Primary School, Dagestan State
Литература
References
классов, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ). Махачкала, Россия; e-mail: achu-68@mail.ru
Чупанов Абдулла Хизриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и теоретической педагогики, факультет дошкольного образования, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: achu-68@mail.ru
Принята в печать 04.11.2016 г.
Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: achu-68@mail.ru
Abdullah Kh. Chupanov, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of General and Theoretical Pedagogy, the faculty of Preschool Education, DSPU, Makhachkala, Russia; email: achu-68@mail.ru
Received 04.11.2016.
Теория и методика обучения / Theory and Methods of Teaching Оригинальная статья / Original Article УДК 53 (07)
Методика осуществления межпредметной интеграции физики с дисциплинами естественнонаучного цикла при обучении физике в школе
© 2017 Мирзаева М. М., Гайдаев А. А.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: mir-maryam@yandex.ru; aidislovo@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цель. Раскрыть способы осуществления межпредметной интеграции физики с другими естественнонаучными дисциплинами. Методы. Теоретические: анализ литературы, изучение и обобщение педагогического опыта. Результаты. Описаны способы осуществления межпредметной интеграции на уроках физики, специфика интеграции физики с другими естественнонаучными дисциплинами, выделены основные формы реализации связей физики с другими предметами, особенности осуществления интеграции физики с другими науками. Вывод. Работа по реализации межпредметной интеграции физики с дисциплинами естественнонаучного цикла при обучении физике в школе должна быть системной, постоянной, целенаправленной и общей для всех естественнонаучных предметов, что необходимо для формирования целостной картины мира в сознании учащихся.
Ключевые слова: межпредметная интеграция, межпредметные связи, осуществление межпредметной интеграции.
Формат цитирования: Мирзаева М. М., Гайдаев А. А. Методика осуществления межпредметной интеграции физики с дисциплинами естественнонаучного цикла при обучении физике в школе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 97-101.
Technique of Realization the Interdisciplinary Integration of Physics with Natural Science Disciplines in Physics Teaching at School
© 2017 Mariyam M. Mirzaeva, Аbidi А. Gaidaev
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: mir-maryam@yandex.ru; aidislovo@mail.ru
ABSTRACT. Aim. To reveal the ways of realization the interdisciplinary integration of physics with natural science disciplines. Methods. Theoretical: analysis of literature, study and generalization of pedagogical