Научная статья на тему 'Организация воспитательной работы вуза в контексте ФГОС ВПО'

Организация воспитательной работы вуза в контексте ФГОС ВПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА / CONCEPT OF EDUCATIONAL WORK / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / BRINGING UP AND SOCIALIZING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носова Татьяна Анатольевна

В статье представлены принципы разработки концепции воспитательной работы университета в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. В концепции учтены особенности современного студенчества, актуальные методологические подходы к реализации воспитательных процессов. Представлен опыт ОГУ по созданию воспитывающих и социализирующих сред. Результатом реализации концепции должно стать формирование современного конкурентоспособного специалиста, обладающего должным уровнем профессиональной и общекультурной компетентности, комплексом профессионально значимых личностных качеств, твердой социально-ориентированной жизненной позицией и системой социальных, культурных и профессиональных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of educational work based on the federal state educational standards

The article considers the principles of working out of the Concept of educational work at the university in the conditions of realization of the federal state educational standards. In the Concept the actual methodological approaches in realization of educational processes are considered. Experience in creation of the bringing up and socializing environments, available at Orenburg State University is presented.

Текст научной работы на тему «Организация воспитательной работы вуза в контексте ФГОС ВПО»

Организация т.а. носова, дще™, воспитательной работы

проректор по социальной

и воспитательной работе вуза в К°нтеКсте

ФГОС ВПО

В статье представлены принципы разработки концепции воспитательной работы университета в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. В концепции учтены особенности современного студенчества, актуальные методологические подходы к реализации воспитательных процессов. Представлен опыт ОГУ по созданию воспитывающих и социализирующих сред. Результатом реализации концепции должно стать формирование современного конкурентоспособного специалиста, обладающего должным уровнем профессиональной и общекультурной компетентности, комплексом профессионально значимых личностных качеств, твердой социально-ориентированной жизненной позицией и системой социальных, культурных и профессиональных ценностей.

Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты, Концепция воспитательной работы, социокультурная среда университета.

Разработка новой концепции воспитательной работы со студентами университета была предопределена логикой развития сложившейся в университете системы воспитания и опиралась на имеющийся кадровый ресурсный потенциал. При разработке концепции учитывались следующие особенности вуза.

Во-первых, университет является крупнейшим в регионе научно-образовательным центром, на базе которого осуществляются проекты, требующие высокой квалификации, социальной мобильности и творческой активности всех субъектов воспитательного процесса. Здесь ведется подготовка по широкому спектру специальностей и специализаций различных направлений: инженерно-технического, социально-гуманитарного, естественно-научного. Это заметно отличает университет от профильных вузов (педагогического, медицинского, юридического и т.д.) и определяет поливариативность воспитательной работы на факультетах.

Во-вторых, студенты как субъект воспитания имеют высокую степень социальных свобод и самостоятельного выбора меры собственного участия в общественной жизни университета и города.

В-третьих, за многолетнюю историю существования университета сложилась и слаженно действует внутренняя организационная структура управления воспитательной системой. Для нее характерны: устойчивость внутривузовских отношений, культ здорового образа жизни, корпоративный дух, определенная неоднородность (университетские подразделения имеют свои структуры). Приверженность демо-критическим традициям выражается в горизонтальной децентрализации управления по деканатам и подразделениям, которая объединяется и координируется вертикалью - советом по социальной и воспитательной работе. Организационная структура управления воспитательной системой университета не остается неизменной, для нее характерно как поощрение и стимулирование инициатив на местах, так и разработка проектов и инициатив, ориентированных на реализацию в социальном пространстве города и области.

Концепция построена с учетом требований ФГОС, на которых базируется ее главная идея: целенаправленное развитие социально-личностных компетенций - характеристик, определяющих готовность

выпускника университета к выполнению профессионально-должностных обязанностей, - происходит в условиях социокультурной среды вуза в ходе учебного процесса, участия студентов во внеаудиторной воспитательной работе и в социально значимой проектной деятельности.

Воспитательный процесс в университете строится на основе трех уровней воспитательного воздействия:

■ индивидуальный (студент - не средство, не материал, он - данность; цель воспитания - развитие его лучших личностных качеств, индивидуальных возможностей и способностей);

■ межличностный (в системе отношений «студент - преподаватель » реализуются отношения сотрудничества. Важно воспитательное воздействие пространства учебной группы, где в аудиторном и внеаудиторном общении происходят акты субъект-субъектного взаимодействия);

■ социально-личностный (система отношений «студент - университет»и «студент - социум» обеспечивает формирование ценностей гражданской ответственности, профессиональной компетентности, личностного самосовершенствования).

Для осуществления в социокультурной среде университета целенаправленной воспитательной работы по формированию у студентов социально-личностных компетенций определен их обобщенный перечень, а также составлен портрет выпускника университета как некий ожидаемый результат воспитательной работы. В перечень качеств, важных для становления личности выпускника, вошли следующие ценности.

Нравственные качества. Настоящий профессионализм пронизан нравственным смыслом, пониманием долга, чувством ответственности, осознанием высокого социального назначения профессиональной деятельности.

Стремление к познанию Истины. Как базовая человеческая ценность, она находит свое выражение в производных ценно-

стях (образование, наука, знания, научный поиск, научная картина мира).

Развитое чувство патриотизма (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, национальное самосознание) и сформированная гражданская позиция.

Духовные качества. Для становления духовного потенциала личности в системе образования необходимо удержание в зоне особого педагогического внимания диалектики души и духа, индивидуальности и причастности. Это значит, что в вузовской жизни должно происходить соединение личности и коллектива, личности и отечества, личности и общества, личности и культурных ценностей в их диалектической соотнесенности. Только в этом случае к концу учебы студент не только приобретет знания и умения по специальности, но и выработает в себе чувство ответственности за дело, семью, коллектив, страну и т.д., что является необходимым условием становления духовности.

Стремление к социальной солидарности. Находит свое выражение в таких ценностях, как свобода, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство и т.д.

Развитый эстетический вкус. В рамках эстетического воспитания необходимо формирование у студентов ценностного отношения к прекрасному и привычки следовать корпоративному и социально-бытовому этикету.

Стремление к укреплению собственного здоровья. Здоровье понимается как ценность, во многом определяющая перспективы профессионального роста.

Позитивное отношение к труду. Уважение ктруду,радость созидания,целеустремлённость и настойчивость -слагаемые характеристики профессионала. Важно сформировать у студента неприятие паразитического и эгоистического образа жизни, коррупции, коммерциализации человеческих взаимоотношений.

Приоритет ценностей семьи. Любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода - основа гармоничного существования человека и человеческого общества.

Толерантность. Формируется на основе межличностного и межконфессионального диалога. Это качество обязательно для профессионала, живущего и работающего в условиях поликонфессионального и полиэтнического региона.

Признание ценности Жизни и Природы. Родная земля, заповедные зоны, планета Земля - ценности, формирующие экологическое сознание современного специалиста.

Признание ценности культурного многообразия. Диалог культур и народов, международное сотрудничество - важнейшая ценность для профессионала, ориентированного на межкультурные контакты, разработку и реализацию международных научных и производственных проектов.

Образование понимается нами как способ вхождения личности в мир культуры. Становление специалиста поэтому связано с активным творческим саморазвитием, с освоением не только профессиональной, но и этно-национальной, общегосударственной и мировой культуры. Воспитательная рабо-

та со студентами строится так, чтобы максимально обеспечить развитие личностных качеств, определяющих образ современного молодого специалиста, который должен:

■ обладать глубокими знаниями и навыками по направлению профессиональной подготовки, ориентироваться в смежных областях знаний и гуманитарных дисциплинах;

■ иметь собственную мировоззренческую позицию, нравственные идеалы, гуманистические ценности;

■ соблюдать общечеловеческие нормы гуманистической морали;

■ уважать Конституцию, государственную символику и законы Российского государства;

■ обладать чувством социальной ответственности, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке;

■ успешно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, ориентироваться в социально-политической обстановке;

■ обладать способностью к саморазвитию своих интеллектуальных и профессиональных качеств;

■ стремиться к собственным достижениям и самостоятельному принятию решений, обладать целеустремленностью и предприимчивостью;

■ быть социально активным во всех сферах жизнедеятельности, готовым кпо-иску новых, нестандартных решений как профессиональных, так и жизненных проблем, обладать конкурентоспособностью, профессиональной и социальной мобильностью;

■ уметь сочетать личные интересы с интересами общества;

■ уметь работать в коллективе, с уважением и вниманием относиться к окружающим людям, их мнению и интересам;

■ обладать национальным сознанием российского гражданина, гражданскими качествами, патриотизмом.

Развитие социально-личностных компетенций студента определяется его индивидуальными особенностями, основывается на совокупности его ценностных ориента-ций и опирается на его общую эрудицию и культуру. Агенты воспитательной среды воздействуют на человека тем сильнее, чем более она насыщена духовным содержанием. Именно на это направлен воспитательный процесс в Оренбургском государственном университете. При этом система воспитательной внеаудиторной работы перестает быть оторванной от образовательного процесса, а реально объединяется с ним.

Социокультурная среда университета включает структурные подразделения, призванные обеспечить удовлетворение потребностей студентов в развитии их интеллектуального, художественно-эстетического, спортивно-оздоровительного, лидерского потенциалов. Приведем некоторые примеры.

1. Сохранению лучших традиций, сложившихся в университете, формированию у студентов представлений о престижности университета, развитию их творческих способностей способствует студенческий центрДК «Россия» и входящий в его состав факультет общественных профессий. В рамках центра работают 25 кружков и студий, в которых совершенствуют свое мастерство около двух тысяч студентов и школьников. Располагая одним из лучших концертных залов Оренбуржья, центр организует концерты, спектакли, цирковые представления для студентов, сотрудников университета и жителей города. Ежегодно проводится около 150 мероприятий (фестивалей, смотров, конкурсов, конференций и т.д.).

2. Воспитание молодежи в духе высоких идеалов служения Отечеству - задача центра духовно-нравственного просвещения, который организует ряд мероприятий, в том числе кинолекторий «За возвышение души человеческой», музыкально-литературный лекторий «Среди миров, в мерца-

нии Светил», историко-патриотический лекторий «Их имена забыться не должны ».

3. На базе учебно-спортивного комплекса «Пингвин» функционируют спортивные секции по 26 направлениям, в которых занимаются свыше двух тысяч человек; занятия ведут более 20 тренеров-преподавателей. В распоряжении сотрудников и студентов - 50-метровый бассейн, игровой зал, спортивные залы, стадион с двумя хоккейными площадками. В университете традиционно проводятся спортивно-массовые мероприятия (спартакиады «Первокурсник», «Университет», «Бодрость и здоровье»), спортивно-культурные мероприятия («Оренбургское студенчество навстречу сочинской Олимпиаде 2014 года », «Итоги спортивного года в ОГУ»), а также различные турниры и соревнования областного и российского масштаба. Спортсмены университета принимают активное участие в областных и городских фестивалях студенческого спорта, в спортивных мероприятиях российского и международного уровня.

4. Сотрудничая с различными образо-

вательными учреждениями города, педагогический коллектив Дверца юных техников «Прогресс» обеспечивает подрастающему поколению дополнительные возможности для интеллектуального,техническо-го и физического развития на занятиях в 17 секциях и лабораториях (картинг, су-домоделирование, стрелковый тир, дельта-планерный клуб, студия «Рисунок. Живопись. Дизайн », лаборатории информатики и валеологии и т.д.). На базе ДЮТ «Прогресс» работает планетарий, который посещают учащиеся школ, лицеев, студенты вузов и колледжей города, воспитанники детских дошкольных учреждений. Здесь проводятся благотворительные лекции для детей из детских домов и малообеспечен-ныхсемей.

5. В соответствии с разработанной научной концепцией в музее истории университета созданы следующие тематические разделы:

■ история и становление высшего образования в России;

■ жизненный путь и научный подвиг выдающихся деятелей отечественной науки и культуры;

■ этапы развития высшего образования в Оренбуржье;

■ стратегия развития ОГУ;

■ история создания и деятельность факультетов, кафедр, институтов и филиалов университета, традиции университета.

■ международное сотрудничество.

Ежегодно музей истории университета

проводит воспитательные мероприятия для студентов, приуроченные к памятным датам, юбилейным событиям: организует участие студентов в городском фестивале военно-патриотической песни «Долг. Честь. Родина», в чествовании ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных сил, ветеранов труда, в праздничных городских мероприятиях, посвященных Дню Победы, Вахте Памяти, в библиотечных и музейных выставках, приуроченных к памятным датам, в Уроках Мужества, возложении цве-

тов к мемориалам, литературно-музыкальных вечерах.

6. Социологические исследования студенчества как основного субъекта образовательного процесса являются ключевыми при конструировании воспитательной работы в университете. Студенческая социологическая исследовательская лаборатория на основе анонимного анкетирования выявляет мнения студентов и преподавателей вуза о своем учебном заведении, качестве преподавания и социально-воспитательной работе, настроениях и перспективах после окончания учебы, разрабатывает социологические проекты по вопросам образования, молодежной и культурной жизни, правовой культуры, религиозных отношений, дает рекомендации по совершенствованию воспитательной деятельности.

7. Медико-профилактическая работа университета осуществляется по следующим направлениям: санаторно-курортное лечение, психологическое консультирование и коррекция, профилактика наркомании и других зависимостей, пропаганда здорового образа жизни, медико-профилактические мероприятия, улучшение жилищных условий.

Большую работу по профилактическому осмотру студентов и оказанию им первичной медицинской помощи проводит студенческая поликлиника. В настоящее время обслуживаемый контингент составляет свыше 17 тыс. студентов в год. Функционирует студенческий санаторий-профилакторий, рассчитанный на 75 мест; длительность лечения - 21-24 дня. Лечебная база, включающая различные виды физиотерапевтического лечения, диетпитания, массаж, лечебную физкультуру, рефлексотерапию, позволяет обеспечивать качественный отдых и лечение студентов. Пропаганду здорового образа жизни ведет кафедра профилактической медицины, в частности ее лаборатория психодиагностики, психокоррекции и психопрофилакти-

ки. В связи с активным внедрением в практику вузов инклюзивного подхода кобразованию инвалидов, а также с необходимостью организации условий для успешной адаптации сирот и студентов, попавших в трудную жизненную ситуацию или из социально неблагополучных семей, на кафедре разработана и принята к исполнению Программа медико-социального и психолого-педагогического сопровождения студентов с разным уровнем адаптации к учебному процессу. Проводимая кафедрой работа в сфере укрепления здоровья студентов получила одобрение: в 2010 г. университет вошел в число победителей Всероссийского конкурса учреждений высшего профессионального образования «Вуз здорового образа жизни ».

Являясь органичной частью системы

профессиональной подготовки, воспитательный процесс направлен на формирование современного конкурентоспособного специалиста, обладающего должным уровнем профессиональной и общекультурной компетентности, комплексом профессионально значимых качеств личности, твердой социально-ориентированной жизненной позицией и системой социальных, культурных и профессиональных ценностей.

NOSOVA T. CONCEPT OF EDUCATIONAL WORK BASED ON THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

The article considers the principles of working out of the Concept of educational work at the university in the conditions of realization of the federal state educational standards. In the Concept the actual methodological approaches in realization of educational processes are considered. Experience in creation of the bringing up and socializing environments, available at Orenburg State University is presented.

Key words: concept of educational work, Federal state educational standards, bringing up and socializing environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.