ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРОГРАММЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Мурадова Н.
Мурадова Насиба /Muradova Nasiba - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы об эффективности использования мультимедиапрограмм при изучении иностранного языка, какие они имеют преимущества, их положительное влияние на качество овладения иностранным языком. Раскрывается сущность медиавоспитания, доминантные характеристики мультимедийных программ, какие возможности предоставляют видеоматериалы, какие требования предъявляются при использовании Интернета, каковы его основные компоненты, в т.ч. такой эффективный способ как e-mail, дается характеристика одной из методик как интерактивность, а также о влиянии компьютерных программ на процесс обучения иностранному языку. Abstract: the article considers the questions about effectiveness of the use multimediaprogramm when learning a foreign language, which they have the advantage of their positive impact on the quality of mastering a foreign language, the essence media education, dominant characteristics of multimedia software, what features provide videos, what is required when using the Internet, what are its the main components including such an effective way to e-mail, the characteristic of one of the procedures as interactivity, as well as on the impact of computer programs in the foreign language learning process.
Ключевые слова: мультимедийные программы, Интернет-ресурсы, коммуникативный подход, медиавоспитание.
Keywords: multimedia programs, Internet resources, communicative approach, media education.
Стремительный социально-экономический прогресс диктует высокие требования к уровню преподавания иностранного языка в высших и средне-специальных учебных заведениях, так как каждое новое поколение студентов должно подниматься на более высокий уровень владения иностранными языками. Одной из целей обучения иностранным языкам, наряду с практической и общеобразовательной, является воспитательная цель. Традиционно, воспитательная цель обучения иностранному языку реализовывалась через отношение обучаемых к языку и культуре его носителей и предполагала решение задач, обеспечивающих формирование:
1) уважительного и доброжелательного отношения к народу, язык которого стал предметом изучения;
2) системы моральных ценностей и оценочно-эмоционального отношения к миру;
3) положительного отношения к языку, культуре народа, говорящего на этом языке, отношения, способствующего развитию взаимопонимания, толерантности;
4) понимания важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения в условиях межкультурной коммуникации для решения как бытовых, так и профессиональных вопросов.
Медиавоспитание является одним из способов формирования информационной культуры, социальной интеграции и развития личности. В общем значении, медиавоспитание включает в себя: а) медиаобразование как образование в области обращения с информацией и процесс выработки новой информационной культуры с помощью институтов формального образования и просвещения;
б) непосредственное влияние средств массовой информации, социально ответственной журналистики на сознание людей.
При использовании студентами мультимедийных программ доминантными характеристиками стали: рост их самостоятельности, осознание собственной ответственности за ходом учебного процесса, толерантности по отношению к партнерам по коммуникации, умения сотрудничать и избегать конфликтов.
Мультимедиапрограммы делают процесс обучения иностранным языкам более эффективным и потому, что при их использовании стимулируются сразу несколько каналов восприятия, воздействуя на различные виды памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную, моторную. Они акцентируют внимание студентов на значимых моментах излагаемого материала и создают наглядные, эффективные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций, что также положительно сказывается на качестве овладения иностранным языком.
Видеоматериалы предоставляют большие возможности для изучения языка, так как по сравнению с другими видами технических средств обучения имеют очевидные преимущества: за единицу времени студент получает значительно больше информации, так как она поступает одновременно по двум каналам - по зрительному и слуховому. «Общение осуществляется не только символами (словами), но и образами, что увеличивает запоминаемость материала» [1].
Видеофильм имеет важное идейно-воспитательное значение. Он знакомит с историей, культурой, современной жизнью, традициями, обычаями и нравами страны изучаемого языка. Воспитательно-познавательное воздействие видео - это «проблема механизмов и закономерностей психологического воздействия вообще» [2].
Также видео обеспечивает многократность воспроизведения образца, создает новые реальные ситуации для развития устной речи, воздействуя эмоционально, стимулирует спонтанную речь.
С точки зрения возможности использования Интернета в обучении иностранному языку, он включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К наиболее распространенным формам телекоммуникации относятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб- конференции и т.п. Изначально они были созданы для реального общения между людьми, которые находятся на расстоянии друг от друга и лишь потом их стали рекомендовать при обучении иностранным языкам, потому что данные формы телекоммуникации - это не только возможность практиковать изучаемый язык, но и постоянный социокультурный обмен.
Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Однако для того, чтобы обучающиеся не захлебнулись в изобилии информации разного содержания и разного качества, а наиболее продуктивно использовали ее для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и Интернет-материалов, направленных на координацию работы с ресурсами сети Интернет.
Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещений страны изучаемого языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке, при обмене аудио- и видеокассетами, результатами заданий и т. п. При этом термин коммуникативность не должен пониматься узко, чисто прагматически.
Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. От принципа коммуникативности он отличается наличием
истинного сотрудничества, незаданности, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы, в то время как для коммуникативного задания это не является обязательной целью (ведь одним из самых распространенных видов коммуникативного задания является монолог).
Таким образом, мы можем рассматривать интерактивность как способ саморазвития через Интернет: возможность наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного обсуждения.
Более того, можно смело утверждать, что на сегодняшний день использование ресурсов Интернет, в т. ч. e-mail - наиболее эффективный и доступный способ овладения кросс-культурной грамотностью в условиях реального общения.
Использование ИКТ в учебном процессе обучения ИЯ в неязыковом вузе существенно расширяет возможности и позволяет следующее:
- представлять учебные материалы по ИЯ в печатном, графическом, звуковом и анимированном виде;
- автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний студентов;
- сделать обучение дифференцированным и индивидуальным;
- существенно повысить мотивацию к изучению ИЯ;
- получить доступ и оперировать большим объемом информацией;
- формировать информационную культуру;
- организовать самостоятельную работу.
С одной стороны, через компьютерные программы происходит воздействие на различные виды ощущений, что повышает визуальную насыщенность материала, делает его более ярким, убедительным. С другой стороны, процесс обучения иностранным языкам начинает носить все более креативный характер, способствуя развитию познавательной самостоятельности студентов.
Литература
1. Кирш Т. К. Аудиовизуальные и технические средства в обучении // М.: МГУ, 1975. C. 61.
2. Леонтьев А. А. Психология речевого воздействия // М., 1972. C. 135.
МЕСТО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Дильмурадова Н.
Дильмурадова Нилуфар - старший преподаватель, кафедра узбекского и русского языков, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы об общих педагогических и дидактических требованиях на всех этапах образования, о процессе самосовершенствования в воспитании, о повышении эффективности самостоятельной работы на основе знаний, идей и навыков студентов, о ее целях и задачах, какую роль играет работа над собой, что повышает творческое мастерство преподавателя, как формируются у студентов навыки самостоятельного мышления с применением различных методов и методик, что является основным и первым принципом организации самостоятельного образования, какую роль играет работа над собой, какой принцип рациональной организации самостоятельных занятий представляет собой правильное распределение времени.