Научная статья на тему 'Внедрение инновационных технологий в лингвистическое образование'

Внедрение инновационных технологий в лингвистическое образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1018
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИКА / КОММУНИКАЦИЯ / АУТЕНТИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коняева Л. А.

В статье рассматривается применение инновационных технологий в современной методике преподавания иностранного языка. Дидактические функции мультимедийных интерактивных технологий включают формирование навыков коммуникативной культуры у партнеров информационного обмена, способствующих гуманитарному развитию обучаемых, создают мотивацию изучения иностранного языка. Преимущества доступность аутентичной информации, естественное лексическое и грамматическое наполнение, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение инновационных технологий в лингвистическое образование»

УДК 378.14

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Л. А. Коняева

В статье рассматривается применение инновационных технологий в современной методике преподавания иностранного языка. Дидактические функции мультимедийных интерактивных технологий включают формирование навыков коммуникативной культуры у партнеров информационного обмена, способствующих гуманитарному развитию обучаемых, создают мотивацию изучения иностранного языка. Преимущества - доступность аутентичной информации, естественное лексическое и грамматическое наполнение, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку.

The article deals with the problem of innovative technologies introduction and their practical use in English teaching methodology. Didactic functions of multimedia interactive technologies include forming of communicative habits in informative discourse, developing humanitarian skills of students, creating their English learning motivation. Advantages - availability of authentic information, native lexis and grammar structures which can be used in English language teaching.

Ключевые слова: инновационные методы преподавания, мультимедийные интерактивные технологии, дидактика, коммуникация, аутентичная информация.

Важной отличительной особенностью современного этапа развития, характеризующегося интеграцией и глобализацией мировой системы в различных сферах жизни и деятельности человека, является расширяющийся процесс информатизации.

С появлением мультимедийных ресурсов возникли новые возможности для совершенствования базовых навыков владения языком, публикации работ студентов в Интернете, поиска материала для исследований, общения с помощью средств текстовой, аудио- и видеокоммуникации.

В условиях информационного общества современные информационные и коммуникационные технологии являются жизненно важным профессиональным инструментарием, овладение которым определяет востребованность человека как специалиста на рынке труда. Новые экономические условия определяют такой тип коммуникаций, при котором человек должен овладеть хотя бы одним иностранным языком. Практическое владение иностранным языком - одна из важнейших характеристик специалиста любого профиля. Поэтому лингвистическое образование занимает одну из ведущих позиций в общей системе образования и профессиональной подготовки специалистов. Образовательные информационные и коммуникационные технологии и средства их реализации не только предоставляют обучающимся и преподавателям дополнительные возможности в получении и передаче новых знаний, необходимых для овладения иностранным языком на уровне «читаю и перевожу со словарем», они способствуют расширению границ самих фундаментальных понятий - знание и язык.

Технологии мультимедиа делают обучение иностранному языку более эффективным по сравнению с традиционными методами. Мультимедийные образовательные технологии, такие как технология виртуального обучения, сетевые телекоммуникации, гипертекстовая технология, позволяют организовать обучение на основе взаимодействия звуковых и видеофайлов под управлением интерактивного программного обеспечения. «Изобразительный ряд,

включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Текстовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет» [1]. Именно эти качества наиболее эффективны в плане лингвистической подготовки и формирования коммуникативной компетенции специалистов. Интерактивные мультимедийные программы формируют у обучающихся опыт учебно-познавательной деятельности, дают возможность диалогового общения в системе «человек-компьютер», т. е. коренным образом изменяется традиционный процесс восприятия и усвоения знаний в обучающей среде.

Дидактическая модель обучения иностранному языку на основе мультимедийных технологий представляет собой систему педагогических условий в единстве содержательно-целевого, критериального, процессуального и методически-технологического компонентов. Их функционирование обеспечивается организацией эффективного взаимодействия субъектов обучения в системах «преподаватель-студент».

Для преподавателя иностранного языка большой интерес представляют мультимедийные естественноязыковые программы, которые могут использоваться в языковой подготовке в следующих направлениях: работа с электронными словарями иностранных слов; применение лингвистических программ, имитирующих чтение текста на иностранном языке.

Благодаря мультимедийным технологиям, появляются разнообразные формы самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации.

Дидактические свойства мультимедийных интерактивных технологий определяют их дидактические функции в лингвистическом образовании. В число общедидактических функций телекоммуникаций Е. С. Полат включает и специальные, например, формирование коммуникативных навыков и культуры общения у партнеров информационного обмена; содействие культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой

|| Вестник КемГУ

широкой информации культурного, этического, гуманистического плана; создание подлинной языковой среды в условиях совместных международных телекоммуникационных проектов, телеконференций, способствующих естественной потребности в общении на иностранном языке и, следовательно, -потребности в изучении иностранных языков [2].

При интеграции Интернет-ресурсов в учебный процесс возрастает уровень мотивации студентов, повышается стремление самостоятельно найти и изучить необходимую информацию, таким образом, процесс обучения выходит за временные рамки урока. Интернет-ресурсы можно использовать в различных видах образовательной деятельности: включение в контекст урока аутентичных материалов сети, самостоятельная работа студентов с целью поиска информации в рамках заданной темы.

В технологическом подходе обучения студентов можно выделить следующие этапы:

- постановка целей, их максимальное уточнение и формулировка с ориентацией на достижение результатов;

- подготовка учебных материалов и направление всего хода обучения в соответствии с учебными задачами;

- оценка текущих результатов, коррекция обучения, основное требование которого - достижение поставленных целей;

- заключительная оценка результатов.

Технология обучения - это последовательность

процедур и операций, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой приводит к достижению целей обучения.

Традиции и стереотипы классического лингвистического образования обусловлены практикой и закономерностями обучения любому виду речевой деятельности, в основе которых лежат слухо-моторные навыки, определяющие необходимость устной практики при формировании всех видов этой деятельности. Однако профессиональная компетентность современного преподавателя иностранного языка включает в себя не только методическую, предметную и социально-психологическую компетенции, обязательными составляющими в ней являются коммуникативная и информационная компетенции [3].

Учебные материалы, подготовленные на основе мультимедийных гипертекстовых технологий, обладают рядом преимуществ, главным образом, - это новые возможности презентации учебного материала, связанные с использованием зрительной и ауди-тивной наглядности.

Преимущество использования Интернет состоит в доступности к большому количеству аутентичной информации на иностранном языке. Взятые из оригинальных источников материалы характеризуются естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной адекватностью используемых языковых средств, иллюстрирует случай аутентичного словоупотребления, которые хотя и не предназначены специально для учебных целей, но могут использоваться при обучении иностранному языку.

Используя Интернет-ресурсы в учебном процессе, преподаватель должен тщательно продумывать свои цели, поскольку бессистемное использование Интернет-ресурсов не даст желаемого результата. Интернет-ресурсы можно использовать в различных видах образовательной деятельности: включение в контекст урока аутентичных материалов сети, самостоятельная работа студентов с целью поиска информации в рамках заданной темы, обучение на дистанционных курсах и т. д. Интернет-ресурсы можно также интегрировать в учебный процесс, используя готовые обучающие материалы, применяя коммуникативные службы для участия в обсуждении по заданной теме или создавая и используя вебстраницы и веб-сайты.

В ходе освоения информационно-коммуникационных технологий профессорско-преподавательский состав повышает свой профессиональный уровень и овладевает (иногда одновременно со студентами) новым инструментарием получения знаний.

Для использования информационно-коммуникационных технологий, необходимо, чтобы преподаватель умел:

- обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информации для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на занятиях;

- создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;

- использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

- применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

- осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к аудиторным и внеаудиторным занятиям;

- организовывать работу со студентами по поиску необходимой информации в Интернете;

- самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование.

Кемеровский государственный университет проводит курсы повышения квалификации для преподавателей вузов по программам «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза» (для слушателей без начальных навыков работы на компьютере), «Проблемы разработки электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе» (для слушателей, владеющих основными навыками работы на компьютере), «Основы дистанционного обучения». По окончании курсов выдается свидетельство о повышении квалификации. Программами предусмотрено изучение и овладение навыками практической работы по таким актуальным для преподавателя разделам, как:

- основы работы в операционной среде Windows;

- создание эффективных компьютерных презентаций;

|| Вестник КемГУ

- методики и технологии разработки учебных электронных изданий;

- нормативное обеспечение и использование учебных электронных изданий в педагогической деятельности;

- методы и технологии компьютерного тестирования (в т. ч. работа с системой АСТ);

- использование Интернет в педагогической деятельности;

- другие аспекты информатизации образования.

Повышение квалификации проводится кафедрой

информационных технологий в образовании на базе Ресурсного центра дистанционного обучения РЦДО.

Опираясь на имеющиеся у студентов навыки, преподаватель постепенно вводит в свои занятия следующие формы информационно-коммуникационных технологий:

- начиная с 1 -го курса можно применять формы, требующие от студентов специальных знаний информационно-коммуникационных технологий, например компьютерные формы контроля (тесты). В этот период преподаватель может проводить и занятия на основе презентаций, созданных им самим или студентами;

- со 2-го курса можно практиковать работу с мультимедийными пособиями на разных этапах подготовки и проведения занятия. Но в этот период диски по предметам и электронные энциклопедии воспринимаются студентами в основном как источники информации.

Владея информационно-коммуникационными

технологиями, преподаватель имеет возможность создавать и хранить дидактические материалы к занятиям (проверочные работы, раздаточный и иллюстративный материалы). В зависимости от уровня аудитории, поставленных перед занятием задач однажды набранный вариант заданий может быстро модифицироваться (дополняться, сжиматься). Кроме того, распечатанные дидактические материалы выглядят более эстетично.

Использование мультимедиа в обучении студентов иностранному языку поднимает уровень качества подготовки будущих специалистов, развивает продуктивную мыслительную деятельность, повышает мотивацию и коммуникативные навыки.

Ведущей целью обучения иностранному языку в вузе является коммуникативная - формирование коммуникативной компетенции. Она заключается в умении извлекать полную информацию при чтении иноязычных текстов, способности правильно понять собеседника и выразить свою мысль устно и письменно. Коммуникативная направленность обучения иностранному языку обеспечивается как самим материалом, методикой работы с ним, так и формой его организации. Одной из них является дидактическая виртуальная среда, на основе которой возникает эффективный образовательный процесс.

При разработке методики использования мультимедиа необходимо учитывать личностнодеятельностный подход. Педагогические процессы необходимо изучать в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности:

целей, мотивов, действий, операций. Основу проектирования модели обучения иностранному языку должно составлять проектирование дидактических процессов личностно-развивающего компьютерного образования. Основным системо-образующим фактором этой системы является цель, направленная на развитие личности, а главным принципом функционирования - единство социальных, информационных и личностных задач образования [5].

Мотивационный компонент побуждает потребность в знаниях, в развитии познавательной и творческой активности студентов, желание изучать язык, а также стремление к профессиональному общению. Компьютерные технологии обучения являются теми средствами, которые создают необходимые предпосылки для возникновения внутренней мотивации.

Информационно-коммуникационные технологии дают возможность студентам совершенствоваться и самоактуализироваться, размещать творческие и исследовательские работы в Интернете, защищать исследовательские и творческие работы с обязательным мультимедийным сопровождением, получать дополнительную информацию по интересующему вопросу через общение при помощи электронной почты, on-line, видеоконференций и др. На данном этапе преподаватель - уже лишь помощник студентов, дающий возможность в полной мере проявлять и развивать их потенциал.

На занятиях по иностранному языку наиболее распространены такие формы информационнокоммуникационных технологий:

- работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы познавательной деятельности на занятиях за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио-и видеоматериала;

- занятия с использованием компьютерной презентации - это и занятия-объяснения нового материала в диалоговом режиме, и лекции, и семинарские занятия, и научная конференция, и защита курсовых проектов, и интегрированное занятие, и презентация, и дискуссия.

Защита курсовых и дипломных работ - уникальный способ реализации творческого потенциала студентов, способ творческого преломления их знаний и умений на практике. Использование информационно-коммуникационных технологий подобного типа - одна из форм презентации материала, способ активизации слушателей, отражение структуры выступления.

Занятие с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний студентов (на разных этапах занятий, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (оценку выставляет компьютер).

Во всех случаях информационно-коммуникационные технологии выполняют функцию «посредника», «который вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром» [2,

|| Вестник КемГУ

4]. В результате преподаватель и студент не только овладевают информационными технологиями, но и учатся отбирать, оценивать и применять наиболее ценные образовательные ресурсы, а также создавать собственные медиатексты.

На первое место в информационную эпоху выходит «аудиовизуальная культура». Уже выросло поколение, для которого компьютер включен в бытовую сферу, формирующую, наряду с телевизором, сознание буквально с рождения. Соответственно информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе становятся одними из главных посредников в формировании нового типа личности, готовой воспринимать и понимать аудиовизуальный язык. Информационно-коммуникационные технологии не только отвечают нуждам образования в развитии личности, но и расширяют спектр методов и форм проведения занятий со студентами. Обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь, - исследовательский процесс: обеспечивается активное участие преподавателя и студентов в поиске, структурировании и оценке информации.

Использование технологий мультимедиа дает возможность перевести содержание образования на качественно новый уровень организации и представления учебной информации, поскольку использование дидактической виртуальной среды помогает решить проблему повышения иноязычной коммуникативной компетенции.

При использовании информационно-коммуникационных технологий процесс обучения становится динамичным, информационно емким, основной акцент переносится на активную деятельность самого обучаемого.

Литература

1. Бородай, А. А. Уроки на интегративной основе / А. А. Бородай // ИЯШ. - 2002. - № 6. - С. 29 - 33.

2. Киян, О. Н. Аутентичность как методическая категория. - Режим доступа: http://main.isuct.ru/files/ konf/antropos/section/kivan.htm.

3. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация: учебное пособие для университетов и институтов / Е. В. Клюев. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и др.

- М.: Академия, 1999.

5. Мильруд, Р. П. Методика преподавания иностранного языка: учебное пособие для вузов / Р. П. Мильруд. - М.: Дрофа, 2007.

6. Татаринцева, С. Н. Методическая компетенция учителя и ее формирование в процессе самостоятельной работы студентов / С. Н. Татаринцева: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2003.

Рецензент - Р. С. Полесюк, ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.