ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ Галущенко И.Г.
Галущенко Ирина Георгиевна - кандидат искусствоведения, профессор, кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, Академик,
Международная академия наук педагогического образования, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье речь идёт о роли музыкального искусства в формировании творческой личности. Раскрываются понятия «индивидуальность», «творческая личность». Приводятся слова известных отечественных и зарубежных ученых об искусстве, музыке, музыкальном воспитании, творческой личности, о повышении образованности растущего поколения. Подчеркивается, что субстанцией духовной деятельности личности является её внутренний мир, богатство и неповторимость, которые характеризуют ее как творческую натуру и яркую индивидуальность. Самостоятельность, самодостаточность, независимость, чувство собственного достоинства являются основой индивидуализации личности.
Ключевые слова: искусство, личность, композитор, творчество, музыка, педагог, учащаяся молодежь, индивидуальность, мышление.
Жизненная перспектива индивидуальной самореализации человека в его стремлении стать творческой личностью обладает безусловной социальной ценностью и оказывает решающее влияние не только на отдельные судьбы, но и организацию функционирования общества.
Индивидуальность - это непосредственное выражение в облике каждого человека реальности его эпохи. Она в значительной степени является социально-практической категорией, охватывающей все сферы общественной жизни. Проявление индивидуальности происходит в непрерывном выборе, самовыражении и требует обновления через своё, неповторимое, особенное и всеобщее. Одним из основных приоритетов современной педагогики является формирование духовно богатой и нравственно идеальной, гармонично развитой личности. «Идея воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности отражает постоянное стремление человека к овладению достижениями как национальной, так и общечеловеческой, мировой культуры и духовно-нравственному и физическому совершенству» [1, с. 54-55].
Как подчёркивает профессор, академик МАНПО В.И. Андриянова: «Главная задача в современной образовательной политике - повышение образованности подрастающего поколения, формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся реалиям окружающего мира - социальным, экономическим, технологическим, информационным, а в целом к вызовам XXI века» [2, с. 12].
В решении этой актуальной задачи формирование творческой личности, ориентированной на созидательную деятельность, приобретает особо значение.
Сегодня всё более ясно становится, что важнейшей предпосылкой поступательного развития современного общества и средоточием наиболее существенных проблем становится творческая личность. На передний план всё более выдвигается личностный принцип реализации социальных задач, а критерием прогрессивных преобразований выступает уровень возможностей, предоставляемых обществом для проявления творческой сущности человека.
В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с исследованием сущности творческой личности, поискам способов её интенсификации, а также оптимальных путей самореализации творческого потенциала человека. Подход к постижению феномена творчества отвечает многовековой гуманистической традиции человечества, которая обусловливала философско-мировоззренческое осмысление внутреннего мира человека, традиции, которая на протяжении веков отстаивала веру в разум личности, его силы, неисчерпаемую созидательную энергию.
Творческая личность - это натура, обладающая развитым мышлением, ярким воображением, художественной фантазией, одержимая неустанным поиском и стремлением к созиданию. Творчество выступает как атрибут самовыражения и самореализации, самосознания и самопознания. Творческий склад ума и высокий уровень мышления предполагают способность находить, ставить и решать проблемы, а также генерировать новые идеи.
Творческое начало проявляется на разных уровнях: житейском, научно-теоретическом, практико-техническом и художественном. А творческое мышление предполагает обобщение и отражение конкретных ситуаций действительности. Оно напрямую зависит от восприятия жизненных явлений.
Формирование творческого мышления включает в себя задачи развития способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту в окружающей реальности, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы.
Деятельность человека является главным условием его развития, однако личностный характер она обретает лишь в случае духовной наполненности и субъективной активности - в таком случае деятельность может способствовать превращению человека в творческую личность. Субстанцией духовной деятельности личности является её внутренний мир, богатство и неповторимость, которые характеризуют личность как творческую натуру, как яркую индивидуальность. Самостоятельность, самодостаточность, независимость, чувство собственного достоинства являются основой индивидуализации личности. Как неповторимая индивидуальность она формируется не только в процессе существенной деятельности или иерархией таких деятельностей, в которые включена, но и всей жизненной аурой обстоятельств, связывающих её с окружающей действительностью и со всем миром культуры. Творческую личность формирует окружающий мир, безгранично сложный и динамично развивающийся. Внешний событийный макромир - мир, потенциально значимый для человека. В разнообразном современном мире человеку, испытывающему потребность в процессе поисковой активности, важно ясно и чётко определить идейную ориентацию, а также вектор своей творческой перспективы. Как заметил доктор социальной психологии П. Вайнцвайг: «Разбазаривая жизненную энергию в бесконтрольной и бессмысленной деятельности, занимаясь не своим делом и из-за этого лишая себя возможности гармоничного развития, очень многие люди сами обрекают себя на неудачи и поражения. Бездумно расходуя свой творческий потенциал, мы создаём непреодолимые препятствия на пути к достижению успеха и счастья» [3, с. 44]. Наличие у человека творческой активности, потребности непрерывного поиска обусловлено его природой, необходимостью приспособления к миру. Однако творчество не сводится лишь к проявлению жизненных сил. Оно является, прежде всего, выражением духовных потребностей личности, его духовной сущности. Творчество вносит смысл в человеческое существование и озаряет его своим светом.
Творчество - это реализация глубинной духовной потребности человека к слиянию с миром и создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей. Рассматривая творчество как деятельность, направленную на создание культурных ценностей и форму самовыражения индивида, необходимо признать творческую личность в качестве основного фактора творческого процесса. Отсюда следует определение творчества как самодеятельности и саморазвития индивида. Исходя из такого понимания творчества, можно трактовать понятие творческой личности как личности, для которой творчество становится важнейшим способом мироощущения и мировосприятия. Творческая личность, транслируя своё творчество в мир, способствует совершенствованию бытия, даёт его новые измерения, руководствуясь в своей деятельности сознательно волевыми ориентирами.
Поэтому о творческой личности можно говорить применительно к любым сферам человеческой деятельности. Однако наиболее ярко и многообразно творческие способности личности проявляются в искусстве, где требуется исключительная наблюдательность, сила эмоционального восприятия, богатство и разнообразие ассоциаций, непрерывное накопление образных представлений и их обобщений. Все эти особенности творческой натуры находят полное выражение в деятельности художников, поэта и композитора. Такая сопряжённость индивидуализации личности с искусством, эстетикой, художественной культурой обусловлена как психологической, так и духовной потребностью человека в искусстве, её специфичной природой.
В формировании творческой личности значительная роль принадлежит музыкальному искусству. «Среди прочих искусств, - подчёркнул специалист в области начального музыкально-художественного образования Ф.И. Бреднёв, - музыка сегодня выделяется как один из самых распространённых видов художественной информации. Музыкальное воспитание - уникальное средство, оказывающее огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие детей» [4, с. 29]. Познавательность проявляется в музыке благодаря её способности сообщать слушателю об эмоциональном мире человека, о его чувствах и настроениях, психологических состояниях.
Кроме того, эмоциональное воздействие музыки служит важнейшим средством формирования нравственных качеств личности. Чувство как эмоциональное отношение к многообразным явлениям и сторонам действительности вызывает и характер этого отношения, особенности индивида, его моральные убеждения и его внутренний мир. Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком произведений искусства. Прекрасное привлекает к себе и тем в
93
большей мере, чем глубже человек проникает в это прекрасное, полнее его воспринимая и понимая. «Любое эстетическое восприятие, - отмечает доктор искусствоведения, профессор Л.А. Баренбойм, -прежде всего «чувствующее» восприятие и этим, в частности, оно отличается от научного наблюдения, которое иной раз именуют «думающим восприятием» [5, c. 256].
В восприятии музыки чувство - это только первоначальная стадия, за которой следует обдумывание и глубокое проникновение в смысл услышанного. В этом смысле воспитательные возможности музыкального искусства поистине безграничны. Они открывают множество перспектив и методических подходов к использованию её ресурсов в формировании творческой личности. Широчайший исторический, жанровый и стилевой диапазон музыкального искусства от традиционных форм фольклорных образцов классики до современных эстрадных и джазовых композиций предоставляет для этого благодатный материал для выбора. «Творческий потенциал человека способен преодолеть гравитацию отрицания и ограниченности, он устремлён к будущему, в беспредельность мироздания» [3, c. 182]. В этом смысле музыкальное воспитание на всех своих уровнях от профессионального до просветительского всемерно способствует формированию творческой личности. Путь к музицированию - магистральная линия в формировании человека как творческой личности.
Список литературы
1. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. Т.: Узбекистан, 2003. 80 с.
2. Андриянова В.И. Формирование личности - на современный уровень // Гармонично развитое поколение - условие стабильного развития, благополучия и процветания. Ч. 1. Т., 2003. С. 6-20.
3. ВайнцвайгП. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990. 192 с.
4. Бреднёв Ф.И. Внеклассная и внешкольная работа в детской школе музыки и искусства: Методический совет. Т.: Chashma print, 2013. 104 c.
5. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., 1979. 352 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕВОДУ НАУЧНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Тулабоева Г.Т.
Тулабоева Гулором Тулабоевна - старший преподаватель, кафедра узбекского языка и иностранных языков, Ташкентский институт по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье автор раскрывает некоторые методические приемы, повышающие эффективность обучения переводу английской научной и технической литературы. Обращает внимание на ряд методических приемов, которые необходимо усвоить студентам в процессе изучения английского языка. К примеру, при введении и закреплении лексического материала, при отработке грамматического материала, при прохождении учебного материала и после прохождения материала учебника и перехода к переводу оригинальных научных и технических текстов.
Ключевые слова: вуз, английский язык, студент, преподаватель, научная и техническая литература, перевод, стиль.
Для того чтобы овладеть переводом по узкой специальности, достаточно знать закономерности, присущие языку и стилю научной и технической литературы и иметь набор терминов. При этом условии, возможно, быстро приобрести хорошие навыки перевода, независимо от степени владения другими аспектами языка. Эту цель преследуют соответствующие пособия, создаваемые в ряде учебных заведений. Тем не менее, еще широко используются учебники, не имеющие прямого отношения к чтению и переводу научной и технической литературы. В таком случае надо исходить из следующих соображений. Поскольку языку и стилю научной и технической литературы присущ формально-логический стиль, необходимо, начиная с первых занятий, обучать ему студентов, прививать им строго логический, почти математический, строгий анализ языковых закономерностей, делать упор на те явления, которые специфичны для научных и технических текстов и являются причиной стандартных ошибок при переводе. При введении и закреплении лексического материала
94