Научная статья на тему 'Воспитание и развитие личности в музыкально-творческой деятельности'

Воспитание и развитие личности в музыкально-творческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1634
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЛИЧНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / MUSICAL ART / PERSONALITY / MUSICALLY-CREATIVE ACTIVITY / SPIRITUALLY-MORAL DEVELOPMENT / MUSICAL EDUCATION / CREATIVE CAPABILITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алейникова Наталья Геннадьевна

В статье исследуются аспекты воспитания и развития личности в музыкально-творческой деятельности, роли музыкального искусства в воспитании личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education and development of personality are in musically-creative activity

The aspects of education and development of personality in musically-creative activity, role of musical art in education of personality are investigated in the article.

Текст научной работы на тему «Воспитание и развитие личности в музыкально-творческой деятельности»

EDUCATION AND DEVELOPMENT OF PERSONALITY ARE IN MUSICALLY-CREATIVE ACTIVITY

Aleinikova Natalia Gennadevna, Senior Professor, Chair of Choral Conducting, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

E-mail: nastyaieinikova/Smaii.ru

The aspects of education and development of personality in musically-creative activity, role of musical art in education of personality are investigated in the article.

Keywords: musical art, personality, musically-creative activity, spiritually-moral development, musical education, creative capabilities.

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УДК 372.878

В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье исследуются аспекты воспитания и развития личности в музыкально- © Алейникова Н.Г., 2015 творческой деятельности, роли музыкального искусства в воспитании лично-

Ключевые слова: музыкальное искусство; личность; музыкально-творческая деятельность; духовно-нравственное развитие; музыкальное воспитание; творческие способности.

Приоритетная задача художественного образования - развитие личности средствами искусства, в том числе музыкой. Музыка является искусством прямого воздействия на духовный мир человека и источником различных эмоций. Еще в эпоху античности философы, говоря о гармонии души и тела, средством эстетического воспитания личности называли музыку. Образованным считали человека, владеющего искусством декламации, пения и игры на музыкальном инструменте. Слово "необразованный" трактовали как "не умеющий петь в хоре" [4]. Аристотель говорил, в частности: "Ведь даже одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в себе эстетические свойства. Между тем как ни краски, ни запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают" [7].

Общепризнанно, что лучшие условия для воспитания и развития личности, создаются в семье. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками, образом жизни семьи, её традициями, отношением к музыке и общей культурой. Приобщение детей к музыкальному искусству осуществляется в процессе их посещения филармонических концертов, органных залов, музыкальных спектаклей и т.д. Знакомство с музыкальным искусством развивает у них интерес и внимание к окружающему их миру, воспитывает художественный и эстетический вкус, устанавливает эмоциональный контакт со взрослыми и наполняет жизнь художественным содержанием [3]. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы произведений классической и народной музыки привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него огромное психоэмоциональное воздействие. Чем раньше ребёнок соприкасается с миром звуков, тем быстрее он сформируется как личность. Многие выдающиеся мыслители признают необходимость раннего развития личности, о чем говорил знаменитый педагог Ян Амос Каменский:".. .счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте" [5].

В целях развития эстетического вкуса личности важным условием является накопление и развитие музыкального опыта общения с народной музыкой, а также произведениями классической музыки

АЛЕЙНИКОВА Наталья Г°ннадьевна, доцент, кафедра Хорового дирижирования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

nastyaleinikovalS>mail.ru

русских и зарубежных композиторов. Классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий - красоты и любви, добра и света, грусти и трагедии, праздника и радости - эмоциональные состояния, свойственные и ребёнку, и взрослому. В народной музыке, наряду с музыкальными достоинствами присутствуют и национальные черты, которые воспитывают такие чувства характера, как патриотизм и нравственность.

Средствами музыкального искусства осуществляется формирование нравственных идеалов, духовное развитие личности. В период воспитания и развивая личности в процессе музыкально-творческой деятельности следует:

- обратить внимание на обогащение духовного мира ребёнка яркими музыкальными впечатлениями, вызывая интерес детей к музыке, передавая традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

- развивать музыкальные и творческие способности ребёнка в процессе различных видов музыкально-творческой деятельности: восприятия музыки, исполнительства, творчества, музыкально-образовательной деятельности;

- способствовать общему развитию ребёнка средствами музыки [1].

В России духовно-нравственное воспитание средствами музыки получило свое начальное развитие в среде интеллигенции с конца XVII - начала XIX века. Первым практиком в деле общественного музыкального просвещения стал выдающийся общественный деятель В.Ф. Одоевский, популяризирующий методики воспитания детей средствами музыки. Музыка, по его мнению, это - важнейший элемент, как в человеке, так и в общественном организме [4]. Публицист и философ Белинский считал, что в детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше [2]. Значение музыки подчеркивал в своих работах знаменитый К. Ушинский, применявший на практике музыкальное воспитание в своей деятельности, который неоднократно подчеркивал, что школьники - будущее страны. "Запоет школа - запоет вся страна" [5].

По словам Л. Выготского, музыка не может прямо "перенести" нравственность в душу человека, но она способна пробудить к жизни нравственный потенциал человека. Главное, чему педагог может научить на уроках музыки - эмпатии, способности тонко чувствовать

передаваемые музыкой эмоции, сопереживать им и на основе этого строить собственную систему мировоззрения [6].

Для сложившейся на данный момент в современном обществе ситуации характерно наличие сложных социально-направленных, политических, морально-эстетических проблем, для успешного решения которых, несомненно, необходимо создание системы воспитания не только образованной, но и эстетически развитой личности, способной к саморазвитию, самовоспитанию, постановке и поиску методов самосовершенствования. Главная роль в становлении таких качеств личности принадлежит современной системе общешкольного и дополнительного образования.

Основная цель начального музыкального воспитания состоит не столько в приобретении знаний, сколько в побуждении интереса к познанию и саморазвитию. В этой связи одной из важных задач учителя музыки является разностороннее освещение музыкального наследия человечества. К сожалению, современное телевидение и радиовещание не могут дать такого разностороннего взгляда на музыкальное наследие [4].

В советское время воспитанию средствами музыки придавалась очень большое значение. Издавалось большое количество методических материалов, книг, журналов, сборников и хрестоматий для школьного пения.

В те годы была разработана программа Д. Кабалевского, которая и сейчас является основополагающей, фундаментальной для музыкального образования. Однако нельзя отрицать необходимость обновления ее в связи с изменением окружающего мира и появлением в нем новых, многочисленных особенностей, влияющих на воспитание и развития музыкально-творческой деятельности личности [4]. Следует отметить программу Л.Н. Алексеевой, которая предполагает использование допол н ител ьн ых художествен н ых средств. Л .Н. Алексеева считает необходимым включать в занятия музыкой живопись, добавлять танцевальные движения, чтобы точнее способствовать пониманию и выражению прочувствованных эмоций.

Для полноценного музыкального образования Н.М. Ковин выделил сочетание трех аспектов:

1) развитие способности воспринимать музыку и как можно глубже ощущать вкладываемые в нее чувства;

2) развитие способностей и умений, необходимых также для исполнения музыкальных произведений;

3) усвоение нужных для этого знаний [4].

Просмотр или прослушивание драматических, вокальных или инструментальных произведений и есть путь привития интереса к искусству. Исходя из этого,учительмузыки должен научить ориентации в мире музыки, развить вкусучеников и способствовать формированию их духовно-нравственных ценностей в процессе музыкально-творческой деятельности. Основными задачами музыкального воспитания и образования должны стать:

- развитие музыкально-творческого потенциала личности;

- пробуждение интереса к познанию музыкальной культуры;

- формирование активной жизненной позиции;

- получение разносторонних музыкально-теоретических знаний;

- получение и применение практических навыков.

Еще одна проблема современного общества связана с глобальной компьютеризацией. Многие ученые считают, что это способствует утрате образного мышления и навыков творческого самопознания, поэтому занятия музыкальным искусством становятся особенно актуальными. По словам Э.Б. Абдуллина, "из усердного исполнителя государственной программы учитель должен превратиться в специалиста-творца, в личность, обладающую новым педагогическим мышлением, необходимой творческой свободой, гибкостью и самостоятельностью" [4].

Современная программа, отвечающая требованию создания гармонично развитой личности, предполагает разносторонность обучения школьников. Это не только исполнение музыкальных произведений, но и игра на музыкальных инструментах, пение, дирижирование, включение элементов живописи и пластики. Все, что доступно для изучения, должно быть использовано для обогащения личности. Посещение филармоний, концертов классической музыки, прослушивание и анализ классических произведений вместе с педагогом -

все это призвано способствовать духовному обогащению и формированию нравственных идеалов и ценностей, воспитанию и развитию музыкально - творческой деятельности.

Таким образом, главная цель музыкального искусства в свете воспитания и развития музыкально-творческой деятельности при создании условий для становления, развития и саморазвития личности такова:

- оказать помощь в раскрытии и самораскрытии творческого потенциала личности, заложенного в ней от природы;

- при наличии критериев уровня оценки и самооценки музыкальных способностей направить студента на самостоятельный познавательный поиск.

Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что воспитание и развитие музыкально-творческой деятельности личности - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика, организация такого воспитательного пространства, где создаются оптимальные условия для всестороннего развития всех его задатков и способностей, для самореализации всех его возможностей, и чтобы музыка стала духовной потребностью и важным источником его душевных сил.

Литература:

1. Баренбойм Л.А. О музыкальном воспитании в СССР // Музыкальное воспитание в СССР. - Вып. 1. -М„ 1978.

2. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / под ред. действ, чл. АПН E.H. Медынского. - М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. - 280 е.: портр.

3. Борисов Г.Е. Искусство как средство эстетического развития учащихся. - М. : Прометей, 1989. -73 с.

4. Григорьев А.Ф. История музыкального образования. - Ставрополь : Ставролит, 2015. - 168 с.

5. Григорьев А.Ф. Теория и практика народного художественноготворчества. - М.: Миракль, 2015.

- 248 с.

6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В б т. - М.: Педагогика, 1982-1984.

7. Философы Греции. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1997.

LD

1-Н

О

-О Q-

Ш <

S

43

FUNCTIONAL SPECIFICITY OF DIDACTIC PLA YING EDUCATOR-EDUCATIONAL PROCESS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN Belevtsova Alia Mikhaelovna, Senior Professor, Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

in the article investigated functional specificity of the didactic playing the educator-educational process of junior schoolchildren.

Keywords: functional specificity of didactic games; educator-educational process of junior schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.