Научная статья на тему 'Развитие креативности детей младшего школьного возраста в музыкальной деятельности'

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в музыкальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
883
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воитлева Нафисет Адалгериевна

В статье затрагиваются проблемы творческого развития детей в музыкальной деятельности. Музыка, являясь эмоционально-оценочным стержнем, позволяет формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности детей младшего школьного возраста в музыкальной деятельности»

УДК 373.3.036 ББК 74.200.55 В-65

Воитлева Нафисет Адалгериевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкальных инструментов Института искусств Адыгейского государственного университета, тел.: 89184214448.

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(рецензирована)

В статье затрагиваются проблемы творческого развития детей в музыкальной деятельности. Музыка, являясь эмоционально-оценочным стержнем, позволяет формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение.

Ключевые слова: музыка, творчество, креативность, способности.

Voitleva Nafiset Adalgerievna, Cand. of Pedagogics, senior lecturer of the chair of musical instruments of the Institute of Arts, Adyghe State University, phone: 89184214448.

DEVELOPMENT OF YOUNG SCHOOLCHILDREN’S CREATIVITY

IN MUSICAL ACTIVITIES

The article concerns the problem of the creative development of children in musical activities. Music, being the emotional core of evaluation, allows a child to form an aesthetic perception of other kinds of art and the world, to develop imaginative thinking and imagination.

Keywords: music, art, creativity, ability.

Большинство ученых отмечают, что для характеристики детской деятельности как творческой вполне достаточна субъективная, значимая для детей новизна. Социальная ценность ее заключается в формировании и развитии творчески активной личности.

Исследования психологов свидетельствуют о том, что для творческого развития детей наиболее благоприятным является старший дошкольный и младший школьный возраст. Именно в этот период происходит активное формирование важных для последующего обучения и развития черт поведения детей, их разнообразной деятельности, связанной с интеллектуальной, нравственно-волевой, эмоциональной сферой. Сразу можно оговориться, что для детей младшего школьного возраста значимы, главным образом, личные переживания. Входя в новую роль, ребенок озабочен собой, обращен «вовнутрь», и из «внешних» источников его привлекает учитель. Вышесказанное убеждает в том, что учитель располагает практически неограниченными возможностями превращения ученика в источник положительных эмоций, пробуждения у него чувства удовольствия и удовлетворения от интеллектуального труда, формирования на этой основе потребности в познании, познавательной активности.

Ученые утверждают, что все дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача педагога - выявить и развить их в доступной и интересной для детей деятельности. Необходимо делать учение увлекательным, удовлетворяющим интеллектуальные запросы учащихся. «В педагогическом процессе ребенка должно постоянно сопровождать чувство свободного выбора; педагогический процесс должен характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией; педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни» (А.Ш. Амонашвили) [2].

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования

свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Педагог С. Блонский доказывал, что ребенок по природе своей - «творец всяких, в том числе эстетических ценностей», поэтому в проявлении своего творчества он «сильно тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации» [цит. по:1]. Выдающийся музыкант Л. Стоковский отмечал любовь детей к созданию песенок, их интерес к контрастным тембрам, ритмам. Он считал, что для детей музыка не бывает чем-то изолированным и обособленным, она всегда является частью жизни [1].

Многими музыкантами-педагогами признается то, что музыкальная деятельность, являясь частью художественного творчества чрезвычайно благоприятна для становления творческих способностей учащихся. Она включает в себя различные виды деятельности: и слушание, и исполнительство, и музыкально-образовательную деятельность.

Музыка воспринимается ребенком как эмоция, образ. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. На фоне эмоционального переживания, вызванного музыкой, зарождается потребность в ней, развиваются творческие способности. В результате общения с музыкой, ребенку передаются её настроения и чувства: радость, грусть, тревога и сожаление, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность. Именно музыка, по нашему мнению, может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание.

Исследование общего состояния обучения в массовой школе показали падение уровня творческих способностей учащихся, особенно - в 1-3 классах. Как отмечают многие исследователи (Я. Кюрти - 1983; Д.Б. Богоявленская - 1995,1999; Д. Бостанджиева - 1997), это явление объясняется по-разному. Основной причиной является преобладание в школьном обучении установки на развитие конвергентного мышления, ростом произвольности в ущерб оригинальности.

Специально проведенные психолого-педагогические исследования доказали, что занятия музыкой помогают развитию креативности мышления и творческие возможности ребенка, проявляющиеся в его музыкальной деятельности, переносятся в другие жизненные сферы. Искусство заставляет работать мозг на повышенном эмоциональном фоне. Занятия музыкой помогают ребенку сохранить и преумножить его творческий потенциал, оригинальность мышления, гибкость воображения, многозначность восприятия за счет более гармоничной работы мозга. В ряде исследований, посвященных изучению личностных особенностей юных музыкантов, их характера, были обнаружены следующие значимые отличия: дети более активны, возбудимы, являются более эмоционально чувствительными, независимыми, демонстративными.

По мнению Л.В. Петрановской «даже очень «тусклые» дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, радоваться малейшему проблеску их творческой активности, достаточно быстро - кто-то просто на глазах, кто-то спустя некоторое время - меняются, начинают мыслить, искать, придумывать. Их креативность растет» [4]. И это подтверждается практикой.

Музыкальные способности детей проявляются по-разному. У некоторых достаточно рано ярко, быстро, легко развиваются ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма - это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или, тем более, отсутствия способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы

жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Л.А. Баренбойм в книге «Путь к музицированию» указывает, что «методика формирования и стимулирования музыкального творчества должна опираться на две диалектически взаимосвязанные установки: одна из них - усвоение каких-то норм, музыкальных структур и пр., а другая - организация обстановки для преодоления инерции, для творческих неожиданностей» [3].

Умение мыслить нестандартно, творчески, несомненно, надо воспитывать.

Одним из основополагающих принципов музыкального воспитания ребенка Л.А. Баренбойм считал принцип активного усвоения знаний. Собственное детское творчество, пусть самое простое - вот что создает атмосферу радости, стимулирует развитие созидательных способностей. Изучая прошлое отечественного музыкального воспитания, Л.А. Баренбойм подчеркивал жизненность тех педагогических поисков, которые основывались на идеях детского творчества (опыт Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева), и настоятельную необходимость дальнейшего развития этих традиций.

Положения по творческому развитию ребенка Л.А. Баренбойма легли в основу многих музыкально-педагогических концепций современных музыкантов-исследователей.

Дидактические ориентиры творческого развития детей, предложенные Л.А. Баренбоймом: обучение на высоком уровне трудности; поэтапное овладение отдельными элементами целого; практические действия (исполнение и оперирование музыкальным материалом); дополнительная опора (графика, терминология); сравнение; специальная группировка и организация материала [3] .

Опора на эти положения значительно улучшает процесс творческого развития

детей.

Литература:

1. Абрамова Л.Я. Методические основы организации творческого мышления в классе фортепиано. М., 1998.

2. Амонашвили Ш.А. Единство цели: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.

3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп. Л.: Советский композитор,

1979.

4. Петрановская Л.В. Творчеству можно научить // Русский язык. 2001. № 12. (Прил. к газ. «Первое сентября»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.