Научная статья на тему 'Роль игрового начала в приобщении младших школьников к музыкально-художественной деятельности'

Роль игрового начала в приобщении младших школьников к музыкально-художественной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GAME / MUSIC / MUSICAL ART / MUSICAL ART ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забродская Светлана Викторовна

В статье отражены современные проблемы использования музыкальной игры в приобщении детей младшего школьного возраста к музыкально-художественной деятельности, представлены дидактические аспекты игры. Показывается значимость игрового начала в музыкальном воспитании детей, а также влияние игр на учебно-познавательную деятельность, на жизненные и образовательные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF A GAME IN FAMILIARIZING THE YOUNGER SCHOOLBOYS WITH MUSICAL ART ACTIVITY

The paper describes the problems of using modern musical game in educating primary school children in music and art activities, didactic aspects of the game are revealed. The importance of the game in the musical education of children, and the impact of games on learning and cognitive activity, the life and educational processes are proved.

Текст научной работы на тему «Роль игрового начала в приобщении младших школьников к музыкально-художественной деятельности»

УДК 372.878

ББК Ч 426.853 ГСНТИ 14.25.07 Код ВАК 13.00.01

Забродская Светлана Викторовна,

аспирант, Уральский государственный педагогический университет; педагог дополнительного образования Центра детского творчества; 624993, г. Серов, ул. Ленина, 193; e-mail: Serov-cdt@.ru.

РОЛЬ ИГРОВОГО НАЧАЛА В ПРИОБЩЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: игра; музыка; музыкальное искусство; музыкально-художественная деятельность.

АННОТАЦИЯ. В статье отражены современные проблемы использования музыкальной игры в приобщении детей младшего школьного возраста к музыкально-художественной деятельности, представлены дидактические аспекты игры. Показывается значимость игрового начала в музыкальном воспитании детей, а также влияние игр на учебно-познавательную деятельность, на жизненные и образовательные процессы.

Zabrodskaya Svetlana Viktorovna,

Post-graduate Student, Ural State Pedagogical University, Teacher of Additional Education, Children’s Preativity Pentre (Serov).

ROLE OF A GAME IN FAMILIARIZING THE YOUNGER SCHOOLBOYS WITH MUSICAL ART ACTIVITY

KEY WORDS: game; music; musical art; musical art activity.

ABSTRACT. The paper describes the problems of using modern musical game in educating primary school children in music and art activities, didactic aspects of the game are revealed. The importance of the game in the musical education of children, and the impact of games on learning and cognitive activity, the life and educational processes are proved.

В настоящее время система образования в России претерпевает значительные изменения, связанные с повышением уровня качества образования. Модернизация образования ориентирована на создание условий для самореализации, развития и самоопределения личности. Современное образование одновременно просвещает, воспитывает, развивает ребенка, и также подтакливает детей к развитию творческого начала, приобретению собственного опыта творческой деятельности.

Музыка — самый близкий путь к сердцу каждого ребенка и самый доступный вид искусства. Она входит в мир ребенка через трогательную колыбельную матери и сопровождает человека в течение всей его жизни.

Для педагогов не секрет, что ребенок любит петь и танцевать, что счастливые мгновения его жизни всегда сопровождает музыка. Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности.

Характер взаимодействия ребенка с музыкой меняется в зависимости от возраста.

Так, в первые годы жизни деятельность можно назвать музыкально-предметной. В это время интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, делает первый выбор более привлекательных предметов, инициирует пред-

метные и сенсорные игры с объектами — носителями звуков.

Далее его деятельность становится музыкально-игровой. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими людьми. Музыка становится:

- увлекательной игрой, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или прослушивание музыки, для ребенка по сути является игрой;

- источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет строить социальные отношения в игре и общении;

- содержательной основой игр: сюжеты и ролевые отношения в детских играх становятся отражением содержания музыкальных произведений.

В итоге ребенок начинает заниматься музыкально-художественной деятельностью. Его в большей степени начинает интересовать не сам процесс, а результат деятельности. Накопленный к этому времени личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения, а опыт участия в музыкальной деятельности дает возможность маленькому музыканту выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции:

- слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и тем самым выразить результаты собственного восприятия;

© Забродская С. В., 2013

- исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора);

- сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев; создателя сюжета музыкально-драматической игры и т. д.).

Роль музыки в формировании высших психических функций детей раскрыли классики психологии Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, педагоги-музыканты Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Б. В. Яворский и др.

Музыкальное обучение и воспитание как важнейший ресурс творческого становления личности ребенка, развития его импровизационных способностей наиболее полно и всесторонне — как теоретически, так и практически — обосновано в концепции элементарного музицирования детей выдающегося немецкого педагога-музыкан-та Карла Орфа.

Основные положения его концепции, раскрытые в книге «Шульверк, музыка для детей», сводятся к следующему:

• художественно-творческое постижение музыки;

• развитие природных музыкальных способностей детей;

• интеграция музыки, рисования, пения в процессе элементарного музицирования;

• раскрытие у детей спонтанно-импровизационных способностей;

• обращение к музыкально-поэтическому фольклору разных народов, дающее представление о единстве мировой музыкальной культуры;

• использование возможностей элементарного музицирования для интеллектуального, нравственно-эстетического координационно-пластического и коммуникативного развития детей;

• формирование психической и эмоционально-чувственной сфер ребенка;

• предоставление детям возможности фантазировать, сочинять, рисовать без боязни ошибиться, вызвать осуждения со стороны окружающих;

• использование в процессе музицирования элементарных инструментов (тела, голоса, простейших шумовых и ударных — барабанов, румбы, ксилофонов, флейты, кастаньет и др.) [4].

Теория и практика элементарного музицирования получила широкое распространение во многих странах.

Доминирование социального фактора в цели музыкального воспитания, результативность которого определяется суммой знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися, ограничило практическую ориентированность развития методики обучения музыке младших школьников.

Вместе с тем идея об универсальном влиянии музыки на развитие личности поддерживалась ведущими теоретиками и практиками музыкальной педагогики. Так, Б. В. Асафьев писал: «Если взглянуть на музыку как на предмет школьного обучения, то прежде всего надо категорически отвести в данном случае вопросы музыковедения и сказать: музыка — искусство, а не научная дисциплина, которой учатся и которую надо изучать» [1].

Вопросам музицирования в школьном образовательном процессе посвящены теоретические исследования и учебно-методические работы В. В. Емельянова, Д. Е. Ого-роднова, Т. Э. Тютюнниковой, Н. Г. Куприной и других современных педагогов-музы-кантов.

Творческое развитие младшего школьника наиболее целенаправленно происходит, если музыкально-образовательный процесс целиком и полностью строится на игровой деятельности, имеющей по сравнению с традиционной системой обучения целый ряд преимуществ, основными из которых являются:

• личностное духовно-нравственное становление ребенка в посильной, элементарной художественной деятельности;

• формирование созидательных способностей детей в музыкально-художественной деятельности;

• развитие коммуникативных навыков и умений, импровизационных способностей, фантазии, воображения;

• деятельностное постижение красоты окружающего мира, культурных ценностей, природы;

• формирование двигательно-пластичных навыков, умений гармонизировать свой внутренний мир с поэзией, искусством, соотносить себя с окружающей жизнью;

• актуализация творческого потенциала детей в разнообразных видах художественной деятельности;

• освоение детьми ценностей народного музыкально-поэтического творчества, расширение их музыкального кругозора, эстетического вкуса, постижение красоты и полифонии как классической, так и народной музыки;

• развитие театрально-драматических способностей, артистизма, этических норм поведения и общения;

• расширение креативности детей в процессе интегрированной музыкально-художественной деятельности, создания собственных композиций, стихов, рисунков, танцевальных движений;

• формирование положительной мотивации не только к музыкально-игровой, но к любой учебно-познавательной деятельно-

сти за счет развития таких качеств, как успешность, диалогическое общение, самостоятельность, активность.

Человек играл даже тогда, когда не знал, что это игра. Игра выступает перед нами ценностным общечеловеческим феноменом, который абсолютно познать невозможно, хотя и необходимо к этому стремиться, потому что именно так можно познать истинную сущность человека.

Человечество уже создало достаточно научно-практических трудов и материалов, в которых с разных позиций раскрывается философская и психологическая сущность игры, методика организации и проведения игр. Фундаментально исследованы компенсирующие жизненные и духовные силы и развлекательный потенциал игры. Особенно детально изучена детская игра в младшем школьном возрасте.

Игра признана двигателем творчества. Играя с опорой на собственные интеллектуальные, деятельностно-практические, эмоционально-чувственные силы, человек выводит себя и всё общество на качественно новый уровень. Вне игры творческого воображения и мышления никакое творчество не имеет смысла. Черты творческой личности приобретаются, закрепляются и испытываются в игре.

Игра является особенным деятельноэмоциональным полем, в котором при определенной общей регламентации (установлении цели, введении некоторых правил, алгоритма процессов) сохраняется возможность моделирования индивидуального пути продвижения к цели, системе сочленения определенных элементов опыта, системе отношений в игровом общении. При этом происходит стимулирование творческого самораскрытия субъектов игрового процесса и гармонизация взаимоотношений членов группы. Игра воспитывает, учит, развивает, адаптирует, стимулирует, поощряет, мотивирует.

Моделировать фрагменты жизни можно через моделирование игры, если связать реальные взаимоотношения, игровую идею, игровые роли, действия, предметы и выигрыш (цену достижения цели).

Вспомним известные вербальные формулы: «играть роль», «разыграть, как по нотам», «играть главную скрипку». Очевидно, что замкнутое существительное стремится раскрыться через глагол, воспроизвестись в форме процесса. А еще говорят: «игра разума», «игра мускулами», «игра понятий», «втянуть в игру», «оказаться вне игры», «выйти из игры». Тут игра сама становится процессом, всегда желанным.

Игра — чрезвычайно насыщенная в эмоциональном плане деятельность, ведь все

события в ней сопровождаются переживаниями. Именно они закрепляют в сознании все перипетии процесса игрового общения, всю палитру информации до мельчайшего элемента.

Итак, человек играющий («homo lu-dens») столь же значим, как и человек разумный («homo sapiens») или творчески действующий («homo faber»). Это три формы человеческого «Я» [3].

Игровая деятельность характерна не только для ребенка. Став взрослым, человек остается игроком. Он играет личностными качествами, социальными отношениями, трудовыми умениями, добиваясь и общественно значимых, и, конечно же, личных творческих побед.

В игре обязательно учитываются мотивы, с опорой на которые можно (и нужно) попробовать укрепить желание сыграть, испытать собственные силы. Мотивы, побуждающие к деятельности, базируются на удовлетворении потребностей. Развитие мотивов происходит через изменение, расширение круга деятельности, преображающего предметную действительность. Игра создает для этого непревзойденные возможности.

Младшие школьники в игре учатся подчинять себя цели и организованно учиться. В целом эпохе детства присуща игра на интерес, на радость. Дети легко входят в игру и переключаются на новые задания, легко объединяются в игровые микрогруппы, быстро возбуждаются, проявляют выдержку в игре. Любят подвижные, музыкальные, танцевальные, имитационные творческие игры. Удовлетворяются любой игровой ролью, любой деятельностью. Играющий взрослый сразу становится для детей всеобщим любимцем, играющий учитель — эталоном учителя.

Одной из основных особенностей младшего школьного возраста является интенсивное развитие мыслительных процессов: переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, формирование научных понятий, развитие саморегуляции, рефлексии, дифференцированное и синтезирующее восприятие, произвольная и осмысленная память.

Младшие школьники, наряду с учением, общением, с удовольствием продолжают играть. Именно в игре происходят изменения в познании, чувствах, волевой сфере, характере. Игра для учеников начальных классов продолжает быть наиболее увлекательным занятием, и создание условий для ее эффективного и целенаправленного использования в образовательном процессе является весьма актуальным.

Психическое развитие младшего школьника, которое определяет матрицу всей его

последующей жизни, обусловлено впечатлениями, эмоциональной наполненностью, комфортом, разнообразными положительными воздействиями, направленными на нравственное становление личности. В психолого-педагогической науке встречаются различные трактовки понятия «игра». Так, по Л. С. Выготскому игра — это иллюзорная реализация нереализованных желаний [2].

Перечислим возможные мотивы включения в игру:

1. Желание получить приз, похвалу или иное поощрение.

2. Желание добиться в игре более высокого статуса, престижа, уровня признания в группе; игра амбиций.

3. Повышение уровня самооценки.

4. Желание стать лучшим среди кандидатов на игру, попасть в их число.

5. Желание не отстать от «своих», участвовать в игре «как все».

6. Сила и обаяние личности руководителя, игромастера.

7. Возможность расширить сферу своей осведомленности, профессионально вырасти.

8. Ощущение «послевкусия» недавней победы, желание выиграть опять,

продублировать успех, подтвердить его.

9. Желание помочь кому-то, проявление альтруистических мотивов.

10. Страсть, увлеченность ходом, сюжетом, персонажами игры, игровой азарт, общий ажиотаж.

11. Желание просто развлечься, игра «на интерес».

В силу того что в процессе изучения большинства учебных предметов младшими школьниками использование игровых педагогических технологий ограничено, представляется весьма важной организация обучения музыке в игровой деятельности, предоставляющей для этого все возможности. Практика музыкально-дидактической игры, имеющаяся в отечественной и зарубежной музыкальной педагогике, опирается на традиционное народное творчество, в котором синтезированы музыка, танец, поэзия. При таком подходе музыкальнохудожественное обучение и воспитание приобретает универсальный характер, становится доступным и эффективным средством развития ребенка, раскрытия его творческих способностей, формирования речевых и вокальных умений и навыков, духовно-нравственного становления.

ЛИТЕРАТУРА

1. АСАФЬЕВ Б. Речевая интонация. Л. : Музыка, 1965.

2. ВЫГОТСКИЙ Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

3. ШУТЬ Н. Н. Секреты эффективных игр для развития ребенка. М. : Сфера, 2010.

4. ORFF O. Das Shulwerk. Ruckdlik und Ausblik. OJB, 1963, Mainz, Schott.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Г. Тагильцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.