Научная статья на тему 'Психолого-педагогический аспект исследования креативности в концепции музыкального воспитания, развития детей и подростков'

Психолого-педагогический аспект исследования креативности в концепции музыкального воспитания, развития детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический аспект исследования креативности в концепции музыкального воспитания, развития детей и подростков»

МУЗЫКАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

<5

М.Т. Картавцева

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Актуальность исследования творческого развития личности обусловлена общими тенденциями духовного возрождения России, которые предполагают переосмысление современного состояния профессиональной подготовки учащихся разновозрастных групп, определение некоторых наиболее перспективных направлений развития всей культуры страны в целом и музыкальной - в частности.

Длительное время разрыва - на протяжении десятков лет - между образованием и культурой в России негативно сказалось на художественно-эстетическом воспитании детей. Нарушение органического единства образовательного и социокультурного процессов серьезно отразилось на общих тенденциях воспитания детей, подростков, юношества, введения их в художественную жизнь, в реальную, живую художественную культуру.Восстановлению духовной культуры России путем целенаправленного культурно-эстетического и художественно-творческого воспитания подрастающего поколения нет альтернативы. Это - социально значимая идея.

Современные дети и подростки - те, кому суждено жить и работать в XXI веке, как отмечают психологи, во многом более своих предшественников информированы благодаря телевидению, радио и компьютерам. Вместе с тем для них характерны такие негативные качества, как потеря усидчивости, ухудшение восприятия и памяти, излишняя - на грани взвинченности - подвижность или, наоборот, заторможенность. Все это требует изменения традиционных педагогических методов для реализации всех, в том числе творческих, способностей ребенка. Не случайно именно в детские годы формируются основные качества личности, развиваются задатки и способности. Как известно, уже в детском саду и школе формируются первоначальные навыки, закладывается база для дальнейшего развития индивидуальных качеств и свойств, в том числе формируются общеэстетические идеалы личности.

Современная эпоха требует новых подходов к формированию способностей и личностных качеств детей.

Нетрадиционным можно считать подход к личности как целостности в системе отношений человека к миру. Такой подход предполагает целенаправленное воздействие на данную систему, способствующее формированию в ней не просто способностей и качеств личности, а именно творческих способностей. В связи с этим важным моментом выступают учет реально существующих в сознании социальных установок и формирование новых - творческих -установок, которые выражают отношение к социальным, политическим и экономическим изменениям в общественной жизни. До сих пор вопрос о том, как формировать идеалы, убеждения, эстетические чувства, социальную ориентацию личности, требует корректировки. Именно поэтому формирование психологических механизмов «идеологического иммунитета» личности необходимо проводить через закрепление положительных социальных установок, через идеалы, убеждения, духовные и эстетические чувства.

Наш многолетний педагогический стаж работы (от детской музыкальной школы, школ искусств, гимназий и Домов творчества до вузовской работы) позволил найти и осмыслить некоторые новые методики и технологии, внедрение которых потребовало преодоления косных, отживших методик преподавания музыкального искусства в разновозрастных группах, многие годы определявших основное содержание учебно-воспитательного процесса в системе ДМШ - училище - вуз. Исследование проблемы обусловлено целым рядом как социальных, так и социально-психологических и педагогических факторов. Необходим новый - инновационный, творческий - подход к воспитанию, развитию подрастающего поколения, который позволит наиболее полно раскрыться природным задаткам. Социальное творчество невозможно без творческого субъекта (Н. Бердяев).

Совершенствованию обучения, воспитания, развития в школе способствует осуществляемая в настоящее время гуманизация начального, среднего и высшего образования.

Государственная «Концепция художественного образования в Российской Федерации», утвержденная в 2005 году Минобразования РФ и Минкультуры РФ, особое внимание уделяет повышению роли художественного образования детей, в том числе - музыкального, выявлению и развитию музыкального способностей учащихся, потребности в различных видах исполнительской деятельности, элементарных певческих навыках, импровизации на детских и простейших музыкальных инструментах.

Однако анализ современного состояния музыкального обучения, воспитания, развития детей выявил ряд противоречий:

1) противоречие между целями подготовки и реальным содержанием. Выпускники ДМШ, ВМШ, классов дополнительного образования при домах, дворцах культуры, музыкальных классов пока не получают в полной мере практических умений, особенно творческих навыков, имеющих свою специфику;

2) противоречие между досуговой (любительской) формой музицирования и слабым учетом данной специфики в подготовке выпускников начального и среднего звена;

3) противоречие между развивающимися в условиях демократизации духовной жизни общества новыми явлениями в любительской сфере музицирования молодежи, динамикой развития его различных форм и инертностью и консервативностью музыкальной подготовки;

4) в начальном звене отсутствует моти-вационная психолого-педагогическая установка продолжения обучения в средних и высших специальных учреждениях;

5) редко используется в подготовке детей, особенно дошкольного возраста, синтез искусств: музыки, хореографии, живописи, театра; синкретические возможности фольклора;

6) в воспитании, развитии ребенка, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, почти не используются богатые художественные возможности фольклора, особенно музыкального, позволяющего соединить в себе пение, танец, драматургию народной песни;

7) слабо отражена в содержании учебного процесса специфика национальных видов и форм художественного творчества;

8) недостаточно развивается в организации учебного процесса интенсивно-проблемно-творческий характер обучения, воспитания, развития, основанный на принципах педагогики сотрудничества.

В связи с этим возникает социально обоснованная необходимость разработки концепции творческого развития детей дошкольного и школьного возраста средствами музыкального фольклора, содержащая в себе совокупность как теоретико-методологических положений, так и методы педагогического формирования в системе многоуровневой подготовки музыкально-творческой личности.

В связи с этим необходимо проанализировать основные взгляды и разработки ведущих мировых и отечественных ученых, занимавшихся проблемами творчества.

Значительный вклад в разработку проблемы творчества и творческого мышления, психологии развития личности внесли ученые-психологи, как русские, так и зарубежные: Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, М.П. Блинова, С.Н. Беляева-Экземплярская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, О.И. Никифорова, А.В. Запорожец, Н.А. Менчин-ская, А.С. Лейтес, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, К. Тейлор, Р. Стерн-берг, Г.К. Уэллс, З. Фрейд, А. Валлон, В. Вундт, Д.Б. Эльконин, В.П. Эфроимсон.

Я.А. Пономарев признавал, что создание целостной науки о творчестве - дело будущих поколений.

Проблема возрастной психологии, в частности теория одаренности детей, изучались Л.С. Выготским, Ж. Пиаже, А.В. Бруш-линским, В.Н. Дружининым, А.Н. Леонтьевым, О.И. Никифоровой, А.М. Матюшки-ным, Я.А. Пономаревым и другими.

Психологи выделяют две основные линии исследования: анализ взаимодействия познающего субъекта с познаваемым объектом и анализ психологического развития познающего субъекта.

В психологии мышления принято считать, что мышление у художников и вообще творческих людей отличается образностью, по сравнению с мышлением математиков, инженеров и др. категорий. В.Н. Дружинин отмечает, что существуют различные психологические портреты ученых и деятелей искусств.

В плане изучения творческого процесса была проанализирована теория инвестирования Р. Стернберга (1985). Согласно его теории, творчество определяется шестью факторами: интеллектом как способностью; знанием; стилем мышления; индивидуальными чертами; мотивацией; внешней средой. Р. Стернберг провел исследование, посвященное связи креативности и интеллекта: согласно его теории, существуют

вербальный, пространственный и математический типы интеллекта.

Теоретики бессознательной работы психики (Гельмгольц (1890), Пуанкаре (1909)) утверждали, что творческий акт -это тайна, одна из мировых загадок. В этой теории, помимо чисто мистического смысла творческого акта, есть, на наш взгляд, рациональное зерно,которое заключается в понимании «предчувствия» или «предугадывания».

В начале ХХ века ряд психологов развивали концепцию «проб и ошибок». Рациональное зерно в развитии этой теории сыграло постепенное развитие понятия «переноса» (Бен, Вебер, Фехнер, Морган, Торндайк).

Важен вывод о том, что креативность и интеллект взаимосвязаны не только на уровне свойств личности, но и на уровне целостного познавательного процесса.

Проблемы возрастной психологии, психологии обучения изложены в трудах психологов Р. Бадлера, К.К. Платонова, Я.А. Пономарева, А.А. Венгера, Р.С. Немо-ва, Б.М. Теплова, А.А. Смирнова, Н.А. Мен-чинской и других.

Психология возрастного развития обосновывает те качественные и количественные изменения, которые происходят в психике и поведении ребенка при переходе от одной возрастной группы в другую. Так называемые «эволюционные» изменения являются постепенными факторами биологического созревания. Второй фактор «революционного» изменения происходит в момент кризисного периода перехода из одного возраста в другой. Третий фактор -«ситуационный» - связан с социальными условиями жизни ребенка, его развития под влиянием обучения и воспитания.

Первые два фактора необратимы и не нуждаются в подкреплении. Тогда как третий фактор нуждается в закреплении и последующих упражнениях. Специфические особенности имеют разные возрасты, отличающиеся уровнем познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления, речи и др. Возрастные индивидуальные особенности у детей проявляются в интересах, суждениях, взглядах, мотивах, поведении (Р.С. Немов).

Педагогическая грань исследования креативности опирается на труды выдающихся педагогов - В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Я.А. Каменского, А.С. Макаренко, которые сформулировали основные позиции теории образовательного процесса гуманистической педагогики. Исследования по основным принципам педа-

гогики сотрудничества, системы дифференциации от общих форм к частным связаны с именами Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунс-кого, П.Я. Гальперина. Эти ученые утверждали идею о том, что в основу формирования творческих качеств подрастающего поколения должны быть положены общечеловеческие ценности, а также свободное национальное воспитание личности. К.Д. Ушинский ратовал за создание национальной школы, опирающейся на элементы общечеловеческой духовной культуры.

В трудах ученых-педагогов Ю.Б. Алиева, А.И. Арнольдова, Т.И. Баклановой, О.А. Блоха, В.А. Волобуева, Л.С. Зорило-вой, В.И. Черниченко нашли отражение вопросы духовно-ценностных основ обучения, воспитания, формирования правильных художественных ориентиров, вечных понятий в искусстве и творчестве.

Особое значение для исследования креативности приобретают проблемы музыкальной педагогики и психологии, изложенные в трудах как русских, так и зарубежных ученых: Б.В. Асафьева, О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, Э.Д. Абдуллина, М.П. Блиновой, С.Н. Беляевой-Экземплярской, Л.А. Баренбойма, Л.В. Благонадежной, О.А. Блоха, А.Б. Брейтбурга, Н.А. Вет-лугиной, В.Ф. Жданова, В.И. Закутского, П.И. Зинченко, Д.Б. Кабалевского, И.А. Липского, Л. Маккинон, Н.А. Менчин-ской, Е.В. Назайкинского, А.Л. Островского, В.Ф. Одоевского, В.И. Петрушина, М.С. Старчеус, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина и других авторов, которые развивали интонационную теорию музыки, изучали проблемы восприятия, музыкальной памяти и музыкального слуха, связанные с ощущением звуковысотности и эмоциональных переживаний ладовых образований, проблемы психологической избирательности и «стандартизированности» слуха, народности мелоса и другие проблемы.

Роль социальной обусловленности музыкального восприятия и мышления рассматривались в трудах: Б.В. Асафьева, М.Г. Арановского, А.Н. Сохора, А.Л. Гост-динера, Б.С. Мейлиха, А.В. Брушлинского, Л.А. Венгера, С. Раппапорта, Е.О. Назайкинского, Г. Кагана. Ученые утверждали, что каждая эпоха имеет свой музыкальный «интонационный словарь». Исследовались различные формы музыкального языка у разных народов, обусловленные сложившимися социальными условиями жизни.

Ученые утверждают, что наибольшую способность понимать и переживать музыку разных жанров обнаруживают обычно

те, кто с детства окружен ею, участвует в бытовом музицировании, любительском исполнении и слушании музыки (А.Н. Со-хор). Вместе с тем ученые признают, что понятие «музыкальное мышление» не получило статуса научного термина.

Были проанализированы исследования музыкального обучения, воспитания и развития в трудах: Б.В. Асафьева, Э.Б. Абдул-лина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбойма, Н.А. Ветлугиной, Г. Кагана, И.Т. Назарова, Л.А. Мазеля, А.Л. Островского, Ю.Н. Рагса, Л. Стоковского, Б.Л. Яворского, Ю.Н. Тюлина, В.Ф. Одоевского и других, особенно положения о необходимости комплексного подхода к изучению художественного (в частности -музыкального) творчества, целенаправленного характера обучения, воспитания в противовес «спонтанному» развитию ребенка

- теории, существующей в США и некоторых странах Запада. Была подчеркнута важность дифференцированного подхода

- учета возрастных и индивидуальных способностей воспитуемого, выработки эстетических установок, критериев оценки звучащей музыки.

При прогназировании горизонтов развития личности в педагогическом отношении важны выявление и ранняя диагностика одаренности, склонностейребенка, для правильного формирования его творческих способностей, интеллекта, идеалов, жизненных ориентиров. Чем более полно будет представление о потенциальных возможностях ребенка, тем более оптимальной может быть построена модель творческого развития индивида. Ученые отмечают роль семьи, взаимоотношений между супругами, а также между детьми и их родителями в процессе творческого развития детей. Для развития креативности ребенка важно, когда талант становится организующим началом в семье (А.А. Аронов).

Особое значение для исследования имело обращение к русской античности, к трудам ученых-фольклористов, а также соби-

рателей фольклора. Особое внимание было уделено трудам: В.П. Аникина, А.А. Бани-на, П.Г. Богатырева, Е.В. Гиппиуса, В.Е. Гусева, И. Дубовского, И.И. Земцовс-кого, О.И. Капицы, А.Д. Кастальского, Л.В. Кулаковского, А.А. Луканина, М.Н. Мельникова, А.Ф. Некрыловой, А. Рудневой, Т.В. Поповой, Е.И. Максимова, Л.В. Шаминой и других.

Было установлено воспитательное значение музыкального фольклора и народной педагогики в привитии детям и подросткам чувства национальной гордости, патриотизма, толерантности. Фольклор, в частности - музыкальный, открывает новые возможности, пока еще мало используемые для творческого развития детей, подростков и молодежи в целом. Фольклор является альтернативой массовому увлечению молодежи поп-музыкой, всевозможным современным увлечениям западными, порой малохудожественными, музыкальными влияниями, заполонившими эфир.

В процессе проектирования концепции необходимо соединение таких теоретических моделей:

- общеэстетического развития личности ребенка;

- его специально-музыкального развития;

- музыкально-творческого развития.

Теоретические модели с необходимостью отражают совокупность качеств выпускников ДМШ, ВМШ, детских студий как на духовно-личностном, так и операционном уровне. Они включают в себя интеграцию знаний, умений, навыков, развитых музыкальных способностей, творческую готовность к музыкальной деятельности. В процессе проектирования важно предусмотреть координацию и взаимосвязь основных элементов всех трех моделей, выделение среди них ведущей (модель специально-музыкального развития). Это позволит обеспечить интеграционную связь начального воспитания детей с наукой и передовой практикой.

Л.А. Петрова

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ВОКАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

Дидактические аспекты воспитания вокально-речевой культуры

Вокально-речевая культура с позиций теории речевой деятельности - это такое произнесение, пение текста, которое обеспечи-

вает оптимально адекватное задаче исполнителя реагирование (какинтеллектуальное, так и эмоциональное) сегодняшнего зрителя в обстановке сегодняшнего концерта, спектакля. Она не есть внешняя атрибутика, или яв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.