3
Музыкальное образование Исследования молодых ученых
Н.А. Юничев
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ
«В каждом обществе есть некие культурно-творческие силы, направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает всё больше зависеть от произведённых им ценностей».[1]
Патриотизм подразумевает любовь к Родине. Слово «родина» включает в себя не только такие понятия, как общность языка и территории, но и, в первую очередь, организацию общественной жизни, особенности быта, национальное искусство и национальное самосознание.
Настоящий патриот учится на веками накопленномопыте своего народа, чувствует его характер и культуру.
Духовно-творческий патриотизм можно и необходимо формировать у детей с самого раннего возраста, но, подобно любым другим чувствам, патриотизм обретается и переживается индивидуально. Он является неотъемлемой частью личного уровня духовного развития человека, его глубиной.
Сейчас нет сомнения в том, что преподаватель, не будучи патриотом сам, никогда не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно пробудить, ане навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Культура родной страны должна стать фундаментальной частью развития душевного мира ребенка, основой формирования личности.
Вместе с тем и сегодня проблемы, связанные с формированием национального самосознания, остаются актуальными.
Наиболее значимой представляется разработка для класса русских народных инструментов в ДМШ программы по приобщению детей к народной культуре России. На своих занятиях преподавателям народных инструментов необходимо уделять время не только освоению специального инструмента и музицированию, но и знакомить учеников с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, танцами, сказками, загадками. Благодаря данной новации у детей будет формироваться достоверное знание о древней русской культуре и национальном самосознании. Необходимо ещё в младшем школьном возрасте знакомить детей с традициями русского народа, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Фольклор является отражением коллективного разума, накопленного столетиями. Задолго до возникновения педагогики как академической науки в фольклоре уже была выработана система воспитания человека, начиная с его рождения.
Приобщение детей к народным традициям способствует формированию и развитию национального самосознания, являющегося основой сохранения самобытности народа в современном обществе, истории и определения будущего страны.
Обучаясь игре на русских народных инструментах, ребенок творчески раскрывается, проявляет свои умения и эмоции, фантазию, темперамент, участвуя в различных концертах и конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается.
Неоценимы музыкально-педагогические достоинства музыкального фольклорного материала. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических возможностей человека. Мелодический рисунок народных песен органично связан с рельефом выразительных интонаций человеческой речи. Кроме того, обучение игре на на-
Музыкальное образование
родных инструментах развивает у детей музыкальный слух, память и мышление, так как исполнение традиционной фольклорной музыки подразумевает вариационность. Это можно отнести и к фольклору всех народов мира.
«Фольклор — это коллективное и основанное на традициях творчество групп или индивидов; определяемое надеждами и чаяниями общества, являющими адекватным выражением их культурной и социальной самобытности; фольклорные образцы и ценности передаются устно, путём имитации или другими способами; к формам фольклора, наряду с другими, относятся язык, литература, музыка, танцы, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремёсла и другие виды искусства» [2].
Кроме того, язык народной музыки с его самобытной ладовой системой, разнообразными типами ритмической организации прекрасно подготавливает детей к восприятию современной музыки. Вот почему наиболее эффективные методы музыкального развития детей во всем мире основываются на народной музыке. Народная музыка доступным языком передаёт ребенку высокие ценности искусства и национальной культуры, формирует национальное самосознание музыканта.
Человечество не может сделать шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности предыдущих поколений. Путь к пониманию будущего музыкально-педагогической науки лежит через постижение ее настоящего и прошедшего.
Духовные ценности русской культуры, накопленные в древности, необходимо сохранять и передавать грядущим поколениям. Поэтому считается, что традиционность культуры, в том числе и музыкально-педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся и широко бытующих древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше культура нации.
Между экономической жизнью общества и его духовной жизнью воспитание выступает как связующее звено. Этим объясняется особенное положение музыкально-педагогической культуры. Музыка, глубоко проникающая как в материальную, так и в духовную культуру общества, служит мостом между ними. Преемственная связь между двумя сферами человеческой культуры обеспечивается именно музыкально-педагогической культурой. Материальный прогресс общества находит отражение в духовном прогрессе общества. Материальный прогресс первичен, но это отнюдь не исключает обратного влияния духовного прогресса на дальнейшее усиление и ускорение материального прогресса.
Серьезнейшим стимулом для развития музыкально-педагогической культуры является повышение внимания к народным традициям воспитания, при обучении детей в ДМШ в классе русских народных инструментов. Народная музыкальная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания, она древнее музыкально-педагогической науки нашего времени, всегда обогащала ее и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс музыкально-педагогической культуры народа и общества в целом.
В древности воспитатели из народа, не зная еще науки, постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколение народную мудрость. Народная музыкальная педагогика из-за отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость распылялась, многие открытия делались заново тысячи раз. Отсутствие возможности концентрировать педагогические знания являлось препятствием в процессе развития музыкальной культуры народа.
Для каждого человека с высоким уровнем национального самосознания имеет большое значение близость к духовной культуре его народа. Чем прочнее эмоциональное единство, связывающее человека с культурой его народа, тем выше он как член человеческого общества. Духовное богатство современного человека включает все интеллектуальное, социальное, историческое, этническое многообразие. Народная культура является двигателем, приводящим в движение душевный мир человека, его разум, она формирует его национальное самосознание. Сохранение и развитие духовной культуры человека немыслимо без соответствующего педагогического процесса, который удобнее всего осуществлять в классе русских народных инструментов. Чем эффективнее процесс воспитания, тем выше общий духовный прогресс личности, народа, страныв целом.
Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание. Обучение в ДМШ в классе русских народных инструментов воспитывает в ребёнке уважение к традициям родной страны, а следовательно, и чувство патриотизма человечества. Соответственно, педагогическая культура пользуется всеми важнейшими достижениями человеческой культуры - наукой, искусством. Особенность обучения игре на
русских народных инструментах состоит в том, что в процессе воспитания накопленные учеником духовные богатства не только совершенствуются, но и обогащаются. Поэтому педагогический процесс в классе народных инструментов всегда означает одновременно и духовный прогресс в целом.
Примечания
1. Гуревич, П.С. Философия культуры. [Текст]: учебник для высшей школы/П.С. Гуревич. — М.: Издательский дом NOTA BENE, 2001.—352 с.
2. Юнеско и сохранение фольклора [Текст] //Курьер.—1985. — май. — с.16
М.А. Харлашко
О ВАЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АРТИСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛА
В настоящее время наиболее актуальна проблема комплексного и разностороннего воспитания ребёнка с раннего детства с целью формирования гармоничной личности сразвиты-ми эмоциональным и эстетическим началами. Потери в эстетическом и творческом воспитании на начальном этапе обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных художественных ценностей мирового искусства, дети с легкостью принимают мнимые ценности.
Несомненно, основополагающей целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему, поэтому творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
Так, активная творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у учащихся во время урока положительные эмоции, тем самым стимулируя увлеченность школьника познавательным процессом. Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего «нечто новое», ине связано с возрастными ограничениями [1,17]. В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько формирует и развивает их, способствуя становлению личности, пока ещене осознанному созиданию самого себя, на начальных этапах оно более средство саморазвития, чем самореализация.
Основная задача психологии детского творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса.
Наиболее ярким показателем творческого развития личности является артистизм. Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыкальное искусство — самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующее внутренний мир человека.
Под понятием артистизма на начальном этапе обучения академическому вокалу в музыкальной школе мы подразумеваем не создание ребенком духовных ценностей, а его способность к перевоплощению чужих мнений и чувств в свои собственные, а постепенно совершенствуясь и переходя на новую — более высокую — ступень исполнительского мастерства, ученик уже будет способен показывать и свои.
В данном случае целью является не конечный результат, а сам процесс познания, из этого следует, что вся деятельность ученика на уроке академического вокала и есть творчество.
Развитие артистизма основывается на личностных качествах каждого отдельно взятого ребенка, т.е. преподаватель должен использовать индивидуальный подход, а именно базируясь на психических, психологических и умственных способностях личности ребенка, развиваются качества, которые проявляются в эмоциональной отзывчивости, в саморегуляции, самообладании и культуре поведения.
Все дети от рождения артистичны, но природный артистизм необходимо развивать неотрывно от самого процесса музыкального воспитания: музыкального слуха, чувства ритма, техники исполнения, чистоты интонирования голоса, задания, выполняемые учеником на уроках академического вокала, необходимо строить так, чтобы они, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизировали память, наблюдательность, интуицию, формировали