Научная статья на тему 'О важности формирования артистических навыков у учащихся младшего школьного возраста на уроках академического вокала'

О важности формирования артистических навыков у учащихся младшего школьного возраста на уроках академического вокала Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
619
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О важности формирования артистических навыков у учащихся младшего школьного возраста на уроках академического вокала»

русских народных инструментах состоит в том, что в процессе воспитания накопленные учеником духовные богатства не только совершенствуются, но и обогащаются. Поэтому педагогический процесс в классе народных инструментов всегда означает одновременно и духовный прогресс в целом.

Примечания

1. Гуревич, П.С. Философия культуры. [Текст]: учебник для высшей школы/П.С. Гуревич. — М.: Издательский дом NOTA BENE, 2001.—352 с.

2. Юнеско и сохранение фольклора [Текст] //Курьер.—1985. — май. — с.16

М.А. Харлашко

О ВАЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АРТИСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛА

В настоящее время наиболее актуальна проблема комплексного и разностороннего воспитания ребёнка с раннего детства с целью формирования гармоничной личности сразвиты-ми эмоциональным и эстетическим началами. Потери в эстетическом и творческом воспитании на начальном этапе обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных художественных ценностей мирового искусства, дети с легкостью принимают мнимые ценности.

Несомненно, основополагающей целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему, поэтому творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Так, активная творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у учащихся во время урока положительные эмоции, тем самым стимулируя увлеченность школьника познавательным процессом. Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего «нечто новое», ине связано с возрастными ограничениями [1,17]. В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько формирует и развивает их, способствуя становлению личности, пока ещене осознанному созиданию самого себя, на начальных этапах оно более средство саморазвития, чем самореализация.

Основная задача психологии детского творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса.

Наиболее ярким показателем творческого развития личности является артистизм. Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыкальное искусство — самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующее внутренний мир человека.

Под понятием артистизма на начальном этапе обучения академическому вокалу в музыкальной школе мы подразумеваем не создание ребенком духовных ценностей, а его способность к перевоплощению чужих мнений и чувств в свои собственные, а постепенно совершенствуясь и переходя на новую — более высокую — ступень исполнительского мастерства, ученик уже будет способен показывать и свои.

В данном случае целью является не конечный результат, а сам процесс познания, из этого следует, что вся деятельность ученика на уроке академического вокала и есть творчество.

Развитие артистизма основывается на личностных качествах каждого отдельно взятого ребенка, т.е. преподаватель должен использовать индивидуальный подход, а именно базируясь на психических, психологических и умственных способностях личности ребенка, развиваются качества, которые проявляются в эмоциональной отзывчивости, в саморегуляции, самообладании и культуре поведения.

Все дети от рождения артистичны, но природный артистизм необходимо развивать неотрывно от самого процесса музыкального воспитания: музыкального слуха, чувства ритма, техники исполнения, чистоты интонирования голоса, задания, выполняемые учеником на уроках академического вокала, необходимо строить так, чтобы они, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизировали память, наблюдательность, интуицию, формировали

Музыкальное образование

внутренний мир ребенка.

Наиболее значимой, таким образом, представляется проблема построения урока. Преподаватели академического вокала в ДМШ наибольшее внимание уделяют формированию у ребенка музыкальных способностей, техники исполнения, отодвигая развитие артистизма на второй план. Так, многие педагоги порой забывают, что артистизм является важной и неотъемлемой частью любого успешного концертного выступления.

Неартистичное выступление делает концертный номер безликим и неинтересным для слушателей, даже если музыкальное произведение было исполнено музыкантом безупречно. У аудитории неартистичное выступление оставляет ощущение непрочувствованности музыки исполнителем, невысказанности авторского замысла и, что более страшно, отсутствия исполнительской трактовки и собственного видения исполняемого произведения.

Итак, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения с преподавателем и сверстниками по поводу исполненного, то есть его восприятия. Психологические мотивы творчества, поддерживающие желание творить, нуждаются в подпитке в виде открытых концертных исполнений того, что было разучено на уроке. В процессе занятий и концертной деятельности у детей развивается чувство сценического артистизма («чувство сцены») не в теории, а на практике. Формируется музыкально-эмоциональная культура поведения, которая и является основой их яркого сценического выступления.

Развитие артистизма у детей младшего школьного возраста имеет наибольшую ценность для дальнейшего успешного музыкального образования и сценической деятельности. Уде-тей данной возрастной категории особенно ярко выражена потребность в эмоциональном самовыражении, в творчестве.

Удовлетворение данной потребности осуществляется через концертные выступления, а концертные выступления, в свою очередь, служат отличным средством, основой развития артистизма.

Развитие артистизма у детей в процессе обучения академическому вокалу обязательно должно проходить через самостоятельное исполнение, восприятие лучших образцов выступлений оперных певцов и наставлений преподавателей. Благодаря этому у ученика появляется способность переживать эмоциональную сторону музыкального произведения, умение сопереживать и чувствовать глубину творческого замысла композитора. Учащиеся проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывают в целостном самоценном искусстве явления действительности, сущностные внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка пред школьниками предстает как отражение, художественное произведение, диалектика жизни [2]. У ребенка появляется музыкально-эстетическая отзывчивость, умение сопоставлять собственное эмоциональное состояние с эмоциональным настроем произведения.

Неотъемлемой частью развития артистизма является пластика. Ребенок с раннего детства должен осваивать музыку движением. Пластичное движение, пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки, и помогают педагогу направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения. Пластика позволяет ребенку раскрепоститься и освободиться от ненужных зажимов во время пения.

Развитие артистизма на уроках академического вокала должно происходить неразрывно с техническим совершенствованием будущего исполнителя, повышением качества исполнения. Смысл занятий не только в том, чтобы развить артистизм или технику отдельно друг от друга, а сделать этот процесс монолитным. Одинаково плохо воспринимается как неартистичное, так и некачественное исполнение музыкального произведения. Невозможно спеть артистично пассаж, если он не сделан технически, динамически, ритмически или пропеты не все ноты.

Для правильного развития артистизма необходим метод проведения аналогий содержания музыкальных произведений с повседневными жизненными ситуациями. Моделирование настроения музыки и внутренний настрой помогают артисту для эмоционального раскрытия произведения.

Нераздельность технического совершенства и выразительности с эмоциональностью яв-ляетсязалогом успешногоконцертного выступления.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Сейчас нет сомнений в том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Примечания

1. Колесов Д.В. О психологии творчества [Текст] /Д.В. Колесов/ /Психологический журнал. —1992. — № 6.

2. Искусство и школа. Книга для учителя [Текст] / сост. А.К. Василевский. М.: Просвещение, 1981.-288с.

И.В. Сахнова

ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТРАДЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Музыкальная эстрада сегодня, как и в момент своего зарождения, продолжает оставаться жанром синтетическим, объединяющим в себе несколько видов художественного творчества: музыку, театр, хореографию, изобразительное искусство и др.

В рамках нашего исследования синтез искусств нас интересует как единство и взаимно обусловливающее сосуществование в рамках музыкальной эстрады инструментального и вокального исполнительства. Говоря о синтезе, в данном случае мырассматриваем его как «взаимообогащение и перевод его созданий из одного изобразительного ряда в другой» [4, с. 314], используя типологию, предложенную В.Г. Кузнецовым, относящим данный вид синтеза к третьему типу [4, с. 314].

Следует отметить, что, рассматривая проблемы синтеза искусства в профессиональной подготовке специалистов музыкальной эстрады, В.Г. Кузнецов опирается также и на второй тип синтеза, определяя искусство эстрады как «одно из составляющих художественного творчества группы синтетических искусств» [4, с. 314]. В контексте нашего исследования целесообразным выступает более узкий подход, связанный с рассмотрением лишь двух аспектов творческой деятельности, с учётом общих закономерностей развития и существования музыкальной эстрады как вида искусства в целом.

Вопросам сосуществования и взаимообусловленности развития двух видов музыкального творчества - инструментального и вокального - пристальное внимание в искусствоведении уделяется на протяжении уже нескольких столетий. В момент появления предпосылок зарождения музыкального искусства, по мнению большинства учёных, приоритет принадлежал именно «звучащему слову» (сочетанию произносимых звуков и слогов), первый музыкальный инструмент появился позже и именно как средство сопровождения [7, с. 14]. Уже на этом первобытном этапе прослеживается неразрывное единство двух интересующих насжанров музыкального творчества, при этом мы не умаляем значения других видов искусства, зарождавшихся параллельно и мирно сосуществовавших в рамках синкретического искусства того времени.

Подтверждение тому мы находим в большинстве научно-исследовательских работ, по-свящённых генезису музыкального творчества в музыкальной археологии и музыкальной историографии, где эволюционирующий и совершенствующийся человеческий голос полагается в качестве первого «музыкального инструмента»: человеческий голос привёл к созданию духовых инструментов, а хлопанье в ладоши и удары ног по земле при пляске - ударных и т.д.

Подобная реконструкция приведена в работе Т.В. Чередниченко: «Кастаньеты, откреплённые от ладоней, получают возможность вибрировать, подобно голосовым связкам, и, выстроившись по убывающей толщине или площади в ряд, аналогичный градациям мышечного напряжения гортани, образуют пластины ксилофона. Мембрана барабана вытягивается в струну, которую можно зажимать в разных местах, меняя высоту звука. Струна -аналог голосовых связок. Рука, зажимающая струну, - аналог мышц гортани. Рука, колеблющая струну (щипком или при помощи смычка), - аналог дыхательного столба. Корпус барабана, с которого снята мембрана, вытягивается в полую трубку - аналог дыхательного пути» [8, с. 28].

Н.Б. Нечаева, рассматривая генезис музыкального творчества в антропологическом аспекте, указывая на предпосылки формирования музыкальной творческой способности у человека на ранних стадиях его эволюции, говорит о появлении музыкальных инструментов (а следовательно, и процессе извлечения звуков - исполнительстве) как о появлении важнейшего культурного компонента музыки, появляющегося в момент основания зарождения музыкального сознания [6, с. 26].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.