М.А. Харлашко
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АРТИСТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ
Статья посвящена рассмотрению педагогических условий формирования артистизма у детей младшего школьного возраста в процессе обучения вокалу, представлена авторская методика развития артистизма у детей младшего школьного возраста, учитывающая психофизические особенности детей, суть которой заключается в оптимизации процесса формирования артистизма у детей школьного возраста и привлечения для этого игровых упражнений. Ключевые слова: музыкальное образование, педагогические условия, артистизм, уроки пения, вокальная педагогика.
Среди теоретических и практических вопросов, связанных с подготовкой детей к сценической деятельности на уроках вокала, особое значение имеет вопрос формирования артистизма, потому что перед детской музыкальной педагогикой стоит задача не только добиться результатов в вокальном исполнительстве, но и привить ученику навыки сценического поведения, необходимые для публичного выступления.
Артистизм — важное для музыканта-исполнителя качество, не может возникнуть спонтанно: это качество формируется постепенно в результате целенаправленной и планомерной педагогической работы. Только при этом условии можно рассчитывать на гармоничное развитие ребенка в исполнительском и художественном отношении.
Понимание этой закономерности потребовало от нас проанализировать состояние дел в детской вокальной педагогике и найти те средства и методы, которые могли бы способствовать формированию артистизма у детей, занимающихся вокалом в раннем школьном возрасте. Проведенная экспериментальная работа показала, что развитие артистизма (в данной статье понятия «артистизм» и понятия «артистические способности» используются в качестве синонимов) у детей в процессе обучения вокалу может быть успешным, если к обучению подключаются игровые формы, а преподаватель вокала в своей практике использует элементы театральной педагогики (обучение специальным вербальным приемам, четкой артикуляции слова, выразительному жесту, мимике, элементам пантомимы и др.)
Игровые формы обучения в педагогике раннего школьного возраста вполне естественны для данной возрастной группы и оказываются эффективными педагогически, способствуют развитию творческой свободы, инициативы, воображения, развивают в ребенке способность к импровизации.
Формирование артистизма у ребенка при обучении музыке в раннем школьном возрасте оказывает положительное воздействие на его последующую жизнь в целом. Артистизм делает человека более коммуникабельным, открытым к диалогу, интересным в общении для собеседников, помогает легче отстаивать свои убеждения.
Итак, уроки вокала должны иметь комплексный характер: содержать специальные упреждения по развитию голоса, давать необходимые знания о физиологии голосового аппарата и его функциональных возможностях, при этом — развивать память, воображение, фантазию и др.
Учитывая психофизические особенности детей младшего школьного возраста и обозначенные выше задачи вокальной педагогики, нами разработана и внедрена в
учебный процесс специальная методика. Суть ее заключается в оптимизации процесса формирования артистизма у детей школьного возраста и привлечения для этого игровых упражнений. При разработке методики мы опирались также на теоретические разработки, связанные с проблемой артистизма, имеющиеся в отечественной исследовательской литературе, в частности на работы Л. С. Майковской, Г. А. Гариповой, Е. В. Заики, Б. Е. Захавы, Е. М. Пекерской и др.
В разработке структуры подготовки детей младшего школьного возраста к артистической сценической деятельности и соответствующей методики особое значение для нас имели теоретические положения исследования Л. С. Майковской, в котором автор рассматривает подготовку будущих учителей к художественно-коммуникативной деятельности с позиции развития артистических способностей педагога и выделяет следующие связанные друг с другом компоненты:
— мотивационно-ценностный;
— логико-конструктивный;
— художественно-операциональный (1, с. 36).
Для нас наиболее важным оказался мотивационно-ценностный критерий, суть которого состоит в формировании у детей младшего школьного возраста заинтересованности и эстетически направленного отношения к своей творческой деятельности. Важным оказался также и художественно-операциональный критерий, который предполагает формирование у школьников специальных умений, способностей, отвечающих специфическим требованиям артистической деятельности вокалиста.
Остановимся подробнее на этих компонентах.
Мотивационно-ценностный компонент подразумевает систематическое и целенаправленное формирование у детей интереса к артистической деятельности. На первоначальном этапе занятий важно, чтобы внимание детей фокусировалось на том, что артистическая деятельность на уроках вокала, наряду с постановкой голоса, выступает как естественный компонент учебного процесса. Важно, чтобы дети как можно раньше приблизились к пониманию сути артистизма и способов воплощения этого качества.
Отметим, что дети младшего школьного возраста располагают значительным ресурсом художественного, артистического развития. Ведь дети артистичны от природы. Естественно, что каждый ребенок имеет свой уровень артистических способностей. Отсюда следует, что преподаватель должен проанализировать тип личности и составить психологический портрет каждого учащегося: уровень восприятия, воображения, мышления, памяти, художественной одаренности, творческого потенциала личности, творческого отношения к делу, оригинальности, психоустойчивости и, конечно, работоспособности. Основываясь на таком анализе, далее необходимо выработать индивидуальный подход к каждому ученику, что обусловит продуктивность дальнейшей работы с детьми в направлении формирования артистизма.
Для наиболее успешного осуществления поставленной задачи в реализации содержания мотивационно-ценностного компонента используются разнообразные педагогические методы и средства. Создание атмосферы увлеченности на занятиях является здесь основным принципом нашей методики.
Наиболее значимым элементом педагогической работы представляется развитие мотивационно-потребностных сторон личности путём использования средств наглядности, например видеозаписи (фрагменты выступлении оперных певцов). В результате ученики получают наглядное представление о содержании артистической деятельности и ее компонентах, а также накапливают духовно-личностный
опыт. Каждое занятие, содержащее просмотр видеозаписи концертно-сценическо-го выступления, мы сопровождаем совместным обсуждением и подробным анализом просмотренного или услышанного материала. Мы поощряем самостоятельный анализ и собственные выводы каждого ребенка.
Как было отмечено выше, особое место в нашей методике занимает принцип наглядности, то есть демонстрация различных приемов артистической деятельности. Создание на занятиях яркой эмоциональной, эстетически насыщенной атмосферы — еще один принцип методики. Здесь предусмотрены практические упражнения, в содержание которых входят упражнения, являющиеся для учеников «школой» эмоционального психофизического тренинга. При выполнении этих упражнений учащийся развивает психологическую саморегуляцию, учится управлять своими эмоциями, что помогает ему развить сценическую уверенность.
У обучаемого по нашей методике постепенно возникает потребность непрерывно совершенствовать свои умения в артистизме.
Следующий шаг в развитии артистизма — это работа в плане развития эмоционально-экспрессивной и художественно-эстетической сторон. Основополагающим фактором здесь становится преподнесение учебного материала в яркой эмоционально насыщенной форме. Урок выстраивается так, чтобы в течение занятия у ученика не пропадал интерес к тому, что происходит на уроке.
Работа по формированию артистизма продолжается и в процессе сценической практики (выступления на концертах). Психологические мотивы артистической деятельности, поддерживающие желание творить, нуждаются в поддержке в виде открытых концертных исполнений материала, который был разучен на уроке. Такого рода практическая деятельность необходима, и она может служить показателем освоенности материала. Этот тип работы предполагает общение с преподавателем и сверстниками по поводу исполненного произведения, анализ выступления. В процессе «сценических выступлений» у детей развивается навык сценического артистизма («чувство сцены»), формируется музыкально-эмоциональная культура поведения в ситуации сценического выступления.
Развитие артистизма у детей младшего школьного возраста имеет значение не только для музыкального становления, но и для любого другого вида деятельности. Важно иметь в виду, что у детей данной возрастной группы особенно ярко выражена потребность в эмоциональном самовыражении и общении.
Проведение таких педагогических мероприятий (выступление с обсуждением) наиболее полно выявляет уровень артистизма и сценической подготовки ребенка, помогает разработать план дальнейших занятий, требует проведения работы над ошибками. Полезно записывать концертное выступление на видеопленку, чтобы в дальнейшем ученик мог увидеть себя и свое сценическое поведение со стороны.
На очередном (после концертного выступления) занятии рекомендуется работа по анализу концертного выступления, во время которой ученик должен с помощью педагога провести анализ своего выступления, выявить ошибки, наметить пути дальнейшего совершенствования своего выступления. Благодаря аналитической работе будет формироваться самостоятельность и собственное мнение ученика. Для реализации этого аспекта педагогической работы необходима шкала критериев, которые способны стимулировать мотивацию ученика к обучению и дальнейшим сценическим выступлениям.
Итак, проведение детских концертов, живое общение со зрителями помогает формированию у ученика заинтересованности в развитии артистизма, понимания содержания и специфических функций деятельности.
Художественно-операциональный компонент содержит в себе систематическое
и целенаправленное развитие у детей способности концентрироваться на музыке и правильно распределять внимание в процессе занятий и сценического выступления. Важно сформировать и развивать артистические навыки и умения, которые позволят ученику достичь более высоких результатов исполнительской деятельности, свободно чувствовать себя на сцене. Художественно-операциональный компонент содержит в себе:
а) психофизический компонент:
— умение концентрироваться;
-правильно распределять силы во время выступления;
б) эмоционально-эстетический компонент:
— способность управлять своим эмоциональным состоянием в условиях сценического выступления;
— умение «заражать» зрителей своими переживаниями и эмоциями.
Во время репетиции, на всех этапах подготовки произведения к концертному выступлению и, особенно, на концерте важно уметь раскрыть музыкальный образ. Ученику необходимо осознать, что для этого он должен уметь работать с полной эмоциональной отдачей.
В данной статье мы затронули лишь отдельные вопросы теории и методики вокальной подготовки школьника в связи с развитием артистических способностей. Проблема, о которой шла речь, получила свое аргументированное развертывание в проведенном нами исследовании, а методика нашла отражение в практике работы в ГОУ Дворца культуры «Петровский» (Московская область, г. Клин).
Примечание
1. Майковская Л. С. Подготовка будущих учителей к художественно-коммуникативной деятельности (артистизм действий): дис. ... канд. пед. н. / Л. С. Майковская. — М 1992. — 156 с.