УДК 377-5:793.3 ББК 4.268.532
Цепляева Татьяна Николаевна
соискатель г. Сургут Tseplyaeva Tatyana Nikolaevna Post-graduate Surgut
Воспитание артистизма учащихся школ искусств на уроках классического танца Art Schoolchildren’s Artistry Upbringing During Classical Dance Lessons
В статье дается научное определение «артистизм танцора», раскрывается комплекс педагогических условий воспитания артистизма у танцоров школьного возраста на уроках классического танца в детских школах искусств.
This article clarifies the scientific definition of a dancer’s artistry; reveals the educational environmental complex of the art schoolchildren’s artistry upbringing during classical dance lessons.
Ключевые слова: артистизм танцоров, воспитание артистизма танцоров школьного возраста, комплекс педагогических условий.
Key words: dancers’ artistry, upbringing of the school age dancers’ artistry, educational environmental complex.
Условия деятельности человека изменяются вслед за динамикой современной
жизни. Она предъявляет высокие требования к педагогической науке, одним из таких требований является необходимость создания оптимальных условий для воспитания творческой личности, которая могла бы взаимодействовать с обществом в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями.
Осознание целостности и переживание связи человека с миром происходит в сложнейшей сфере искусства, где постановка духовных проблем бытия, художественное мышление, артистическая направленность осознаются как заданные профессиональные характеристики, выражают определенную концепцию человека и, вместе с тем, обретают бытийный контекст [5].
Великий балетмейстер Ростислав Захаров писал: «танец всегда должен быть содержательным, иначе он превратится в абстрактное, холодное сочетание телодвижений. Состояние человека, образ которого воплощает исполнитель, выражается в танцевальных движениях определенного характера, благодаря чему зритель воспринимает мысль и чувство, вложенные в танец. При подлинном мастерстве и артистизме ... танцовщика мысли и чувства, наполняющие его, овладевают зрительным залом» [2].
Артистизм - это то качество, которое необходимо танцору, без воспитания, которого хореография не будет подлинным искусством, способным вызывать человеческие чувства радости, счастья, гордости, гнева, сопереживания и духовно обогащать зрителей.
Артистизм танцора мы определяем как интегративное качество личности, обусловленное его проектной деятельностью в процессе занятия хореографией и предусматривающее позитивный хореографический опыт на основе знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентаций и витагенного опыта.
В педагогической деятельности вопросы воспитания артистизма и актерско-сценических умений признаются актуальными и нашли отражение в работах целого ряда исследователей - О.А. Апраксиной, Л.С. Майковской, К.Н. Федоровой, Г. А. Гариповой и др. В них рассматриваются различные аспекты проблемы воспитания и развития артистизма, но, в то же время, проблема воспитания артистизма у танцовщиков исследована недостаточно.
В педагогике хореографии необходимы и востребованы инновационные подходы к обучению, так как они способствуют преобразованию учебного процесса с целью улучшения его результатов.
В трудах по классическому танцу, хореографии А.Я. Вагановой [1], Н. Тарасова [4], Р.В. Захарова [2] очень много говорится о необходимости воспитания артистизма у танцоров, но не ставится задача его воспитания в школьном возрасте. В то же время исполнительское искусство детей в таком виде, как хореография, очень востребовано, так как с участием солистов и детских хореографических коллективов проходит большое количество концертов, фестивалей, различных представлений и праздников. В деле качественной подготовки танцоров к исполнительской и другим видам деятельности в хореографии детские школы искусств являются первой ступенью. Существующая организация процесса воспитания танцоров в специфических условиях детских школ искусств не обеспечивает воспитание артистизма у танцоров в школьном возрасте на должном уровне. В своем исследовании мы раскрываем понятие артистизма танцора, и ищем пути воспитания его, начиная с самых ранних стадий подготовки.
Комплекс взаимосвязанных мер педагогического процесса, обеспечивающих эффективность воспитания артистизма в детских школах искусств на уроках классического танца, мы определяем как педагогические условия.
Среди множества педагогических условий наиболее значимыми для данного процесса, по-нашему мнению, являются: личностно-ориентированный подход к обучаемому хореографии; применение на уроках классического танца вариативной программы по воспитанию артистизма; соблюдение этапности в воспитании артистизма на уроках классического танца.
Первое условие: личностно-ориентированный подход к танцору при воспитании артистизма. Личностно-ориентированный подход осуществляется с учетом возрастных особенностей, интеллекта, половых различии, уровня освоения техники хореографической лексики, типа темперамента учащегося.
Реализация данного условия предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы по воспитанию артистизма, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного ее развития.
Данное условие предполагает учет всех особенностей подросткового возраста. Положительным для воспитания артистизма будет то, что подростковый возраст является благоприятным для формирования познавательных интересов. В это время учащиеся отличаются высокой познавательной активностью и любознательностью. Также необходимо осуществлять воспитание с учетом индивидуальных особенностей мужского и женского организма, принимая во внимание анатомо-физиологические особенности и моторику.
Необходимо учитывать, что каждый танцор имеет индивидуальные физические данные и, соответственно, изучение хореографической лексики будет происходить с разной направленностью. Уровень интеллектуального развития будет способствовать овладению определенного объема знаний, а тип темперамента - их интенсивности.
Второе условие: применение вариативной программы воспитания артистизма танцоров на уроках классического танца. Структура вариативной про-
граммы, как одного из педагогических условий для эффективного воспитания артистизма танцоров школьного возраста на уроках классического танца, включает в себя цели, задачи, гностический, праксиологический и аксиологический (мотивационно-ценностный) компоненты артистизма танцовщика, средства и методы, результат и оценку. Для танцоров школьного возраста в процессе воспитания артистизма на уроках классического танца открываются возможности создания, реализации и представления собственных идей. Предложенная программа представляет мощный инструмент познавательной самостоятельности танцоров школьного возраста, позволяющий узнавать и впитывать необходимую информацию.
Вариативная программа ориентирована на развитие проективных умений и предоставляет возможность танцорам школьного возраста освоить элементы классического танца через призму создания образов, обнаружить свои слабые и сильные стороны при выполнении актерских задач, выявить проблемы технического и эмоционального характера при изучении отдельных движений классического танца, сформировать ценностное отношение к собственному творчеству.
Следовательно, вариативная программа воспитания артистизма танцоров школьного возраста (на примере уроков классического танца) есть специфическая организация учебной деятельности, в ходе которой формируется цель, возникают намерения учащихся овладеть особыми, артистическими способностями, активизируется умственная работа, успешно формируются мотивы деятельности. Мы считаем, что при такой организации обучения артистизм развивается более эффективно, чем в условиях традиционных занятий классическим танцем.
Третье условие: осуществление взаимосвязи и логической последовательности этапов воспитания артистизма танцовщиков школьного возраста. Выделяя это условие, мы берем за основу исследования Т.В. Пуртовой, А.Н. Беликовой, О.В. Кветной.
Деятельные навыки человека формируются и развиваются с первых дней жизни: вначале ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать и т.д. Любое движение представляет собой рефлекс, на овладение танцевальным движением
требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно, поэтому процесс усвоения материала предполагает этапность и учет возрастных особенностей.
Хореографическая тренировка (экзерсис) - это достаточно длительный процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкальнодвигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах - это новые для организма человека двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. При этом педагогу следует все время помнить, что овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться определенным эмоциональным настроем, что нельзя учить только движениям, а эмоциональную выразительность, т.е. артистизм, откладывать на более поздний срок (это самая распространенная ошибка в педагогической практике у начинающих преподавателей хореографии).
Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала: воспринять, осмыслить, запомнить; применить, проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление - запоминанием. Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения и проверки на практике.
При повторении танцевального движения в коре головного мозга образуются временные связи. Когда музыкальное движение выучено и прочувствовано, закрепляется определенная последовательность побудительно-тормозных процессов, т. е. вырабатывается динамический стереотип данного двигательного навыка [3, с. 22].
В этой связи предлагается следующая формула: от ощущений - к чувствам, от них - к привычке. Такое дополнение к закону усвоения способствует более эффективному формированию стереотипа движения. Следовательно, формулу необходимо применять в такой последовательности: воспринимая -ощущай; осмысливая - чувствуй; запоминая - действуй, пробуй; проверяя результат - показывай другому.
При образовании динамического стереотипа каждого двигательного навыка усвоение танцевальных движений становится простым и доступным, поэтому, чем большее число танцевальных движений и их комбинаций освоено, тем больше образовано динамических стереотипов. Это значительно расширяет возможности организма переключаться с одной мышечной деятельности на другую. Даже самый несложный танец состоит из нескольких комбинаций движений и танцующий должен мгновенно переключаться с одного движения на другое, меняя размер шага, темпоритм, скорость; меняя сами движения в другом рисунке, ракурсе, ориентируясь в пространстве сценической площадки. Все это в итоге ведет к более полному и качественному решению актерских задач, более глубокому раскрытию хореографического образа и перевоплощению на сцене, т. е. воспитывается артистизм.
Итак, к педагогическим условиям эффективного воспитания артистизма танцоров на уроках классического танца мы относим условия, выделяемые на основе цели и особенностей воспитания средствами хореографии: личностноориентированный подход к обучаемым хореографии, применение вариативной программы воспитания артистизма танцоров на уроках классического танца и соблюдение этапности в воспитании артистизма.
Библиографический список
1. Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. - М. : Искусство, 1980.
- 192 с.
2. Захаров, Р. В. Сочинение танца : страницы педагогического опыта / Р. В. Захаров. -М. : Искусство, 1983. - 224 с.
3. Пуртова, Т. В. Учите детей танцевать: учеб. пособие / Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная. - М. : Владос, 2003. - 255с.
4. Тарасов, Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Н. И. Тарасов. - М. : Искусство, 1981. - 479 с.
5. Федорова, К. Н. Интерпретация художественного текста как средство развития артистизма в процессе музыкально-художественного воспитания старшеклассников : дисс... канд. пед. наук / К. Н. Федорова. - Новосибирск, 2005. - 212с.
Bibliography
1. Fedorova, К. Interpretation of the Art Text as a Means of Development Upbringing During Music-Art Aducation of Schoolchildren: Synopsis of Thesis, Candidate of Pedagogics / К. Fedorova. - Novosibirsk, 2005. - 212 p.
2. Purtova , Т. Teach) Children to Dance: Manual / Т. Purtova , A. Belikova, O. Kvetnaya. -M. : Vlados, 2003. - 255 p.
3. Tarasov, N. Classical Dance. School of Men's Dancing / N. Tarasov. - M. : Art, 1981. - 479 p.
4. Vaganova, А. Bases of Classical Dancing / А. Vaganova. - M. : Art, 1980. - 192 p.
5. Zakharov, Р. The Composition of Dancing: Pages of Pedagogical experience / Р. Zakharov.
- M.: Art, 1983. - 224 p.