Л.В. Прудникова
Педагогические условия развития артистизма учащихся на уроках классического танца
Артистизм - несомненное проявление творческого начала человека. Поэтому одной из главных традиций отечественной школы классического танца является воспитание не просто исполнителей, но самостоятельных художников, всесторонне развитых личностей, творческих индивидуальностей. Подтверждением тому - слова А.Я.Вагановой, что совершенная техника танца никогда не была самоцелью русской школы. Во главе угла всегда стоял артист-художник, основная задача которого заключалась в том, чтобы средствами танца создавать содержательные хореографические образы, отвечающие задачам балетмейстера, ведь только «художественное качество делает танец образцовым, то есть так называемым классическим...» [1: 68].
Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой дает следующее определение артистизма как художественной одаренности, выдающихся творческих способностей, высокого творческого мастерства, виртуозности в каком-либо деле, особого изящества манер, грациозности движений.
Думается, что понятие артистизма чрезвычайно сложно и многомерно. Оно вбирает в себя множество признаков, при этом на каждой новой фазе своей эволюции расширяется содержание этого понятия, дополняя его актуальными смыслами, характеристиками и требованиями. Феномен артистизма становится все более привлекательным и для комплекса современных гуманитарных наук, ибо эстетизация всей общественной жизни предполагает распространение форм поведения и деятельности, идентифицируемых как артистические проявления. Данная особенность чрезвычайно заметна по сравнению с прошлыми эпохами, когда артистичность не выходила за пределы узких границ существования представителей элиты общества (театр, жизнь света, отточенное ремесло).
По нашему мнению, артистизм - это то качество, которое необходимо танцору, без воспитания которого хореография не будет подлинным искусством, способным вызывать человеческие чувства радости, счастья, гордости, гнева, сопереживания и духовно обогащать зрителей. В данном контексте великий балетмейстер Ростислав Захаров неоднократно подчеркивал, что «танец всегда должен быть содержательным, иначе он превратится в абстрактное, холодное сочетание телодвижений. Состояние человека, образ которого воплощает исполнитель, выражается в танцевальных движениях определенного характера, благодаря чему зритель воспринимает мысль и чувство, вложенные в танец. Только при подлин-
ном мастерстве и артистизме ... танцовщика мысли и чувства, наполняющие его, овладевают зрительным залом» [2: 20].
В педагогике балета вопросы развития артистизма признаются актуальными и находят отражение в работах О. А. Апраксиной, Л.С. Майков-ской, К.Н. Федоровой, Г. А. Гариповой и др., в трудах по классическому танцу, хореографии А.Я. Вагановой, Н.Тарасова, Р.В. Захарова и др.
Школа классического танца - основа основ систематического, последовательного, методического обучения профессии артиста балета. Именно классический танец (лат. скББюиБ - образцовый) является основополагающей дисциплиной в хореографическом училище, ему принадлежит ведущая роль в профессиональном обучении будущих артистов балета. Ежедневно на уроках классического танца познается язык хореографии, развивается артистизм и навыки сценического перевоплощения. «Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством классического танца, необходимо познать и усвоить его природу, его средства выражения, его школу». Поэтому в рамках балетной педагогической традиции обучение ведется параллельно со сценической практикой (изучение классического наследия, участие в театральных спектаклях, концертах и т.д.).
Сценическая практика является неотъемлемой, итоговой частью учебного процесса, цель которой - всестороннее развитие и усовершенствование исполнительского мастерства учащихся на основе репетиционной работы и сценических выступлений, в том числе и в спектаклях театра. Сценическая практика начинается со второго года обучения, поэтому материал, который выбирается педагогом классического танца, должен соответствовать учебным целям и задачам соответствующего класса, уровню подготовленности и возможностям обучающихся.
Для педагога важно добиться слаженности и взаимодополняемости учебного и репетиционного процессов. От учеников, в свою очередь, требуются уже определенные, пусть пока элементарные, но с каждым годом все более совершенные профессиональные навыки и умения, достаточно точные и хорошо отработанные. Верно подобранный репертуар для сценической практики помогает нацеливать и подготавливать учащихся на более свободное и технически совершенное овладение исполнительской культурой классического танца, а также развитию их музыкальности, индивидуальности и артистизма. Завершающий этап такой работы - сцена, т.е. участие в концертах и спектаклях училища.
Особое место в сценической практике занимает обязательное участие учащихся в спектаклях театрального репертуара. Где, как ни на сцене театра, будущий артист балета может иметь возможность учиться сценическому поведению, чувству ответственности и возможности ощутить значимость того, что занят в спектакле наравне с профессиональными артистами, у которых всегда есть чему учиться. С момента возникновения школы мастера хореографии включали в свои спектакли детские но-
мера, понимая необходимость в приобщении молодого поколения к искусству танца. Благодаря этому учащиеся имеют возможность не только наблюдать лучшие образцы хореографии, но и, принимая в них непосредственное участие, приобретать опыт будущей профессии, приобщаясь, таким образом, не только к культуре, но и к манере и стилю исполнения, что так важно в работе артиста балета.
Среди множества педагогических условий развития артистизма учащихся наиболее значимыми для данного процесса, по-нашему мнению, являются: личностно-ориентированный подход к будущему артисту балета; применение на уроках классического танца вариативной программы по воспитанию артистизма; соблюдение этапности в воспитании артистизма на уроках классического танца.
Конкретизируя каждый из подходов, следует отметить, что личностно-ориентированный подход осуществляется с учетом возрастных особенностей исполнителя, интеллекта, половых различий, уровня освоения техники хореографической лексики, типа темперамента учащегося. Реализация данного условия предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы по воспитанию артистизма, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного ее развития.
В частности, положительным для воспитания артистизма будет то, что юный возраст учащихся хореографических училищ является благоприятным для формирования познавательных интересов. В это время учащиеся отличаются высокой познавательной активностью и любознательностью. Также необходимо осуществлять воспитание с учетом индивидуальных особенностей мужского и женского организма, принимая во внимание анатомо-физиологические особенности и моторику.
Каждый танцор имеет индивидуальные физические данные и, соответственно, изучение хореографической лексики будет происходить с разной направленностью. Уровень интеллектуального развития будет способствовать овладению определенного объема знаний, а тип темперамента - их интенсивности.
Второе условие - применение вариативной программы воспитания артистизма танцоров на уроках классического танца. Вариативная программа ориентирована на развитие проективных умений и предоставляет возможность танцорам-учащимся освоить элементы классического танца через призму создания образов, обнаружить свои слабые и сильные стороны при выполнении актерских задач, выявить проблемы технического и эмоционального характера при изучении отдельных движений классического танца, сформировать ценностное отношение к собственному творчеству.
Следовательно, вариативная программа воспитания артистизма танцоров школьного возраста есть специфическая организация учебной дея-
тельности, в ходе которой формируется цель, возникают намерения учащихся овладеть особыми, артистическими навыками, активизируется умственная работа, успешно формируются мотивы деятельности. Думается, что при такой организации обучения артистизм развивается более эффективно, чем в условиях традиционных занятий классическим танцем.
Итак, к педагогическим условиям развития артистизма учащихся на уроках классического танца мы относим условия, выделяемые на основе цели и особенностей воспитания средствами хореографии: личностноориентированный подход к обучаемым хореографии, применение вариативной программы воспитания артистизма танцоров на уроках классического танца и соблюдение этапности в воспитании навыков артистизма.
Литература
1. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. - Москва: Искусство, 1980. - 192 с.
2. Захаров, Р. В. Сочинение танца : страницы педагогического опыта / Р. В. Захаров. - Москва: Искусство, 1983. - 224 с.
3. Тарасов, Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Н.И. Тарасов. - Москва: Искусство, 1981. - 479 с.
В.В. Догудовский
Развитие танцевальности в процессе формирования пластической культуры хореографа
Танцевальность является основным сущностным признаком пластической культуры хореографа, особо подчеркивающим взаимосвязь танце -вального и музыкального начала, и объединяющим в себе и формальные, и содержательные, и чувственные характеристики. В частности, В.В. Ванслов рассматривает танцевальность или дансантность как «совокупность формальных качеств музыки, делающих ее удобной для танца» [1: 536]. По его мнению, танцевальность способствует слиянию музыки и танца в художественное целое. Это характеризуется: ясностью метроритмической организации, подчеркнутой акцентировкой сильных долей и опорных моментов в мелодии и в аккомпанементе, замедлением и убыстрением движений, соответствующим характеру танца, использованием пауз, изяществом ритма и связью его с танцевальным движением, квад-ратностью и симметрией композиционной структуры.
Подчеркивая содержательный и чувственный характер танцевально -сти, Г.В. Плеханов отмечает, что по ритмическому порядку движений не хватает способности «. замечать музыкальность ритма и наслаждаться ею» [2: 93]. Таким образом, пластика танца позволяет создать своеобраз-
110