Научная статья на тему 'Педагогические условия развития артистизма учащихся на уроках классического танца'

Педагогические условия развития артистизма учащихся на уроках классического танца Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1310
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития артистизма учащихся на уроках классического танца»

Л.В. Прудникова

Педагогические условия развития артистизма учащихся на уроках классического танца

Артистизм - несомненное проявление творческого начала человека. Поэтому одной из главных традиций отечественной школы классического танца является воспитание не просто исполнителей, но самостоятельных художников, всесторонне развитых личностей, творческих индивидуальностей. Подтверждением тому - слова А.Я.Вагановой, что совершенная техника танца никогда не была самоцелью русской школы. Во главе угла всегда стоял артист-художник, основная задача которого заключалась в том, чтобы средствами танца создавать содержательные хореографические образы, отвечающие задачам балетмейстера, ведь только «художественное качество делает танец образцовым, то есть так называемым классическим...» [1: 68].

Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой дает следующее определение артистизма как художественной одаренности, выдающихся творческих способностей, высокого творческого мастерства, виртуозности в каком-либо деле, особого изящества манер, грациозности движений.

Думается, что понятие артистизма чрезвычайно сложно и многомерно. Оно вбирает в себя множество признаков, при этом на каждой новой фазе своей эволюции расширяется содержание этого понятия, дополняя его актуальными смыслами, характеристиками и требованиями. Феномен артистизма становится все более привлекательным и для комплекса современных гуманитарных наук, ибо эстетизация всей общественной жизни предполагает распространение форм поведения и деятельности, идентифицируемых как артистические проявления. Данная особенность чрезвычайно заметна по сравнению с прошлыми эпохами, когда артистичность не выходила за пределы узких границ существования представителей элиты общества (театр, жизнь света, отточенное ремесло).

По нашему мнению, артистизм - это то качество, которое необходимо танцору, без воспитания которого хореография не будет подлинным искусством, способным вызывать человеческие чувства радости, счастья, гордости, гнева, сопереживания и духовно обогащать зрителей. В данном контексте великий балетмейстер Ростислав Захаров неоднократно подчеркивал, что «танец всегда должен быть содержательным, иначе он превратится в абстрактное, холодное сочетание телодвижений. Состояние человека, образ которого воплощает исполнитель, выражается в танцевальных движениях определенного характера, благодаря чему зритель воспринимает мысль и чувство, вложенные в танец. Только при подлин-

ном мастерстве и артистизме ... танцовщика мысли и чувства, наполняющие его, овладевают зрительным залом» [2: 20].

В педагогике балета вопросы развития артистизма признаются актуальными и находят отражение в работах О. А. Апраксиной, Л.С. Майков-ской, К.Н. Федоровой, Г. А. Гариповой и др., в трудах по классическому танцу, хореографии А.Я. Вагановой, Н.Тарасова, Р.В. Захарова и др.

Школа классического танца - основа основ систематического, последовательного, методического обучения профессии артиста балета. Именно классический танец (лат. скББюиБ - образцовый) является основополагающей дисциплиной в хореографическом училище, ему принадлежит ведущая роль в профессиональном обучении будущих артистов балета. Ежедневно на уроках классического танца познается язык хореографии, развивается артистизм и навыки сценического перевоплощения. «Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством классического танца, необходимо познать и усвоить его природу, его средства выражения, его школу». Поэтому в рамках балетной педагогической традиции обучение ведется параллельно со сценической практикой (изучение классического наследия, участие в театральных спектаклях, концертах и т.д.).

Сценическая практика является неотъемлемой, итоговой частью учебного процесса, цель которой - всестороннее развитие и усовершенствование исполнительского мастерства учащихся на основе репетиционной работы и сценических выступлений, в том числе и в спектаклях театра. Сценическая практика начинается со второго года обучения, поэтому материал, который выбирается педагогом классического танца, должен соответствовать учебным целям и задачам соответствующего класса, уровню подготовленности и возможностям обучающихся.

Для педагога важно добиться слаженности и взаимодополняемости учебного и репетиционного процессов. От учеников, в свою очередь, требуются уже определенные, пусть пока элементарные, но с каждым годом все более совершенные профессиональные навыки и умения, достаточно точные и хорошо отработанные. Верно подобранный репертуар для сценической практики помогает нацеливать и подготавливать учащихся на более свободное и технически совершенное овладение исполнительской культурой классического танца, а также развитию их музыкальности, индивидуальности и артистизма. Завершающий этап такой работы - сцена, т.е. участие в концертах и спектаклях училища.

Особое место в сценической практике занимает обязательное участие учащихся в спектаклях театрального репертуара. Где, как ни на сцене театра, будущий артист балета может иметь возможность учиться сценическому поведению, чувству ответственности и возможности ощутить значимость того, что занят в спектакле наравне с профессиональными артистами, у которых всегда есть чему учиться. С момента возникновения школы мастера хореографии включали в свои спектакли детские но-

мера, понимая необходимость в приобщении молодого поколения к искусству танца. Благодаря этому учащиеся имеют возможность не только наблюдать лучшие образцы хореографии, но и, принимая в них непосредственное участие, приобретать опыт будущей профессии, приобщаясь, таким образом, не только к культуре, но и к манере и стилю исполнения, что так важно в работе артиста балета.

Среди множества педагогических условий развития артистизма учащихся наиболее значимыми для данного процесса, по-нашему мнению, являются: личностно-ориентированный подход к будущему артисту балета; применение на уроках классического танца вариативной программы по воспитанию артистизма; соблюдение этапности в воспитании артистизма на уроках классического танца.

Конкретизируя каждый из подходов, следует отметить, что личностно-ориентированный подход осуществляется с учетом возрастных особенностей исполнителя, интеллекта, половых различий, уровня освоения техники хореографической лексики, типа темперамента учащегося. Реализация данного условия предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы по воспитанию артистизма, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного ее развития.

В частности, положительным для воспитания артистизма будет то, что юный возраст учащихся хореографических училищ является благоприятным для формирования познавательных интересов. В это время учащиеся отличаются высокой познавательной активностью и любознательностью. Также необходимо осуществлять воспитание с учетом индивидуальных особенностей мужского и женского организма, принимая во внимание анатомо-физиологические особенности и моторику.

Каждый танцор имеет индивидуальные физические данные и, соответственно, изучение хореографической лексики будет происходить с разной направленностью. Уровень интеллектуального развития будет способствовать овладению определенного объема знаний, а тип темперамента - их интенсивности.

Второе условие - применение вариативной программы воспитания артистизма танцоров на уроках классического танца. Вариативная программа ориентирована на развитие проективных умений и предоставляет возможность танцорам-учащимся освоить элементы классического танца через призму создания образов, обнаружить свои слабые и сильные стороны при выполнении актерских задач, выявить проблемы технического и эмоционального характера при изучении отдельных движений классического танца, сформировать ценностное отношение к собственному творчеству.

Следовательно, вариативная программа воспитания артистизма танцоров школьного возраста есть специфическая организация учебной дея-

тельности, в ходе которой формируется цель, возникают намерения учащихся овладеть особыми, артистическими навыками, активизируется умственная работа, успешно формируются мотивы деятельности. Думается, что при такой организации обучения артистизм развивается более эффективно, чем в условиях традиционных занятий классическим танцем.

Итак, к педагогическим условиям развития артистизма учащихся на уроках классического танца мы относим условия, выделяемые на основе цели и особенностей воспитания средствами хореографии: личностноориентированный подход к обучаемым хореографии, применение вариативной программы воспитания артистизма танцоров на уроках классического танца и соблюдение этапности в воспитании навыков артистизма.

Литература

1. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. - Москва: Искусство, 1980. - 192 с.

2. Захаров, Р. В. Сочинение танца : страницы педагогического опыта / Р. В. Захаров. - Москва: Искусство, 1983. - 224 с.

3. Тарасов, Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Н.И. Тарасов. - Москва: Искусство, 1981. - 479 с.

В.В. Догудовский

Развитие танцевальности в процессе формирования пластической культуры хореографа

Танцевальность является основным сущностным признаком пластической культуры хореографа, особо подчеркивающим взаимосвязь танце -вального и музыкального начала, и объединяющим в себе и формальные, и содержательные, и чувственные характеристики. В частности, В.В. Ванслов рассматривает танцевальность или дансантность как «совокупность формальных качеств музыки, делающих ее удобной для танца» [1: 536]. По его мнению, танцевальность способствует слиянию музыки и танца в художественное целое. Это характеризуется: ясностью метроритмической организации, подчеркнутой акцентировкой сильных долей и опорных моментов в мелодии и в аккомпанементе, замедлением и убыстрением движений, соответствующим характеру танца, использованием пауз, изяществом ритма и связью его с танцевальным движением, квад-ратностью и симметрией композиционной структуры.

Подчеркивая содержательный и чувственный характер танцевально -сти, Г.В. Плеханов отмечает, что по ритмическому порядку движений не хватает способности «. замечать музыкальность ритма и наслаждаться ею» [2: 93]. Таким образом, пластика танца позволяет создать своеобраз-

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.