УДК 377-5:793.3 ББК 4.268.532
Цепляева Татьяна Николаевна
аспирант
кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет ХМАО - Югры
г. Сургут Tseplyaeva Tatiana Nikolaevna Post-graduate
Department of Professional Education Theory and Teaching Methods
Surgut State University Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra Surgut
Анализ динамики развития артистизма учащихся хореографических
отделений детских школ искусств Development Dynamics Analysis of the Pupils’ Artistry at Choreographic Departments of Children Art Schools
В статье приводятся результаты опытно-поисковой работы по развитию артистизма учащихся старших классов, обучающихся на хореографических отделениях, в детских школах искусств.
The article presents the results of experimental-research work on senior pupils’ artistry development at choreographic departments of children art schools.
Ключевые слова: артистизм учащихся хореографических отделений, опытно-поисковая работа, динамика процесса развития артистизма.
Key words: pupils’ artistry at choreographic departments, experimentalresearch work, dynamics of artistry development process.
Современные изменения в сфере образования, ведут к необходимости поиска новых путей развития личности учащегося, наиболее полного раскрытия его творческого потенциала [1].
В педагогической деятельности вопросы развития артистизма и актерско-сценических умений признаются актуальными и нашли отражение в работах целого ряда исследователей - О.А. Апраксиной, Л.С. Майковской, К.Н. Федоровой, Г.А. Гариповой и др. В них рассматриваются различные аспекты проблемы воспитания и развития артистизма, но, в то же время, проблема развития артистизма у учащихся хореографических отделений детских школ искусств (на примере уроков классического танца), исследована не достаточно.
Проблема заключалась в поиске и выборе педагогических условий, способствующих эффективному развитию артистизма у учащихся хореографических отделений на уроках классического танца.
Исходным понятием, на которое мы опираемся, является понятие артистизма учащихся хореографических отделений. По нашему определению артистизм учащихся хореографических отделений, обучающихся в детских школах искусств - это интегративное психическое образование личности, обусловленное процессом занятий хореографией и предусматривающее позитивный хореографический опыт на основе знаний, умений и мотивационно - ценностных ориентаций.
Артистизм учащихся хореографических отделений включает в себя следующие структурно-содержательные компоненты: гносеологический,
праксиологический и аксиологический [3]. Гносеологический и праксиологический компоненты - это совокупность знаний, умений и навыков в области хореографии, т.е. функциональная подготовка учащихся. Аксиологический компонент - это формирование ценностных отношений, мотивов, психологической готовности, т.е. личностная подготовленность учащихся - танцоров. Названные компоненты определяют уровень развития артистизма учащихся.
Выделенные нами структурно-содержательные компоненты артистизма учащихся хореографических отделений явились предпосылкой для определения педагогических условий, влияющих на его развитие в процессе занятий классическим танцем.
В своем исследовании нами была осуществлена проверка правильности гипотезы об эффективности процесса развития артистизма у учащихся старших классов хореографических отделений при соблюдении комплекса педагогических условий. В связи с этим, в экспериментальных группах, в течение трех лет шло целенаправленное введение экспериментального фактора, а именно: занятия по классическому танцу проходили с применением Программы по воспитанию артистизма, учебно-воспитательный процесс осуществлялся с применением личностно-ориентированного подхода, учитывающего индивидуальные особенности обучаемого хореографии, развитие артистизма происходило поэтапно, в зависимости от овладения техникой классического танца.
Эксперимент проходил в естественных условиях практических занятий хореографического класса, экзаменационных и концертных выступлений, создающих наиболее удобные для наблюдения условия. Вводимая инновация затрагивала содержательную часть учебной программы по классическому танцу, технологические аспекты учебного процесса, а также внеучебные формы.
Важным требованием к организации надежного педагогического эксперимента, является обеспечение тщательного контроля развития экспериментальной ситуации [2]. Для этого в начале и в конце намеченного периода исследования были проведены подробные педагогические измерения, которые касались изменений произошедших в развитии артистизма у танцоров школьного возраста. Мы сопоставили данные исходного уровня эксперимента с результатами, полученными в конце, в контрольной и экспериментальной группах.
Для того, чтобы оценить интересующее нас качество со всех сторон, мы осуществили входной контроль, опираясь на исследование Гариповой Г.А., и применили специальный комплекс диагностических заданий, по средствам которых, учащиеся были поставлены в разнообразные учебные ситуации. Учащимся было предложено выполнить следующие задания:
1. Выполнить методически упражнение предложенное преподавателем.
2. Выразительно исполнить хореографический текст изучаемой классической вариации.
3. Исполнить небольшую хореографическую импровизацию.
4. Дать характеристику используемых в танце выразительных средств.
Выполнение учащимися поставленных творческих задач позволило
отнести их к тому или иному уровню развития артистизма, в соответствии с полученными результатами объединив для удобства анализа данные контрольных групп в одну и экспериментальных групп в одну в каждом потоке.
Входной контроль показал, что у учащихся контрольных и экспериментальных групп примерно равный уровень развития артистизма и в основном он низкий.
Формирующий эксперимент проводился в течение 3-х лет, в два потока, в процессе занятий классическим танцем учащихся старших классов (три последних года обучения) детских школ искусств. Была организована работа по реализации педагогических условий в четырех экспериментальных (Э) группах, в каждом потоке (для удобства анализа данные четырех групп, объединены), где проверялась действенность комплекса педагогических условий. Занятия в контрольных группах (К) проводились, используя традиционную систему обучения.
Динамика роста уровня развития артистизма у учащихся имеется как у контрольной, так и у экспериментальных групп.
Однако, мы видим более интенсивный рост уровня развития артистизма учащихся в экспериментальной группе, где был использован комплекс выделенных педагогических условий, чем в контрольной. Следует отметить, что значительно снизилось количество учащихся с низким уровнем развития артистизма в экспериментальной группе - с 78,6 % до 7,1%, в то время как в контрольной группе 82,1 % до 46,4 % (см. диагр. 1 и 2).
Диаграмма 1
Результаты анализа, уровня развития артистизма учащихся контрольной группы первого потока
Диаграмма 2
Результаты анализа, уровня развития артистизма учащихся экспериментальной группы первого потока
Для качественного доказательства научной обоснованности, объективности и достоверности результатов исследования, было принято решение провести контрольный (расширенный) эксперимент с учащимися хореографических отделений старших классов следующего (второго) потока в этих же школах искусств. Для реализации поставленной задачи в каждом учебном заведении, вновь были сформированы по одной экспериментальной и одной контрольной группе. Был осуществлен входной контроль.
Затем во вновь созданных экспериментальных группах была организована работа по реализации педагогических условий. Занятия в контрольных группах проводились, используя традиционную систему обучения. Результаты мы можем видеть на диаграммах 3 и 4.
Диаграмма 3
Результаты анализа уровня развития артистизма учащихся контрольной группы, второго потока
В конце эксперимента
высокий
17%
45%
Диаграмма 4
Результаты анализа, уровня развития артистизма учащихся экспериментальной группы, второго потока
Мы видим, что наблюдается положительная тенденция развития артистизма учащихся хореографических отделений. После завершения эксперимента количество учащихся, имеющих средний и высокий уровень развития артистизма, значительно возросло, а количество учащихся, находящихся на низком уровне, уменьшилось.
В ходе исследования было подтверждено, что внедрение в практику обучения комплекса педагогических условий делает возможным достижение
учащимися среднего и высокого уровней в развитии артистизма в течение трех лет обучения в старших классах.
Результаты эксперимента наглядно показали эффективность применения выделенных педагогических условий, развития артистизма учащихся хореографических отделений в процессе занятий классическим танцем в детских школах искусств.
Обобщая результаты опытно-поисковой работы, отмечаем, что динамика роста уровня развития артистизма учащихся, имеется как у экспериментальной, так и у контрольной группы. Особенно заметен рост уровня развития артистизма учащихся экспериментальной группы. Это свидетельствует о результативности выделенных педагогических условий. Следует отметить, что значительно снизилось количество учащихся с низким уровнем развития артистизма в экспериментальной группе, как первого, так и второго потока - с 78,6 % до 7,1 % и с 71,4 % до 3,4 %, где применялся комплекс педагогических условий, в то время как в контрольной группе первого и второго потока - только с 82,1 % до 46,4 % и с 68,9 % до 37,9 %. Количество же учащихся с высоким уровнем артистизма в экспериментальной группе повысилось, как в первом, так и во втором потоке с 0 % до 28,6 % и с 0 % до 34,5 % по сравнению с контрольной, в которой повышение произошло -с 0 % до 10,7 %, а во втором потоке - с 0 % до 17,3 %.
Таким образом, в ходе исследования были получены результаты, подтверждающие, что внедрение в практику занятий классическим танцем, учащихся старших классов детских школ искусств сочетания, выделенных нами педагогических условий, (применение на занятиях классическим танцем Программы по воспитанию артистизма; применение личностноориентированного подхода, учитывающего индивидуальные особенности обучаемого хореографии; поэтапное развитие артистизма, в зависимости от овладения техникой классического танца), делает процесс развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств на занятиях классическим танцем, более эффективным.
Библиографический список
1. Дуранов, М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография / М.Е. Дуранов. - Челябинск: ЧГАКИ, 2002. - 276 с.
2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р.Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2001 -208 с.
3. Насырова, Э.Ф. Модульно-рейтинговая и проектная технологии формирования профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства: монография / Э. Ф. Насырова. - Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008. - 140 с.
Bibliography
1. Duranov, М.Е. Professional-and-Pedagogical Activity and Research Approach: Monograph / М.Е. Duranov. - Chelyabinsk: ChSACA, 2002. - 276 p.
2. Nasyrov, E.F. Modular-Rating and Design Technologies of Technology and Business Teacher’s Professional Competence: Monograph / E.F. Nasyrov. - Shadrinsk: Publishing House of «Shadrinsk Press House of » OSUP, 2008. - 140 p.
3. Zagvyazinsky, V.I. Methodology and Methods Professional-and-Pedagogical Research / V.I. Zagvyazinsky, R.Atakhanov. - М: "Academy" Publishing Centre, 2001. - 208 p.