Научная статья на тему 'Анализ динамики развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств'

Анализ динамики развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТИСТИЗМ УЧАЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ / ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА / ДИНАМИКА ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА / PUPILS' ARTISTRY AT CHOREOGRAPHIC DEPARTMENTS / EXPERIMENTAL-RESEARCH WORK / DYNAMICS OF ARTISTRY DEVELOPMENT PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цепляева Татьяна Николаевна

В статье приводятся результаты опытно-поисковой работы по развитию артистизма учащихся старших классов, обучающихся на хореографических отделениях, в детских школах искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development Dynamics Analysis of the Pupils' Artistry at Choreographic Departments of Children Art Schools

The article presents the results of experimental-research work on senior pupils' artistry development at choreographic departments of children art schools.

Текст научной работы на тему «Анализ динамики развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств»

УДК 377-5:793.3 ББК 4.268.532

Цепляева Татьяна Николаевна

аспирант

кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет ХМАО - Югры

г. Сургут Tseplyaeva Tatiana Nikolaevna Post-graduate

Department of Professional Education Theory and Teaching Methods

Surgut State University Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra Surgut

Анализ динамики развития артистизма учащихся хореографических

отделений детских школ искусств Development Dynamics Analysis of the Pupils’ Artistry at Choreographic Departments of Children Art Schools

В статье приводятся результаты опытно-поисковой работы по развитию артистизма учащихся старших классов, обучающихся на хореографических отделениях, в детских школах искусств.

The article presents the results of experimental-research work on senior pupils’ artistry development at choreographic departments of children art schools.

Ключевые слова: артистизм учащихся хореографических отделений, опытно-поисковая работа, динамика процесса развития артистизма.

Key words: pupils’ artistry at choreographic departments, experimentalresearch work, dynamics of artistry development process.

Современные изменения в сфере образования, ведут к необходимости поиска новых путей развития личности учащегося, наиболее полного раскрытия его творческого потенциала [1].

В педагогической деятельности вопросы развития артистизма и актерско-сценических умений признаются актуальными и нашли отражение в работах целого ряда исследователей - О.А. Апраксиной, Л.С. Майковской, К.Н. Федоровой, Г.А. Гариповой и др. В них рассматриваются различные аспекты проблемы воспитания и развития артистизма, но, в то же время, проблема развития артистизма у учащихся хореографических отделений детских школ искусств (на примере уроков классического танца), исследована не достаточно.

Проблема заключалась в поиске и выборе педагогических условий, способствующих эффективному развитию артистизма у учащихся хореографических отделений на уроках классического танца.

Исходным понятием, на которое мы опираемся, является понятие артистизма учащихся хореографических отделений. По нашему определению артистизм учащихся хореографических отделений, обучающихся в детских школах искусств - это интегративное психическое образование личности, обусловленное процессом занятий хореографией и предусматривающее позитивный хореографический опыт на основе знаний, умений и мотивационно - ценностных ориентаций.

Артистизм учащихся хореографических отделений включает в себя следующие структурно-содержательные компоненты: гносеологический,

праксиологический и аксиологический [3]. Гносеологический и праксиологический компоненты - это совокупность знаний, умений и навыков в области хореографии, т.е. функциональная подготовка учащихся. Аксиологический компонент - это формирование ценностных отношений, мотивов, психологической готовности, т.е. личностная подготовленность учащихся - танцоров. Названные компоненты определяют уровень развития артистизма учащихся.

Выделенные нами структурно-содержательные компоненты артистизма учащихся хореографических отделений явились предпосылкой для определения педагогических условий, влияющих на его развитие в процессе занятий классическим танцем.

В своем исследовании нами была осуществлена проверка правильности гипотезы об эффективности процесса развития артистизма у учащихся старших классов хореографических отделений при соблюдении комплекса педагогических условий. В связи с этим, в экспериментальных группах, в течение трех лет шло целенаправленное введение экспериментального фактора, а именно: занятия по классическому танцу проходили с применением Программы по воспитанию артистизма, учебно-воспитательный процесс осуществлялся с применением личностно-ориентированного подхода, учитывающего индивидуальные особенности обучаемого хореографии, развитие артистизма происходило поэтапно, в зависимости от овладения техникой классического танца.

Эксперимент проходил в естественных условиях практических занятий хореографического класса, экзаменационных и концертных выступлений, создающих наиболее удобные для наблюдения условия. Вводимая инновация затрагивала содержательную часть учебной программы по классическому танцу, технологические аспекты учебного процесса, а также внеучебные формы.

Важным требованием к организации надежного педагогического эксперимента, является обеспечение тщательного контроля развития экспериментальной ситуации [2]. Для этого в начале и в конце намеченного периода исследования были проведены подробные педагогические измерения, которые касались изменений произошедших в развитии артистизма у танцоров школьного возраста. Мы сопоставили данные исходного уровня эксперимента с результатами, полученными в конце, в контрольной и экспериментальной группах.

Для того, чтобы оценить интересующее нас качество со всех сторон, мы осуществили входной контроль, опираясь на исследование Гариповой Г.А., и применили специальный комплекс диагностических заданий, по средствам которых, учащиеся были поставлены в разнообразные учебные ситуации. Учащимся было предложено выполнить следующие задания:

1. Выполнить методически упражнение предложенное преподавателем.

2. Выразительно исполнить хореографический текст изучаемой классической вариации.

3. Исполнить небольшую хореографическую импровизацию.

4. Дать характеристику используемых в танце выразительных средств.

Выполнение учащимися поставленных творческих задач позволило

отнести их к тому или иному уровню развития артистизма, в соответствии с полученными результатами объединив для удобства анализа данные контрольных групп в одну и экспериментальных групп в одну в каждом потоке.

Входной контроль показал, что у учащихся контрольных и экспериментальных групп примерно равный уровень развития артистизма и в основном он низкий.

Формирующий эксперимент проводился в течение 3-х лет, в два потока, в процессе занятий классическим танцем учащихся старших классов (три последних года обучения) детских школ искусств. Была организована работа по реализации педагогических условий в четырех экспериментальных (Э) группах, в каждом потоке (для удобства анализа данные четырех групп, объединены), где проверялась действенность комплекса педагогических условий. Занятия в контрольных группах (К) проводились, используя традиционную систему обучения.

Динамика роста уровня развития артистизма у учащихся имеется как у контрольной, так и у экспериментальных групп.

Однако, мы видим более интенсивный рост уровня развития артистизма учащихся в экспериментальной группе, где был использован комплекс выделенных педагогических условий, чем в контрольной. Следует отметить, что значительно снизилось количество учащихся с низким уровнем развития артистизма в экспериментальной группе - с 78,6 % до 7,1%, в то время как в контрольной группе 82,1 % до 46,4 % (см. диагр. 1 и 2).

Диаграмма 1

Результаты анализа, уровня развития артистизма учащихся контрольной группы первого потока

Диаграмма 2

Результаты анализа, уровня развития артистизма учащихся экспериментальной группы первого потока

Для качественного доказательства научной обоснованности, объективности и достоверности результатов исследования, было принято решение провести контрольный (расширенный) эксперимент с учащимися хореографических отделений старших классов следующего (второго) потока в этих же школах искусств. Для реализации поставленной задачи в каждом учебном заведении, вновь были сформированы по одной экспериментальной и одной контрольной группе. Был осуществлен входной контроль.

Затем во вновь созданных экспериментальных группах была организована работа по реализации педагогических условий. Занятия в контрольных группах проводились, используя традиционную систему обучения. Результаты мы можем видеть на диаграммах 3 и 4.

Диаграмма 3

Результаты анализа уровня развития артистизма учащихся контрольной группы, второго потока

В конце эксперимента

высокий

17%

45%

Диаграмма 4

Результаты анализа, уровня развития артистизма учащихся экспериментальной группы, второго потока

Мы видим, что наблюдается положительная тенденция развития артистизма учащихся хореографических отделений. После завершения эксперимента количество учащихся, имеющих средний и высокий уровень развития артистизма, значительно возросло, а количество учащихся, находящихся на низком уровне, уменьшилось.

В ходе исследования было подтверждено, что внедрение в практику обучения комплекса педагогических условий делает возможным достижение

учащимися среднего и высокого уровней в развитии артистизма в течение трех лет обучения в старших классах.

Результаты эксперимента наглядно показали эффективность применения выделенных педагогических условий, развития артистизма учащихся хореографических отделений в процессе занятий классическим танцем в детских школах искусств.

Обобщая результаты опытно-поисковой работы, отмечаем, что динамика роста уровня развития артистизма учащихся, имеется как у экспериментальной, так и у контрольной группы. Особенно заметен рост уровня развития артистизма учащихся экспериментальной группы. Это свидетельствует о результативности выделенных педагогических условий. Следует отметить, что значительно снизилось количество учащихся с низким уровнем развития артистизма в экспериментальной группе, как первого, так и второго потока - с 78,6 % до 7,1 % и с 71,4 % до 3,4 %, где применялся комплекс педагогических условий, в то время как в контрольной группе первого и второго потока - только с 82,1 % до 46,4 % и с 68,9 % до 37,9 %. Количество же учащихся с высоким уровнем артистизма в экспериментальной группе повысилось, как в первом, так и во втором потоке с 0 % до 28,6 % и с 0 % до 34,5 % по сравнению с контрольной, в которой повышение произошло -с 0 % до 10,7 %, а во втором потоке - с 0 % до 17,3 %.

Таким образом, в ходе исследования были получены результаты, подтверждающие, что внедрение в практику занятий классическим танцем, учащихся старших классов детских школ искусств сочетания, выделенных нами педагогических условий, (применение на занятиях классическим танцем Программы по воспитанию артистизма; применение личностноориентированного подхода, учитывающего индивидуальные особенности обучаемого хореографии; поэтапное развитие артистизма, в зависимости от овладения техникой классического танца), делает процесс развития артистизма учащихся хореографических отделений детских школ искусств на занятиях классическим танцем, более эффективным.

Библиографический список

1. Дуранов, М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография / М.Е. Дуранов. - Челябинск: ЧГАКИ, 2002. - 276 с.

2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р.Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2001 -208 с.

3. Насырова, Э.Ф. Модульно-рейтинговая и проектная технологии формирования профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства: монография / Э. Ф. Насырова. - Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008. - 140 с.

Bibliography

1. Duranov, М.Е. Professional-and-Pedagogical Activity and Research Approach: Monograph / М.Е. Duranov. - Chelyabinsk: ChSACA, 2002. - 276 p.

2. Nasyrov, E.F. Modular-Rating and Design Technologies of Technology and Business Teacher’s Professional Competence: Monograph / E.F. Nasyrov. - Shadrinsk: Publishing House of «Shadrinsk Press House of » OSUP, 2008. - 140 p.

3. Zagvyazinsky, V.I. Methodology and Methods Professional-and-Pedagogical Research / V.I. Zagvyazinsky, R.Atakhanov. - М: "Academy" Publishing Centre, 2001. - 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.