УДК 377-5:793.3 ББК 4.268.532
Цепляева Татьяна Николаевна
соискатель г. Сургут Tseplyaeva Tatyana Nikolaevna Applicant for a Degree Surgut
Компоненты и критерии оценки уровня воспитания артистизма
учащихся школ искусств на уроках классического танца Components and Criteria of the Level Estimation of Schoolchildren's Artistry Training at Art Schools During Classical Dance Lessons
В статье раскрываются компоненты понятия «артистизм танцоров». Описываются критерии и показатели оценки уровня воспитания артистизма учащихся школ искусств на уроках классического танца.
The article reveals the components of the concept «dancers' artistry». The criteria and the parameters of the level estimation of schoolchildren's artistry training at art schools during classical dance lessons are described.
Ключевые слова: компоненты определения «артистизм танцора», критерии и показатели оценки уровня воспитания артистизма танцоров.
Key words: components the concept «dancers' artistry», сriteria and parameters of the level estimation of dancers' artistry.
Современная гуманистическая психология и педагогика интерпретирует
воспитание не как целенаправленное формирование личности в соответствии с выбранным идеалом, а как создание максимально благоприятных условий для саморазвития личности, в том числе по средствам творческой деятельности.
В своем исследовании мы обращаемся к понятию «артистизм танцоров» и определяем компоненты, критерии и показатели оценки уровня воспитания артистизма танцоров на уроках классического танца при соблюдении комплекса педагогических условий.
Любой театральный танец, в том числе и классический, воздействует на зрителя лишь тогда, когда искусство танцовщика, основывается на выразительном, а не на механическом жесте [2].
Внешние данные помогают или мешают танцовщику, но в итоге решает все его внутренняя наполненность, артистизм [2]. Артистизм - это, то качество, которое необходимо танцору, и без воспитания, которого хореография не будет подлинным искусством, способным вызывать человеческие чувства и духовно обогащать зрителей.
Артистизм танцора мы определяем как интегративное качество личности, обусловленное его проектной деятельностью в процессе занятия хореографией и предусматривающее позитивный хореографический опыт на основе знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентаций и витагенного опыта.
Под интеграцией понимается сторона процесса развития, связанного с объединением в целое ранее разрозненных частей и элементов [3].
Таким образом, «артистизм танцора», представляет собой понятие сложное, многоплановое, комплексное, следовательно, данное понятие необходимо четко структурировать.
В современных условиях воспитание артистизма и обусловлено синтезом знаний (гностический компонент), умений (праксиологический компонент) и ценностных отношений (аксиологический компонент).
Поэтому, разделяя мнение Е.В. Бурьковой, Э.Ф. Насыровой и Е.А. Садовской, мы вводим в структуру воспитания артистизма танцоров следующие взаимодействующие компоненты: гностический, праксиологический и аксиологический. При этом их содержание определяется так:
1. Гностический компонент - знание содержания хореографической деятельности, поиск и прием информации, ее переработка; профессиональная специфика мышления.
2. Праксиологический компонент - умения, навыки, действия (коммуникативные, информационные), опыт.
3. Аксиологический компонент - ценности и ценностные ориентации; мотивы деятельности; готовность к действиям; способности к профессиональной хореографической деятельности и самообразованию.
Таким образом, гностический компонент характеризует круг знаний, необходимых для реализации хореографической деятельности.
Праксиологический компонент артистизма танцоров включает в себя умения и навыки профессиональной хореографической деятельности.
Умения мы рассматриваем как свойство личности, ее способность выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных
знаний. В этом прослеживается генетическая связь между знаниями, умениями и выполняемой деятельностью.
А.М. Столяренко определяет умение как успешную деятельность на основе усвоенных знаний, направляемую мотивом и целью [6].
Е.А. Садовская пишет, что умение - это возможность выполнения действия в соответствии с целями и условиями, в которых человеку приходиться ориентироваться [4].
Навык - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля [3]. Для навыка, как автоматизированного действия, характерна стереотипность. Умение, напротив, проявляется в решении новых задач, предполагает ориентировку в новых условиях и выступает не как простое повторение того, что усвоено в прошлом опыте, а включает в себя момент творчества. Умение проявляется в успешном применении знаний в новой, сложной обстановке, а навык - в повторяющихся условиях. Навык необходимо рассматривать как составной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
Аксиологический компонент включает в себя ценностные отношения, мотивы учебной деятельности, важные качества личности, внутреннюю готовность к возможной будущей профессиональной деятельности.
М. Е. Дуранов под ценностью понимает все то, что люди ценят, что приносит им пользу, что удовлетворяет их потребности [1].
Система ценностей субъекта характеризует цельность личности, верность идеалам, настойчивость в достижении поставленных перед собой целей, образует внутренний стержень культуры, духовную совокупность потребностей и интересов индивидов и социальных общностей.
Мотивы деятельности выступают «стержнем» личности. Сам термин «мотив» означает «двигаю» (от лат. move). Деятельности без мотивов не бывает.
Мотивы учебной деятельности по В. А. Сластенину представлены тремя взаимосвязанными группами: непосредственно-побуждающие, перспективно-
побуждающие и интеллектуально-побуждающие. Непосредственно -побуждающие мотивы автор соотносит с положительными и отрицательными эмоциями, перспективно-побуждающие - с пониманием значимости знания вообще и учебного предмета в частности. Удовлетворение от самого процесса познания определяют интеллектуально-побуждающие мотивы [5].
Виды деятельности отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим мотивам, образующим систему мотивации действий и поступков человека.
Учебные мотивы формирует система отношений к разным сторонам учебного процесса. Эти отношения предпочтительнее строить на познавательном интересе, который побуждается проблемным, модульным и проектным обучением. Учебные мотивы характеризуют интерес обучающихся к получению знаний, приобретению умений и навыков, своему развитию. Они бывают глубоко личностные, внутренние, связанные с потребностью в совершенствовании, реализации духовных целей, ценностей, идеалов, расширением кругозора и эрудиции, общей образованности. Мотивы понимания предназначения профессии возникают и развиваются как форма и мера профессиональной направленности, принятия конечных целей обучения. Профессиональная направленность рассматривается как интерес к профессии и склонность заниматься ею.
Без мотивационной направленности субъекта на овладение определенными качествами, эффективность деятельности будет минимальной даже в том случае, если учащийся имеет в достаточной степени развитой интеллект и склонность к творческой деятельности.
Таким образом, мы выяснили, что содержание понятия «артистизм танцора» позволяет нам говорить о трех основных компонентах гностическом, праксиологическом и аксиологическом, составляющих его. Каждому из этих компонентов соответствует свой критерий.
В результате анализа научной литературы и экспериментальной практики нами были выделены критерии оценки уровня воспитания артистизма у танцоров в школьном возрасте (12 - 16 лет, старшие классы школы искусств) - ин-
формационный, деятельностно-практический, мотивационный. Их показатели: широта кругозора, объем усвоенных хореографических знаний, осмысленность усвоенных знаний (информационный критерий); качественное владение хореографическими навыками, умение использовать приобретенные актерско-сценические знания в практической деятельности, частота концертных выступлений (деятельностно-практический критерий); эмоциональное самовыражение при воплощении художественного замысла, осознание потребности в воспитании артистизма для возможной будущей профессиональной деятельности, мотивация достижения успеха (мотивационный). (Табл. 1)
Таблица № 1
Компонент артистизма Критерии Показатели
Гностический компонент (знания) Информационный критерий, отражающий теоретическую сторону обученности учащихся Широта кругозора, информи-рованность и наличие знаний в области эстетической действии-тельности: хореографии, театра, музыки, изобразительного искус-ства, литературы.
Объем усвоенных хореографических знаний.
Осмысленность усвоенных знаний.
Праксиологический компонент (умения) Деятельностно -практический критерий, отражающий практическую сторону обученности учащихся Качественного владения хореографическими навыками.
Умение использовать приобретенные ак-терско -сценические знания в практической деятельности.
Частота концертных выступлений
Аксиологический компонент (мотивы учебной деятельности) Мотивационный критерий, учитывающий мотивы учащихся в ходе образовательного процесса. Эмоциональное самовыражение при воплощении художественного замысла
Осознание потребности в воспитании артистизма для возможной будущей профес-сиональной деятельности.
Мотивация достижения успеха.
Нами были определены показатели уровней воспитания артистизма при соблюдении комплекса педагогических условий: личностно-ориентированного подхода к обучаемому хореографии; применение на уроках классического танца вариативной программы по воспитанию артистизма; соблюдение этапности в воспитании артистизма на уроках классического танца.
Все названные критерии представляют собой объединение количественных и качественных показателей. Количественные показатели содержат информацию о количестве изученных хореографических произведений, просмотренных видеозаписей, прослушанных аудио носителей, посещение концертов с участием хореографических коллективов и солистов. Частота посещений мест обогащения духовной культурой, должна была говорить о выраженности определенного типа интереса к виду хореографической, музыкальной деятельности, театральному или изобразительному искусству. Качественные показатели артистизма позволяли судить в определенной степени о глубине его личностного развития (от потребности в глубоком овладении предлагаемым учебным материалом, до низкого уровня, выраженного в примитивном потреблении необходимой информации, отсутствием ее глубокой внутренней физической и психической переработки).
Диагностика артистизма в соответствии с названными критериями и их показателями, предполагала выявление трех уровней его воспитания у танцоров в школьном возрасте высокий, средний и низкий.
Высокий уровень и является собственно артистизмом, а средний и низкий - необходимыми этапами на пути его достижения. Низкий уровень характеризуется пассивным выполнением определенных заданий в типичных условиях, по требованию педагога, без существенных изменений с точки зрения: движения, понятия, характер, эмоции, музыка. Средний уровень направлен на решение пластических задач в измененных эмоциональных условиях, что требует от учащегося умения самостоятельно дополнять или изменять ранее усвоенные требования. Высокий уровень определяется высоким уровнем знаний, умений, мотивации деятельности и явно выраженными профессиональными и артистическими качествами личности.
Таким образом, мы определили компоненты понятия «артистизм танцора». Выделили критерии и показатели оценки уровня воспитания артистизма танцоров школьного возраста на уроках классического танца при соблюдении комплекса педагогических условий.
Библиографический список
1. Дуранов, М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография / М.Е. Дуранов. - Челябинск: ЧГАКИ, 2002. - 276 с.
2. Захаров, Р. В. Сочинение танца: страницы педагогического опыта / Р. В. Захаров. -М. : Искусство, 1983. - 224 с.
3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич - Мн.: «Соврем. Слово», 2005. - 720 с.
4. Садовская, Е.А. Формирование профессиональной компетентности будущих преподавателей-исследователей университета: Дисс.... канд.пед.наук / Е.А. Садовская. - Оренбург, 2005. - 224 с.
5. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
6. Столяренко, А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко. - М.: Юнити, 2001. -
420 с.
Bibliography
1. Duranov, М.Е. Professional - Pedagogical Activity and Research Approach: Monograph / М.Е. Duranov. - Chelyabinsk: ChSACA, 2002. - 276 p.
2. Pedagogics: Great Modern Encyclopedia / Comp. by Е^. Rapatsevich -Мп.: "Modern Word", 2005. - 720 p.
3. Sadovskaya, Е.А. Professional Competence Forming of Future University Research Teachers: Thesis Cand. of Pedag. / Е.А. Sadovskaya. - Orenburg, 2005. - 224 p.
4. Slastenin, VA. Pedagogics: Manual for Students of Pedagogical Educational Institutions / VA. Slastenin, I.F. Isaev, А.1. Mishchenko, Е.К Shiyanov. - M.: School - Press, 1997. - 512 p.
5. Stolyarenko, А.М. Psychology and Pedagogics / А.М. Stolyarenko. - M.: Unity, 2001. -
420 p.
6. Zakharov, Р. Dance Composition: Pages of Pedagogical Experience / Р. Zakharov. - M. : Art, 1983. - 224 p.