Научная статья на тему 'Модель использования артистизма в проявлении дошкольниками музыкальных способностей'

Модель использования артистизма в проявлении дошкольниками музыкальных способностей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
337
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гарькина Екатерина Николаевна

статье анализируется модель формирования готовность дошкольников к проявлению музыкальных способностей на основе развития у них определенного уровня артистических способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель использования артистизма в проявлении дошкольниками музыкальных способностей»

селения Северного Кавказа и Российского государства в целом. В деле защиты государства многие представители народов Северного Кавказа были отмечены высшими наградами России за доблесть, мужество, и храбрость, проявленные в ратном подвиге, на благо отечества.

Библиографический список

1. Бутков П.Г. Материалы по новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. Часть 1. - СПб., 1869.

2. Габеев А.Я. Основные этапы развития народного образования в Осетии (1740-1917).

3. Гатагова Л. С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. -М., 1993.

4. Дзагурова Г. Т. Осетины в войнах России. -Владикавказ, 1995.

5. КешоковА.И. Народное образование // Ка-

бардинская АССР. - Нальчик, 1946.

6. Козубский Е.И. История города Дербента. -Темир-Хан-Шура, 1906.

7. КосвенМ.О., ХашаевХ.М. История географии и этнографии Дагестана ХУШ-ХГХ в. - М., 1958.

8. КрасновМ.В. Просветители Кавказа. - Ставрополь, 1913.

9. Ларина В.И. Очерк истории городов Северной Осетии. - Орджоникидзе, 1960.

10. Материалы по истории осетинского народа. - Орджоникидзе, 1992.

11. Хатаев Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа. (вторая половина XIX в. - 1917 г.) - Владикавказ, 2004.

12. Центральный государственный архив Республики Северная-Осетия - Алания (ЦГА РСО-Алания), ф. 11, оп. 58, д. 2058.

13. ЦГА РСО-Алания, ф. 276, оп. 1, д. 4.

Е.Н. Гарькина

МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТИСТИЗМА В ПРОЯВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКАМИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В статье анализируется модель формирования готовность дошкольников к проявлению музыкальных способностей на основе развития у них определенного уровня артистических способностей.

Музыка, танец и готовность личности к проявлению музыкальных способ. ностей нераздельны. Для того чтобы разработать программу по развитию артистизма дошкольников как фактора развития их музыкальных способностей нам, прежде всего, необходимо было получить понятийную характеристику данного качества.

С одной стороны, артистизм в словаре определяется как дар («выдающиеся способности, художественная одаренность, свобода перевоплощений, с помощью которой человек легко, непринужденно «входит в образ»... особое умение держать себя, изящество манер, грациозность движений и т.п., обычно свойственные артистам»). С другой стороны, согласно данному источнику - это результат высокопрофессионального труда («высокое мастерство в каком-либо деле и выполнении чего-либо») [6, с. 234, 235].

В.И. Загвязинский, говоря о необходимости наличия артистических способностей у педагога как одной из профессиональных составляющих личности, утверждает, что артистизм - это особый, образно эмоциональный язык творения нового; изящное и

тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающегося «здесь и сейчас» [1, с. 37].

А.Б. Никитина указывает, что артистизм - это не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на зрителя. Подлинный артистизм - это богатство и красота внутреннего мира, творческий подход к решению задач, умение проектировать будущее, представляя его в образах, используя при этом фантазию и интуицию, гармонически сочетая логическое и эстетическое.

Среди иных определений данного качества встречаются и такие, которые связывают его с художественно-коммуникативной (высказывание ощущений через голос, мимику, жесты, паузы, слезы, смех) или интеллектуальной (внутреннее изящество, образное мышление, стремление к нестандартным решениям посредствам обращения к образным ассоциациям) сферами личности, со способностью к импровизационному и органичному, естественному существованию в условиях сценического действия.

Отдельные исследователи связывают данное качество с особенностями психики, типом не-

© Е.Н. Гарькина, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

271

рвной системы, акцентуацией личности. Так, К. Леонгард выделяет три стимулирующих момента, характеризующие артистическую натуру: эмоциональную возбудимость, демонстративные черты характера, интровертированность.

Обобщающей характеристикой сущности артистизма, на наш взгляд, послужит высказывание педагога-музыканта Л.С. Майковской: «Артистизм - это способность, которая интегрирует в своем содержании эмоционально-экспрессивные, художественно-интеллектуальные и художественно-операциональные стороны художественно-коммуникативной деятельности и придает ей ярко выраженный эмоционально-эстетический характер» [3].

Музыка, как никакое другое искусство может увлечь, заинтересовать, развить моральную и духовную стороны личности, а в условиях коллективной творческой деятельности позволяет детям получать еще и возможность общения. Также эта популярность обуславливается еще и тем, что в средствах массовой информации большое внимание стало уделяться всевозможным вокальноэстрадным конкурсам, имеющим огромный успех у зрителей, среди которых, конечно, есть и дети. Последние же в свою очередь, стремятся быть похожими на увиденных ими артистов.

Названные выше объединения коллективной по форме, музыкально-эстетической по содержанию деятельности во многом воплотили в себе педагогическую идею раскрепощения творческой энергии ребенка, организации его внешкольной деятельности в кругу единомышленников.

Одним из таких объединений является детский театр песни «Экспромт» при культурно-досуговом центре «Октябрь», существующий с 1990 года. В его структуру вошли несколько вокальных ансамблей, отличающихся друг от друга возрастом участников и песенным репертуаром, в том числе - «Ворокушки». Объединяющим же началом явилась идея ежегодной постановки какого-либо детского музыкального спектакля, в котором были бы задействованы все участники театра.

Участники этого ансамбля - дети дошкольного возраста, обладающие совершенно разными музыкальными способностями и посещающие музыкальные занятия данного коллектива от несколько месяцев до двух лет.

Можно перечислять много проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогам данного коллектива, однако основная и самая серьез-

ная из всех - отсутствие артистических способностей участников коллективов. Даже без проведения первичной диагностики здесь прослеживается низкий уровень эмоциональности и комплекс психологической закрепощенности у одних детей; слабо развитое творческое мышление и воображение, отсутствие навыков импровизации, доминирующее чувство стеснения - у других.

Безусловно, в театре песни «Экспромт», как, пожалуй, и во всяком ином любительском коллективе, обучением занимаются абсолютно со всеми желающими детьми вне зависимости от наличия у них вокальных, хореографических или артистических способностей. Даже при наборе участников в эти коллективы, процедура прослушивания детей происходит чисто символически. Поэтому чисто интонирующие и пластичные дети составляют, как правило, не больше половины от всего состава Театра песни. В процессе работы педагоги стараются «подтянуть» отстающих участников, уделяя им больше времени, чем остальным, создавая при этом все необходимые условия для того, чтобы абсолютно все участники коллектива, вне зависимости от их способностей, как можно чаще выступали на сцене.

Концертное выступление любительского детского эстрадного ансамбля связано со всем учебно-воспитательным процессом и является своеобразным экзаменом на художественную зрелость коллектива. Практика показывает, что чем больше и чаще проходят концертные выступления, тем с большей заинтересованностью и активностью дети посещают занятия.

Но, как отмечалось выше, для яркого зрелищного концертного выступления наличие вокальных умений и навыков у детей еще не является залогом к успеху.

Успех выступления во многом зависит и от наличия у исполнителей состояния эмоционального подъема, творческого воображения, психологической раскрепощенности, умения импровизировать в случае волнения, и, конечно же, чувства коллективизма, помогающего взаимодействовать с партнером по сцене. Последнее способствует четкости и отточенности движений, что, в свою очередь, является не маловажным в зрелищности музыкального номера.

Существует устойчивое мнение, что все маленькие дети - артисты. Однако это не так. Большинство из них просто хотят и любят привлечь к себе всеобщее внимание. Но способность де-

тей увлеченно играть между собой и их красочная фантазия, проявляющаяся во время такой игры, могут легко обмануть педагога, полагающего, что этого достаточно для создания интересного концертного номера. Это обусловлено тем, что законы детской игры и законы сцены различны. «Играть для себя, «за закрытой дверью», и играть публично - совсем не одно и то же. Игра «для себя» психологически естественна, игра «на публику» противоречит природе. Об этом немало думал и писал К.С. Станиславский».

Было бы действием совершенно нелогичным, при организации детского коллектива, игнорировать законы детской игры, обучая их «играть по-взрослому». Это сразу же омертвит затею, перекроет возможность для творческой самореализации детей. Замечательный педагог и театральный педагог Наталья Ильинична Сац говорила об этом так: «чтобы ребенок стал творчески и эмоционально откровенен, нельзя подавлять, навязывать лишь свое видение и ощущение» [5].

В процессе работы с детским коллективом приходится сталкиваться с дефицитом артистических способностей у детей. Он ощущается в следующем. При работе над концертным номером одним из этапов является запись голосовой фонограммы на студии звукозаписи. Наличие современных технических средств позволяет исправлять интонационные изъяны, путем «подтягивания» записанного голоса до нужной высоты. При этом эмоциональная подача произведения зависит исключительно от исполнителя и вялое невыразительное пение изменить уже нельзя.

Эту же мысль развивают педагоги-практики М.С. Осеннева, В.А. Самарин и Л.И. Уколова, в одном из разделов своей методической работы, посвященной методологии репетиционно-исполнительского процесса: «Исполнитель, лишенный непосредственного контакта с публикой, - отмечают они, - в условиях технической передачи исполнения (пение на микрофон в студии звукозаписи) в некотором смысле должен предугадывать своим воображением контакт со зрительным залом, полагаться на действенность используемых им эстетических приемов интуитивно, по наитию» [4].

Но опять же, если первичное исполнение детей в эмоциональном плане окажется неудачным, то песню можно перезаписывать до нужного результата.

В отличие от этого процесса, действие - концертное исполнение на сцене данной песни под

фонограмму, уже нельзя повторить дважды, это будет происходить только один раз, здесь и сейчас, и возможность на исправления в данном выступлении уже не будет. Ибо закон, по которому строится художественный образ, задается художником для каждого конкретного произведения единожды [7].

Вот как высказывается по этому же поводу в главе, посвященной артистическим способностям исполнителя известный музыкальный психолог Д.К. Кирнарская. «Если в искусстве создания стихотворения, живописного холста или симфонии между художественным запросом, между образом будущего произведения и его реальным явлением может пройти значительное время, то в сценическом искусстве художественный замысел и его воплощение сосуществуют одномоментно, а работа, предшествующая воплощению замысла, располагается в прошлом, в процессе репетиций» [2]. Такое смещение времени с точки зрения психологии творческого процесса противоестественно, и, по мнению ученого, лишь усиливает психологическую напряженность артистической деятельности, ее эмоциональный накал.

«Усилием воли Артист бессознательно переносит прошлое в настоящее; все, что наработано им ранее, все его самые удачные находки и лучшие варианты музыкального звучания, лучшие варианты пластического решения должны сойтись в сегодняшнем акте исполнения» [2].

С учетом возрастных особенностей участников коллектива все эти задания должны быть привлекательными для учеников, вызывать в них живой эмоциональный отклик. При этом в силу индивидуального эмоционального восприятия каждого ребенка, педагог должен находить те подходы и объяснения, которые найдут чувственный отклик в его душе.

Поскольку основная цель педагогических усилий данного коллектива - воспитание органической потребности в искусстве, приобщение к занятию, синтезирующему в себе такие виды деятельности как музыка, танец, актерское мастерство, то и задачи для всех сфер его деятельности состоят в созидании Прекрасного, в формировании отношения к любому делу как к творчеству, позволяющему каждому осознать себя как личность и реализовать свой духовно-творческий потенциал.

Важным в этом смысле представляется и то, что введение основ сценического искусства в круг предметов, способствующих углубленному эсте-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

273

тическому воспитанию, влияет на постижение учащимися своих творческих возможностей и способствует гармоничному развитию личности.

В нашем понимании гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находясь в диалектическом единстве.

Опыт показывает, что дети испытывают больше доверие к педагогу-практику, который не считает обременительным для себя вместе с ними участвовать в выполнении упражнений, чем к учителю-лектору, руководящему группой из «зрительного зала». Подражание заложено в творческой природе ребенка-артиста, и этим необходимо пользоваться, стараться давать ребенку наиболее содержательные и удачные примеры.

В свою очередь, раскрепощенность позволяла ребятам открыться в творческом, эмоциональном и духовном аспектах. В результате такого общения с мастером многие из детей, которые ранее свой эмоционально-творческий потенциал держали где-то очень глубоко внутри, совершенно менялись.

Актер-ребенок, в отличие от взрослого, не знает своих возможностей, хотя довольно часто и «предощущает» их. Направить его фантазию к цели, увлечь правдой вымысла - самая трудная

и, в то же время самая благородная задача.

Детский страх перед эстрадным выступлением отличается от взрослого. Вот как говорит об этом Д.К. Кирнарская: «Эстрадное волнение знакомо только зрелым умам, вышедшим из состояния детской невинности; тот, кто знает о существовании высших сил и чувствует их присутствие в своей жизни, робеет перед ними. Немногие счастливцы, не понимающие своей мистической роли и не сознающие ее смысла, не знают эстрадного волнения. Увы, до поры до времени» [2].

Но все же, не смотря на то, что дети по своей природе активны, они не отягощены жизненными проблемами, страх перед сценой у них все же присутствует. Это удивительно, но дети с огромной силой ждут предстоящее выступление и с такой же силой боятся этого события. Параллельно с желанием выступить, которое растет по мере приближения концерта, нарастает с каждым днем и их волнение.

Для детей главными людьми всегда являются их родители, они, как правило, посещают все концерты с участием их «любимого чада», становясь при этом для него как «группой поддержки», так и критиками. Ребенок хочет понравиться, быть для них лучшим, из-за этого волнение только удваивается. К тому же одним из факторов волнения является присутствие в зале друзей, знакомых и т.д. Именно поэтому, перед выступлением детей необходимо огородить от общения с посторонними людьми.

Выступление детского ансамбля является действием коллективным. С одной стороны это хорошо - каждый участник группы всегда чувствует поддержку товарища, в отличие от сольного выступления, - выступать одному намного труднее, здесь тебе никто не поможет, ты на сцене один, и все взгляды устремлены именно на тебя. С другой стороны, коллектив - это особая психологическая среда. В нашей практике встречались детские группы, участники которых дрались из-за микрофонов прямо на сцене, были случаи, когда дети толкались во время исполнения песни в виду неприятельских взаимоотношений. Поэтому педагог с самого начала создания коллектива, предвидя такие ситуации, должен добиваться дружеских отношений внутри коллектива, пресекать все конфликты и разногласия.

Библиографический список

1. Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей // Вопросы психологии. - 1982. - №»5. - С. 94-100.

2. БогоявленскаяД.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 270 с.

4. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.

5. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна: Феникс+, 2005. - 512 с.

6. ГотсдинерА.Л. Музыкальная психология. -М.: МВ Магистр, 1993. - 192 с.

7. Григорьев В.О. некоторых психологических аспектах работы педагога-музыканта // Вопросы музыкальной педагогики. - М.: Музыка, 1987. -Вып. 8. - С. 44-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.