зовательный процесс в школе полного дня, можно существенно оптимизировать результаты образовательной деятельности.
Этому могут способствовать меры теоретико-исследовательского и экспериментально-эмпирического характера:
- исследование предметно-организационной структуры и теоретико-методического содержания современного образовательного процесса в школе полного дня;
- составление перечня учебных предметов, факультативных курсов, видов учебной и досуговой деятельности школьников, результаты которых могут быть улучшены за счет музыкальной эстетизации их теоретико-методического и практического содержания;
- выявление возможностей совместной теоретико-методической и организационно-практической деятельности школы полного дня и учреждений дополнительного образования по музыкальной эстетизации образовательного процесса;
- разработка модели (плана и программы) их взаимодействия.
Этим логически обусловлен ряд задач, требующих последовательного решения для достижения цели. Требуется раскрыть организационные возможности и теоретико-методические ресурсы учреждения дополнительного образования, систематизировать направления, формы, методы и средства взаимодействия на основании принятых ныне методологических подходов: культурологического (личность формируется в насыщенной культурной среде, создание которой наиболее эффективно обеспечивает музыкальное искусство и другие виды искусства, интерактивно осваиваемые детьми и подростками), системного и гуманистического (забота о психоэмоциональном, духовно-нравственном здоровье детей и подростков как основной принцип отбора методов, форм, средств педагогического взаимодействия).
Процесс музыкальной эстетизации образовательной среды современных школ должен опи-
раться на методики обучения игре на музыкальных инструментах, разработанные российскими специалистами и внедренные в практику детских общеобразовательных заведений и учреждений дополнительного образования детей. Многие системы музыкально-эстетического воспитания подчеркивают психолого-педагогический потенциал духовых инструментов, в частности, благоприятное воздействие флейтовой музыки.
Литература и примечания
1. Отметим наиболее крупные научные труды, посвященные музыкальной эстетизации образования. Значимые идеи содержат кандидатские диссертации Э. А. Гулиевой «Роль художественной самодеятельности в эстетизации досуга трудящихся» (1991), Г. Э. Галановой «Феномен эстетизации частной жизни в контексте классической и неклассических концепций культуры» (2001), О. В. Солодовниковой «Эстетизация современной культуры и формы ее представления» (2002), О. И. Маюновой «Специфика материально-художественной культуры (декоративно-прикладных искусств и дизайна) в эстетизации предметного мира и человека» (2003), А. Н. Степанова «Революционно-демократическая концепция эстетизации общественных отношений в России XIX века» (2005), Т. В. Маловой «Эстетизация полоро-левого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства» (2006), докторская диссертация Н. В. Осипо-вой «Педагогические основы эстетизации учебно-воспитательного пространства школы» (2003).
2. Труды по философии, эстетике, философии музыки, музыкальной эстетике (Аристотель, А. Квинтилиан, Б. Асафьев, А. Баумгартен, Г. Бес-селер, Г. Гегель, С. Георге, Р. Грубер, Р. Декарт, А. Лосев, А. Луначарский, Ф. Ницше, Ф. Шиллер, О. Шпенглер, А. Шопенгауэр, К. Шубарт, X. Эг-гебрехт, X. Эйслер), по психологии музыки, музыкальной психологии (Л. Выготский, В. Петрушин, Д. Юм, Э. Сторр и др.).
m. m. khuchbarov. theoretical, methodological and practical aspects of musical aesthetization of modern educational process
The possibilities of increasing the quality of educational process due to musical aesthetization of its content are analyzed in the article.
Key words: educational system, education by means of music art, flute music.
С. С. ШИРОКОВА
готовность эстрадного певца к концерту
Рассматривая уровни готовности эстрадного вокалиста к выступлению на сцене, автор статьи выявляет способности к профессиональному росту.
Ключевые слова: эстрадный вокал, художественный образ, готовность к концертному выступлению.
Успешная концертная деятельность музыканта, в том числе и эстрадного певца, во многом зависит от качества вокальной подготовки, от умения регулировать свое эмоциональное состояние перед выступлениями и во время них. В случае если певец не обладает такими способностями, снижается эффективность музыкальной деятель-
ности. Подготовку концертной программы, по мнению Ю. А. Цагарелли, следует начинать решением вопросов репертуара с учетом того, что сложность программы должна соответствовать уровню подготовки музыканта-исполнителя.
Общая готовность представляет собой сложное многоуровневое образование - определенный
№ 3 (41), 2011
"Культурная жизнь Юга России" ^
объем знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выступление. Она обусловлена тремя факторами (временем, затрачиваемым на подготовку; профессионализмом артиста; уникальностью индивидуального стиля [1]) и как интегральное состояние проявляется в оптимальном сочетании мотивационно-потребностного, операционально-рефлексивного и эмоционально-креативного компонентов.
Мотивационно-потребностный компонент характеризует профессионально значимые установки и потребности певца в области эстрадного искусства: стремление к расширению исполнительского репертуара, повышению художественного и технического потенциала вокалиста, потребность в успешной концертной деятельности.
Операционально-рефлексивный компонент включает художественно-исполнительские умения и навыки эстрадного певца, позволяющие осуществить творческий замысел. Рассматривая специфику певческой деятельности, Л. В. Шамина отмечает: «Резонируя внутри себя, певец должен соотносить резонанс своего инструмента-тела с резонансом пространственного поля, в котором он звучит» [2]. Способность анализировать текст песни, критически его осмысливать представляет особое значение для формирования исследуемой готовности.
Эмоционально-креативный компонент отражает потенциал эстрадного вокалиста, который определяется возможностью создания оригинального индивидуального стиля исполнения. А. Н. Лук выделяет несколько уровней эмоциональной креативности. На первом (нижнем) наиболее эффективно использование «типичных» эмоций; на втором (комплексном) происходит видоизменение стандартных эмоций; на последнем (высшем) уровне развиваются новые формы эмоций, основанные на изменении общепринятой нормы [3].
В психолого-педагогической литературе рассматриваются два вида готовности: длительная и ситуативная (временная).
Длительная готовность предполагает положительное отношение исполнителя к профессии, свободное владение знаниями, навыками и умениями, необходимыми в данной сфере деятельности. Вокалист должен обладать хорошим вниманием, памятью и мышлением, уметь контролировать эмоции.
Временная готовность, как правило, проявляет себя в конкретной ситуации, формируется в процессе осознания предстоящих задач и поиска их решений.
Существуют люди с так называемым внутренним контролем деятельности. Они уверены в себе, надеются только на собственные силы; им необходима максимальная информированность об исполнительском процессе (четкое представление о поставленной задаче и путях ее решения). Хотя они спокойно реагируют на замечания незадолго до выступления, выйдя на сцену, зачастую поют по-старому. Вокалисты такого склада легче переносят предконцертный стресс.
Другим исполнителям присущ внешний контроль деятельности. Они, напротив, нуждаются в постоянном поощрении и поддержке, всецело полагаются на удачу. Таким певцам нельзя делать существенные замечания в последний момент - это сбивает их внутренний настрой и не позволяет реализовать задуманную идею.
Помимо индивидуальной манеры пения, важную роль в эстрадном вокале играют тембр голоса, техника исполнения, пластика, сценический облик (прическа, костюм и пр.) - все, что в совокупности способствует выражению художественных, духовных, интеллектуально-эмоциональных, психологических аспектов творческого процесса. «Артист ощущает на сцене полную реализацию своих творческих сил, полную востребованность и нужность людям - в этом ощущении силы, власти и максимальной реализованности он может "утопить" свое эстрадное волнение, преобразить его в творческую энергию и придать ему новое качество», - пишет Д. К. Кирнарская [4].
Эстрадный вокал совершенствует эстетическую и духовную культуру личности, учит чувствовать ритм, метр, форму, стиль, манеру, идею музыкального сочинения. Совместно с педагогом вокалист ведет поиск новых средств выразительности (различных тембровых красок, динамических нюансов, ритмических особенностей, стилевых направлений).
Певца, у которого нет воображения, отмечал Ф. И. Шаляпин, «ничто не спасет от творческого бесплодия - ни хороший голос, ни сценическая практика, ни эффектная фигура» [5]. Среди различных методик, помогающих адаптироваться к эстраде, одна из наиболее эффективных - методика мысленного «пропевания» произведения в тонусе («как бы на концерте»), с воображаемым ощущением присутствия слушателей («резонанса зала»). Это способствует становлению готовности к концертному выступлению, устраняет нервозное состояние и, вместе с тем, что очень важно, не утомляет двигательно-певческий аппарат.
На этапе формирования готовности к концертному выступлению (выбор репертуара, работа над песней, анализ художественного и музыкального текста, идеи и пр.) исполнитель работает и над художественным образом (его вокально-техническим и сценическим аспектами). Совершенствуя свой голос, технику исполнения, певец становится художником-интерпретатором произведения.
По мере овладения программой осваиваются следующие вокальные, художественные и психологические составляющие готовности к концерту:
- заметно улучшается знание репертуара и ориентация в нем, нарабатывается умение свободно владеть музыкальным произведением;
- постепенно появляются внутренняя эстетическая удовлетворенность результатами работы, желание выступать перед публикой, ощущение «легкости» исполнения произведения;
- исчезают психические состояния сомнения, неуверенности, страха перед слушателями, опасе-
ния по поводу неблагоприятного самочувствия на концерте;
- текст песни все легче «пропевается» внутренним голосом, возрастает яркость слуховых представлений;
- певец начинает слышать себя как бы со стороны (возникает так называемый постконтроль).
Формирование готовности эстрадного вокалиста к концертным выступлениям - это сложный процесс, представляющий собой совокупность певческих и творческих навыков и требующий эмоционально-психологической, теоретической и практической подготовки к концертному выступлению.
Литература
1. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб. пособие. СПб., 2008. С. 319-320.
2. Шамина Л. В. Искусство пения: Философия. Физика. Физиология // Вопросы певческого искусства: сб. ст. М., 2003. С. 13.
3. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978.
4. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М., 2004. С. 331.
5. Шаляпин Ф. И. Литературное наследство. М., 1976. С. 264.
s. s. shirokova. variety singer's preparedness for a concert
Considering levels of variety singer's preparedness for performance on stage, the author of the article reveals abilities for professional growth.
Key words: variety vocalism, artistic image, preparedness for performance.
В. Г. КУСАКИНА поэма г. в. свиридова «отчалившая русь»:
опыт исполнительской интерпретации
Автор статьи сравнивает три исполнительские редакции поэмы Свиридова «Отчалившая Русь» (1977) в плане соотнесения исполнительских приемов с образно-смысловой трактовкой произведения. Ключевые слова: Г. В. Свиридов, поэма «Отчалившая Русь», исполнительские интерпретации.
На исполнителя всегда ложится ответственность за адекватное прочтение музыкального произведения, тем более, когда речь идет о такой чуткой к нюансам «материи», как музыка Георгия Васильевича Свиридова. Своеобразие трактовки проявляется через конкретные исполнительские приемы (особенности интонирования, тембрового решения, штриха, динамики и др.).
Существуют три исполнительские редакции «Отчалившей Руси»: для тенора, меццо-сопрано и баритона в сопровождении фортепиано. Первые две сделаны самим композитором; третья (с исполнительскими ремарками и комментариями) принадлежит Дмитрию Хворостовскому и Михаилу Аркадьеву. Знаменательно, что очень требовательный к исполнителям Георгий Свиридов одобрил и третий вариант. М. Аркадьев отмечал: «Удивительна была открытость Свиридова к изменениям и некоторым нашим весьма энергичным исполнительским "вольностям". Это тем более удивительно, что вообще-то Свиридов славился своей придирчивостью. Но наши поиски, поддержанные автором, строились, как нам кажется, на самом ценном - на основании свободы и стремления к неуловимой точности искусства» [1].
Первыми исполнителями цикла Георгия Свиридова стали тенор Владислав Пьявко и пианист Аркадий Севидов. Концерт состоялся в феврале 1982 года в Большом зале консерватории (Москва). Автору настоящей статьи особенно понравилась в исполнении этого «органичного дуэта, думающего и слышащего в унисон», десятая часть - «По-
осеннему кычет сова...», в которой слышится не просто светлая грусть, но щемящая тоска. Именно этот номер исполнялся на бис. В целом исполнение «Отчалившей Руси» отличалось «монументальностью, широтой дыхания, тонкостью и четкостью фразировки, плакатностью штриха, тонким владением нюансировки: от мощного насыщенного многократного forte с беспредельностью и "залетно-стью" верхних нот до замечательных mezzo voce, piano и pianissimo» [2].
Во второй редакции «Отчалившая Русь» прозвучала в исполнении Елены Образцовой и Георгия Свиридова 25 апреля 1983 года, тоже в Большом зале консерватории. Андрей Золотов в газете «Правда» от 6 мая 1983 года писал, что «Е. Образцовой лучше всего удались лирические эпизоды, проникнутые удивительной теплотой. Нежнейшее рр в "Симоне, Петр.", ностальгическая грусть в "По-осеннему кычет сова.". Высокий настрой концерта, вне всякого сомнения, определила и авторская интерпретация фортепианной партии. Лирический герой свиридовской музыки - и это тоже Есенин - смотрит одновременно и в евангелическую глубину веков, и в бурное течение современной жизни, и в космический свет будущего» [3].
Творческое содружество Д. Хворостовского и М. Аркадьева началось именно с совместной работы над поэмой «Отчалившая Русь»: «Интересна была репетиционная работа над "Отчалившей Русью", - отмечает М. Аркадьев. - Перед нами стояла сложная задача. Ведь изменение тональностей для баритона в чем-то изменяло также и