Научная статья на тему 'Музыкальный интерес как специфическая разновидность категории интереса'

Музыкальный интерес как специфическая разновидность категории интереса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5863
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ / СОЗИДАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА / MUSIC / MUSICAL INTEREST / THE STRUCTURE OF MUSICAL INTEREST / INTELLECTUAL / EMOTIONAL AND VOLITIONAL / CREATIVE COMPONENTS OF MUSICAL INTEREST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фролова Н. А., Дмитриева М. Б.

В статье раскрываются особенности музыкального интереса как разновидности категории интереса. Анализируется исторический взгляд на проблему формирования интереса к музыке; рассматриваются два основных направления в определении категории музыкального интереса; вводится рабочее определение данного понятия; определяется структура музыкального интереса и ее компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL INTEREST AS A SPECIFIC TYPE OF INTEREST CATEGORY

The article reveals the peculiarities of musical interest as a type of interest category. The author analyzes a historical view of the problem of interest formation, describes two main directions in the category of the music interest determining, introduces the notion definition, defines the structure of musical interest and its components.

Текст научной работы на тему «Музыкальный интерес как специфическая разновидность категории интереса»

УДК 78.01

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ

КАТЕГОРИИ ИНТЕРЕСА

© 2011 Н.А.Фролова, М.Б.Дмитриева

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 06.09.2010

В статье раскрываются особенности музыкального интереса как разновидности категории интереса. Анализируется исторический взгляд на проблему формирования интереса к музыке; рассматриваются два основных направления в определении категории музыкального интереса; вводится рабочее определение данного понятия; определяется структура музыкального интереса и ее компоненты.

Ключевые слова: музыка; музыкальный интерес; структура музыкального интереса; интеллектуальный, эмоционально-волевой, созидательно-творческий компоненты музыкального интереса.

Музыка1 в жизни человека имеет большое значение, об этом было известно еще с давних времен. Так, в Древней Греции музыка была обязательной составной частью обучения наряду с чтением, счетом, письмом, физическими упражнениями. Ей отводилась роль учителя, воспитывающего душу; считалось, например, что с помощью определенной музыки можно воспитывать в человеке мудрость и мужество. В каждом доме в Афинах была лира, и так называемые кормилицы, которые воспитывали детей до семи лет, рассказывали детям сказки в музыкальном сопровождении, с 7 до 13 лет детей учили игре на кифаре. В аристократических кругах Западной Европы и России музыкальное воспитание было также обязательным. Наряду с концертной деятельностью оркестров и музыкальных театров неотъемлемой частью культурной жизни общества становились многочисленные музыкальные салоны и кружки любителей музыки; при дворе и в домах знатных вельмож устраивались камерные концерты, создавались хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы. Сегодня вопросы влияния музыки на человека продолжают привлекать внимание философов, ученых, педагогов, музыкантов. Результаты исследований, основанные на последних достижениях науки, свидетельствуют о благотворном влиянии музыки на физическое здоровье человека, его психическое и эмоциональное состояние, на формирование художественного вкуса и развитие творче-

Фролова Наталия Александровна, кандидат педагогических наук, профессор. E-mail: [email protected] Дмитриева Мария Борисовна, соискатель кафедры фортепиано. E-mail: [email protected] 1 Музыка (в переводе с греческого «искусство муз») -«искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками» (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: 1984. - С. 322).

ского потенциала2. Неоценима роль музыки и в организации учебного процесса. Так, использование музыкального фона во время урока способствует большей сосредоточенности и аккуратности учащихся, снижает количество случайных ошибок, повышает физическую выносливость детей, активизирует их ассоциативное мышление, влияет на творческую сторону и тематику работ3. Как же приобщить современных школьников к музыкальному искусству?

Следует отметить, что задача формирования интереса к музыке привлекала внимание музыкантов еще на ранних этапах становления кла-вирного искусства. Так, в 17 веке французский музыкант М.Сен-Ламбер утверждал, что достичь каких-либо результатов невозможно до тех пор, пока ученик не втянулся в занятия, а хороший педагог, безусловно, должен обладать особым секретом, чтобы заинтересовать ученика. Позд-

2 По мнению узбекского ученого Мирзакарима Норбеко-ва, здоровье человека зависит от эмоционального центра его организма, а победить хаос, находящийся внутри нас, способна лишь музыка. Уже во внутриутробном развитии эмбрионы чутко реагируют на музыку, особенно классическую, а роды проходят гораздо легче, если звучит музыкальное произведение, которое ребенку нравилось слушать в эмбриональном состоянии. Исследования д.п.н., профессора А.Ф.Лобовой свидетельствуют, что музыка улучшает внимание и помогает сосредоточиться, способствует избавлению от напряжения, гнева, угнетения, меланхолии и нервного истощения. Гнев, к примеру, можно снять музыкой Вагнера. От напряжения и меланхолии помогут избавиться произведения Бетховена. При нервном истощении полезно слушать музыку Грига. Сосредоточиться и сконцентрировать внимание помогут такие произведения, как «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Грезы» Шумана. (Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей: Учеб. пособие для педагогов. - Екатеринбург: 1999. - С. 29).

3 Трегубова Л. Музыка как средство управления образ-

ными представлениями детей // Педагогическое воздей-

ствие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты

психики. - Пермь: 1975. - С. 54 - 59.

нее К.Ф.Э.Бах советовал всем, кто желает научиться «хорошему исполнению», расширять свой кругозор, развивать музыкальные интересы, больше и активнее соприкасаться с музыкальной культурой в различных ее жанрах и формах и указывал на то, что «надо слушать хороших музыкантов», поскольку в этом случае интересной может быть не только сама музыка, но и ее исполнение4.

В 20 веке к проблеме интереса обращаются многие известные ученые: Б.В.Асафьев, Б.М.Теплов, В.Л.Яворский, Л.А.Баренбойм, А.Н.Сохор, В.С.Цукерман, Д.Б.Кабалевский, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, Н.А.Ветлугина, Л.Г.Арчажникова, Ю.Б.Алиев, Н.А.Гродзен-ская, О.П.Радынова, В.Н.Шацкая и др. В их трудах подчеркивается, что усвоение знаний, формирование умений и навыков прежде всего должно быть направлено на развитие интереса к самой музыке, а не превращаться в самоцель. «Знания и умения должны лежать в основе развития художественных интересов, привития любви к искусству и раскрывать возможности для разностороннего развития подрастающего поколения», - подчеркивает Е.В.Боякова5.

Интерес как первооснова музыкального воспитания, как обязательное условие занятий музыкой рассматривается многими музыкантами. По-мнению видного польского пианиста И.Гофмана, интерес является неотъемлемой частью процесса работы. Он советует молодым музыкантам заниматься серьезно и с интересом, «ища наслаждение в труде», а не в том, что будет достигнуто посредством него. Отвечая на вопрос о развитии таланта, он пишет: «Наслаждение и интерес, какие доставляет самый процесс работы — в этом должно состоять вознаграждение человека»6. Выдающийся композитор, педагог и пропагандист Д.Б.Кабалевский развитие интереса к музыке считает главной задачей музыкального образования, без решения которой невозможно достичь успеха на этом поприще. Его педагогическая концепция направлена на раскрытие и обогащение духовного мира человека. «Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней, - пишет Д.Б.Кабалевский, - обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту,

4 Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. -Киев: 1974. - С. 48.

5 Боякова Е.Я. Музыкальный интерес как личностное качество в структуре эстетического сознания современных дошкольников // Социокультурная доминанта современного образования: Международный интерактивный сетевой семинар. [Электронный ресурс] URL: http://www.art-education.ru/projekt/seminar-2010 /boyakova.pdf (Дата обращения 05.07.2010).

6 Гофман И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре. - М.: 1961. - С. 188.

для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль... Любые же попытки воспитывать и обучать того, кто музыкой не заинтересовался, не увлекся, не полюбил ее, обречены на неуспех»7.

Интерес как цель музыкальных занятий, как решающий фактор в познании искусства, как критерий эффективности урока рассматривается в работах Л.Г.Арчажниковой, О.А.Апраксиной, Ю.Б.Алиева, Г.П.Стуловой, З.П.Морозовой и др. Так, Л.Г.Арчажникова цель музыкальных занятий видит в том, чтобы привить школьникам интерес к искусству, научить их разбираться в музыкальной информации, выбирать произведения «действительно достойные и значитель-ные»8. О.А.Апраксина среди задач школьного музыкального воспитания выделяет развитие мотивации учения школьников на всех этапах образования. Она пишет: «Спору нет, что ребенку должно быть интересно и радостно учиться, особенно, если учение это связано с приобщением к такому прекрасному искусству, как музыка»9. Разрабатывая вопросы обучения детей вокально-хоровому искусству, Г.П.Стулова определяет заинтересованность как решающий фактор успешного познания искусства, условие успешности педагогической работы. Она отмечает: «Процесс обучения пению только тогда будет воспитывающим и развивающим, когда он будет включать в себя задачу воспитания и развития у учащихся положительного эмоционального отношения к самому процессу обучения и интереса к данному виду искусства»10. К такому же выводу приходит Ю.Б.Алиев. Изучая проблему формирования интереса к занятиям музыкой, он считает, что отсутствие у учащихся интереса к тому, что происходит на уроке музыки, свидетельствует о неполноценности музыкального развития. Интересные уроки музыки, по мнению ученого, должны вызывать разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний. «Интерес - прекрасный стимул к учению вообще и к приобщению к музыке в частности»11, - утверждает Ю.Б.Алиев. З.П.Морозова считает, что критерием воспитательной эффективности урока может служить уровень развития интереса. Именно музыкальный интерес способствует разностороннему раз-

7 Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? 3-е изд., испр. - М.: 1989. - С. 14.

8 Аржажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки: Книга для учителя. - М.: 1984. - С. 13.

9 Апраксина О.А. Задачи муз. воспитания в свете реформы школы // Муз. воспитание. - 1986. - Вып. 17. - С. 6.

10 Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.: 1992. - С. 182 - 183.

11 Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-

музыканта. - М.: 2002. - С. 125.

витию личности ребенка, пробуждает и инициирует творческое воображение, способность к сопереживанию.

В настоящее время проблема развития интереса к музыке является одной из наиболее актуальных в теории и практике музыкального образования. Об этом свидетельствует немалое количество диссертационных работ, посвященных данной проблеме. Это диссертации Е.В.Бояковой, В.Л.Яконюка, Н.А.Меньшиковой, А.Н.Байчоровой, Н.Е.Судаковой, Р.А.Тельчаровой, Т.П.Плесниной, Н.И.Бу-ториной, Ю.В.Талановой, Т.В.Красноперовой и др. Однако, несмотря на достаточное количество работ, само понятие «интерес» в области музыкальной педагогики не имеет устойчивого определения, это относится как к терминологии, так и к сущности самого понятия. Что касается терминологии, то в работах одних авторов мы встречаемся с таким понятием, как «интерес к музыке» (Е.В.Боякова, Н.А.Меньшикова, Н.Е.Судакова, Т.В.Красноперова и др.), в других работах - с понятием «музыкальный интерес» (Ю.В.Таланова, Н.И.Бу-торина, Е.Я.Бурлина, А.Н.Байчорова и др.). Мы полагаем, что наряду с широко употребляемым в настоящее время термином «музыкальная педагогика» (по мнению некоторых специалистов не вполне корректным, но укоренившимся в лексиконе музыкантов), правомерным и целесообразным будет использование термина «музыкальный интерес».

Анализируя взгляды ученых относительно определения сущности данного понятия, можно выделить два основных направления. Представители первого направления акцент делают на мотивационном состоянии как движущей силе учения и средстве побуждения к продуктивной познавательной деятельности. Музыкальный интерес определяется как интегративное качество личности, содержанием которого является осознанное положительное отношение к музыке на базе новых знаний и умений, полученных непосредственно в музыкальной деятельности при непосредственном участии компетентного педагога (Ю.В.Таланова, Т.П.Плеснина и др.). Роль педагога в формировании положительного отношения к музыкальным занятиям подчеркивает Э.Б.Абдуллин. По его мнению, развитию интереса во многом способствует увлекательное слово учителя, эмоциональная окраска в подаче материала, формирование эмоциональной отзывчивости «прежде всего на основе восприятия музыкального образа»12. Подобного мнения придерживается Г.А.Струве. Он утверждает, что интерес становится основой развития

12 Абдуллин Э.Б. Новая программа по музыке // Искусство и школа: Кн. для учителя. - М.: 1981. - С. 141.

способностей школьников, их склонности к различным видам творческой деятельности лишь под влиянием обучения и при разумной поддержке учителей13.

Представителями второго направления интерес рассматривается как способ удовлетворения музыкальных потребностей. Р.А.Тельчарова полагает, что интерес к музыке конкретизируется потребностью. В.С.Цукерман и З.П.Морозова считают, что музыкальный интерес обусловлен именно музыкальными потребностями. В.Л.Яконюк, Е.Я.Бурлина и Н.И.Буторина рассматривают интерес как эмоционально-интеллектуально-волевое отношение к музыке и музыкальной деятельности, направленное на удовлетворение музыкальной потребности. А.Н.Сохор называет интерес осознанной потребностью и предлагает следующую классификацию: по предмету (вид музыкального творчества или искусства, круг музыкальных произведений); по содержанию (общечеловеческие, общественные, групповые, личные); по носителю (коллективные, индивидуальные).

Исследуя возможности развития музыкального интереса у подростков в процессе досуго-вой деятельности, мы опираемся в первую очередь на положение, где данное понятие рассматривается с позиции мотивационного состояния и вводим следующее рабочее определение. Музыкальный интерес - определенное мотивационное состояние, побуждающее к познавательной, продуктивно-творческой музыкальной деятельности, которая является основой для динамичного развития музыкально-творческих способностей и личностных качеств, и ведет к культурному обогащению личности.

Рассмотрим структуру музыкального интереса. Следует отметить, что в отношении структуры музыкального интереса также не наблюдается единой позиции. А.Н.Сохор, В.Н.Банников, Т.В.Красноперова, Е.Я.Бурлина выделяют такие компоненты музыкального интереса, как: интеллектуальный (когнитивный), эмоциональный и волевой; Ю.И.Кривошеев, изучая интерес в процессе музицирования на народных инструментах, опускает волевой компонент и наряду с познавательным и эмоциональным вводит активный творческий компонент; Ю.В.Таланова делает акцент на практической значимости формирования музыкального интереса и вместе с эмоционально-волевым и интеллектуальным компонентами вводит действенно-практический. При этом все исследователи отмечают, что хотя ни один из компонентов, взятый в отдельности, не создает интереса, в то же время каждый из них относительно самостоятелен и

13 Струве Г.А. Школьный хор: Книга для учителя. -М.: 1981. - С. 25.

может рассматриваться обособленно. Рассматривая музыкальный интерес в контексте работы с подростками в условиях молодежного центра, мы считаем необходимым подчеркнуть творческую направленность занятий и выделяем следующие компоненты: интеллектуальный, эмоционально-волевой и созидательно-творческий.

Интеллектуальный компонент обеспечивает более полное и глубокое восприятие музыки, создает условия «представленности» сочинения сознанию субъекта, при котором может возникнуть музыкальный интерес. Интеллектуальный компонент отражает не только уровень овладения определенным объемом знаний, но и степень духовно-практического освоения музыки как искусства, умение понять семантику музыкальной речи, музыкальную форму. Наличие интеллектуального начала во многом определяет характер протекания музыкальной деятельности, в процессе которой реализуется музыкальный интерес. Еще Б.В.Асафьев говорил о важности воспитания в музыкальной педагогике «интеллектуально развитого слушателя». Музыка, глубоко воспринятая и осмысленная человеком, влияет на его отношение к миру, формирование эстетических позиций, на все его сознание. Но при всей значимости интеллектуального компонента, он регулируется степенью эмоциональной вовлеченности субъекта, которая является показателем того, насколько смысловая направленность данного произведения соответствует общей жизненной программе человека.

Эмоционально-волевой компонент имеет особое значение для развития музыкального интереса, его роль является определяющей в сфере общения субъекта с музыкой, в достижении успеха в музыкальной деятельности. Свое воплощение эмоционально-волевой компонент находит во взаимосвязи с интеллектуальным компонентом музыкального интереса, обеспечивающим более глубокое восприятие музыки14.

14 О педагогической необходимости единства эмоционального и интеллектуального в музыкальном воспитании пишут многие исследователи. Можно проследить три мнения о взаимосвязи интеллектуального и эмоционального компонентов: 1) эмоции определяют интеллектуальный уровень восприятия музыки и музыкального интереса; 2) интеллект - основа эмоционального переживания; 3) реализация музыкального интереса возможна лишь при гармоничном сочетании двух уровней - эмоционального и рационального. Именно о гармоничном сочетании эмоционального и рационального компонентов говорили выдающиеся педагоги-музыканты: А.Г.Рубинштейн, В.И.Сафонов, И.Гофман. Современники Н.Г.Рубинштейна отмечали на его занятиях наличие органического сочетания эмоционального и интеллектуального воздействия пианиста на учеников. В.Н.Шацкая, вспоминая занятия В.И.Сафонова, отмечает высокую мобилизованность всего класса на его уроках, готовность в любую

Л.С.Выготский отмечал: «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией... Эмоциональные реакции оказывают существеннейшее влияние на все формы нашего поведения и моменты воспитательного процесса»15. Л.А.Баренбойм также подчеркивает значение эмоций в познании музыки и пишет о том, что «... вне прочувствования и переживания, то есть внеэмоционально, познать и понять содержание музыки невозможно»16. Без эмоциональной увлеченности, без создания условий ее возникновения и существования нельзя привить интерес к музыке. Также необходимо подчеркнуть значение волевых качеств, развитие которых способствует регулярности творческой работы, повышению ее качества, содержательности и продуктивности17. Волевое начало в человеке находится во взаимодействии с такими качествами, как инициативность, предприимчивость, активность, а при ее формировании особое значение приобретает мотивация. По мнению Г.М.Цыпина к устойчивым, долговременным и энергичным волевым действиям побуждают те мотивы, «которые сопрягаются с глубоко заложенными внутренними стремлениями, влечениями и интересами индивида»18, т.е. связаны с личным эмоциональным опытом, сопереживанием произведений музыкального искусства, освоением языка музыкального выражения.

Созидательно-творческий компонент имеет большое значение для формирования музыкального интереса, т.к. сама музыкальная деятельность подразумевает творчество, а познать творчество без самого творчества, как известно, невозможно. Способность к творчеству порож-

минуту ответить на какой-либо вопрос, связанный с музыкальным произведением. О.А.Апраксина считает, что, добиваясь единства эмоциональности и сознательности при восприятии музыки, учитель ведет одних учащихся от непосредственной эмоциональной реакции «нравится» - «не нравится» к осознанному отношению к получаемым впечатлениям, а других, более рационального склада, напротив, к углублению переживаний музыки. В.Л.Яконюк указывает на возможность реализации музыкального интереса лишь при гармоничном сочетании эмоционального и рационального.

15 Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: 1991. - С. 140 - 141.

16 Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.: 1974. - С. 123.

17 Понятие «воля» Г.М.Цыпин определяет как «особое характерологическое свойство человека, которое помогает ему реально преодолевать различные затруднения и препятствия на пути к цели, как намерение, «опредмечен-ное» и реализованное в деятельности» (Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособ. для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. завед. - М.: 2003. - С. 27).

18 Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: .... - С. 50.

дает необычные идеи, содействует отклонению от традиционных схем мышления, направляет личность на созидание нового, оригинального, побуждает к различным формам активности. Воспитательное значение творчества оценивается достаточно высоко. Б.В.Асафьев в своих трудах отмечает способность творчества содействовать более глубокому освоению музыкального материала и развитию музыкальности. Н.А.Ветлугина обращает внимание на то, что творчество является важным условием и средством развития способности образного видения мира. «Творчеству человека научить нельзя, -утверждает Г.М.Цыпин, - но можно научить творчески работать... Такая задача принадлежит к числу основных, принципиально важных в деятельности преподавателя»19. Наличие творческого компонента в области музыкального интереса способствует формированию личностного отношения к изучаемому, созданию условий для самовыражения и саморазвития20.

Еще раз следует подчеркнуть, что гармоничное сочетание и развитие всех компонентов музыкального интереса создает атмосферу эмоциональной увлеченности музыкой, побуждает к познавательной, продуктивно-творческой дея-

тельности. В свою очередь, музыкальный интерес является основной движущей силой интеллектуального и духовного развития личности. Интерес - обязательное условие для раскрытия тайн музыкального искусства, для выполнения музыкой своих воспитательных, познавательных, эстетических функций. «При каких бы обстоятельствах мы ни беседовали с детьми о музыке, - пишет Д.Б.Кабалевский, - мы ни на секунду не должны забывать о главной своей задаче: — заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь, «заразить» их своей любовью к музыке. Это ... сверхзадача всей музыкально-воспитательной работы с детьми, которой должны быть подчинены все остальные за-дачи»21.

19 Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: .... - С. 360.

20 Как мы знаем, учебный материал будет восприниматься учащимися только в том случае, если он связан с личностным интересом и имеет личностную образовательную ценность.

21 Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? .... - С. 7.

MUSICAL INTEREST AS A SPECIFIC TYPE OF INTEREST CATEGORY

© 2011 N.A.Frolova, M.B.Dmitriyeva Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article reveals the peculiarities of musical interest as a type of interest category. The author analyzes a historical view of the problem of interest formation, describes two main directions in the category of the music interest determining, introduces the notion definition, defines the structure of musical interest and its components.

Keywords: music, musical interest, the structure of musical interest, intellectual, emotional and volitional, creative components of musical interest.

Natalya Aleksandrovna Frolova, Cand. Sc, in Pedagogics, Professor. E-mail: [email protected] Mariya Borisovna Dmitriyeva, Postgraduate student of the Piano department. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.