Научная статья на тему 'Толерантность - важное направление в образовательной политике Республики Узбекистан'

Толерантность - важное направление в образовательной политике Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1629
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ И МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА / ИСЛАМСКАЯ РЕЛИГИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ / GLOBALIZATION / EDUCATION OF TOLERANCE / MULTI-ETHNIC AND MULTI-RELIGIOUS REPUBLIC / ISLAMIC RELIGION / EDUCATION AND TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиддиков Равшан Бердимуратович

В статье рассматриваются некоторые аспекты национальной политики Узбекистана в условиях глобализации и вопросы воспитания толерантности у молодежи. Анализируется роль религиозного образования в формировании у членов общества общечеловеческих ценностей. Показано значение исламской религии в воспитании толерантности у студенческой молодежи в многонациональной и многоконфессиональной республике. Раскрывается просветительская деятельность государства и высших учебных заведений в доведении до молодежи гуманистической сути ислама, истинных ценностей исламской культуры. Освещена деятельность государства в сохранении межнациональной стабильности и религиозной терпимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Толерантность - важное направление в образовательной политике Республики Узбекистан»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Сиддиков Р.Б. Email: [email protected]

Сиддиков Равшан Бердимуратович - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты национальной политики Узбекистана в условиях глобализации и вопросы воспитания толерантности у молодежи. Анализируется роль религиозного образования в формировании у членов общества общечеловеческих ценностей. Показано значение исламской религии в воспитании толерантности у студенческой молодежи в многонациональной и многоконфессиональной республике. Раскрывается просветительская деятельность государства и высших учебных заведений в доведении до молодежи гуманистической сути ислама, истинных ценностей исламской культуры. Освещена деятельность государства в сохранении межнациональной стабильности и религиозной терпимости.

Ключевые слова: глобализация, воспитание толерантности, многонациональная и многоконфессиональная республика, исламская религия, просвещение и толерантность.

TOLERANCE - IMPORTANT DIRECTION IN EDUCATIONAL POLICY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN Siddikov R-В.

Siddikov Ravshan Berdimuratovich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF HISTORY OF UZBEKISTAN, FACULTY OF HISTORY, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN NAMED AFTER MIRZO ULUGBEK, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses some aspects of the national policy of Uzbekistan in the context of globalization and the issues of tolerance education among young people. The role of religious education in the formation of universal human values in society it is analyzed. The importance of the Islamic religion in the education of tolerance among students in a multi-ethnic and multi-religious republic it is shown. It reveals the educational activities of the state and universities in bringing to the youth the humanistic essence of Islam, the true values of Islamic culture. Covered the activities of the state in maintaining inter-ethnic stability and religious tolerance.

Keywords: globalization, education of tolerance, multi-ethnic and multi-religious Republic, Islamic religion, education and tolerance.

УДК 681

XXI век характеризуется все возрастающими глобальными процессами, несущими как положительные тенденции, так и откровенно негативные. Узбекистан всегда был и остаётся многоконфессиональным, поликультурным толерантным государством. Сегодня невозможно себе представить стабильно развивающееся государство без толерантного отношения и взаимопонимания всех его граждан.

Государства, в которых проблемы этнических меньшинств решаются путем удовлетворения их социокультурных требований, соблюдения равенства и демократических норм, развиваются, и многонациональность в них является платформой для решения национально -государственных интересов.

С первых дней независимости в Республике Узбекистан большое внимание уделяется вопросам обеспечения равных прав всех граждан страны и приоритетное значение придается сохранению межнационального согласия и межконфессиональной толерантности.

С 1997 г. в Республике Узбекистан ежегодно отмечается Международный день толерантности, учреждённый Генеральной Ассамблеей ООН.

Все граждане Республики Узбекистан, независимо от нации, народности, социальной принадлежности, вероисповедания и убеждений, имеют одинаковые гражданские права и находятся под охраной Конституции республики и её законов.

«Мирная жизнь в Узбекистане в обстановке взаимопонимания и согласия представителей более 130 наций и народностей одно из наших важнейших достижений за годы независимости. Укрепление межнационального согласия и дружбы, в обеспечение которых большой вклад вносят 137 действующих в стране национальных культурных центров, и впредь остается одним из приоритетных направлений государственной политики. Усиление атмосферы толерантности между разными конфессиями, обеспечение равноправия граждан независимо от их вероисповедания является для нас одной из приоритетных задач» [1], подчеркнул в своём выступлении Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев.

Важными показателями эффективности национальной политики Республики Узбекистан являются то, что преподавание в системе образования ведется на языке многих этносов, которые составляет большинство населения страны.

В республике функционируют школы с обучением на узбекском языке - 8867, каракалпакском - 383, русском - 739, казахском - 505, таджикском - 267, киргизском -62, туркменском - 50 [2. Стр. 117].

Как известно, воспитание подрастающего поколения всегда имело важное и актуальное значение. Распространение таких угроз как религиозный экстремизм и нетерпимость, терроризм, наркомания, торговля людьми, «массовая культура» наносит урон основам цивилизации и семейным ценностям человечества.

В проводимых в Узбекистане реформах системы образования особое внимание уделяется разработке и внедрению эффективных организационных педагогических форм и средств духовно-нравственного воспитания учащейся молодёжи, основанных на богатых национальных культурно-исторических традициях, обычаях народа и общечеловеческих ценностях. Обеспечивается приоритет воспитания и разностороннего развития личности. Совершенствуется просветительская работа, охватывающая все население страны с целью уважительного отношения к представителям других национальностей и конфессии, проживающих в Узбекистане.

В формировании толерантности у молодого поколения важное значение имеет религиозное образование. Религиозная политика в Республике Узбекистан основывается на принципах светского характера государства и его толерантности, т.е. веротерпимое и равноправное отношение ко всем религиям, стремление государства к развитию здорового и конструктивного сотрудничества с религией. Базовым является то, что в Узбекистане существует и развивается поли конфессиональное общество.

Правительством Республики Узбекистан осуществляется последовательная политика по обеспечению свободы совести, возрождению и развитию исламской культуры, изучению и пропаганде богатого научного и культурного наследия предков, восстановлению и благоустройству исламских святынь.

Возрождение ислама - как высшего проявления духовности целенаправленно и энергично происходит в Узбекистане благодаря курсу руководства страны, направленному на духовное оздоровление нации. Свидетельством заслуг Узбекистана

перед исламской цивилизацией является признание ISESCO Ташкента столицей исламской культуры 2007 года.

После обретения Узбекистаном независимости, правительство республики сняло все ограничения, связанные с религиозным образованием для всех крупных конфессий.

Ташкентский исламский институт им. Аль Бухари - единственное в своем роде учебное заведение, готовящее высококвалифицированных исламских деятелей: улемов и имам-хатыбов. Уникальность его заключается в том, что в свое время это было единственное во всем СССР высшее исламское учебное заведение. Многие известные муфтии и улемы постсоветского пространства окончили Ташкентский исламский институт. Это Равиль Гайнутдин, и Ахмад Кадыров, Умар Идрисов, Аллахшукюр Пашазаде и другие.

В Узбекистане, за годы независимости, по инициативе Первого Президента Узбекистана Ислама Каримова [3], отреставрированы многие исторические памятники, построены архитектурно-мемориальные комплексы, открыты 1955, а всего действуют более 2000 мечетей, 9 медресе. На сегодняшний день в Узбекистане действует свыше 2000 религиозных организаций около 20 различных конфессий. Подавляющее большинство составляют мусульманские организации. За годы независимости были построены и отреставрированы сотни церквей, синагог и молельных домов.

В многонациональном Узбекистане представители всех национальностей вносят свой достойный вклад в модернизацию страны и активно участвуют в реформировании всех сторон общественной жизни. Многие из них за самоотверженный труд на благо Узбекистана были награждены орденами и медалями, удостоены звания «Узбекистон Кахрамони» (Герой Узбекистана). Сегодня в воспитании молодого поколение в духе толерантности огромное значение имеет исторический опыт и традиции узбекского народа. Ярким примером тому служит толерантное отношение узбекистанцев к эвакуированным и депортированным народам в годы второй мировой войны в Узбекистан.

В период глобальных угроз и распространения религиозного экстремизма «Одной из важнейших и актуальных задач является воспитание самостоятельно мыслящей... молодежи в духе национальных и общечеловеческих ценностей.

Нетрудно понять, насколько это значимо для нас, если учесть, что больше половины населения страны составляет молодежь» [4].

Духовным лидером молодежи, аккумулирующим ее жизненные позиции, как известно, является студенчество, имеющее свои психолого-возрастные особенности, характеризуемые эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией не на основе общечеловеческих ценностей, а под влиянием коллизий в сфере этносоциальных и других отношений.

Не случайно поэтому важнейшими принципами воспитания молодежи в духе толерантности являются:

- гуманизация и гуманитаризация образования, формирование у обучающихся высокой духовности, культуры и творческого мышления;

Необходимо отметить, что в годы независимости число вузов в Узбекистане выросло почти 3 раза и на сегодняшний день в них обучаются свыше 344 тыс. студентов [5].

Воспитание толерантности в вузах Узбекистана ведется в контексте изучения таких предметов бакалавриата как: «История Узбекистана», «Философия», «Всемирная история», «Культурология», «Этика и эстетика», «Основы духовности», а также во время кураторской работы в т.ч. («Ахборот соати»).

Также для магистрантов исторических факультетов Вузов читается основной курс «Межнациональное согласие и толерантность в Узбекистане». Данный курс был разработан и введен в программу магистратуры исторических факультетов

университетов Узбекистана с 2007/2008 учебного года, а с 2006 года на историческом факультете Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека осуществляет свою плодотворную деятельность научный центр «Межнациональное согласие и толерантность».

В ходе занятий большое внимание уделяется формированию у студентов уважительного отношения к культуре и традициям других народов, воспитанию их в духе общечеловеческих ценностей. Сегодня необходим комплексный характер воздействия на студентов посредством введения в Государственный стандарт практического курса «Толерантность» в бакалавриате, усовершенствованных учебно -воспитательных планов и программ гуманитарных и социальных дисциплин для приобретения студентами необходимого уровня знаний о толерантности, утверждения ценностного отношения к людям, независимо от их национальной принадлежности, профессии, возраста, взглядов, убеждений, а также выработке умений и навыков позитивного взаимодействия с ними.

Президент Ш.М. Мирзиёев, выступая на церемонии открытия 43-й сессии Совета министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества, отметил, что «привитие молодёжи стремления к знаниям, потребности в самосовершенствовании сегодня как никогда важно.

Именно просвещение и образование является ключом к процветанию народов. Именно просвещение и образование ведут людей к благодеяниям, добру, терпимости» [6].

Учитывая, что учащаяся молодежь является одним из основных ресурсов, и в то же время, активным участником реформационных преобразований в Узбекистане, поиск наиболее эффективных путей и средств задействования толерантности, как важного фактора и компонента ее развития, следует вести, прежде всего, в контексте образовательно-воспитательного процесса, который направлен на последовательное формирование гармонично развитого поколения, дальнейшее укрепление межнациональных отношений в стране. В принятом 14 сентября 2016 года Законе Республики Узбекистан «О Государственной Молодежной политике» одним из основных ее направлений является « воспитание молодежи в духе толерантности, уважительного отношения к национальным и общечеловеческим ценностям». В Указе о «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг.» от 7 февраля 2017 г. сказано, что «приоритетное направление развития страны заключается в обеспечении межнационального согласия и религиозной толерантности». Обратимся к цифрам и фактам: - с 19 по 28 августа 2016 г. Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» провёл социологическое обследование на тему «Узбекистан - наш общий дом» среди жителей города Ташкента, всех областей и республике Каракалпакстан [7]. 82,9% опрошенных считают Узбекистан своей Родиной, 92,2% из числа респондентов испытывает гордость при осознании себя гражданином Узбекистана. Усиливается тенденция среди славян по изучению узбекского языка (50% уже изучают его).

57,9% узбекистанцев оценивает межнациональные отношения в стране как очень хорошие. Рост межнационального согласия подчёркивает 95,4% опрошенных, 97,9% респондентов указали на полную или достаточную меру соблюдения прав и свобод граждан независимо от национальной и религиозной терпимости.

Как показывают результаты исследования, 99,6% жителей страны рассматривают мир и стабильность, межнациональное и гражданское согласие в обществе как самое ценное достояние и достижение Узбекистана в годы независимости.

Опыт Узбекистана показывает, что наиболее эффективным инструментом противодействия экстремизму является просвещение, прежде всего молодежи, доведение до нее гуманистической сути ислама, истинных ценностей исламской культуры. Именно поэтому Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке выступил с инициативами о

разработке Конвенции о правах молодежи и принятии специальной резолюции «Просвещение и толерантность».

С этой целью руководством страны было принято решение о создании Международного исследовательского Центра имени Имама Аль-Бухари в Самарканде и Центра исламской цивилизации в Ташкенте [8]. В 2018 году Ташкентский исламский университет был преобразован в Международную исламскую академию Узбекистана. Таким образом, выпускники средних специальных образовательных учреждений и Ташкентского исламского института получили возможность продолжить религиозное образование на академическом уровне. Наряду с узбекской молодежью в академии обучаются также граждане соседних государств.

В результате обеспечения в стране свободы совести, бережного сохранения национальных и религиозных ценностей сформировалась атмосфера межнациональной и межконфессиональной толерантности, взаимопонимания. Несмотря на попытки внедрения в сознание молодежи Узбекистана извне разрушительных идей межнациональной нетерпимости и религиозного экстремизма в результате воспитания у молодежи толерантности и уважительного отношения к общечеловеческим ценностям удалось выработать иммунитет от глобальных угроз и сохранить мир. В период глобализации события, происходящие в мире, требуют постоянного внимания к вопросам совершенствования воспитания у молодежи толерантности, особенно в многонациональной и многоконфессиональной Республике Узбекистан.

Список литературы /References

1. Мирзиёев Ш.МПоследовательное продолжение демократических реформ, обеспечение в стране мира и спокойствия, создание достойных условий жизни для нашего народа - гарантия устойчивого развития: Доклад кандидата в Президенты Республики Узбекистан на VIII съезде Движения предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократической партии Узбекистана // Народное слово, 2016. 2 ноября.

2. Межнациональное согласие в Узбекистане и толерантность: взгляд сквозь призму веков. Ответств. ред. Р.Х. Муртазаева. Ташкент: Тигоп-Iqbol, 2018. 128 с.

3. Узбек халкининг ислом маданияти ривожига кушган бекиёс ^иссасининг юксак эътирофи / Президем Ислом Каримовнинг "Туркистон-пресс" нодавлат ахборот агентлиги мухбирига берган интервьюси // Узбекистон овози, 2007, 24 февраль.

4. Мирзиёев Ш.М.Последовательное продолжение демократических реформ, обеспечение в стране мира и спокойствия, создание достойных условий жизни для нашего народа - гарантия устойчивого развития: Доклад кандидата в Президенты Республики Узбекистан на VIII съезде Движения предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократической партии Узбекистана // Народное слово, 2016. 2 ноября.

5. Узбекистонда олий таълим муассасалари сони 100 га якинлашмокда. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kun.uz/75478965./ (дата обращения: 14.01.2019).

6. Выступление и.о. Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева на церемонии открытия 43-й сессии Совета министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества // Правда Востока, 2016 год.19 октябрь.

7. Соц. опрос: «Узбекистан - наш общий дом». // Даракчи Plus. 2017. 5 января.

8. Правда Востока, 2017.11 ноября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.