МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В УЗБЕКИСТАНЕ Иноятова Д.М. Email: [email protected]
Иноятова Диларам Маниглиевна — кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается этноконфессиональная политика в современных условиях, анализируется состояние и перспективы развития толерантных межконфессиональных отношений в Узбекистане. Показано поэтапное становление законодательной базы, направленной на светский путь развития страны, без ущемления религии и религиозных организаций, которые отделены от государства. На конкретных примерах анализируется положительный опыт исторически мирного сосуществования различных религий в регионе, оказывающий позитивное влияние на дальнейшее укрепление межрелигиозного сотрудничества.
Ключевые слова: толерантность, религия, стабильность, диалог, сотрудничество, мечеть, церковь.
INTERCONFESSIONAL TOLERANCE IN UZBEKISTAN Inoyatova D.M.
Inoyatova Dilaram Maniglievna - PhD in history, Associate Professor, DEPARTMENT OF HISTORY OF UZBEKISTAN, HISTORICAL FACULTY, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN NAMED AFTER M. ULUGBEK, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses ethno-confessional policy in modern conditions, analyzes the state and prospects for the development of tolerant interfaith relations in Uzbekistan. A gradual formation of a legislative base aimed at the secular path of the country's development is shown, without prejudice to religion and religious organizations that are separate from the state. With concrete examples, we analyze the positive experience of the historically peaceful coexistence of various religions in the region, which has a positive impact on the further strengthening of interfaith cooperation. Keywords: tolerance, religion, stability, dialogue, cooperation, mosque, church.
УДК 342.724
Годы независимости открыли новый этап в межнациональных и межконфессиональных отношениях в Узбекистане. Самое главное достижение этого периода - это мир и стабильность, что стало залогом успешного проведения реформ.
Узбекистан является уникальным государством в конфессиональном плане. Среди многонационального народа есть последователи всех мировых религий. Узбекистан обладает уникальным опытом межконфессионального диалога и сотрудничества. На протяжении многих столетий в мире и согласии в республике живут последователи, как мировых религий, так и приверженцы множества традиционных национальных религий. Эти тенденции получили законодательное закрепление с первых дней создания независимого Узбекистана. Правовая основа такой политики была закреплена в Конституции Республики Узбекистан и созданной на ее основе законодательной базе. Прежде всего, это статьи Закона «О свободе совести и о религиозных организациях», принятого в 1991 г. и его новой редакции 1998 г. В нем констатируется светский путь развития страны и указывается, что религия и религиозные организации в Узбекистане отделены от государства. Данный закон, учитывающий положительный опыт исторически мирного сосуществования различных религий в регионе, определяет дальнейшее укрепление межрелигиозного сотрудничества в целях сохранения в Узбекистане межнационального и межконфессионального согласия.
В условиях межрелигиозной толерантности в стране официально зарегистрировано свыше 2239 религиозных организаций, относящихся к 16 различным конфессиям, среди них 2065 мусульманских организаций, 158 христианских организаций, 8 еврейских общин, 6 общин бахаи, одно общество кришнаитов и один буддийский храм, а также межконфессиональное Библейское общество Узбекистана [1, с. 13].
В республике функционируют более 2000 мечетей (в 1980 г. их было всего 89). За годы независимости были построены и отреставрированы сотни церквей, синагог и молельных домов. Ежегодно при поддержке руководства республики верующие различных конфессий
совершают паломничества к святым местам. За прошедшие годы более 70 тыс. мусульман была предоставлена возможность осуществить хадж в Саудовскую Аравию, сотни христиан и иудеев побывали в России, Греции и Израиле. Для сравнения: до провозглашения независимости в среднем из Узбекистана для совершения паломничества выезжали 3-4 чел. в год [2].
Гарантированная действующим законодательством свобода вероисповедания создала необходимые условия для удовлетворения всех религиозных нужд граждан - представителей различных наций и этнических групп, исповедующих различные направления христианства, а также буддизм, бахаизм, иудаизм и учение Кришны.
Межрелигиозное согласие проявляется и во взаимоотношениях различных религиозных организаций, представленных в Узбекистане. Стало доброй традицией поздравлять друг друга с религиозными праздниками, знаменательными датами в жизни их общин, таких как Курбан-хаит и Рамазан-хаит - у мусульман, Пасха и Рождество - у христиан, Пейсах, Пурим и Ханука -у иудеев. Указами главы нашего государства праздники Курбан-хаит и Рамазан-хаит объявлены для всех жителей Узбекистана выходными днями.
Миролюбивый традиционный ислам в Узбекистане проявляет не только толерантность к другим религиям, но и уважительное, доброжелательное отношение к представителям различных национальностей, какую бы веру они, ни исповедовали. Исламские религиозные организации, мусульмане доброжелательно относятся и к успешному развитию других религий. Так, в период независимости в республике значительно увеличилось количество православных приходов. В Бухаре, Ургенче, Навои, Зарафшане, Учкудуке и других городах открыты новые церкви. Отреставрирован Алексеевский собор в Самарканде - самый крупный в Центральной Азии. В 1996 г. он был освящен патриархом Москвы и всея Руси Алексием II. Возвращена верующим церковь имени Александра Невского в Термезе, которая была отобрана государством в советский период. В Ташкенте строится Православный религиозный центр. Вступили в строй один мужской и два женских монастыря [3, с. 63].
Для достижения межнационального согласия, межрелигиозной толерантности требуется систематическая и целенаправленная работа, в том числе религиозных организаций с верующими, с молодежью, разъяснение им религиозных, общечеловеческих, духовных ценностей. За годы независимости в Узбекистане сформировалась полноценная система религиозного образования, которая включает в себя Международный научный центр по изучению и исследованию ислама (1995 г.), Ташкентский исламский институт (1999 г.), 10 средне-специальных исламских учебных заведений (медресе), в качестве высшего учебного заведения действует Ташкентская Православная духовная семинария.
На качественно новый уровень поднялось религиозное образование. На узбекский язык переведены и изданы Коран, Новый Завет и 16 книг Ветхого Завета. Проводятся исследования многих аспектов религиозного учения, изданы сотни тысяч книг и брошюр. К примеру, Духовное управление мусульман Узбекистана издает ежемесячный журнал «Хидоят» («Верный путь») общим тиражом 8000 экземпляров и газету «Ислом нури» («Свет ислама»), выпускаемую два раза в месяц общим тиражом 5000 экземпляров. Ташкентская и Среднеазиатская епархия РПЦ издает ежеквартальный журнал «Восток свыше» общим тиражом 1000 экземпляров [4, с. 343].
Международная организация ЮНЕСКО в 2007 г. признала Ташкент столицей исламской культуры. Этот факт подтверждает, что Узбекистан признан в мире одним из очагов мировой цивилизации, межнациональной и межконфессиональной толерантности.
Деятельность религиозных организаций благотворно сказывается на верующих, сближает их, способствует укреплению межрелигиозных и межнациональных отношений. Одной из актуальных задач является предупреждение и пресечение попыток использования религиозного фактора на всех уровнях конфессионального пространства. Государственные органы, религиозные организации ведут бескомпромиссную борьбу с ними. Религиозные организации раскрывают верующим истинное лицо экстремистов, несостоятельность и вредность их взглядов и притязаний. В мае 1998 г. вопрос усиления противостояния экстремистским религиозным течениям был рассмотрен на Совете улемов. Разъяснительная работа среди мусульман об истинных замыслах, целях экстремистских религиозных течений в последние годы усилилась, причем ведется она не, только в мечетях, но и на страницах газеты «Ислом нури», где печатаются не, только выступления религиозных деятелей, но и статьи ученых республики [3, с. 64].
Защищая чистоту святой религии ислама, которую во многих европейских странах из-за массового наплыва беженцев и мигрантов из мусульманских стран стали обвинять во всех грехах, Ш. Мирзиёев с трибуны 72-й Генеральной ассамблеи ООН заявил о необходимости
«доведения до широкой мировой общественности подлинно гуманистической сути Ислама». Он выступил с предложением принять специальную резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность», имеющей целями обеспечение всеобщего доступа к образованию, ликвидацию безграмотности и невежества, содействовать утверждению толерантности и взаимного уважения, обеспечению религиозной свободы, защите прав верующих, недопущению их дискриминации. Реализации этих задач будет также способствовать деятельность создаваемого Международного научно-исследовательского центра имени Имама Бухари в Самарканде и Центра исламской цивилизации в Ташкенте [5]. Создание этих центров будет способствовать утверждению в сознании подрастающего поколения истинно гуманистической сути ислама, способствовать межнациональному согласию и религиозной толерантности.
Список литературы / References
1. Камилов К. Толерантность - требование времени и приоритет жизни общества // Узбекистан - страна мира и согласия / Сб. матер. конф. Ташкент: Узбекистон НМИУ, 2017.
2. Важнейший фактор мира и стабильности в стране. 6 декабря 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://singapore.mfa.uz/ru/pressroom/news/anniversary25/4258/ (дата обращения: 07.11.2018).
3. Зиямов Н.Ш. Некоторые аспекты решения проблем укрепления безопасности и стабильности Узбекистана в условиях независимости. Ташкент: Фан ва технология, 2011. С. 63.
4. Муртазаева РХ. Узбекистан - уникальный край межнационального согласия и толерантности // Узбекистан - страна мира и согласия / Сб. матер. конф. Ташкент: Узбекистон НМИУ, 2017.
5. Выступление Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева 19 сентября 2017 г. на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций // Народное слов от 20 сентября 2017 г.
РЕФОРМА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА В СССР В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ,
ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ Дусчанов Р.Р. Email: [email protected]
Дусчанов Расулжон Рахимбаевич — преподаватель, кафедра историографии и источниковедения, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье проанализирована налоговая политика советского государства на основе литературы и источников. Налоговая политика, направленная на восстановление народного хозяйства, интерпретировалась как основная часть капиталистической экономики под ведением механизма «социальное хозяйство» бывшего советского государства. Забыто было, что налог является фактором основного дохода в государственный бюджет. В послевоенные годы в целях ликвидации последствий войны и дальнейшего развития народного хозяйства были снижены нормы доходности и предоставлены льготы по данному налогу пострадавшим от войны хозяйствам, но налоговая политика оставалась в прежнем состоянии.
Ключевые слова: налоговая политика, финансовая политика, война, сельскохозяйственный налог, инфляция, подоходный налог, кооперация.
REFORM OF AGRICULTURAL TAX IN THE USSR IN POST-WAR MORE: NECESSITY, TASKS AND RESULTS Duschanov R.R.
Duschanov Rasulzhon Rahimbaevich - Lecturer, DEPARTMENT OF HISTORIOGRAPHY AND SOURCE STUDIES, FACULTY OF HISTORY, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN BYM. ULUGBEK, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN