Научная статья на тему 'Становление и развитие этнополитики в современном Узбекистане'

Становление и развитие этнополитики в современном Узбекистане Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
590
109
Поделиться
Ключевые слова
УЗБЕКИСТАН / ЭТНОПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Иноятова Д. М.

Рассматривается национальная политика Узбекистана после обретения им суверенитета. Основное внимание уделено правовым аспектам этнополитики, предоставлению равных возможностей развитию всех народов, населяющих республику. Также рассматривается становление и развитие национальных культурных центров, способствующих развитию самобытной культуры и традиций, контактирование с исторической родиной.

Formation and development of ethnic policy in modern Uzbekistan

This article is dedicated to the national policy of Uzbekistan after obtaining the sovereignty. Major attention in the article is paid to legal aspects of ethno politics, provision equal opportunities of developing all the people inhabiting republic. Special attention is paid to the establishment and development of national cultural centers that promote indigenous culture and traditions, contacting with their historical homeland.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие этнополитики в современном Узбекистане»

ЭТНОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ПЕРВОБЫТНАЯ ИСТОРИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2014. № 1 (1). С. 49-58. УДК 94(575.1)

Д. М. Иноятова

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭТНОПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ

Рассматривается национальная политика Узбекистана после обретения им суверенитета. Основное внимание уделено правовым аспектам этнополитики, предоставлению равных возможностей развитию всех народов, населяющих республику. Также рассматривается становление и развитие национальных культурных центров, способствующих развитию самобытной культуры и традиций, контактирование с исторической родиной.

Ключевые слова: Узбекистан; этнополитика; национальные культурные центры; этнические группы; культура; традиции; межнациональные отношения; права человека.

D. M. Inoyatova

FORMATION AND DEVELOPMENT OF ETHNIC POLICY IN MODERN UZBEKISTAN

This article is dedicated to the national policy of Uzbekistan after obtaining the sovereignty. Major attention in the article is paid to legal aspects of ethno politics, provision equal opportunities of developing all the people inhabiting republic. Special attention is paid to the establishment and development of national cultural centers that promote indigenous culture and traditions, contacting with their historical homeland.

Keywords: Uzbekistan; ethnic policy; national cultural centers; ethnic group; culture; tradition; human rights.

В настоящее время в Республике Узбекистан проживает 30,5 млн человек [1]. Современное многонациональное население Узбекистана состоит в основном из двух больших этногенетически связанных народов, а именно тюрко-язычного большинства - 83,1 % и русскоязычного меньшинства - 9,2 %. Большая часть представителей нетитульной нации являются потомственными жителями узбекской земли. Этнические различия населения Узбекистана не являются препятствием для межнационального согласия и внутригосударственной и национальной интеграции. Руково-

дство Узбекистана находит оптимальный подход в национальной политике, чтобы поддержать дух гармонии между различными этническими общностями независимо от их численности. Эта целенаправленная, гуманная национальная политика способствует развитию процесса активизации передовых социальных слоев неузбекского населения, рождению и формированию у представителей всех народов Узбекистана сознания общегосударственного национально-политического единства, чувства патриотизма и гордости за свою страну [2].

© Иноятова Д. М., 2014

С обретением независимости в Узбекистане возникла совершенно новая социально-политическая ситуация в развитии межнациональных отношений. Для обеспечения стабильности в этой многонациональной стране в трудных условиях перехода к рыночным отношениям, становления новой узбекской государственности необходимо было с самого начала проводить взвешенную национальную политику, не ущемляющую права и интересы многочисленных этнических меньшинств в республике. Здесь нелишне напомнить, что период, когда Узбекистан обрел свою независимость, был одним из самых сложных периодов не только для нашей страны, но и для всех постсоветских республик - потеря стабильности и поиск путей адаптации к новым реалиям. Мудрая национальная политика руководства Узбекистана, направленная на объединение людей всех национальностей, ментальная толерантность и гуманность узбекской нации не дали возможности развиться порокам национализма и национального противостояния, посеянных враждебными элементами накануне и в первые годы становления независимости республики. Глубоко осознавая роль межнационального согласия в системе национальной безопасности, Президент Республики И. А. Каримов, отмечая, что «межэтнические и межнациональные отношения в многонациональном государстве представляют собой один из действенных факторов, на основании которого формируется само понятие национальной безопасности» [3], отводит национальной политике приоритетное значение.

Необходимо подчеркнуть, что после обретения независимости в Узбекистане не произошло ни одного межнационального и межконфессионального конфликта. Этому предшествовала большая и кропотливая работа всех структур власти, правовых и общественных организаций, всего народа.

Заметим, что внимание и забота государства к своему народу проявились еще до обретения независимости. Об этом свидетельствует идея возрождения национальной самобытности народов, заложенная в Декларации о государственном суверенитете Узбекской ССР от 20 июня 1990 г., которая гарантирует всем национальностям, проживающим на территории этой страны, всю

полноту прав, зафиксированных в конституции, в том числе на свободное национально-культурное развитие и пользование родным языком. Исходя из Декларации о суверенитете Узбекской ССР и Заявления о государственной независимости Республики Узбекистан, Верховный Совет Республики Узбекистан на VI внеочередной сессии XII созыва 31 августа 1991 г. принял Закон «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», статья 15 которого гласит: «На территории Республики Узбекистан устанавливается гражданство Республики Узбекистан в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека. Все граждане Республики Узбекистан независимо от нации, народности, социальной принадлежности, вероисповедания и убеждения имеют одинаковые гражданские права и находятся под охраной Конституции Республики Узбекистан и её законов» [4]. В это время Новая Конституция Узбекистана еще не действовала, она была принята позже, 8 декабря 1992 г. Благодаря Декларации и Закону о суверенитете, государство с первых дней независимости гарантировало полную правовую защиту и покровительство своим гражданам вне зависимости от национальности, как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами [5]. Это дало право считать всех граждан, населяющих Республику Узбекистан, единым народом и называть «узбекистанцы», а Узбекистан - Родиной.

В сложных условиях перехода к рыночным отношениям для обеспечения стабильности в стране основным долгом государства стало недопущение какой-либо дискриминации на национальной почве. Руководство республики делало всё возможное, чтобы облегчить социальное положение граждан, предоставив социальную защиту всему народу, не разделяя его на «своих» и «чужих». Тем не менее вопрос национальной и общественной самоидентификации по-разному стоял перед представителями различных этнических меньшинств. Злободневной представлялась проблема, связанная с новым статусом и перспективами развития этнического меньшинства, т. е. решением вопроса о продолжении своего функционирования на территории проживания или сосредоточении сил на возвращении на историческую роди-

ну. И это не удивительно, так как породившая трудности советская система, проводившая массовые депортации и репрессии над целыми народами, не вызывала доверия у властей. С другой стороны, объективные трудности переходного периода иногда воспринимались как ущемление прав и национальных интересов некоренных народов. В связи с этим многие выехали за пределы Узбекистана. Одни, не выдержав естественных трудностей переходного периода, другие для воссоединения семей, так как у многих людей родственники, после распада бывшего СССР, оказались в других республиках.

В связи с этим главным приоритетом национальной политики, проводимой высшим руководством страны, явилось создание равных условий и возможностей для развития всех наций, гармонизации межнациональных отношений. Однако необходимо было не только провозгласить равноправие национальностей, но и создать надлежащий правовой механизм, исключающий нарушение прав и свобод человека. Уделяя большое внимание утверждению приоритета прав личности, за последние годы в Узбекистане созданы и успешно действуют специальные государственные структуры. Эти структуры и в целом руководство государства, осуществляя политику этнической и конфессиональной толерантности, стремятся, опираясь на исторические традиции и международный опыт, воспитывать в сознании каждого гражданина Узбекистана дружественное отношение к инонациональному соседу, избегать противостояния «мы» - «они», преодолевать отчужденность, гуманизировать отношения между людьми.

За годы независимости создана законодательная база, гарантирующая эффективную защиту национального равноправия.

Основными источниками обеспечения этнополитики в Республике Узбекистан являются:

• Конституция и законодательные акты в данной сфере (Закон «О государственном языке», Закон «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», Закон «О гражданстве», Закон «О свободе совести и религиозных организациях» и т. д.);

• международные договоры в области прав человека и гуманитарного права, рати-

фицированные Республикой Узбекистан (Конвенция «О ликвидации всех форм расовой дискриминации», Декларация «О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам», Заключительный акт Хельсинкского совещания ОБСЕ и т. д.);

• принятые и ратифицированные резолюции и рекомендации международных организаций, членом которых Узбекистан является (ООН, ОБСЕ, СНГ и т. д.);

• двусторонние и многосторонние межгосударственные соглашения, регулирующие статус этнических меньшинств;

• национальная программа действий в области прав человека.

Основные направления осуществляемой в Узбекистане этнополитики заключаются в следующем:

• практические действия по созданию в обществе атмосферы межэтнической и межконфессиональной толерантности;

• совершенствование правовых институтов и законодательных механизмов по обеспечению индивидуальных и коллективных прав человека, в том числе меньшинств (этнических, расовых, языковых, конфессиональных, культурных и т. д.);

• меры по сохранению этнокультурной самобытности меньшинств и их интеграции;

• обеспечение пропорционального представительства этнических меньшинств во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, культурной и т. д.

Основные конституционные нормы, касающиеся этнополитики, закреплены в ст. 4, 8, 18, 21, 31, 57, 73, 74, 115 Конституции Республики Узбекистан, в ст. 6 Трудового Кодекса Республики Узбекистан, в ст. 5 Закона «О свободе совести и религиозных организациях», в ст. 6 Закона «О средствах массовой информации», в ст. 24 Закона «О государственном языке».

Законодательство Республики Узбекистан также устанавливает, что жители всех национальностей обязаны соблюдать Конституцию и законы, оберегать государственный суверенитет и территориальную целостность республики, участвовать в создании независимого демократического государства, уважать его государственный язык, культуру, традиции, обычаи.

Важными показателями демократичности этнополитики в Узбекистане являются:

- запрет на организацию политических партий по национальному и расовому принципу (ст. 57 Конституции Республики Узбекистан);

- запрет на создание общественных объединений, деятельность которых направлена на пропаганду этнической, расовой, религиозной розни (ст. Закона «Об общественных объединениях»);

- запрет на использование религиозных лозунгов в целях возбуждения вражды, ненависти, межэтнической розни (ст. 5 Закона «О свободе совести и религиозных организациях»);

- недопустимость использования СМИ в целях пропаганды этнической, расовой, религиозной вражды (ст. Закона «О средствах массовой информации»);

- запрет препятствования осуществления права граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, образования (ст. 24. Закон «О государственном языке»).

Согласно статье 6 Трудового кодекса Республики Узбекистан, «все граждане имеют равные возможности в обладании и использовании трудовых прав. Установление каких-либо ограничений или предоставление преимуществ в области трудовых отношений в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношение к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям... недопустимо и является дискриминацией» [6].

Уделяя большое внимание утверждению приоритета прав личности, за последние годы в Узбекистане созданы и успешно действуют специальные государственные структуры. В частности, в структуре законодательной власти республики действует Уполномоченный по правам человека, при котором образована Комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод граждан. Образован Национальный Центр Республики Узбекистан по правам человека и т. д.

В контексте вышеприведенных правовых норм основополагающими принципами национальной политики независимого Узбекистана являются:

• равноправие всех граждан республики независимо от национальной, расовой принадлежности, религиозной убежденности и вероисповедания;

• верховенство прав человека над всеми другими правами, определяющие приоритет личности и социальной справедливости в обществе;

• внимательное отношение к правам национальных меньшинств, уважение их языков, народных традиций и обычаев, создание необходимых условий для сохранения их самобытности, а также свободного и всестороннего развития;

• опора на высокоразвитую, социально-ориентированную рыночную экономику, обеспечивающую социальную защиту каждой семьи, каждого человека независимо от национальности;

• разрешение конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях на социально-политической основе [7].

Важнейшей гарантией сохранения национальной самобытности народов является установленная обязанность всех находящихся на территории Республики уважать ее национальные традиции. Государство создает надлежащие условия для развития не только титульной нации, но и всех национальных языков и культур. Это выражается в государственной поддержке национально-культурных центров (НКЦ) как системы специфических прав национальных меньшинств, связанных с реализацией их языкового суверенитета, сохранением культурных традиций, обычаев и др. Считаем, что эта система более перспективна, чем насаждение многообразных форм национальной государственности и территориальной автономии. В этой связи заметим, что важную роль в удовлетворении культурных потребностей национальных диаспор Узбекистана, укреплению межнационального согласия, толерантности играют национально-культурные центры, многие из которых были созданы еще в 1989 г. и получили всестороннее развитие в период независимости.

Необходимо подчеркнуть, что в Узбекистане к моменту возникновения НКЦ уже имелся практический опыт в данной области. Сегодня НКЦ - это добровольные объединения, созданные в целях содействия развитию национальной культуры, языка, традиций и

народных промыслов. Национальные культурные центры, национальные общества, землячества создаются лицами, принадлежащими к определенному народу, национальному меньшинству, заинтересованными в реализации целей указанных объединений. В них могут входить все граждане, независимо от их национальной принадлежности. Этим организациям предоставляется возможность осуществлять деятельность, направленную на развитие национальной культуры:

- разрабатывать и представлять в органы государственной власти и управления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;

- проводить фестивали, выставки и другие аналогичные массовые мероприятия;

- содействовать созданию национальных газет, журналов, издательств, этнографических и иных музеев, национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников;

- создавать национальные клубы, студии и художественные коллективы, организовывать библиотеки, кружки по изучению национального языка, театры, киностудии.

Через национальные культурные центры и общества представители национальных меньшинств имеют контакты со своей исторической родиной. Государство допускает финансовую поддержку зарубежными странами национально-культурных центров, национальных обществ, землячеств, ассоциаций, учебных и других организаций культуры соотечественников, проживающих на его территории, гарантирует правовую защиту указанных образований. Таким образом, национально-культурные центры дают возможность сохранить этническую самобытность народов без территориального разграничения.

В Республике Узбекистан национальным диаспорам предоставлены широкие возможности для их самоорганизации. Это выражается в государственной поддержке национально-культурных центров. НКЦ имеют статус самостоятельных организаций и действуют согласно принятым Министерством юстиции Республики Узбекистан уставам. Сегодня в республике действуют более 140 НКЦ и ассоциаций, из них 15 республиканских, созданные представителями 27 на-

ций и народностей, - арабский, башкирский, болгарский, греческий, грузинский, дунганский, литовский, каракалпакский, китайский, крымско-татарский, 2 белорусских, по 3 бу-харско-еврейских и уйгурских, по 4 армянских, немецких, польских и турецких, 5 еврейских, по 6 киргизских и украинских, 7 азербайджанских, 8 туркменских, по 10 татарских, таджикских и казахских; 20 русских и 27 корейских. Идейная суть ряда НКЦ метко зашифрована в их символических наименованиях «Светлица Польска» - Польского КЦ, «Возрождение» - Корейского КЦ, «Ви-дергебурт» («Возрождение») - Немецкого КЦ, «Гардашлыг» («Дружба») - Азербайджанского КЦ, «Согласие и милосердие» -Русского КЦ Бухарской области и др. Надо заметить, что первые НКЦ - корейский, казахский, еврейский, армянский - появились в городах и областях республики еще в 1989 г. Тогда же для координации их деятельности решением правительства Республики Узбекистан был создан Республиканский межнациональный культурный центр, преобразованный в январе 1992 г. в Республиканский интернациональный культурный центр (РИКЦ). Регистрация национальных культурных центров продолжается и по сей день. Ряд НКЦ в областях рождается самостоятельно: Арабский КЦ в Карши, Каракалпакский культурный центр в Навои и др. Инициаторами их появления являются работники науки и культуры, экономисты, строители, журналисты, предприниматели и бывшие военнослужащие, как правило, пользующиеся большим авторитетом среди окружающих коллег. Многие из них впоследствии стали лидерами НКЦ.

Время по-настоящему интенсивного развития и расцвета национальных культурных центров началось с обретением нашей страной независимости. По инициативе Президента Ислама Каримова Кабинетом Министров Республики Узбекистан в январе 1992 г. было принято Постановление о преобразовании Республиканского межнационального культурного центра в Республиканский интернациональный культурный центр (РИКЦ). Тем самым акцент в его деятельности был сделан на консолидацию наций и народностей, отвечающую интересам укрепления государства и мира. В положении о

РИКЦ было определено, что он является самостоятельным учреждением, которое руководит деятельностью НКЦ, оказывает содействие государственным органам и общественным организациям в удовлетворении культурных потребностей национальных групп, проживающих в Узбекистане. Придание РИКЦ статуса самостоятельного республиканского учреждения, расширение его прав и обязанностей, обеспечение материально базы активизировало его деятельность и НКЦ, открыло широкие перспективы для их объединения и плодотворного сотрудничества [8].

Главными целями и задачами Республиканского интернационального культурного центра являются:

• осуществление практической и методической помощи национальным культурным центрам, координация и контроль их деятельности;

• содействие возрождению и развитию национальных традиций, обычаев и обрядов, развитию культуры и духовных ценностей национальных групп, проживающих в республике;

• установление и развитие связей и сотрудничества с национальными и интернациональными культурными центрами СНГ и зарубежных стран;

• содействие интернациональному сплочению наций и народностей, гармонизация межнациональных отношений [9].

Благодаря поддержке РИКЦ, все культурные центры установили контакты с посольствами стран, где жили их предки, что способствует положительному решению многих этнокультурных проблем. Культурные центры также поддерживают широкую связь со своей этнической родиной путем тесных контактов с различными творческими союзами и культурно-просветительскими организациями, министерствами культуры, высшими учебными заведениями, парламентами и деловыми кругами. Связи с этнической родиной помогают им ощущать духовную родственную связь со своими соотечественниками. Следуя своему главному предназначению - развивать и поддерживать за пределами исторической родины культуру и традиции своего народа, они не обособляются один от другого, а наоборот взаимодейст-

вуют и обогащают друг друга. Главное, не только не обрываются духовные связи с исторической родиной, но все богатство культуры каждого народа становится общим достоянием, сближая, скрепляя дружбу и взаимопонимание.

Большое место в работе центров занимает художественная самодеятельность: исполнение песен, танцев, в том числе фольклорных, подготовка литературных композиций. Во многих культурных центрах работают кружки, клубы по интересам, демонстрируются художественные фильмы, издаются газеты, организуются книжно-иллюстративные выставки, выставки живописи, графики, скульптуры, вышивки и других видов художественного творчества и ремесленного мастерства; читаются лекции, проводятся беседы на самые разнообразные темы, а при содействии библиотек или на базе их читальных залов проводятся литературные и музыкальные вечера, читательские конференции. Причем участниками проводимых вечеров являются люди разных поколений, независимо от принадлежности к той или иной нации.

Еще на начальном этапе обретения Узбекистаном суверенитета обозначился повышенный интерес этнических групп к своим религиозным ценностям. Не случайно, что многие НКЦ в первый же год своей деятельности начинали ходатайствовать перед городскими хокимиятами о возвращении меньшинствам зданий бывших храмов их конфессий и других национальных святынь. Просьбы общин не остались без внимания: в начале 1990-х гг. бухарско-еврейской общине из музейных кладовых республики были переданы старинные свитки Сефар-Торо; в 1992 г. армянская община Самаркандской области получила в свое распоряжение старинную постройку, в которой ранее размещалась их церковь; в 1995 г. в Самарканде началась служба в молельне Армянской апостольской церкви; Немецкому культурному центру передана Ташкентская евангеличе-ско-лютеранская кирха; римско-католическому приходу Министерством по делам культуры был передан так называемый Польский костел; в 1998 г. другой подобный памятник культовой архитектуры начала XX в. в Самарканде возвращается верующим для использования по назначению; отреставриро-

ванная в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. за счет государственных средств мечеть Панд-жоб в Самарканде передана местной иранской общине; казахский КЦ Ташкента уже на начальном этапе своего существования выделил средства на благоустройство мавзолея Калдыргач-бия [10]. Правительство Узбекистана прилагает большие усилия для сохранения межконфессиональной толерантности народов. Создание условий для свободы вероисповедания стало одним из приоритетов молодого независимого государства. Последователи представленных в республике конфессий живут в мире и согласии. За многие века совместного проживания в Узбекистане мусульмане, христиане и сторонники других традиционных религий не только выработали культуру и традиции толерантности, но и научились взаимопониманию и сотрудничеству. Согласно статистике, на современном этапе в Узбекистане официально зарегистрировано свыше 2 250 религиозных организаций более 15 различных конфессий. Функционируют 2 000 мечетей (в 1980 г. их было всего 89). За годы независимости были построены и отреставрированы сотни церквей, синагог и молельных домов. Свою деятельность осуществляют 164 христианские организации, 8 еврейских общин, 6 общин бахаи, общество кришнаитов и буддийский храм. Верующие Узбекистана свободно отмечают все религиозные праздники. Так, из года в год все более масштабно празднуются Кур-бан-хайит и Рамазан-хайит у мусульман, Пасха и Рождество у христиан, Пейсах, Пу-рим и Ханука у иудеев. Указами главы государства праздники Курбан-хайит и Рамазан-хайит объявлены выходными днями. Кроме этого, каждый год при всесторонней поддержке государства верующие совершают паломничество к святым местам.

Создание и деятельность культурных центров малочисленных народов Узбекистана способствует процессу активизации различных социальных слоев национальных меньшинств республики и усилению тенденции движения за возрождение и сохранение этнокультурных традиций и самобытности. Национальные культурные центры, деятельность которых координирует Республиканский интернациональный центр, играют положительную роль в деле вовлечения нацио-

нальных и этнических групп в политическое, хозяйственное и культурное переустройство жизни многонационального общества Узбекистана.

РИКЦ активно сотрудничает с такими общественными организациями, как Национальный центр по правам человека; Комитет по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан; Научный Центр «Межнациональное согласие в Узбекистане и толерантность» при Национальном университете Узбекистана им. М. Улугбека; Республиканский фонд «Мир и стабильность»; Ташкентский городской фонд «Махалля» и др. В тесном контакте с этими организациями РИКЦ принимает самое активное участие в конференциях и симпозиумах идеологических активов Узбекистана, направленных на консолидацию узбекистанцев. Так, под девизом «Культура межнациональных отношений в независимом Узбекистане» в Ташкенте проходила первая Республиканская научно-практическая конференция, организованная РИКЦ при поддержке Ташкентского городского хокимията и Республиканского общественного центра «Духовность и просветительство». На ней впервые был обобщен опыт работы центров, начиная с 1989 г., выработаны новые подходы и главные направления их деятельности на перспективу [11]. По ее итогам были изданы два сборника тезисов и основных докладов [12]. Участие в конференции хакимов областей и крупных городов Узбекистана, Республиканского общественного центра «Духовность и просветительство», а также научной общественности столицы - специалистов в области культурологии, политологии, социологии и других наук - явилось конкретным проявлением готовности институтов государственной, общественной и научной жизни страны к совместному поиску решений проблем культурного возрождения наций и в значительной мере предопределило инициативу РИКЦ и НКЦ по созданию общественного движения «Халк бирлиги». Учредительный съезд этого движения состоялся в мае 1995 г. в Ташкенте. В нем приняли участие все НКЦ, представители других общественных, научных, религиозных организаций и политических партий. С этого времени сотрудничество РИКЦ, НКЦ с движением «Халк бирлиги» постоянно, ибо цели

и задачи у них общие - сближение наций и народностей, процветание общества [13].

РИКЦ и НКЦ, поддерживая государственную политику республики, направленную на возрождение и развитие духовных начал нашей жизни, постоянно совершенствуют и продолжают работу в этой сфере. Так, в 1999 г. в РИКЦ был организован годичный семинар «Межнациональное согласие - гарантия стабильности». Его девизом стал призыв Ислама Каримова: «Берегите то, чем можно гордиться - своей независимостью, миром, межнациональным и гражданским согласием в обществе». На семинаре активно обсуждались вопросы общественно-политической жизни страны, широко пропагандировались богатое культурное наследие нашего народа, вклад наших предков в развитие отечественной и мировой цивилизации, его связь с современным возрождением духовности и культуры. С учетом накопленного опыта с 2000 г. при РИКЦ действует постоянный семинар «Межнациональное согласие и религиозная толерантность - гаранты прогресса», направленный на консолидацию усилий представителей всех наций и народностей, проживающих в республике, на создание свободного и процветающего общества.

Особая роль в консолидации, стабильности межнациональных, толерантных отношений в Узбекистане принадлежит Научному Центру «Межнациональные отношения и толерантность в Узбекистане». За годы функционирования научного центра проведена огромная работа, направленная на научное познание истории и культуры народов Узбекистана, способствующая обогащению знаний представителей всех наций и народностей, их самоидентификации. Для практической реализации этих целей стало хорошей традицией ежегодное празднование 16 ноября «Международного дня толерантности». В тесном сотрудничестве с партией «Адо-лат», РИКЦ и НКЦ города Ташкента в этот день проводятся научно-теоретические конференции, посвященные истории и культуре национальных диаспор Узбекистана. Другой не менее важной традицией стало проведение вечеров межнациональной и межконфессиональной толерантности со студентами Национального университета Узбекистана, которые способствуют повышению культуры

поведения у молодежи, толерантного отношения к другим нациям и народам.

Разнообразна и богата палитра совместной работы библиотек и национальных культурных центров, отличающаяся новизной, яркостью, разнообразием форм и методов. За годы независимости РИКЦ совместно с НКЦ и библиотеками республики проведено более тысячи различных мероприятий. Богатство и разнообразие культурных традиций народов, межнациональное согласие граждан особенно ярко проявляется во время проведения государственных праздников. Как правило, в эти дни в РИКЦ проходят национальные и интернациональные концерты культурных центров, встречи с творческой интеллигенцией. Их дополняют праздничные программы, местом проведения которых становятся площади городов, дворцы культуры, творческие союзы, учебные заведения, читальные залы библиотек. Регулярно по традиции такие встречи проходят под сводами Национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои, парка Захириддина Бабура.

Каждый год Украинский культурный центр «Батьювщина» отмечает день рождения великого украинского кобзаря Тараса Шевченко в Национальной библиотеке Узбекистана. Творческая связь Национальной библиотеки с украинскими культурными центрами и Посольством Украины в Ташкенте не ограничивается проведением творческих мероприятий. Библиотека регулярно предоставляет информацию о новых поступлениях, проводит выездные открытые просмотры литературы, оказывает помощь в подборе различной информации. С большим успехом были проведены вечера поэзии, посвященные великим поэтам Ташхади Самар-канди, Хадиса Хафиза Ширази, Рудаки, организованные Таджикским культурным центром «Ориёно», Татарским национальным культурным центром и представительством Росзарубежцентра к 100-летию татарского поэта Мусы Джалиля, и многие другие.

Кроме вечеров поэзии, читательских конференций, в библиотеке были организованы: фотовыставка, посвященная Индии, организатором проведения которой был Индийский культурный центр при посольстве Индии; книжно-иллюстративная выставка украинской книги; передвижные книжные

выставки и экспозиции, организованные библиотекой совместно с Ассоциаций книгоиздателей и кинораспространителей Кыргызстана; выставки казахских книг. Эти встречи вызвали большой интерес читателей. Подготовка к ним начинается заранее и самой важной ступенью в совместной работе библиотек с центрами является изучение фонда библиотеки. Чтобы грамотно строить совместную работу, для начала необходимо просмотреть имеющуюся литературу, знать национальный состав читателей библиотеки, выделить крупные календарные даты, юбилейные и памятные дни, связаться с культурными центрами и узнать их план мероприятий на ближайшее время и т. д.

Национальной библиотекой ежегодно разрабатывается примерный план совместных мероприятий библиотеки и НКЦ, в котором предусмотрены такие мероприятия, как «Неделя национальной книги» - выставка книг народов Центральной Азии; «Здесь родины моей начало» - литературно-художественные вечера; «Мастерицы милые мои» - выставка прикладного искусства, поделки читателей; выставка на тему «Сделай сам»; «Бесценные сокровища поэзии» - литературная гостиная и другие.

В помощь работе библиотек республики с НКЦ в 2002 г. научно-методическим отделом библиотеки подготовлено и издано спра-вочно-методическое пособие «Национальные культурные центры и библиотеки». В данной работе даются сведения о деятельности РИКЦ, адреса и другая контактная информация о НКЦ республики, также кратко перечислены все знаменательные события в их жизни. В 2003 г. библиотекой подготовлено и издано справочно-библиографическое пособие «Праздники народов мира», в которое включены: краткая справка о стране, даны сведения о знаменательных датах и праздниках, а также адреса и телефоны посольств и консульств в Узбекистане. В пособии представлен список статей о международном культурном сотрудничестве Узбекистана. Пособие тематически связано с ранее вышедшей работой библиотеки «Национальные культурные центры и библиотеки» и может быть использовано библиотеками в работе по взаимодействию и сотрудничеству с зарубежными странами.

Таким образом, осуществляемая сегодня в Узбекистане национальная политика дает свои закономерные результаты: достигнут гражданский мир, национальное и межнациональное согласие. Важными показателями эффективности этнополитики Республики Узбекистан являются функционирование системы образования на 7 языках, прессы - на 12 языках. Краткий обзор этнополитики в современном Узбекистане показал, что в республике созданы равные условия и возможности для развития всех наций, правовой механизм, гарантирующий эффективную защиту национального равноправия. Высокую оценку работе по обеспечению равноправия проживающих в Узбекистане наций и народностей, укреплению среди них принципов дружбы и согласия дал Кристоф Бергнер (парламентский государственный секретарь МВД ФРГ, депутат Бундестага, уполномоченный федерального правительства по делам переселенцев и национальных меньшинств), побывав в Узбекистане в 2010 г. Он отметил: «В Узбекистане представители всех наций и народностей живут в мире и благополучии. РИКЦ - открытый дом для всех и здесь охотно принимают гостей. Царящая в этом доме атмосфера передает общую атмосферу в стране, где каждый этнос может проявлять и развивать свою культуру, жить полнокровной жизнью... Мы благодарны руководству Узбекистана за внимание и заботу, оказываемое немецкой диаспоре...» [14].

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что политические, экономические и культурные изменения, происходившие в конце XX - начале XXI вв. в Узбекистане, усилили многообразные взаимоотношения титульного населения и некоренных народов, населяющих регион. Весь многонациональный народ Узбекистана как единое целое участвовал в обеспечении стабильности в стране в сложных условиях перехода к рыночным отношениям, становления новой узбекской государственности. Следует подчеркнуть, что процессы восстановления национального самосознания активно развивались и развиваются не только у титульных наций республики, но и у других этнических групп, проживающих в стране. В данной ситуации представители этнических меньшинств, укрепляя свое национальное самосознание, любовь к исторической родине,

развивают и чувство гражданственности и патриотизма к стране, в которой они родились и проживают, проявляя уважение к языку, народным обычаям, обрядам традициям титульной нации государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Углубление демократических реформ и формирование гражданского общества - основа будущего Узбекистана : доклад Президента Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 21-й годовщине Конституции Республики Узбекистан. - URL: http:// norma.uz/publish/doc/text100715_uglublenie_ demokraticheskih_reform_i_formirovanie_ grajdanskogo_obshchestva_-_osnova_ budushchego_uzbekistana (6 декабря 2013 г.).

2. Ата-Мирзаев О., Гентшке В., Муртазаева Р. Узбекистан многонациональный: историко-демографический аспект. - Ташкент : Янги аср авлоди, 2011. - С. 197-198.

3. Каримов И. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Ташкент, 1997. - С. 68.

4. См.: Каримов И. Узбекистан на пороге достижения независимости. - Ташкент : Узбекистан, 2011. - С. 351-352.

5. Конституция Республики Узбекистан (ст. 8, 22).

6. Ата-Мирзаев О., Гентшке В., Муртазаева Р. Узбекистан многонациональный: историко-демографический аспект. - С. 194.

7. Там же. - С. 187.

8. Узбекистан наш общий дом. - Ташкент : Узбекистан, 2001. - С. 165.

9. Жукова Л. И. Национально-культурные центры Узбекистана // Этнический атлас Узбекистана. - Ташкент, 2002. - С. 370.

10. Там же. - С. 376-377.

11. Ата-Мирзаев О., Гентшке В., Муртазаева Р. Узбекистан многонациональный: историко-демографический аспект. - С. 167.

12. См.: Мустакил Узбекистонда миллатлараро муносабатлар ривожи // Развитие межнациональных отношений в независимом Узбекистане / тахрир хайъати : М. Ахмаджанов [ва бош;.]. - Т. : Узбекистан, 2012. - 392 с.

13. Ата-Мирзаев О., Гентшке В., Муртазаева Р. Узбекистан многонациональный: историко-демографический аспект. - С. 167.

14. См.: URL: http://www.gov.uz/ru/press/politics/ 5827. (25 июня 2010 г.).