Научная статья на тему 'Проявление толерантности узбекского народа в полиэтничном Узбекистане в условиях независимости'

Проявление толерантности узбекского народа в полиэтничном Узбекистане в условиях независимости Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3405
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕНТАЛИТЕТ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / "УЗБЕКИСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ" / ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ / ДОСТОИНСТВО / ЧЕСТЬ / TOLERANCE / MENTALITY / INTERETHNIC RELATIONS / "UZBEK MODEL" / TITULAR NATION / DIGNITY / HONOR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Муртазаева Рахбар Хамидовна

В статье на основе конкретных фактов раскрывается одна из главных сторон менталитета узбекского народа толерантность, имеющая глубокие исторические корни, проявляющая себя и в годы независимости Республики Узбекистан. Государственная политика в области межнациональных отношений 136 наций и народностей, обеспечивающая стабильность и мирное сосуществование в едином государстве, показана на основе официальных источников. Автором сделан вывод о том, что республика развивается по «узбекистанской модели межнационального согласия». В статье особо выделяется забота и внимание титульной нации за сохранение каждой нацией своего неповторимого национального облика и духа, достоинства и чести, признание права равности, принципа паритетности, чувства сотрудничества. Статья иллюстрирует опыт Узбекистана по претворению в жизнь принципов толерантности за 27 лет независимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проявление толерантности узбекского народа в полиэтничном Узбекистане в условиях независимости»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОЯВЛЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЗБЕКСКОГО НАРОДА В ПОЛИЭТНИЧНОМ УЗБЕКИСТАНЕ В УСЛОВИЯХ

НЕЗАВИСИМОСТИ Муртазаева Р.Х. Email: Murtazaeva1152@scientifictext.ru

Муртазаева Рахбар Хамидовна - доктор исторических наук, профессор, кафедра истории Узбекистана, Национальный университет Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье на основе конкретных фактов раскрывается одна из главных сторон менталитета узбекского народа - толерантность, имеющая глубокие исторические корни, проявляющая себя и в годы независимости Республики Узбекистан. Государственная политика в области межнациональных отношений 136 наций и народностей, обеспечивающая стабильность и мирное сосуществование в едином государстве, показана на основе официальных источников. Автором сделан вывод о том, что республика развивается по «узбекистанской модели межнационального согласия». В статье особо выделяется забота и внимание титульной нации за сохранение каждой нацией своего неповторимого национального облика и духа, достоинства и чести, признание права равности, принципа паритетности, чувства сотрудничества. Статья иллюстрирует опыт Узбекистана по претворению в жизнь принципов толерантности за 27лет независимости.

Ключевые слова: толерантность, менталитет, межнациональные отношения, «узбекистанская модель», титульная нация, достоинство, честь.

MANIFESTATION OF THE TOLERANCE OF UZBEK PEOPLE IN A POLYETHNIC UZBEKISTAN UNDER THE CONDITIONS

OF INDEPENDENCE Murtazaeva R.Kh.

Murtazaeva Rahbar Khamidovna - Doctor of History, Professor, DEPARTMENT HISTORY OF UZBEKISTAN, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article on the basis of specific facts reveals one of the main parties, the mentality of the Uzbek people - tolerance, which has deep historical roots, and also manifests itself in the years of independence of the Republic of Uzbekistan. The state policy in the field of interethnic relations of 136 nations and nationalities, ensuring stability and world coexistence in a single state, is shown on the basis of official sources. The author concludes that the republic is developing according to the "Uzbek model of interethnic consent". The article highlights the care and attention of the titular nation for the preservation by each nation of its unique national identity and spirit, dignity and honor, recognition of the right to equality, the principle of parity, and a sense of cooperation. The article illustrates the experience of Uzbekistan in implementing the principles of tolerance for 27 years of independence.

Keywords: tolerance, mentality, interethnic relations, "Uzbek model", titular nation, dignity, honor.

УДК 159.922.

Как известно, в современном неспокойном мире многие ценности пересматриваются и переоцениваются. Так, например, понятие толерантность некоторой категорией людей

игнорируется и проповедуется интолерантность, связанная в основном с миграционными процессами, а также с защитой и противостоянием однополых браков.

Толерантность, на наш взгляд, в условиях глобализации, становиться феноменом сохранения мира на планете, говоря точнее, служит для сохранения цивилизации.

Подчеркнем, что долгое время толерантность признавалась исключительно, как феномен западной цивилизации, достижение западной культуры. Однако, сегодня большинство европейских и американских историков, политологов, культурологов всё с большей долей ответственности начинают заявлять о том, что на Востоке толерантность (религиозная, этническая, культурная) существовала издревле и лишь позже была заимствована западным обществом как непреходящая ценность.

В этих условиях важным является изучение опыта различных стран по претворению в жизнь идей толерантности, отражение толерантности в официальных документах государства. Без преувеличения следует отметить, что Республика Узбекистан, появившаяся на карте мира как самостоятельное государство 1 сентября 1991 года, имеет богатейший опыт межнационального согласия и толерантности, с которым имеет место познакомиться.

Узбекистан, один из очагов цивилизации на протяжении трех тысячелетий смог выстоять благодаря многообразию культур, толерантности, богатому разнообразию этносов, традиций и конфессий. В качестве исторической эстафеты предков узбекистанцам передана мысль о том, что сила и будущее в единстве.

В настоящее время Узбекистан с 33-х миллионным населением - одно из наиболее многонациональных и многоконфессиональных государств мира, где проживают представители 136 национальностей, 16 конфессий. Народы, населяющие Узбекистан, объединены многовековой общей судьбой, принадлежностью к государству с древней и многоликой культурой.

История Узбекистана с его опытом интеграции различных традиций, религий и культур в сочетании с бережным отношением к самобытности его народов - наглядное опровержение сомнительной концепции «столкновения цивилизаций». Культурное многообразие и, одновременно, цивилизационное единство Узбекистана убедительно доказывает обратное -возможность эффективного межкультурного и межрелигиозного взаимодействия.

Важным источником мирного сосуществования наций и народностей на земле Узбекистана является особый менталитет узбекского народа, в основе которого находится исторический опыт народа, сложившийся на протяжении веков, система обычаев и традиций, доброта, миролюбие, открытость, широта и щедрость души, гостеприимство, милосердие. Они сыграли большую роль во время самых трудных исторических испытаний, став основой стойкости узбекского народа.

Сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к национально-культурной самобытности народов Узбекистана - все это является, стратегической задачей государственной политики. Духовное единство народа и общие моральные ценности, реформированные здесь за века совместной жизни - фактор развития, значимые» не меньше, чем политическая и экономическая стабильность.

Забота высшего руководства республики о сохранении и укреплении в принципиально новых условиях, исторически сложившейся национальной и религиозной толерантности народов Узбекистана проявилась уже в первом Законе «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» [1] от 31 августа 1991 года. Статья 15 этого закона провозглашает: «Все граждане Республики Узбекистан независимо от нации, народности, социальной принадлежности, вероисповедания и убеждений имеют одинаковые права и находятся под охраной Конституции Республики Узбекистан и ее законов».

Основной Закон Республики Узбекистан пронизан идеями толерантности, дружбы между народами, проживающими на её территории.

В Конституции Республики Узбекистан закреплено, что народ нашей страны составляют все граждане независимо от национальной принадлежности, о равноправии и равенстве перед Законом. Эти нормы Конституции предопределили с первых дней независимости мир и согласие между представителями всех национальностей, проживающих в Узбекистане.

76

В Конституции Республики Узбекистан (статья 8) провозглашено: «Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан, независимо от их национальности». Права граждан выше, чем права нации. Это стало основой национальной политики страны. В результате сформировалась позитивная идея о том, что Узбекистан - наш общий дом [2].

Эволюционный переход к новым отношениям нашел своё отражение и в других документах государства, имеющих отношение к межнациональным отношениям. Так, Закон о Государственном языке, обеспечивает уважительное отношение к языкам всех наций и народностей, проживающих в Узбекистане, создает условия для их развития.

Следует отметить, что в претворении в жизнь языковой программы государственная власть не проявляет спешки, не допускает какого-либо насилия. В языковой политике строго соблюдается принцип равноправия представителей всех наций и народностей страны, закрепленный в Основном Законе Узбекистана.

Закон о Государственном языке, принятый 21 октября 1989 года, был принят в новой редакции, утвержденной Олий Мажлисом 21 декабря 1995 г., который, наряду с государственным языком значительно расширил право использования русского и других языков национальных меньшинств во всех сферах жизни. «В Республике Узбекистан, -указывается в 24 статье данного закона, - запрещается пренебрежительное или враждебное отношение к государственному или другим языкам. Лица, препятствующие осуществлению прав граждан на свободный выбор языка в общении, воспитании и обучении, несут ответственность в соответствии с законодательством».

Главным во взаимоотношениях между всеми национальностями, проживающими в Узбекистане, стала забота и внимание, особенно со стороны титульной ваши, высокая гражданская ответственность за физическое и духовное выживание, сохранение каждой нацией своего собственного неповторимого национального облика и духа, достоинства и чести, признание права равности, принципа паритетности, чувства сотрудничества. В данном процессе огромную роль играют перечисленные выше качества менталитета узбекского народа.

Проведенные за годы независимости широкомасштабные реформы заложили прочный фундамент национальной государственности и суверенитета, обеспечения безопасности и правопорядка, неприкосновенности государственных границ, верховенства закона, прав и свобод человека. В числе важнейших приоритетов государственной политики были определены развитие культуры толерантности и гуманизма, укрепление межнационального, межконфессионального взаимопонимания, обеспечение равных прав и возможностей для всех граждан страны независимо от их национальной принадлежности и религиозных убеждений созданы достойные условия жизни для населения и реализации созидательного потенциала граждан. В годы независимости Узбекистан перешел на новый этап в межнациональных отношениях, который можно с уверенностью назвать «Узбекистанской моделью межнационального согласия».

Отношение к меньшинствам - людям разной этнической и расовой принадлежности в полиэтнических странах всегда являлось одним из показателей зрелости гражданского общества и состояния демократии в государствах, и сейчас это одна из моральных и политических проблем, стоящих в современном мире на повестке дня.

ХХ век в науке получил название века меньшинств, так как именно в это столетие произошел демонтаж почти всех колониальных образований, признание западным сообществом проблемы меньшинств как проблемы этнокультурного многообразия мира, как проблемы социальной дискриминации и определения статуса не доминирующих народов, конституционные реформы во многих государствах, проведенные с учетом этнокультурного фактора (Бельгия, Канада, Испания и др.), движения за права аборигенных народов, создание международной Организации непредставленных народов и наций.

В мире есть три документа, которые закрепляют права человека - «Всеобщая декларация прав и свобод человека ООН», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». В

мире существует около 100 институтов омбудсмена, которые чаще всего включают проблемы защиты интересов меньшинств.

Наступивший XXI век становится временем реакции групп большинства народов на различные проекты от имени национальных меньшинств. В мире насчитывается до 5 тысяч народов и немногим более 200 государств. И хотя число государств растёт, иметь их могут не все народы. Большинство государств остаётся полиэтничными, и в мировой практике такими считаются все государства, имеющие более 5% иноэтничного населения. Следует особо подчеркнуть, что вопрос о национальных меньшинствах, диаспорах во многих странах связан с нарушением их прав и свобод, тогда как в Узбекистане национальные меньшинства являются составной частью единой семьи народов республики.

Центральноазиатский регион испокон веков действительно являлся общим домом для его коренных народов - узбеков, таджиков, казахов, туркмен, киргизов, каракалпаков.

Таблица 1. Этнический состав населения Узбекистана (тыс. чел.)

Национальность 1989 г. 2000 г. 2008 г. 2013 г. 2017 г.

всего 19810,1 24430,2 27072,2 29993,5 3212,05

узбеки 14142,5 18959,6 21962,1 24858,2 26917,7

таджики 933,6 1166,7 1327,2 1450,0 1544,7

казахи 808,2 990,0 862,3 803,5 803,4

татары 467,8 324,1 230,6 211,1 195

каракалпаки 411,9 504,3 593,4 661,6 708,8

корейцы 183,1 163,8 147,7 140,0 136,9

кыргызы 174,9 231,9 241,5 260,5 274,4

украинцы 153,2 104,7 85,3 75,5 70,7

туркмены 121,6 152,1 162,9 179,5 192

армяне 50,5 42,4 38,5 36,7 35,4

азербайджанцы 44,4 35,8 40,4 41,1 35,4

немцы 39,8 7,8 4,8 4,3 3,8

белорусы 29,4 20,4 20,6 19,3 17,6

Среднеазиатские (бухарские) евреи 28,4 19,7 10,6 10,2 8,4

В целом для этнографической ситуации Узбекистана характерно следующее: отток иноэтнического населения стабилизируется, приток иноэтнического населения продолжается, не исключено появление в этнодемографической структуре Узбекистана новых групп населения. Узбекистан в значительной степени сохраняет свое этническое разнообразие, стабильность социальной ситуации в республике гарантирует успешное развитие этнодемографических процессов. Стабильность межэтнических отношений в Узбекистане отмечается не только отечественными, но и зарубежными исследователями.

Государственная национальная политика Узбекистана базируется на концепции сохранения и укрепления исторически сложившейся полиэтничности страны [4].

Этническая мозаичность и культурное многообразие рассматриваются как богатейший прогрессивный потенциал, влиятельный рычаг строительства нового демократического правового государства и гражданского общества социальной справедливости и межнационального согласия.

На новом этапе развития Узбекистана Президентом Республики Узбекистан Ш. Мирзиёевым, были приняты ряд документов еще более укрепляющие межнациональную стабильность в стране.

Принятие и реализация Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, само время, в котором мы живем, необходимость осуществления взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней

политики, направленной на укрепление независимости и суверенитета государства, создание вокруг страны пояса безопасности, стабильности и добрососедства, а также дальнейшего укрепления в сознании населения, особенно молодежи, гуманистических ценностей, сохранения и поддержки атмосферы взаимного согласия, уважения и взаимовыручки между различными национальностями требуют поднятия на качественно новый уровень работы, осуществляемой в этой сфере [4].

Указ Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева «О мерах по дальнейшему совершенствованию межнациональных отношений и дружественных связей с зарубежными странами» направлен на дальнейшее обеспечение стабильности, мира и согласия в обществе, укрепление в сознании граждан чувства принадлежности к большой, единой многонациональной семье, всестороннюю поддержку и дальнейшее развитие деятельности национальных культурных центров и обществ дружбы, расширение культурно -просветительских связей с зарубежными странами [5].

В частности, принципиальное значение имеет создание на базе Республиканского интернационального культурного центра и Совета обществ дружбы и культурно -просветительских связей с зарубежными странами Узбекистана Комитета по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан, при котором функционирует 138 национальных и культурных центров, 34 обществ дружбы с зарубежными странами.

На Комитет возлагается активное участие в решении задач по последовательной реализации государственной политики в области обеспечения межнационального согласия и толерантности в обществе, широкому разъяснению миролюбивой политики, достигнутых рубежей и успехов во всех сферах жизни страны, укреплению дружбы с мировым сообществом, в том числе с диаспорой соотечественников за рубежом.

Комитет реализовывает меры по стимулированию, координации и поощрению социальных инициатив, направленных на утверждение принципов межнационального согласия, дружбы и сплоченности, развитие культуры межнациональных отношений. Он оказывает практическую и методическую помощь национальным культурным центрам, поддерживает их инициативы, принимает меры по укреплению в сознании граждан независимо от их национальности, расы и религиозных убеждений чувства принадлежности к единой большой многонациональной семье, реализации принципа «Узбекистан - наш общий дом».

Особое внимание уделяется воспитанию молодежи в духе терпимости и толерантности, уважения национальных и общечеловеческих ценностей, сохранения и развития истории, культуры, национальных традиций и обычаев. Это будет способствовать также формированию гармоничного и духовно развитого молодого поколения, обладающего идеологическим иммунитетом против догм национализма и экстремизма, преданного идеям независимости и защиты, продвижения национальных интересов Узбекистана.

На Комитет возложена функция представлять интересы национальных культурных центров и обществ дружбы в государственных органах, координировать их деятельность, оказывать содействие в сохранении и развитии самобытных национальных традиций, обычаев и обрядов проживающих в нашей стране представителей различных наций и народностей.

Указом определены задачи по дальнейшему укреплению дружественных отношений с зарубежными странами, установлению прочных связей с соотечественниками за рубежом и созданными ими организациями. Комитет проводит на системной основе работу, направленную на установление и последовательное развитие доброжелательных и взаимоуважительных связей, в том числе на основе методов «народной дипломатии», с действующими в стране зарубежными организациями и дипломатическими представительствами, с функционирующими в зарубежных странах смежными организациями.

Приведенные важнейшие документы государства, касающиеся национальной политики, межнациональных отношений и толерантность, активно претворяются в жизнь.

Сегодня в государственных образовательных учреждениях страны обучение ведется на 7 языках, на 12 языках транслирует свои передачи Национальная телерадиокомпания, более чем на 10 языках издаются газеты и журналы. За годы независимости более 120 активистов национальных культурных центров удостоены почетных званий, награждены орденами и медалями, в том числе 14 гражданам присвоено высокое звание Героя Узбекистана.

Анализ тенденций развития межнациональных отношений за 27 лет независимости свидетельствует о собственном пути нашего государства в межэтнических отношениях. Он базируется на вековых традициях толерантности, взаимопонимания, дружелюбного и уважительного отношения к другим народам. Узбекистан гордится тем, что в исторической памяти нашего народа и государства нет позорных страниц проявления антисемитизма, расизма и других форм высокомерного и неуважительного отношения к другой нации, к другому народу.

Собственная государственная политика в области межнациональных отношений, цивилизованный и гуманистический подход к решению межнациональных проблем привел к стабильности в межнациональных отношениях, выгодно отличающих Узбекистан среди других государств.

Список литературы /References

1. Закон Республики Узбекистан «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» от 31 августа 1991 года.

2. Конституция Республики Узбекистан. Ташкент, 2008.

3. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Ташкент, 1997.

4. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 гг.

5. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию межнациональных отношений и дружественных связей с зарубежными странами» // Народное слово, 2017. 23 мая.

6. Межнациональное согласие в Узбекистане и толерантность: взгляд сквозь призму веков. Коллективная монография. Выпуск 1. Ташкент: Turon iqbol, 2018. 128 с.

7. Международная научная конференция «Толерантность - как инструмент развития мер взаимного доверия». Ташкент, 2018. 50 п.л.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Акрамова Ф.А. Email: Akramova1152@scientifictext.ru

Акрамова Фазилат Артикбаевна - преподаватель, кафедра истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье даются обширные сведения о международном сотрудничестве Узбекистана в сфере высшего образования, о его проблематике и достижениях. На основе литературы и источников проанализировано продвижение отечественной высшей школы к интеграции, в мировое образовательное пространство, в качестве равноправного члена. Помимо этого, на основе нормативно-правовых документов рассмотрены совершенствования и развитие высшей школы и вхождение её в мировое образовательное пространство в качестве полноправного участника и партнера.

Ключевые слова: мировые институты, университеты, научные центры, академии наук, Китай, Детский фонд ООН, TEMPUS и Эразмус Мундус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.