ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ Иноятова Д.М. Email: [email protected]
Иноятова Диларам Маниглиевна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории Узбекистана, исторический факультет,
Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется проведение языковой политики в многонациональном Узбекистане. Анализ данной проблемы указывает на то, что руководство Республики Узбекистан проводит поэтапное выполнение Закона «О Государственном языке», предоставляя равные права и возможности всем народам республики. Ярким подтверждением позитивных процессов в этой сфере стало увеличение сети школ и средств массовой информации на различных языках, а также создание национальных культурных центров, что способствует совершенствованию и гармонизации межнациональных отношений, укреплению стабильности в республике. Ключевые слова: языковая политика, Узбекистан, права, этнические меньшинства, диаспоры, национальные культурные центры.
LANGUAGE POLICY IN MODERN UZBEKISTAN Inoyatova D.M.
Inoyatova Dilaram Maniglievna - PhD in history, Associate Professor, DEPARTMENT OF HISTORY OF UZBEKISTAN, HISTORICAL FACULTY, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN NAMED AFTER M. ULUGBEK, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes the conduct of language policy in multiethnic Uzbekistan. An analysis of this problem indicates that the leadership of the Republic of Uzbekistan is carrying out a phased implementation of the Law "On the State Language", granting equal rights and opportunities to all the peoples of the republic. Strong confirmation of positive processes in this sphere was the increase in the network of schools and mass media in various languages, as well as the creation of national cultural centers, which contributes to the improvement and harmonization of interethnic relations and the strengthening of stability in the republic.
Keywords: language policy, Uzbekistan, rights, ethnic minorities, diasporas, national cultural centers.
УДК 323.1
Провозглашение 31 августа 1991 г. государственной независимости Республикой Узбекистан послужило началом новой эры в жизни не только узбекского народа, но и всех наций и народностей, проживающих в Узбекистане.
Самое главное достижение этого периода - это межнациональное и межконфессиональное согласие, которое послужило залогом мира и стабильности, повышения эффективности проведении реформ. По пути к достижению межнационального согласия народ Узбекистана прошел нелегкий путь. Толерантная этнополитика с первых дней обретения независимости была направлена на отказ от старых догм и внедрение в сознание людей идей и принципов национальной независимости и духовного обновления общества. Данные принципы были заложены в Конституцию Республики Узбекистан и легли в основу государственной национальной политики, проводимой Первым Президентом Узбекистана И.А. Каримовым, что явилось гарантом стабильности в межнациональных отношениях.
Для улучшения межличностных отношений, адаптации в полиэтнической среде существенное значение имело и имеет овладение лицами всех национальностей, проживающих в той или иной стране, государственным языком. И решение этой сложной и долговременной задачи не должно сопровождаться нагнетанием межнационального
противостояния. «И разве не прекрасно, - отмечал Первый Президент И.А. Каримов, -если представители русской национальности будут знать узбекский язык, а узбеки -русский, а наша молодежь к тому же будет учить ещё и третий язык» [1, с. 48].
Снятию напряженности в жизни народов Узбекистана способствовало поэтапное выполнение Закона «О Государственном языке», принятого в 1989 г., в котором обеспечивалось уважительное отношение к языкам всех наций и народностей, проживающих в Узбекистане, что создавало условия для их развития. Весьма положительным было то, что в претворении в жизнь языковой программы государственная власть не проявляла спешки, учитывая многонациональность народа Узбекистана, где бок о бок проживали и проживают представители 130 этносов. Для достижения этой важной цели на государственном уровне была принята специальная программа по расширению сферы влияния узбекского языка. В соответствии с ней была создана широкая сеть бесплатных курсов по изучению государственного языка, усилилось внимание к его преподаванию в учебных заведениях, увеличились публикации учебников, словарей, разнообразной литературы на узбекском языке. В языковой политике строго соблюдался и соблюдается принцип равноправия представителей всех наций и народностей страны, закрепленный в Конституции Республики Узбекистан.
Большое значение для межнационального согласия в стране имел также Закон Республики Узбекистан «О государственном языке» (в новой редакции), утвержденный Олий Мажлисом 21 декабря 1995 г., в котором, наряду с государственным языком значительно расширилось право использования русского и других языков национальных меньшинств во всех сферах жизни. «В Республике Узбекистан, - указано в статье 24 данного закона, - запрещается пренебрежительное или враждебное отношение к государственному или другим языкам. Лица, препятствующие осуществлению прав граждан на свободный выбор языка в общении, воспитании и обучении, несут ответственность в соответствии с законодательством» [2, с. 343]. Именно такое широкомасштабное осуществление закона позволяло решать языковую проблему, не ущемляя интересов других национальностей.
Адекватно реагируя на проводимую в стране языковую политику многие русские и русскоязычные меньшинства, оставшиеся жить в республике, стали отдавать своих детей в детские сады и в начальные школы с узбекским языком обучения. Важно констатировать, что объявление узбекского языка государственным не стало негативным фактором влияния на развитие других языков. Важным показателем эффективности этнической и языковой политики Республики Узбекистан, направленным на межнациональное согласие в обществе, стало функционирование системы образования на 7 языках. Всего в республике функционирует 8867 школ с обучением на узбекском языке, 383 - на каракалпакском, 739 - на русском, 505 - на казахском, 267 - на таджикском, 62 - на кыргызском, 50 - на туркменском [3].
Во всех вузах Узбекистана обучение осуществляется на узбекском и русском языках, а в Республике Каракалпакстан - на каракалпакском, узбекском и русском языках. Кроме того, во многих вузах есть отделения и группы с обучением на языках коренных этносов Узбекистана: на казахском, таджикском, туркменском [4].
В стране также уделяется серьезное внимание изучению иностранных языков. Функционируют лицеи с углубленным изучением английского, немецкого, корейского, китайского, японского, арабского, иранского языка и иврита.
Весомый вклад в формирование многоязычия вносит развитие сети средств массовой информации на 12 языках. Так, из общего количества печатных изданий, выпускавшихся во второй половине 1990-х годов газет и журналов 238 газет и 31 журнал издавались на узбекском языке; 52 газеты и 15 журналов - на русском языке; 44 газеты и 15 журналов на русском и узбекском языках; 20 газет и 7 журналов - на каракалпакском языке; 15 газет - на таджикском языке; 8 газет - на казахском языке и т. д. Осуществлялись также теле и радиопередачи на узбекском, русском, казахском, таджикском, киргизском, туркменском и других языках [5, с. 128].
В современной общественно-политической и культурной жизни республики немаловажное место занимает русский язык, который являясь одним из 10 крупнейших мировых языков,
48
воспринимается в Узбекистане как язык-посредник в полиэтничной среде и как язык - носитель научно-технической информации, поэтому ему уделяется особое внимание.
Учитывая потребность в изучении русского языка, в системе высшего и среднего специального образования в ряде вузов было принято решение увеличить количество часов, отводимое на изучение русского языка. В частности, в Национальном университете Узбекистана им. М. Улугбека было принято решение об увеличении практического курса русского языка с 70 до 140 часов. Согласно этому решению, русский язык с 2003/2004 учебного года стал изучаться на ступени бакалавриата в течение трех семестров и заканчиваться государственным экзаменом [6, 21-26].
Подтверждением воплощения в жизнь законодательных актов в лингвистической политике является предоставление всем диаспорам возможности создания национальных культурных центров (НКЦ). За годы независимого развития в республике было создано 138 НКЦ. Они создаются независимо от численности диаспоры. Создание культурных центров малочисленных народов способствует процессу активизации различных социальных слоев и усилению тенденции движения за возрождение и сохранение языка, этнокультурных традиций и самобытности.
Таким образом, анализ данной проблемы указывает на то, что руководство Республики Узбекистан уделяет приоритетное значение в решении вопросов этнической политики лингвистической сфере, предоставляя равные права и возможности всем народам республики. Ярким подтверждением позитивных процессов в этой сфере стало увеличение сети школ и средств массовой информации на различных языка, а также создание национальных культурных центров, что способствует совершенствованию и гармонизации межнациональных отношений, укреплению стабильности в республике.
Список литературы /References
1. Каримов И.А. Узбекистан на пороге достижения независимости. Ташкент, 2011. С. 48.
2. Муртазаева Р.Х. Узбекистан - уникальный край межнационального согласия и толерантности // Узбекистан - страна мира и согласия: Сб. материалов конференции. Ташкент: Узбекистан, 2017. С. 343.
3. Толерантность - основа демократии в Республике Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ovnews.com/2017/07/23/толерантность-основа-демократии-в/ (дата обращения: 25.09.2018).
4. Назаров Р. Р. Этническая политика в полиэтническом социуме (на примере Узбекистана). [Электронный ресурс] http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/32345/1/klo_2015_198.pdf/ (дата обращения: 25.09.2018).
5. Левитин Л., Карлайл Д. С. Ислам Каримов - президент нового Узбекистана. Агротек, Вена, Австрия. Ташкент: Узбекистан, 1998. С. 128.
6. Башатова Н.А., Исакова Р.К., Гуральская И.М. Проблемы функционирования и преподавания русского языка в Узбекистане в современных условиях // Вестник МАПРЯЛ. М., 2006. № 50. С. 21-26.