Научная статья на тему 'Диаспорология - актуальное направление в новейшей истории Узбекистана'

Диаспорология - актуальное направление в новейшей истории Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
460
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАСПОРОЛОГИЯ / ДИАСПОРА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / БЕЖЕНЦЫ / МИГРАЦИЯ / DIASPORA / INTERDISCIPLINARY CHARACTER / NATIONAL POLICY / INTERETHNIC CONFLICTS / REFUGEES / MIGRATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иноятова Диларам Маниглиевна

В статье анализируется состояние и перспективы развития нового научного направления в общественных науках Узбекистана диаспорологии. Анализ данной проблемы показал, что в отличие от других стран, где диаспорология стала предметом пристального внимания ученых уже в последней четверти прошлого столетия из-за проблем беженцев, межэтнических конфликтов, кровопролитных войн, в Узбекистане, напротив, диаспорология как исследовательская проблема стала актуализироваться в связи с активизацией интереса многонационального народа Узбекистана к познанию своих исторических корней, своей культуры, традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диаспорология - актуальное направление в новейшей истории Узбекистана»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДИАСПОРОЛОГИЯ - АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НОВЕЙШЕЙ

ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНА Иноятова Д.М. Email: Inoyatova648@scientifictext.ru

Иноятова Диларам Маниглиевна — кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется состояние и перспективы развития нового научного направления в общественных науках Узбекистана - диаспорологии. Анализ данной проблемы показал, что в отличие от других стран, где диаспорология стала предметом пристального внимания ученых уже в последней четверти прошлого столетия из-за проблем беженцев, межэтнических конфликтов, кровопролитных войн, в Узбекистане, напротив, диаспорология -как исследовательская проблема стала актуализироваться в связи с активизацией интереса многонационального народа Узбекистана к познанию своих исторических корней, своей культуры, традиций.

Ключевые слова: диаспорология, диаспора, междисциплинарный характер, национальная политика, межэтнические конфликты, беженцы, миграция.

DIASPOROLOGY IS THE ACTUAL DIRECTION IN THE NEWEST HISTORY OF UZBEKISTAN Inoyatova D.M.

Inoyatova Dilaram Maniglievna - PhD in history, Associate Professor, DEPARTMENT OF HISTORY OF UZBEKISTAN, HISTORICAL FACULTY, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN NAMED AFTER. M. ULUGBEK, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes the state and prospects for the development of a new scientific direction in the social sciences of Uzbekistan - diasporologiya. An analysis of this problem showed that unlike other countries where diasporologiya became the subject of close attention of scientists already in the last quarter of the last century due to the problems of refugees, interethnic conflicts, bloody warriors, in Uzbekistan, on the contrary, diasporologiya - as a research problem became actualized in connection with the activation of the interest of the multinational people of Uzbekistan to the knowledge of their historical roots, their culture, their traditions.

Keywords: diaspora, diaspora, interdisciplinary character, national policy, interethnic conflicts, refugees, migration.

УДК 323.1

Проблема этнических диаспор приобрела особую остроту во второй половине прошлого столетия в связи с усилившимися миграциями. Возрастающая численность диаспор дает основание говорить о «диаспоризации мира», а некоторые из ученых считают, что современный мир представляет собой «не столько сумму государств..., сколько сумму диаспор» [1]. В некоторых странах их число настолько возросло, что это отражается на различных сферах жизни принимающих обществ. Как показал исторический опыт, массы беженцев, трудовых иммигрантов и проживающих порой уже длительное время национальных меньшинств в силу разных обстоятельств могут привести к межэтнической напряженности или к открытым конфликтам, что вызывает необходимость поиска путей их предотвращения. В этой связи изучение диаспор стало необходимым для осмысления их уникальной истории и судьбы в мировом масштабе, и той важной, неоднозначной, до сих пор слабо осмысленной роли, которую они играют в жизни материнских этносов и принимающих обществ.

Интерес исследователей к этой теме, сформировался в отдельную самостоятельную науку -диаспорологию. Её отличительной чертой является междисциплинарный характер. Проблемы диаспор изучают не только историки, этнологи и антропологи, но и политологи, социологи, психологи, лингвисты и др. За последние два десятилетия зарубежом появился значительный массив публикаций в виде монографий, сборников статей, материалов конференций по актуальным проблемам отдельных этнических диаспор, начиная от классических еврейской,

греческой, индийской, армянской и заканчивая новыми, такими как японская, корейская, турецкая и т.д.

Особую актуальность проблема диаспор приобрела на постсоветском пространстве. После распада бывшего СССР, где представители различных этносов проживали в одной стране, а после крушения советской империи они оказались отрезанными от своих национальных корней. Кроме того, тяжелые социально-экономические условия, в которые попало население постсоветских стран, а также раздирающие их внешние и внутренние конфликты способствовали нового мощного потока мигрантов из бывших советских республик. На чужбине мигранты столкнулись с проблемами приспособления к жизни в иной среде, перед ними встал вопрос сохранения своей национальной идентичности вдали от родины. Это актуализировало данную тематику на постсоветском пространстве. В развитии диаспорологии среди вновь образованных независимых государств особый вклад внесли российские и казахстанские ученые.

В Узбекистане исследовательский интерес к проблеме диаспор проявился лишь в конце 1990-х годов. Сам феномен почти не привлекал внимания ученых. Возможно, это объясняется тем, что Узбекистан с давних пор был полиэтничным государством. И, несмотря на то, что этничная мозаичность его существенно увеличилась, это оставалось естественным территориальным рассеянием народов и не способствовало образованию диаспор, хотя, в республике проживает более 130 представителей различных народностей.

В отличие от других государств, где диаспоральная тематика стала предметом пристального внимания ученых из-за проблем беженцев и их миграции, межэтнических конфликтов, в Узбекистане интерес к жизни диаспор начался в связи с активизацией интереса народов к познанию своих этнических корней. Толерантная национальная политика, изначально заложенная в основу государственной политики, сыграла свою позитивную роль безопасности в стране и стабильности в межнациональных отношениях. Главным во взаимоотношениях между всеми национальностями, проживающими в Узбекистане, стала забота и внимание, особенно со стороны титульной нации, высокая гражданская ответственность за физическое и духовное выживание, сохранение каждой нацией своего собственного неповторимого национального облика и духа, достоинства и чести, признание права равности, принципа паритетности, чувства сотрудничества. Для реализации и воплощения этих принципов в жизнь руководство страны предоставляет широкие возможности национальным меньшинствам создавать свои национальные культурные центры (НКЦ). В республике действует 137 НКЦ, основными целями, которых является изучение родного языка, сохранение и передача молодому поколению своих обычаев и традиций и знание своих исторических корней; это активизировало изучение истории народов, на определенном этапе неразрывно связанных с историей Узбекистана.

В годы независимости Узбекистан перешел на новый этап в межнациональных отношениях, который можно с уверенностью назвать «Узбекистанской моделью межнационального согласия».

За последние годы в Узбекистане был принят ряд основополагающих документов, касающихся межнациональных отношений. В историческом документе «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» [2] особое внимание уделяется приоритетным направлениям в сфере обеспечения безопасности, религиозной толерантности и межнационального согласия, а также осуществления взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

Другим важным документом является Указ Президента Республики Узбекистан от 19 мая 2017 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию межнациональных отношений дружественных связей с зарубежными странами» [3], согласно которому создан Комитет по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Для принятия научно обоснованных программ национального культурного развития, государственная политика должна опираться на знание жизни её многочисленных народов, во всей её полноте и реальных проявлениях. Одной из первых работ, посвященных этническим диаспорам в Узбекистане, явился «Этнический атлас Узбекистана» [4], в котором представлены авторские статьи по почти всем национальностям и этническим группам, населяющим современный Узбекистан, описаны их этногенез, история заселения и проживания на территории республики.

С 2006 г. при Национальном университете Узбекистана им. Мирзо Улугбека создан и функционирует научный центр «Межнациональное согласие и толерантность в Узбекистане», который объединяет специалистов всех вузов и научно-исследовательских институтов в

республике, работающих над этнической тематикой. Его специалисты ведут плодотворную научную работу: проводят «круглые столы», организуют дебаты, международные и республиканские научные конференции, публикуют сборники научных статей, магистры и докторанты ведут исследования этнических диаспор в Узбекистане.

В Институте Истории Академии наук Узбекистана научные сотрудники отдела этнологии в тесном контакте с зарубежными учёными занимаются историей этнических меньшинств в центральноазиатском регионе. За последнее десятилетие защищен ряд кандидатских и докторских диссертаций по проблемам этнических диаспор. Достаточно широко исследована корейская, русская, татарская, казахская, еврейская и другие диаспоры Узбекистана, в том числе узбекские диаспоры за рубежом.

Судьба каждой диаспоры неповторима и своеобразна, имеет как схожие, так и отличительные черты. В связи с этим, считаем необходимым при исследовании диаспоры более детально рассматривать характерные особенности формирования и развития каждой отдельной диаспоры, выработать конкретные критерии при изучении диаспоральных процессов.

Вместе с тем необходимо заметить, что отечественными учеными недостаточно внимания уделяется теоретическим аспектам, в частности, изучению дефиниции «диаспора», которая претерпела значительные трансформации. Несколько восполняют этот пробел работы В.С. Хана [5], который предлагает новые подходы к определению этнической идентичности, составляющий один из основных критериев диаспоральности.

Среди ученых, занимающихся диаспорологией, до сих пор нет однозначного точного определения этой дефиниции, она продолжает вызывать споры и различные интерпретации. Позиции исследователей наглядно продемонстрировали, как велики различия между ними в понимании столь сложного и неоднозначного феномена. Из множества предложенных исследователями понятий феномена «диаспора», на наш взгляд, логически правильным считаем часть народа, по разным причинам объективного и субъективного характера покинувшей историческую родину, проживающей в разных странах и имеющей социальные институты для поддержания и развития своей общности. Вместе с тем об этнической диаспоре речь может идти только в том случае, если её члены живут (компактно или дисперсно) на территории, основное население которой принадлежит к иной этнической общности; в то же время для этноса, проживающего в диаспоре, принципиально важно сохранять свою национальную идентичность, иначе это чревато ассимиляцией.

Подводя итог развитию диаспорологии в Узбекистане, можно сделать вывод, что в Узбекистане научное сообщество ведет определенную работу по изучению истории диаспор национальных меньшинств в составе республики. В ближайшем будущем диаспорология приобретёт самостоятельное институализированное направление. Планируется создание профильных отделений диаспорологии с тем, чтобы готовить специалистов, способных в дальнейшем планомерно и системно исследовать вопросы, имеющие не только сугубо научное значение, но выход в практику внутренней и внешней политики, международных связей.

Список литературы / References

1. Докучаева А. Проблемы диаспоры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zatulin.ru/institute/sbornik/046/13.shtml/ (дата обращения: 25.09.2018).

2. Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «Стратегия действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» // Собрание законодательства РУз, 2017. № 6. Ст. 70 от 07.02.2017.

3. Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева "О мерах по дальнейшему совершенствованию межнациональных отношений и дружественных связей с зарубежными странами". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uza.uz/ru/documents/o-merakh-po-dalneyshemu-sovershenstvovaniyu-mezhnatsionalnykh-22-05-2017/ (дата обращения: 25.09.2018).

4. Этнический атлас Узбекистана. Ташкент: Узбекистан, 2002.

5. Хан В.С. К вопросу об этнокультурной идентичности корейцев Узбекистана (по данным социологического исследования) // История, культура и быт корейцев Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Бишкек, 2003; Трансформационные процессы в сфере этнической идентичности // Этнокультурные процессы в современном полиэтническом городе (на материалах Ташкента). Ташкент, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.