Научная статья на тему 'Религиозная толерантность как главная черта общественной жизни Узбекистана'

Религиозная толерантность как главная черта общественной жизни Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9268
898
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ / МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ / НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мухаммадсидиков Мухаммадолим

Статья посвящена вопросам национальной и религиозной политики современного Узбекистана. Автор проводит анализ условий развития узбекской этноконфессиональной среды, выделяет векторы государственной политики в отношении данного феномена, определяет значение толерантности в отношении существующих конфессий для формирования конструктивного поля диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозная толерантность как главная черта общественной жизни Узбекистана»

Религиозная толерантность как главная черта общественной жизни Узбекистана

Статья посвящена вопросам национальной и религиозной политики современного Узбекистана. Автор проводит анализ условий развития узбекской этноконфессиональной среды, выделяет векторы государственной политики в отношении данного феномена, определяет значение толерантности в отношении существующих конфессий для формирования конструктивного поля диалога.

Ключевые слова: многонациональный, религиозная политика.

С древних времен на нашей Земле проживают народы, имеющие различную культуру, язык, обычаи, образ жизни, исповедующие различные религии. Расположение нашей страны с географической точки зрения на важнейших торговых путях, ее культурные связи со многими государствами оказали большое влияние на религиозную и культурную жизнь и стали одним из факторов, определивших своеобразный образ жизни.

В истории нашего народа много примеров мирного сосуществования и сотрудничества представителей различных наций и религий, их толерантности, миролюбия, содружества. Именно поэтому на территории Узбекистана ни разу не возникало конфликтов на религиозной почве. Теплые взаимоотношения можно увидеть в связях между исламской, христианской и иудаистской религиозными общинами. Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в качестве оценки этих отношений особо подчеркнул следующее: «Совместное проживание мусульман и христиан на Земле Узбекистана редкостный символ религиозно-духовного согласия и наилучший пример толерантности для представителей всех других религий».

Узбекистан является многонациональной и многоконфессиональной страной, где представители различных наций и народностей проживают в мире и согласии. «Самое большое достояние последних лет, - подчеркивает И. А. Каримов, - это мир и стабильность, межнациональное и гражданское согласие в нашем общем доме. Понимание этой ценности и ее непреходящего значения с каждым днем растет в сознании наших людей».

Достижение такого качественного состояния является закономерным результатом наци-

многоконфессиональный, национальная и

ональной политики Узбекистана, основанной на гуманизме и общечеловеческих ценностях. Говоря о сути этой политики, необходимо отметить, что с первых дней независимости руководство страны, наряду с решением социальных, экономических и политических задач, начало придавать первостепенное значение вопросам восстановления этнокультурных ценностей и традиций. Правовая основа такой политики была закреплена в Конституции Республики Узбекистан и созданной на ее основе законодательной базе.

Национальная политика Узбекистана в этой области основывается, в частности, на следующих принципах:

• Во-первых, обеспечение равных прав и свобод, равенства граждан перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

• Во-вторых, обеспечение развития общественной жизни на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

• В-третьих, обеспечение уважительного отношения к языкам, обычаям и традициям представителей различных наций и народностей, создание необходимых условий для их развития.

Основываясь на конституционном положении о том, что «Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан, независимо от их национальности» (8 статья), можно сказать, что все права и свободы, закрепленные в Основном законе, одинаково относятся к представителям всех наций и народностей без исключения.

Основные принципы национальной политики Узбекистана находят свое реальное воплощение в жизни. Так, в настоящее

время в нашей стране функционируют более 140 национально-культурных центров. Необходимо отметить, что многогранная духовно-просветительская деятельность национально-культурных центров является важным фактором, способствующим утверждению духа взаимоуважения и межнациональной толерантности в нашем общем доме - Узбекистане.

Республиканский интернациональный культурный центр, созданный по инициативе Президента Республики И. А. Каримова, оказывает практическую и методическую помощь национальным культурным центрам и тем самым активно участвует в удовлетворении этнокультурных потребностей представителей различных наций и народностей, проживающих в стране.

Подводя краткий итог всему вышесказанному, следует отметить, что общественная и политическая стабильность, достигнутая в Узбекистане, есть результат глубоко продуманной политики, направленной на обеспечение межнационального мира и гражданского согласия в стране.

Ибо, как показывает мировой и накопленный за годы независимости собственный опыт, важнейшим условием успешного осуществления полномасштабных преобразований в экономической, политической, духовной сферах, коренного реформирования общественных отношений является обеспечение в стране общественно-политической стабильности, гражданского мира и межнационального согласия.

Как подчеркивает президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, «...мир и спокойствие людей, дружба и согласие в многонациональном нашем государстве, уважение к человеку-труженику, создание для всех людей, независимо от их национальной принадлежности и веры, абсолютно равного положения в нашем обществе всегда были и будут, безусловно, оставаться важнейшим, решающим условием достижения целей, которые мы поставили перед собой».

Поэтому эти две глубоко взаимосвязанные задачи - успешное реформирование всех сфер жизни и устойчивое развитие, с одной стороны, и сохранение общественно-политической стабильности - с другой, составляют стержень политики, проводимой в республике.

Немаловажную роль в обеспечении мира и стабильности в обществе играет и религиозная толерантность.

Присущая нашему народу традиция религиозной толерантности имеет глубокие исторические корни. Укреплению этих традиций, их содержательному обогащению служит и политика независимого Узбекистана в области религии.

В своих взаимоотношениях с религиозными организациями государство, являясь светским, придерживается следующих принципов:

• Во-первых, уважительное отношение к религиозным чувствам верующих, признание религиозных убеждений частным делом граждан или их законных объединений.

• Во-вторых, гарантирование равных прав и недопустимость преследования граждан как исповедующих религиозные взгляды, так и не исповедующих их.

• В-третьих, необходимость поиска диалога с различными религиозными объединениями для использования их возможностей в деле духовного возрождения, утверждения общечеловеческих моральных ценностей.

Необходимо отметить, что эти принципы находят свое практическое воплощение. Так, на сегодняшний день, в республике функционируют 2222 религиозные организации. В том числе 2029 мечетей и более 180 церквей, синагог и молельных домов, принадлежащих к 16 религиозным конфессиям.

За годы независимости на качественно новый уровень поднялось религиозное образование. Сегодня со всей уверенностью можно сказать, что у нас сформировалась полноценная система религиозного образования, которая включает в себя Ташкентский исламский институт, 10 средне-специальных исламских учебных заведений (медресе), православная и протестантская семинарии.

С сентября 1999 г. в столице республики начал функционировать Ташкентский исламский университет, созданный по инициативе Президента Республики Узбекистан. В 2003 г. состоялся первый выпуск студентов-бакалавров, а в 2005 г. - студентов-магистров.

Гарантированная действующим законодательством свобода вероисповедания создала все необходимые условия для удовлетворения религиозных нужд граждан - представителей различных наций и этнических групп, исповедующих различные направления христианства, а также буддизм, бахаизм, иудаизм и учение Кришны.

Научные источники свидетельствуют о том, что Узбекистан - одно из самых древних мест мира, где возникли первые религиозные

взгляды и представления. Об этом красноречиво свидетельствуют древние захоронения в пещерах Тешик-Таш, барельефные находки Фаёз-и Кара-Тепе, находки в Дальверзинтепе и Согдиане, а также результаты исследований, проводимых совместно с французскими и японскими археологами.

С древних времен в нашем краю существовали зороастризм, буддизм, иудаизм, которые затем превратились в сложные идеологические системы. Большинство специалистов считают родиной зороастризма Центральную Азию, точнее, Хорезм. Основу зороастризма составляет идея существования дуализма вещей. В нем есть Ахурамазда и Анхрамайну - два сына, выражающие две силы, служащие двум видам идей одного бога, ведущие свою деятельность в различных направлениях, ставящие перед собой две противоположные цели. Однако в зороастризме бог один, он - священен. Это положение оказало большое влияние в будущем на развитии монотеистической идеи. В этот же период в Центральной Азии буддизм занимал важное место.

Накануне арабского наступления и появления религии ислама в краю сюда из Сирии через Иран проникло христианство несториан-ского направления и заняло важную позицию. В начале VI в. в Самарканде проводил службу несторианский епископ, а в VIII в. - нестори-анский митрополит. Кроме этого, в древности на территории нынешнего Ташкентского и Хорезмского вилоятов проживало население, исповедующие христианство.

Необходимо отметить, что доисламская идея единобожия в Центральной Азии имела самостоятельную основу. В Западно-Турецком каганате в период правления системы кагана (552-576 гг.) слова «тангри», «худо» (бог) использовались в значении священное небо -Высшая сила.

Именовать высшую силу словами «тан-гри», «худо» настолько прочно укоренилось в языке народов Центральной Азии, что даже потом, после появления здесь религии Ислама, коренные народы называли Аллаха «тангри», «худо». Это явление наблюдается и сейчас, на современном этапе. Вообще, считается, что в доисламский период на территории Центральной Азии существовало свыше 10 различных религий.

В VIII в. в результате завоевания арабами Центральной Азии в регионе началась исла-мизация. Часть населения продолжала испове-

довать древнейшие виды религии. Наличие хорошей основы для принятия единобожья в нашей стране стало причиной признания ислама народами Центральной Азии. Здесь произошло слияние ислама и местных религий, их ценностей, обрядов и их обычаев. Народы Центральной Азии внесли в религию ислама местные религиозно-нравственные идеи, правовые нормы и обычаи. Именно это стало причиной того, что в Мавераунахре ислам стал обладать своеобразными особенностями.

В Х в. на территории региона современного Узбекистана возникла ханафийская школа, отличающаяся своей толерантностью, сформировавшейся на данный момент, это было не случайное явление.

Культура Узбекистана, вобравшая в себя лучшие достижения прежних времен, оказала, в свою очередь, ощутимое влияние не только на последующее развитие исламской культуры, но и на Западный ренессанс, на развитие принципов толерантности в общемировом масштабе. Поэтому культурные достижения наших народов считаются неотъемлемой частью не только мусульманской, но и мировой культуры. Созданное именно в этот период собрание хадисов «аль-Жомиъ ас-сахих» (IX) Имама аль-Бухари было признано современниками самым лучшим среди традиционных суннитских сборников и в настоящее время остается одной из основной книг всех мусульман мира. Отсутствие в этой книге идей, которые могли бы стать основой для религиозного неприятия, показывает, что в истории нашей страны принципы толерантности всегда преобладали.

Толерантность, существовавшая в то время, позволила творить и жить рядом представителям религиозной мысли, таким как Имам Бухари, Има Термизий, и обладателям светских знаний и носителям идеи преобладания научных ценностей, таким как Фараби, Хорезм, Беруний.

Монгольское нашествие в XIII в. оказало своеобразное влияние на процесс последующего развития религии ислама в регионе. Суфитские течения, сформировавшиеся к тому времени, стали фактором, объединяющим народ против немусульманских захватчиков Суфии, позже активно участвовали в движении сарбадаров.

Именно в такой религиозной обстановке родился великий Амир Тимур. В период правления Тимуридов Ислам стал играть важную

роль в общественно-политической и культурной жизни Центральной Азии. Амир Тимур в своих «Тузуках» пишет следующее: «Я по мере сил помог религии Аллаха и шариату Мухаммеда». Он понимал ислам как религию, свободную от фанатизма, как общечеловеческую религию. Именно это его понимание дало ему возможность заботиться о других религиозных концессиях на своей земле. Отличая важность этого аспекта, король Карл VI писал Тимуру следующее: «Выражаю Вам свою благодарность за Вашу заботу, расположенность и представленные блага многим христианам. Мы готовы, в свою очередь, также служить на пользу Вашим людям в соответствии с Вашей помощью, или того более».

По сол Амира Тимура в го сударствах Европы архиепископ Иоанн в своей книги «Memoir sur Tamerlan et sa cour» дает такую характеристику личности Амира Тимура: «Тимур хорошо принимает зарубежных, в частности французских и христианских купцов, обеспечивает им по всей стране безопасность, заботу и оказывает помощь».

Именно это высказывание дало возможность Лянглу, переведшему «Устои Тимура» на французский язык, написать, что «неправильное комментирование истории помешало правильному толкованию, восприятию и оценке личности Амира Тимура».

Узбекистан, обладающий огромным духовным наследием и традициями толерантности с первых дней независимости, принципиально и точно определил свое отношение к религии.

Статья 31 Конституции Республики Узбекистан гарантирует свободу совести, возможность беспрепятственного отправления религиозных обрядов, исповедования любой религии или же вообще непринадлежности ни к одной религии.

14 июня 1991 г. в правовой практике страны был принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях». На основе этих правовых документов государство создает возможность для свободы совести, не вмешиваясь в религиозные дела религиозных деятелей. Были признаны важность и необходимость религии в воспитании личности с наивысшими качествами. В то же время государство принимает меры, предотвращающие политизацию религий; возникновение экстремистских и фундаменталистских течений.

Религиозные деятели могут помочь в установлении согласия, спокойствия и взаимоуважения. Подтверждение нашей мысли - проведение в нашем регионе, в городе Ташкенте, международной мусульманско-христианской конференции под лозунгом «Под единым небом». Также недавно было торжественно отмечено 125-летие создания Ташкентской и Среднеазиатской епархии Русской Православной Церкви .

По приглашению Президента Республики Узбекистан, в торжествах принял участие Патриархат Москвы и всей Руси Алексей II, который впрервые посетил Центральную Азию. Он в своем выступлении сказал следующее: «Я думаю, что доброе сотрудничество и плодотворные связи между государственными учреждениями и религиозными организациями в Узбекистане станут хорошим примером и для других Республик Содружества Независимых Государств». В декабре 2008 г. в нашей столице широко было отмечено 100-летие евангелитско-лютеранской кирхи.

В качестве вывода можно сказать, что сотрудничество, содружество, межнациональное согласие и религиозная толерантность, существующие на протяжении веков между народами нашего края, в годы независимости обрело своеобразное содержание. Это подтверждает также одинаковое отношение на территории нашей многонациональной и многоконфессиональной страны к каждому гражданину нашего государства, независимо от его расы, нации, исповедуемой религии и родного языка.

Примечания

1 Абдунабиев, А. Исторические корни толерантности в Узбекистане // Толерантность - фактор стабильности общества : материалы межвуз. науч.-практ. конф. Ташкент, 2003. С. 8.

2 Убайдуллаева, Р. А. Исламская цивилизации в жизни населения независимого Узбекистана // Вклад Узбекистана в развитие исламской цивилизации» : сб. тез. междунар. конф. Ташкент, 2007. С. 356.

3 Юсупов, О. Религиозной толерантность -важной фактор социальной стабильности // Там же. С. 403.

4 Мухаммад ал-Бухарий. Национальное согласие на опыте Узбекистана // Там же. С. 441.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.