«доведения до широкой мировой общественности подлинно гуманистической сути Ислама». Он выступил с предложением принять специальную резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность», имеющей целями обеспечение всеобщего доступа к образованию, ликвидацию безграмотности и невежества, содействовать утверждению толерантности и взаимного уважения, обеспечению религиозной свободы, защите прав верующих, недопущению их дискриминации. Реализации этих задач будет также способствовать деятельность создаваемого Международного научно-исследовательского центра имени Имама Бухари в Самарканде и Центра исламской цивилизации в Ташкенте [5]. Создание этих центров будет способствовать утверждению в сознании подрастающего поколения истинно гуманистической сути ислама, способствовать межнациональному согласию и религиозной толерантности.
Список литературы / References
1. Камилов К. Толерантность - требование времени и приоритет жизни общества // Узбекистан - страна мира и согласия / Сб. матер. конф. Ташкент: Узбекистон НМИУ, 2017.
2. Важнейший фактор мира и стабильности в стране. 6 декабря 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://singapore.mfa.uz/ru/pressroom/news/anniversary25/4258/ (дата обращения: 07.11.2018).
3. Зиямов Н.Ш. Некоторые аспекты решения проблем укрепления безопасности и стабильности Узбекистана в условиях независимости. Ташкент: Фан ва технология, 2011. С. 63.
4. Муртазаева РХ. Узбекистан - уникальный край межнационального согласия и толерантности // Узбекистан - страна мира и согласия / Сб. матер. конф. Ташкент: Узбекистон НМИУ, 2017.
5. Выступление Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева 19 сентября 2017 г. на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций // Народное слов от 20 сентября 2017 г.
РЕФОРМА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА В СССР В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ,
ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ Дусчанов Р.Р. Email: [email protected]
Дусчанов Расулжон Рахимбаевич — преподаватель, кафедра историографии и источниковедения, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье проанализирована налоговая политика советского государства на основе литературы и источников. Налоговая политика, направленная на восстановление народного хозяйства, интерпретировалась как основная часть капиталистической экономики под ведением механизма «социальное хозяйство» бывшего советского государства. Забыто было, что налог является фактором основного дохода в государственный бюджет. В послевоенные годы в целях ликвидации последствий войны и дальнейшего развития народного хозяйства были снижены нормы доходности и предоставлены льготы по данному налогу пострадавшим от войны хозяйствам, но налоговая политика оставалась в прежнем состоянии.
Ключевые слова: налоговая политика, финансовая политика, война, сельскохозяйственный налог, инфляция, подоходный налог, кооперация.
REFORM OF AGRICULTURAL TAX IN THE USSR IN POST-WAR MORE: NECESSITY, TASKS AND RESULTS Duschanov R.R.
Duschanov Rasulzhon Rahimbaevich - Lecturer, DEPARTMENT OF HISTORIOGRAPHY AND SOURCE STUDIES, FACULTY OF HISTORY, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN BYM. ULUGBEK, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes the tax policy of the Soviet state on the basis of literature and sources. The tax policy aimed at restoring the national economy was interpreted as the main part of the capitalist economy under the management of the "social economy " of the former Soviet state. It was forgotten that the tax is as a factor of the main income in the state budget. In the post-war years, with a view to eliminating the consequences of the war and further developing the national economy, the rates of return were reduced and privileges were given to the war-affected farms, but the tax policy remained as it was.
Keywords: tax policy, financial policy, war, agricultural tax, inflation, income tax, cooperation.
УДК 930.85
После окончания Второй мировой войны приоритетной задачей правительства СССР стало восстановление народного хозяйства всеми возможными способами и поэтому налоговая политика того времени была направлена на решение этой задачи. В первые годы после войны налоговая политика страны оставалась практически неизменной. По мере восстановления экономики проводилась отмена и снижение налогов с населения: с 1 января 1946 г. был полностью отменен военный налог, с большей части плательщиков отменен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, введены налоговые льготы для демобилизованных воинов, бывших партизан и инвалидов войны [1].
В послевоенные годы уменьшились поступления от налога с оборота. Например, план по налогу с оборота за I квартал 1949 года не довыполнен Ташкентской областью Узбекской ССР на 19078 тыс. руб. или на 19%. План второго квартала по состоянию на 15 июня выполнен всего на 70,9% [2, л. 79]. Частично этому способствовал отказ от системы государственных дотаций на основе Постановления СМ СССР от 28.07.1948 г. «О ликвидации системы государственной дотации и повышении оптовых цен на продукцию ряда отраслей тяжелой промышленности и тарифов на железнодорожном транспорте» [3]. В свою очередь это привело к увеличению прибыли предприятий.
Основным изменением в налоговой политике СССР в послевоенное время была реформа сельскохозяйственного налога. Сельскохозяйственный налог по своему политико-экономическому значению, числу плательщиков и удельному весу в обложении их доходов являлся основным налоговым платежом, который взимался с сельского населения. В послевоенные годы в целях ликвидации последствий войны и дальнейшего развития народного хозяйства были снижены нормы доходности и предоставлены льготы по данному налогу пострадавшим от войны хозяйствам. Например, согласно Решению Самаркандского Областного Исполнительного Комитета от 12 июля 1949 г. № 15/686 освобождались повсеместно от обложения сельскохозяйственным налогом сады плодоносящего возраста в первые два года плодоношения; финансовые органы при определении облагаемой площади садов в случаях, когда плодовые деревья рассажены редко, должны были исходить из расчета на одну сотую гектара: для яблони, груши, абрикоса и черешни - 3 дерева, а для остальных плодовых насаждений - 6 деревьев; доходы от посевов сельскохозяйственных культур в междурядьях молодого неплодоносящего сада исчислялись в половинном размере норм доходности, установленных для соответствующих сельскохозяйственных культур [4].
Между тем снижение норм доходности в 1946, 1947 и 1950 гг. не соответствовало фактическому снижению цен на сельскохозяйственную продукцию на колхозных рынках. Обложение сельскохозяйственным налогом колхозников от их личного подсобного хозяйства оставалась по-прежнему завышенным. Положение усугублялось еще и повышением ставок сельскохозяйственного налога в 1948, 1950 и 1951 гг. Кроме того, в 1952 г. К облагаемому доходу от сельского хозяйства, исчисленному по нормам доходности, делались надбавки от 5 до 10 % на прочие не учитываемые доходы (от домашней птицы, молодняка скота и др.) [5].
Также необходимо отметить, что система обложения сельскохозяйственным налогом являлась весьма сложной для проведения в жизнь: часто допускались ошибки при определении размера облагаемого дохода. Так, например, районный финансовый отдел Китабского района Узбекской ССР в 1948 г. неправильно исчислял сельскохозяйственный налог по 974 хозяйствам: по 313 хозяйствам налог был исчислен на 114 тыс. рублей меньше, а по 661 хозяйству на 335 тыс. рублей больше. Не были предоставлены налоговые льготы 116 хозяйствам колхозников на сумму 61 тыс. рублей [6].
Таким образом, действующий в то время порядок обложения сельскохозяйственным налогом имел серьезные недостатки, которые задерживали развитие сельского хозяйства, привели к значительному недопоступлению налога в государственный бюджет и образованию
крупных сумм недоимок за отдельными плательщиками. В целях решения этих проблем в 1953 г. проводится коренная реформа сельскохозяйственного налога.
Новая система была заложена Законом «О сельскохозяйственном налоге» от 8 августа 1953 г., который установил обложение сельскохозяйственным налогом хозяйств колхозников по твердым ставкам с одной сотой гектара приусадебной земли, находящейся в личном пользовании колхозного двора. Плательщиками налога становятся хозяйства членов колхозов, а также хозяйства других граждан, которым выделены приусадебные земельные участки и служебные наделы пахотной земли на территории сельских Советов народных депутатов. Сельскохозяйственный налог исчислялся с каждого хозяйства по площади выделенного в пользование земельного участка. При этом в расчет не принимались земли, занятые постройками, кустарником, лесом, дорогами, оврагами и балками, а также земли, выделяемые рабочим и служащим предприятий и организаций под коллективные и индивидуальные сады и огороды. Налог не взимался с участка площадью менее 50 кв. м [7, с. 253].
Для союзных республик Законом были установлены средние ставки сельскохозяйственного налога, а для автономных республик и областей - предельные отклонения от средних ставок по республике. При этом Совету Министров СССР разрешалось изменять установленные ставки налога для отдельных союзных республик. Советы Министров союзных республик, имеющих областное деление, исходя из средних ставок налога для данной республики, устанавливали средние ставки налога для автономных республик, краев и областей с изменениями в указанных пределах, в зависимости от их экономических особенностей [8].
По данному налогу была установлена широкая система льгот. От уплаты сельскохозяйственного налога освобождались учителя сельских школ, агрономы, зоотехники, гидротехники, землеустроители, мелиораторы, ветеринарные врачи и фельдшеры, медицинские врачи, средний медицинский персонал, государственные санитарные инспектора, инженеры, техники, осуществлявшие свою деятельность в сельской местности. Кроме того, Совету Министров СССР было предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по сельскохозяйственному налогу.
В связи с реформированием сельскохозяйственного налога были произведены организационные изменения в системе налоговых инспекций. С 1956 г. на налоговые инспекции была возложена организация обязательных поставок населением сельскохозяйственных продуктов государству, а в 1959 г. налоговые инспекции были объединены с инспекциями государственных доходов. После этого налоговые участки стали называться территориальными. В 1956 г. был упразднен штат налоговых агентов, а прием налоговых платежей от сельского населения возложен на сельские Советы народных депутатов [9, с. 254-255].
Необходимо отметить, что в результате реформы сельскохозяйственного налога его общий размер уменьшился в 1953 г. на 4137 млн руб., или на 43%, а в 1954 г. в 2,5 раза против 1952 г. в среднем же денежный налог с каждого колхозного двора снижался примерно в 2 раза. Учитывая факты ущемления интересов колхозников при проведении сельскохозяйственного налога до 1953 г., было прекращено взыскание всех ранее неуплаченных сумм сельскохозяйственного налога, которые были полностью списаны с лицевых счетов колхозников [5].
Кроме реформы сельскохозяйственного налога в послевоенный период был произведен ряд других изменений в налоговой политике СССР. В частности, в 1953 г. были снижены ставки разового сбора на колхозных рынках и освобождены от его уплаты колхозы, колхозники и другие граждане за торговлю отдельными видами продуктов. В 1957 г. отменяется взимание патентного сбора, взимавшегося с торговых и производственных предприятий промысловой и потребительской кооперации, оплачивавшегося при обязательной ежегодной выборке ими патентов на право деятельности. С 1958 г. сельское население было освобождено от дорожных повинностей. Строительство и ремонт местных автомобильных дорог было возложено на колхозы, совхозы, промышленные, транспортные, строительные и другие предприятия и хозяйственные организации [9, с. 254-255].
Таким образом, реформа сельскохозяйственного налога способствовала устранению проблем, существовавших в системе обложения данным налогом до 1953 г., росту благосостояния колхозников и другого сельского населения, увеличению производства сельскохозяйственной продукции и повышению роли личных подсобных хозяйств в развитии всего сельского хозяйства СССР. Новый порядок обложения сельскохозяйственным налогом привел к увеличению количества скота, находящегося в личной собственности граждан, лучшему использованию приусадебных участков. У сельского населения появилась
материальная заинтересованность в развитии как колхозного, так и своего личного хозяйства. Своевременное реформирование и правильная организация сельскохозяйственного налога
способствовали подъему колхозного производства и, следовательно, развитию сельского
хозяйства страны.
Список литературы / References
1. Налогообложение в послевоенные годы (1945-1953 гг.), Изменения в системе обязательных платежей в период реформ Н.С. Хрущева (1946-1953 гг.). Теория и история налогообложения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.studme.org/1566072120474/ekonomika/nalogooblozhenie_poslevoennye_gody_1945-1953/ (дата обращения: 07.11.2018).
2. ЦГА РУз Ф-Р.837, опись-33, дело 6190, Л.79.
3. Постановление СМ СССР «О ликвидации системы государственной дотации и повышении оптовых цен на продукцию ряда отраслей тяжелой промышленности и тарифов на железнодорожном транспорте» от 28.07.1948 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://center-yf.ru/data/nalog/Nalogovaya-politika-v-1945-1985-gg.php/ (дата обращения: 07.11.2018).
4. ЦГА РУз Ф-Р.837, опись-33, дело 6190, Л.49.
5. Торубаров Ю.С. Развитие и значение сельскохозяйственного налога как главного налогового платежа сельского населения СССР в послевоенные годы./Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 2(8): в 3-х ч. Ч. II. С. 185-187. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gramota.net/materials/3/2011/2-2/ (дата обращения: 07.11.2018).
6. ЦГА РУз Ф- Р 837, опись-1, дело-4341, Л. 7.
7. ТолкушкинА.В. История налогов в России. М.: «Юристъ», 2001. С. 253.
8. Закон СССР «О сельскохозяйственном налоге» от 08.08.1953 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.rn.wikisourse.org/ (дата обращения: 07.11.2018).
9. Толкушкин А.В. История налогов в России. М.: «Юрист», 2001. С. 254-255.