Научная статья на тему 'Межконфессиональное согласие и религиозные права в Узбекистане'

Межконфессиональное согласие и религиозные права в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
268
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Низамов Бахтиер

«Новости Узбекистана» (интернет-версия), Ташкент, 15 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межконфессиональное согласие и религиозные права в Узбекистане»

Бахтиер Низамов,

журналист

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАВА В УЗБЕКИСТАНЕ

На протяжении многих столетий территория современного Узбекистана остается одним из мировых центров взаимодействия различных культур и религий. В условиях полиэтничного и многоконфессионального общества правительство Узбекистана осуществляет политику, направленную на сохранение межнационального и межрелигиозного согласия, защиту равных прав и свобод всех граждан республики. Хорошо известные страницы истории Узбекистана отражают религиозное и духовное многообразие народов и этносов, населявших в разное время его территорию. Не берясь оценивать, какие из народов или какие религии сыграли ключевую роль в формировании традиций и отличительных черт нашей страны, можно уверенно сказать, что современный Узбекистан вобрал в себя все лучшее из того, что было дано ему историей, в том числе ценности толерантности и взаимного уважения между представителями различных культур и вероисповеданий.

В Узбекистане живут люди более 120 наций, народностей и этнонациональных групп. Независимость позволила различным религиозным общинам республики сформировать свои общественные организации, чтобы иметь возможность свободно отправлять обряды и выполнять требования, продиктованные их верой. В соответствии с Конституцией Узбекистана, все религиозные организации, будь то самые многочисленные, как Управление мусульман Узбекистана, Ташкентская и Среднеазиатская епархия Русской Православной церкви, или же небольшие религиозные общины, имеют равные права и обязанности перед обществом и законом. С целью развития межконфессионального диалога и реализации государственной политики в сфере межрелигиозных отношений в Узбекистане действует Комитет по делам религий, а также образован Совет по делам конфессий. В состав совета входят руководители Управления мусульман Узбекистана, Ташкентской и Среднеазиатской епархии Русской Православной церкви, Римско-католической церкви, Союза церквей евангельских христиан-баптистов, Центра церквей христиан полного Евангелия, Евангели-ческо-лютеранской церкви, еврейской религиозной общины Ташкента. В настоящее время Министерством юстиции и его структур-

82

ными подразделениями в стране зарегистрированы 2222 религиозных объединения, представляющих 16 различных конфессий.

В Узбекистане, где подавляющая часть населения — 88% — исповедует ислам, число мусульманских религиозных организаций составляет 2042, что представляет 92% от их общего количества. Вторая по численности конфессиональная группа населения Узбекистана - это христиане, что пропорционально отражено в количестве действующих в стране христианских организаций - 164. Кроме того, действуют восемь еврейских общин, шесть общин бахай, одно общество кришнаитов и один буддийский храм. В законодательно закрепленных принципах и документах Узбекистан строго придерживается следующих положений:

- уважительное и равноправное отношение к религиозным чувствам всех верующих;

- признание религиозных убеждений частным делом граждан или их объединений;

- гарантирование равных прав и недопустимость преследования граждан, как исповедующих религиозные взгляды, так и не исповедующих их;

- необходимость поиска диалога с различными религиозными объединениями для использования их возможностей в деле духовного возрождения, утверждения общечеловеческих моральных ценностей;

- признание недопустимости использования религии в деструктивных целях.

Государство создает все условия для свободного осуществления верующими своих религиозных прав. Так, представители всех религий в нашей стране ежегодно отмечают свои разнообразные праздники: мусульмане - Курбан-хаит и Рамазан-хаит, христиане - Пасху и Рождество, иудеи - Песах, Пурим и Хануку. Не ограничиваясь этим, государство предоставляет всестороннюю помощь своим гражданам и в исполнении их других религиозных обрядов. При содействии государства ежегодно тысячи верующих отправляются в паломничество к святым местам: мусульмане в «хадж» и «умру» в Мекку, христиане - в центры христианства в России, Греции, Израиле, иудеи - в Израиль. За годы независимости при помощи правительства более 50 тыс. мусульман смогли совершить одно из основных требований ислама - хадж, а 150 представителей других религий исполнили обряды паломничества к своим святым местам.

83

Широкомасштабные программы Узбекистана по исследованию, восстановлению и возрождению культурно-религиозных памятников и культовых сооружений стали неотъемлемой чертой преобразований, охвативших нашу страну в годы Независимости. На средства государства и самих верующих, по инициативе главы государства, восстановлено и отреставрировано огромное число религиозных памятников, включая мечети, церкви и молельные дома. В их числе такие святыни исламского мира, как мемориальные комплексы «Имам аль-Бухари» под Самаркандом, некрополь «Чор Бакр», усыпальницы философов и суфийских шейхов Бахауд-дина Накшбанда и Абдухалика Гиждувани под Бухарой, Имама ат-Термизи в Термезе. Возрождены и проводят службы для верующих православные храмы в Ташкенте, Самарканде и Навои, католический костел в Ташкенте, Армянская апостольская церковь в Самарканде и ее молельный дом в Ташкенте. Религиозное образование в Узбекистане не прерывалось на протяжении всей истории республики, но по-настоящему на новый уровень оно смогло выйти только сейчас. На сегодняшний день система религиозного обучения включает в себя Ташкентский исламский институт, более десяти медресе, православную и протестантскую семинарии. В 2006/2007 учебном году в Ташкентском исламском институте пройдут обучение 124 студента, в медресе - 900 слушателей, в православной семинарии - 49 и в протестантской - 33 студента. Указом Президента Республики Узбекистан в сентябре 1999 г. был создан Ташкентский исламский университет, с целью глубокого изучения истории и канонов ислама, а также роли религии в современном мире. В 2003 г. состоялся первый выпуск бакалавров, а в 2005 г. - магистров. Кроме того, при университете созданы академический лицей и школа-гимназия.

Реально оценивая свои успехи и достижения в сохранении межрелигиозной гармонии и соблюдении фундаментальных прав верующих, гражданам Узбекистана трудно понять, чем вызвана критика некоторых политических кругов в западных государствах религиозных свобод в республике. Это кажется тем более неприемлемым в условиях, когда во многих странах, считающихся «оплотом демократии», все больше проявляются острые проблемы в религиозной сфере и опасные тенденции межконфессиональной нетерпимости, а также слышатся экстремистские призывы со стороны некоторых религиозных групп. Следует признать, что ряд популярных на Западе теорий о «неминуемом конфликте цивилизаций»,

84

«конце истории», «взаимной враждебности ислама и христианства» и другие подобные «интеллектуальные ноу-хау» не могут принести человечеству ничего, кроме раскола и недоверия между народами. К сожалению, ничем не спровоцированные выпады против ислама и царящие в ряде западных стран антимусульманские настроения не встречают осуждения и не находят адекватной оценки в различных докладах и аналитических исследованиях зарубежных, прежде всего американских, правительственных органов и неправительственных организаций, озабоченных состоянием религиозных дел в других странах. В частности, недавний доклад Госдепартамента США, где критике подвергается ситуация с религиозными правами во многих странах, ни словом не упомянул критические проблемы, с которыми сталкиваются западные общества в данной сфере. Это лишний раз подчеркивает предвзятое отношение к независимому развитию нашей республики и ряда других суверенных государств со стороны некоторых идеологических кругов США. Наши ценности и вера велят нам правильно и трезво воспринимать любую критику, но не позволяют соглашаться с ней, когда она основывается на ложных предпосылках. Возможно, более глубокое изучение истории и реальной ситуации в современном Узбекистане поможет некоторым зарубежным наблюдателям отказаться от своих старых стереотипов и предубеждений и покажет, что опыт нашего государства в области обеспечения религиозных прав и толерантности может быть поучительным для многих других, в том числе западных обществ.

«Новости Узбекистана» (интернет-версия), Ташкент, 15 декабря 2006 г.

Тимур ДАДАБАЕВ,

кандидат политических наук (Токио, Япония)

УСЛОВИЯ ЖИЗНИ

В ПОСТСОВЕТСКОМ ТУРКМЕНИСТАНЕ

После объявления Туркменистаном независимости его важная роль в региональной и мировой экономике обусловлена наличием на территории страны значительных запасов нефти, газа и других энергоресурсов. Однако не похоже, что этот экономический потенциал и громадные доходы привели к повышению благосостояния жителей республики. Хотя по уровню доходов она распола-

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.