Научная статья на тему 'Личность в концепции гуманистического воспитания'

Личность в концепции гуманистического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1253
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ / PERSONALITY / CONCEPT / HUMANISTIC EDUCATION / VALUE / MORAL IDEALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамрокулова Дилнавоз Файзиевна

В статье раскрывается нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека. Они отражают совокупность гуманистических ценностей, соответствующих потребностям развития общества и потребностям развивающейся личности и личности в концепции гуманистического воспитания. А также нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личность в концепции гуманистического воспитания»

Список литературы /References

1. Алексеев С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. 780 с.

2. Дианов Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. М.: КноРус, 2012. 184 с.

3. Миннуллин Р.Х., Фаттахов Р.В. Методические правила круговой тренировки // Успехи современного естествознания, 2013. № 10. С. 60-60.

4. Муллер А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. М.: Юрайт, 2016. 424 с.

5. Патрикеев А.Ю. Физическая культура. 3 класс: рабочая программа по учебнику А.П. Матвеева. / А.Ю. Патрикеев. М.: Советский спорт, 2013. 52 с.

6. Петрова В.И. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента (для бакалавров) / В.И. Петрова, А.Ю. Петров, А.Н. Сорокин. М.: КноРус, 2013. 304 с.

ЛИЧНОСТЬ В КОНЦЕПЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ Хамрокулова Д.Ф. Email: [email protected]

Хамрокулова Дилнавоз Файзиевна - старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека. Они отражают совокупность гуманистических ценностей, соответствующих потребностям развития общества и потребностям развивающейся личности и личности в концепции гуманистического воспитания. А также нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека.

Ключевые слова: личность, концепция, гуманистическое воспитание, ценность, нравственные идеалы.

PERSONALITY IN THE CONCEPT OF HUMANISTIC EDUCATION

Kham^kulova D.F.

Khammkulova Dilnavoz Fayzievna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article reveals moral ideals, and therefore determines the achievement of a level of personal development that corresponds to the humanistic essence of man. They reflect the totality of humanistic values that correspond to the needs of social development and the needs of a developing personality and personality in the concept of humanistic education. As well as moral ideals, therefore, determine the achievement of a level of personal development that corresponds to the humanistic essence of man. Keywords: personality, concept, humanistic education, value, moral ideals.

УДК 378.378.1

Сторонники гуманистической концепции воспитания постоянно подчеркивают необходимость того, чтобы ребенок чувствовал себя в атмосфере любви и благожелательности. Он должен ощущать, что окружающие его люди со всеми их

требованиями - не враги ему, а, напротив, любящие и заботящиеся о его благополучии люди. Ему не собираются навязывать свое видение жизни, а лишь помогают найти свою дорогу [1]. Однако при этом педагог должен постоянно давать понять воспитаннику, что при всем желании окружающих помочь встать ему на ноги, никто за него самого «ходить» (мыслить, чувствовать, принимать решения, выбирать свой путь) не будет. Старая истина, что образование - двусторонний процесс, не должна передаваться забвению [2]. Укажем на конкретные приемы и установки гуманистического воспитания:

• воспитание доверием, заботой и уважением;

• воспитание ответственностью;

• воспитание творчеством;

• воспитание через здравомыслие,

• воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;

• воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов [4].

Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики. В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе.

Благодаря оценочным отношениям личности происходит создание новых ценностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.). Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность. Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Их изучение - своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры. Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества.

Потребности обращены в будущее, вследствие чего они программируют образцы жизнедеятельности, побуждающие человека преодолевать условия своего бытия, созидать новые формы жизни. Благодаря своей регуляторной функции, потребности представляют собой наиболее значимый критерий развития личности, особенно ее нравственного потенциала. Они во многом несут в себе программу этого развития.

Понимание ценностных ориентаций как нравственного идеала приводит к обострению противоречия между социальным и личным. Из возникшего конфликта выходят, как правило, жертвуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет поступать в соответствии с требованиями нравственного идеала. Нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека. Они отражают совокупность гуманистических ценностей, соответствующих потребностям развития общества и потребностям развивающейся личности. В них проявляется органичное единство ведущих интересов личности и общества, поскольку они концентрированно выражают социальные функции гуманистического мировоззрения.

Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности. Развитие является характеристикой гуманистических нравственных идеалов, вот почему они выступают в качестве мотива совершенствования личности.

Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших гуманистических традиций, и прежде всего в образовании.

Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности, которое характеризуется осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом, добровольным принятием решения поступиться своими интересами в пользу другого человека, не требуя ничего взамен.

Это единство состоит в том, что значимое не оторвано от объективной действительности, не противоречит ей, а возникает на ее основе, отталкивается от реальных возможностей ее изменения, от имеющихся функциональных возможностей человека. Потребности, цели, выходящие за пределы объективных возможностей изменения действительности, выступают как неадекватные побуждения. Мотивационно-ценностное отношение характеризует гуманистическую направленность личности в том случае, если она, являясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманистический образ жизни, готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, вырабатывать гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гуманную личность [5].

Основные концепции гуманистического воспитания: гуманное отношение к личности воспитанника; уважение его прав и свобод;

предъявление воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; понимание позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

уважение права человека быть самим собой; доведение до сознания воспитанника целей и задач воспитания; ненасильственное (без нажима) формирование требуемых качеств; недопущение наказаний, унижающих честь и достоинство личности; признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям [6].

Таким образом, через формирование ценностных ориентиров гуманистическая педагогика пытается вернуть многими утрачиваемый вкус к жизни, остроту переживания - забытое искусство жизни. Способность радоваться жизни является очень важным фактором совершенствования личности.

Список литературы /References

1. Газман О.С. Неклассическая педагогика: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002.

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

3. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995.

4. Кувандикова Г.Г., Чориев И.Р. Технологии гуманизма общества в отношении к личности // Вестник науки и образования, 2016. № 5 (17). С. 64-67.

5. Кувандикова Г.Г., Чориев И.Р. Вести науки и образования. XIII межд. науч.-практ. конф. Россия. Москва. 23-24 февраля 2016. С. 92-94.

6. Кувандикова Г.Г., Хамрокулова Д.Ф., Юлчиева З.Н. Гуманистический подход к процессу индивидуализации обучения // Research journal «European research» prepared by using the XXIV international scientific and practical conference «European research: innovation in science, education and technology». № 1 (24). London. United Kingdom. 28-29 January, 2017. 74-76 page.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.