Хасанов Шухратжон Рахматуллоевич pedagogical
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ... sciences
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
© 2017
Хасанов Шухратжон Рахматуллоевич, соискатель кафедры методики преподавания истории и права Курган-Тюбинский государственный университет имени Носира Хусрава (735140, Республика Таджикистан, Курган-Тюбе, ул. Айни, 67, e-mail:[email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются базовые проблемы формирования профессионально-гуманистического убеждения будущих учителей, осмысливается содержание категории «убеждение» в аспекте понимания человека как творца самого себя и своей жизнедеятельности, личности активной и созидательной, представлена структура процесса формирования профессионально-гуманистического убеждения. Выявлены различия между нравственными и гуманистическими убеждениями: раскрывается содержание понятие «гуманистическое убеждение» студентов педагогического вуза. При этом особое внимание уделено проблеме формирования профессионально-гуманистического убеждения как поэтапного и многомерного процесса, в котором выделяется роль осознанно-эмоциональных отношений единства знаний и переживания нравственно-личностного смысла деятельности. На этой основе выделены общие черты ценностных ориентаций будущего учителя, составляющих сущность его профессионально-гуманистических убеждений: принадлежность к педагогической деятельности как к призванию, миссии; смысловая направленность на преподаваемую дисциплину и, в первую очередь, на ребенка; педагогический гуманизм; эмпатия по отношению к ученикам; диалог в педагогической деятельности и общении; сотрудничество в ходе коллективной деятельности и общении.
Ключевые слова: методология, гуманистическая направленность, убеждение, ценностные ориентации, профессионально-гуманистическое сознание, образовательный процесс, педагогическая деятельность.
PROFESSIONAL AND HUMANISTIC VALUES'S FORMATION FOR STUDENTS OF TAJIKISTAN'S PEDAGOGICAL UNIVERCITY
© 2017
Chasanoff Shukhratzhon Rakhmatulloyevich, applicant of department of a technique of teaching history and law
Kurgan-Tyube state university of Nosira Husrava (735140, Tajikistan, Kurgan-Tyube, Ayni street, 67, e-mail: [email protected])
Abstract. In article basic problems of formation of professional and humanistic value of future teachers are considered, the content of category "value" in aspect of understanding of the person as creator of itself and the activity, the personality active and creative is comprehended, the structure of process of formation of professional and humanistic value is presented. Differences between moral and humanistic values are revealed: contents the concept "humanistic value" of students of pedagogical higher education institution reveals. At the same time special attention is paid to a problem of formation of professional and humanistic value as stage-by-stage and multidimensional process in which the role of the conscious and emotional relations of unity of knowledge and experience of moral and personal sense of activity is allocated. On this basis common features of the valuable orientations of future teacher making essence of his professional and humanistic values are marked out: belonging to pedagogical activity as to calling, a mission; semantic orientation on the taught discipline and, first of all, on the child; pedagogical humanity; empathy in relation to pupils; dialogue in pedagogical activity and communication; cooperation during collective activity and communication.
Keywords: methodology, humanistic orientation, value, valuable orientations, professional and humanistic consciousness, educational process, pedagogical activity.
Актуальность проблемы формирования гуманистических убеждений личности в педагогической теории и практике прошлого и настоящего постоянно присутствовала, однако формы её реализации носили противоречивый характер, становились предметом острых дискуссий.
Историческая перспектива в педагогической деятельности определяет два кардинальных направления: в первом случае личность ставилась в центр человеческой деятельности, т.е. человек воспитывался во имя собственного совершенствования и счастья (Аристотель), в другом случае главным в человеческой деятельности считалось, благо государства, а личность воспринималась как компонент государственной системы (Платон). Таким образом, процесс воспитания в исторической ретроспективе опирался на два источника: общие этические ценности и социальный заказ, которыеимеют значимость на протяжении многих веков.
Раскрывая вклад Аристотеля в теорию педагогики Г.М. Коджаспирова пишет, что, по мнению Аристотеля, педагог обязан содействовать выработке у воспитанников устойчивого поведения, чувства собственного достоинства, почета, бесстрашия, мужества, независимости и т.п. Вследствие этого зарождаются истоки теории гуманного слаженного воспитания. Это было вершина теоретической мысли античного мира[1].
В аспекте рассматриваемой проблемы особое место занимает опыт иезуитского воспитания. По мнению иезуитов, человек обязан формировать в себе личностные навыки, тщеславие, стимул конкуренции и партнерства, впоследствии данная идеология послужила основой для 304
авторитарной педагогики.
Представители эпохи Возрождения высоко ценили культ человека. Они оценивали мораль выше всего, что есть на свете. Во время Ренессанса увлекались античной культурой. Вследствие этого стабилизировалось почтение к личности ребенка, приветствовалось его многогранное формирование. В этот период и зародилась концепция о Человеке, как важном и великом факторе воспитания и образования [1].
Современная педагогика по данному вопросу базируется на идеяхЯ.А. Каменского, просветителей-материалистов XVIII века Дени Дидро, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Гегеля, И.Ф. Гербарта, Ф.В. Фребеля, М. Монтоссери, Джон Дьюи, а также на прогрессивные политические и общественные теории русских деятелей Н.Г. Чернышевского, Н.Н. Добролюбова. Они считали, что человек с младенчества формируется как патриот, высокоидейный гражданин с твердыми принципами. Особо выделим весомый вклад в теорию воспитания личности К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, которые провозглашали идеи личности - как«можно создать личность и стать человеком - вот к чему должно вести воспитание» и др.
Таким образом, процесс гуманизация неразрывно связан с реформой социокультурного плана, происходящей в обществе и отражающейся во взглядах её представителей. Ибо во всех исторических периодах наблюдаются изменения общественного мировоззрения и развитие самосознания людей, которые непосредственно повлияли на теорию и практику образовательного процесса каждого народа.
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Хасанов Шухратжон Рахматуллоевич ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ...
Современная социокультурная ситуация в Таджикистане сложна и противоречива. Данная ситуация характеризуется интенсивными проявлениями многочисленных проблем и в сфере образования: растущий дефицит бюджетного финансирования учреждений образования и культуры, что затрудняет нормальную жизнедеятельность образовательной сферы, и как следствие приводит к её коммерциализации. Это в свою очередь, во-первых, открывается возможность для самостоятельного поиска новых путей в создании негосударственного сектора образования, во-вторых приводит к ослаблению воспитательной деятельности школы. При этом обнаруживается социальное неравенство детей и сокращение государственного надзора над занятостью данных социальных организаций, хотя по существу, это движение считается инновационным в образовании.
Кроме этого, сегодня в угоду технократическим идеям, была минимизирована гуманитарная подготовка студентов, лишила их общеобразовательных и многих профессиональных направлений, таких как курсы по теории и истории культуры, этике, эстетике и т.д. Сегодня гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса стали одними из приоритетных направлений модернизации образования, и поэтому должны быть обоснованы и подкреплены новыми идеями и средствами, как для педагога, так и для студентов.
В этой связи, в центр профессиональной сферы образования ставится человек, который представляет собой свободную творческую личность, способную к реализации и полноценному развитию своего потенциала как профессионала, а не подготовка его к реализации присущих ему социальных назначений. При этом под гуманизацией образования понимается «воспитание целостной личности, свободной и ответственной во всем богатстве её индивидуального своеобразия, способной к взаимопониманию, сотрудничеству» [2]. Не менее важно создание «условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми» [3].
Именно такое понимание обеспечивает ориентацию каждого будущего специалиста на самореализацию духовных возможностей и выявление субъективных потребностей в процессе целеустремленного усвоения профессионально-значимых качеств. Другими словами, только профессиональное и личностное формирование будущего педагога создаёт условия для гармоничной материализации знаний, культуры, мыслительной деятельности, чувств, творчества, общения и поведения.
В этой связи возникла необходимость исследовать проблему формирования профессионально-гуманистических убеждений будущих педагогов, которая создает условия для того чтобы ценностные ориентиры и идеалы рассматривались в качестве осознанных мотивов личности будущего специалиста в процессе личностного развития и становления его как профессионала. Гуманистически убежденный педагог объективно понимает и оценивает происходящие образовательные реформы, влияет на них, концентрируя внимание на обеспечении качества образования и реализации потенциальных возможностей молодого поколения (М.В. Богуславский, М. Лутфуллоев, З.И. Равкин, Ф. Шарифзода и др.).
Сегодня считается, что именно структура личности служит эталоном её материализации и предстаёт как содержательная и нравственно-оценочная основа. Поскольку эти и другие ценностно-смысловые функциональные аспекты данного явления и принципы состоят из единства, содержащегося в том или ином знании, содержании и взаимоотношениях личности.
Действительно, процесс становления профессионально-гуманистического сознания постоянно находится во взаимосвязи со становлением и общей тенденцией
развития личности, то есть единой системы её отношения к действительности. О направленности личности педагога можно рассуждать только через призму его профессии, его принципов, так как без учета особенностей его духовно-гуманистического сознания она будет односторонней. В этой связи возникает вопрос: что же сегодня выступает основой формирования профессионального убеждения педагога, какие ценностные приоритеты и идеалы составляют её содержательный смысл как основы формирования гуманистического убеждения.
Профессиональная педагогика уже ответила на этот вопрос: профессиональная тенденция формирования и развития педагога всякой специальности строится на основе синтеза знаний, мировоззрений, взглядов, навыков, т.е. всех жизненных и профессиональных умений, позволяющих педагогу глубоко познать ценностную сущность своей профессии и главным образом её гуманистическую направленность и творческое своеобразие.
Профессиональная педагогика вкачестве генеральной линии развития профессионально-гуманистического сознания выделяет такое качество как обращенность к другому, что показывает её глубокий нравственно-этический смысл.
Исходя из этого, мы считаем необходимым более подробно остановиться на интерпретации данного понятия, поскольку выявление ценностно-смыслового значения категории «убеждения» позволяет осмыслить его в ее логико-содержательной целостности.
Термин «убеждение» еще в далёком прошлом формулировался в философских, научных, религиозных и других мировоззренческих концепциях, обретая ценностное и смысловое выражение, в основном в связи с понятиями, касающимися человеческой природы.
В современной научной и других исследовательских практиках мнения по данному вопросу нередко расходятся. Нам представляется достаточно правдивым мнение о том, что мировоззрение реально является обязательным определением, своеобразным смысловым стержнем единого идеологического сознания личности, однако в то же время не принадлежит ему, поскольку «мировоззрение для личности само по себе не есть убеждение, а становится им, когда его видят именно в качестве убеждения» [4]. Действительно, человек может «знать», но не владеть им, т.е. не является хранителем определенного мировоззренческого опыта и носителем соответствующим этому опыту личностных убеждений.
Становление данного понятия показывает, что данный феномен должен иметь сущностные навыки человеческого сознания и контактировать с реальной действительностью (создавать диалоги, проводить рассуждение, проявлять к нему обусловленное ценностное отношение и т.д.).
Для понимания сущности убеждения (в том числе -гуманистического убеждения педагога) по нашему мнению, обязательно придавать значение диалектической целостности, субъективности и объективности его различных аспектов, иметь определенное представление о назначении и сущности каждого из них (о знаниях, предстоящим стать убеждениями, о твердости, как той «причине в душе», вопреки которой определяется правдивость данных знаний, и наконец, насколько это значимо в профессиональной деятельности педагога).
В настоящее время в науке понятие«убеждение» в целом выступает как суждение или совокупность суждений, которые обладают достоверностью и проявляют твердость в чем-либо, поэтому понятие «истинное знание», «истинное суждение» и «убеждение» обычно употребляются как идентичные.
С целью детального и всестороннего рассмотрения данной проблемы, мы обратились к философским и психолого-педагогическим дисциплинам, поскольку самым важным структурным элементом мировоззрения и профессиональной направленности любого специалиста являются его убеждения. В этой связи Г.М. Штракс и М.Г.
Хасанов Шухратжон Рахматуллоевич pedagogical
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ... sciences
Штракс пишут, что «убеждения- это знания, прожитые человеком, ставшие в этом качестве определителем его воли, направленной на реализацию убеждений в практической и теоретической деятельности»[5].
Показывая взаимосвязь убеждений с практической деятельности человека А.Г. Спиркин, отмечает, что убеждения- это идеи, которые воплощены в поступки и озарены идеей [6].
Л.П. Реутова на основе системного анализа, разграничивая убеждения и действия, приходит к выводу, что убеждения вступают как объект сознания, а действия относятся к практическим и материальным аспектам, вследствие этого правильно говорить о «готовности к действию», основными компонентами которого являются:
- осведомленность о мировоззренческих особенностях;
- вера в их правдивость и основательность;
- идеалы;
- эмоции и чувства [7].
Анализ литературы позволил сделать вывод, что понятие «убеждение» трактуется разными авторами неоднозначно. Почти во всех определениях убеждение выступает как общий элемент, составная часть или основой элемент знания. Однако знание не становится убеждением автоматически, а перевоплощается в него лишь при преодолении своеобразия чувств и переживаний. По этому поводу еще В.Г. Белинский писал, что «идея, вычитанная и услышанная и, пожалуй, понятая, как должное, но не проведенная через собственную натуру, не получившая отпечатка вашей личности, есть мертвый капитал» [8, с. 798-799].
Мировоззренческие убеждения Т.И. Ойзерман характеризует следующим образом:
как суждения о всеобщей сути природных и социальных явлений;
как воззрения, выражающие неравнодушное отношение людей к обобщениям, которые выходят за пределы обыденного сознания [9, с. 180].
Следует отметить, что во всех определениях убеждение выступает как сущностное понимание явлений, их оценка с позиции интересов общества.
Р.М. Рогова подчеркивает, что убеждения «как высшей синтез осознанных и внутренне принятых мировоззренческих идей, эмоциональных оценок, опыта и отношений к реальной действительности, эстетические и нравственные идеалы, которые интегрируют субъективно значимую для личности систему ценностей, определяют направленность всей жизни и деятельности человека» [10, с. 36].
Опираясь на логику, содержание и особенность данных определений, мы постарались выяснить, как разные исследователи рассматривают профессионально-гуманистические убеждения. Некоторые исследователи (Е.М. Боброва, Ю.А. Косолапова, Л.Н. Лаврова, Е.А. Мажаева, Р.Н. Овчиникова, В.А. Сластенин, С.Ф. Спичак и др.) рассматривают убеждения как совокупность взглядовна профессию и обязательные личностно-существенные особенности педагога.
Е.А. Мажаева пишет, что «профессиональные убеждения это обусловленное духовно-этическое состояние личности, которое объединяет профессиональные знания и навыки, отношение к ним, побуждения, обусловливающие творческую инициативность в области профессиональной деятельности, склонность к самоформированию и самосовершенствованию» [11, с. 7].
Р.Н. Овчиников считает, что «педагогические убеждения это твёрдые взгляды на систему и организацию обучения, образование и воспитание учащихся, искреннее и глубокое переживание их истинности и необходи-мости»[12, с. 88]. Затем добавляет, что учитель на основе педагогического убеждения обретает, во-первых направленность в безграничное многообразие педагогических явлений, во-вторых, находит подход к работе, 306
создает конструкцию своей профессионально-педагогической деятельности в воспитательно-образовательном процессе. Далее ученый классифицирует педагогические убеждения педагога:
а) убеждения методологической особенности, содержащие в своем основании научные методологические принципы, которые относятся к сфере дидактики, теории воспитания и школоведению;
б) общепедагогические убеждения, являющиеся соподчиненными и основанные на довольно обширных концепциях организационно-методического плана, обеспечивая связь между теорией и практикой учебно-воспитательного процесса[12, с.90].
В этой связи, уместно отметить, что еще К.Д. Ушинский писал «учитель не может проводить в жизнь идеи, не ставшие его убеждениями. Убеждения - это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Однако просто набор суммы знаний еще не формирует убеждения, для этого необходим метод» [13].
Базовой основной для нас является вывод В.А. Сластенина, который отмечает, что «убеждения начинаются там, где сознание поднимается над фактами, когда человек в понятии видит обобщенную действительность, а за системой понятий - окружающий мир во всем его разнообразии. Иначе говоря, знания становятся убеждением, только в системе определенного мировоз-зрения»[14].
Таким образом, в контексте нашего исследования обобщенные знания, которые получены в ходе подготовки студентов- будущих учителей, переходят в убеждения только в системе профессионально-гуманистического сознания.
Выделяя компоненты убеждения идеала личности, мы считаем приоритетным то, что творческое самосовершенствование педагога строится на идеалах его личности. По мнению И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, В.Э. Тамарина, В.А. Сластенина оно является «представлением педагога о том, каким он должен быть в соответствии с той педагогической целью, которую он ставит перед собой. Так, если учитель ориентирован на ребенка и его интересы, то его личностные характеристики и методы деятельности будут иные, нежели при ориентации на учебные предметы. Педагогический идеал - это сплав социального заказа общества и педагогического кредо самого учителя. Он проявляется в осознании им своей миссии, в видении себя в педагогическом процессе»[14]. Итак, «идеал - это целостный комплекс идей, принципов, взглядов о наиболее совершенной жизни, соответствующей интересам, желаниям, стремлениям индивида»[14], выступающий ядром становления и развития профессионально-гуманистических убеждений педагога.
Исходя из этого, формирование профессионально-гуманистических убеждений личности будущего педагога реализовывается в ходе направленности его в гуманистическом содержании ценностей педагогической деятельности, и можно сделать вывод, что направленность ценностей и идеалов педагогической деятельности является основным условием формирования профессиональных убеждений. Ибо ценностная направленность- это призма восприятия окружающей средыи внутреннего мира личности - это связующие компоненты сознания и самосознания. Посредством изучения ценностных ориентаций личности возможно приближение к саморегуляции, стабильности личности, что выступает как показатель убежденности решения различных социальных проблем, в том числе гуманистических, кроме того ценностные ориентации фиксируют одну из главных особенностей человеческого поведения, его избирательность [15].
Такое понимание даёт нам возможность положить в основу профессионально-педагогической деятельности гуманистические принципы, которые предлагают педагогу планировать, реализовывать и оценивать профессиональную деятельность с точки зрения следования за-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Хасанов Шухратжон Рахматуллоевич ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ...
интересованности, учета прав и потребностей партнера по взаимодействию (воспитанника, коллеги, родителей и др.), обусловленной нравственным императивом. Из этого следует, что в педагогических вузах необходимо создавать условия для формирования гуманистических убеждений будущих педагогов.
Анализ профессионально-гуманистической направленности личности будущего педагога подвели нас к следующему:
убеждения учителя определяется как система его ценностной ориентации, которые отражают важнейшие и абсолютно стабильные отношения педагога к существенным аспектам материальной и духовной жизни общества, людям и самому себе. Совокупность данных отношений, которая задается ценностными ориентация-ми, создает и адекватную этим ориентациям профессионально-педагогическую позицию, воплощаемую в деятельности и общении, что и обеспечивает целостность направленности деятельности и личности [16, с. 60];
значимость гуманистических ориентаций будущего учителя содержит в себе ориентацию гуманистических ценностей педагогического содержания.
Профессионально-гуманистическое убеждения личности педагога истории обладает таким личностным образованием, которое интегрирует историческое значение и осознание значимости своей педагогической деятельности; характеризуется осознанием истории как механизм освоения национальных культурных, политических и гуманистических ценностей; снабжает наличием гуманистически ориентированным взаимодействием субъектов педагогического процесса, доброжелательной атмосферы на занятиях по истории; содействует материализации существенных концепций гуманизации обучения истории: личностно-ориентированного подхода, диалогичности, индивидуализации и т.д., способствует интеграции гуманистических ценностей в систему отношений с реальностью, на базе принятия их как личностных позиций.
Анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературы по данной проблеме дает возможность констатировать, что при всем многообразии подходов к определению значимости ценностных ориентаций, составляющих сущность профессионально-гуманистических убеждений учителя, они имеют общие черты:
1. Принадлежность к педагогической деятельности как к призванию, миссии; смысловая направленность на преподаваемую дисциплину и, в первую очередь, на ребенка.
2. Педагогический гуманизм, который заключен в самом педагоге и впоследствии передастся ученику, проявляется в доверии и уважении к детям, в твердой вере в их умения и навыки, в то, что каждый из них «равноценен» учителю.
3. Эмпатическое отношение к ученикам, которое предполагает склонность и навыки чувствовать себя как другие.
4. Диалог как стремление и способность преподнести учебный материал как ответ на вопрос, который возни-ку детей, «идти не с предметом к ученику, а с учеником к предмету» [17], вести межличностный диалог на базе равенства позиций.
5. Сотрудничество как тенденция на контакт педагога и ученика в ходе коллективной деятельности и общении, склонность и навыки предоставлять детям позицию «соавторов учебно-воспитательного процесса»[18].
При этом не менее важным является наполненность содержания образования жизненными интересами студентов, создание условий общения, в которых им позволялось бы воздействовать на личностно-значимые проблемы. Кроме того, необходимо обязательное признание права студентов на свободу самовыражения, которое указывает на суть профессионально-гуманистических убеждений педагога и проявляется лишь в гуманной
деятельности самого учителя, в его педагогической позиции, которую он выбирает для реализации своей будущей профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Коджаспирова Г.М. История и философия образования в таблицах и схемах. - М., 1998.
2. Алексашина И.Ю. Теоретико-методологические основы освоения учителем идей гуманизации образования в процессе повышения его квалификации: Диссертация д. п. н.: 13.00.01: СПб., 1997. - 415 с.
3. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Педагогика, 1989.
4. Воспитание свободной личности: теория, история, практика (сборник научных статей). - М.- Белгород, 2001. - 151с.
5. Штракс Г.М., Штракс М.Г. Диалектика формирования научных убеждений.- М., 1985. - 168с.
6. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972. - 303с.
7. Реутова Л.П. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя: Диссертация д. п. н.: 13.00.08. - Майкоп, 2006. - 398 с.
8. Белинский В.Г. Собрание сочинений. - М., 1948.
- Т.3. - 925 с.
9. Ойзерман Т.И. Мировоззрение как феномен духовной жизни общества // Ойзерман Т.И., Богомалов А.С. Основы теории историко-философского процесса.
- М., 1983. - 286 с.
10. Рогова Р.М. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся во внеурочной деятельности // Советская педагогика, 1976. №4. - С. 35-41.
11. Мажаева Е.А. Дидактические условия развития профессиональных убеждений студентов в процессе обучения математике: Автореферат дисс. ... к. п. н.: 13.00.01. - Калининград, 1996. - 16 с.
12. Овчиников Р.Н. Педагогические убеждения учителя и их формирование // Советская Педагогика, 1982. №4. - С. 85-90.
13. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х Т.- М., 1974. - Т.1.- 584 с.
14. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика, 1990. №7. - С. 82-89.
15. Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога / Под ред. В.Э. Чудновского. - М.: ПИ РАО, 2008. - 534 с.
16. Бездухов В.П. Формирование гуманистической направленности студента-будущего учителя как социально-педагогическая проблема: Диссертация д. п. н.: 13.00.01: СПб., 1995. - 397 с.
17. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
18. Осухова Н.Г. Гуманистические ориентации учителя: присмотр целей и поиск технологии // ВВШ, 1991. №12. - С. 30-36.
Статья поступила в редакцию 11.07.2017.
Статья принята к публикации 23.09.2017.