Научная статья на тему 'Creativity of the teacher as a factor in the development of student creativity'

Creativity of the teacher as a factor in the development of student creativity Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
the teacher / professional training / creation / pedagogical abilities / mastery / педагог / профессиональная подготовка / творчество / педагогические способности / мастерство

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Yulchiyeva Zulfizar Najbullayevna, Kuvandikova Gulnora Gulamovna

the article reveals the most important signs of pedagogical mastery, which is a high level of pedagogical techniques of a teacher who, having mastered the whole arsenal of pedagogical means, chooses the most economical and effective ones that ensure achievement of those projected with optimal efforts. And the development of the education system requires scientific, methodological and organizational support for the substantive and structural changes in the system of training a modern teacher, searching for new forms and methods at all stages of this work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТА

в статье раскрываются самые важные признаки педагогического мастерства, являющигося высоким уровнем педагогической техники педагога, который, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее экономные и эффективные, обеспечивающие достижение запроектированных целей с оптимальными усилиями. А развитие системы образования требует научно-методического и организационного обеспечения содержательных и структурных перемен в системе подготовки современного педагога, поиска новых форм и методик на всех этапах этой работы.

Текст научной работы на тему «Creativity of the teacher as a factor in the development of student creativity»

CREATIVITY OF THE TEACHER AS A FACTOR

IN THE DEVELOPMENT OF STUDENT CREATIVITY 1 2 Yulchiyeva Z.N. , Kuvandikova G.G. (Republic of Uzbekistan)

Email: Yulchiyeva559@scientifictext.ru

1Yulchiyeva Zulfizar Najbullayevna - Senior Lecturer;

2Kuvandikova Gulnora Gulamovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article reveals the most important signs of pedagogical mastery, which is a high level of pedagogical techniques of a teacher who, having mastered the whole arsenal of pedagogical means, chooses the most economical and effective ones that ensure achievement of those projected with optimal efforts. And the development of the education system requires scientific, methodological and organizational support for the substantive and structural changes in the system of training a modern teacher, searching for new forms and methods at all stages of this work. Keywords: the teacher, professional training, creation, pedagogical abilities, mastery.

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА

СТУДЕНТА

Юлчиева З.Н.1, Кувандикова Г.Г.2 (Республика Узбекистан)

1Юлчиева Зулфизар Нажбуллаевна - старший преподаватель; 2Кувандикова Гулнора Гуламовна - старший преподаватель,

кафедра педагогики и психологии, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрываются самые важные признаки педагогического мастерства, являющигося высоким уровнем педагогической техники педагога, который, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее экономные и эффективные, обеспечивающие достижение запроектированных целей с оптимальными усилиями. А развитие системы образования требует научно-методического и организационного обеспечения содержательных и структурных перемен в системе подготовки современного педагога, поиска новых форм и методик на всех этапах этой работы.

Ключевые слова: педагог, профессиональная подготовка, творчество, педагогические способности, мастерство.

Происходящие перемены в современном обществе определяют необходимость реформирования системы подготовки специалиста с целью достижения ее соответствия образовательно-профессиональным потребностям личности. Развитие системы образования требует научно-методического и организационного обеспечения содержательных и структурных перемен в системе подготовки современного педагога, поиска новых форм и методик на всех этапах этой работы.

Полноценная профессиональная подготовка будущих учителей невозможна без обеспечения личностно-деятельностного и практико-ориентированного подходов в обучении, которые возможно реализовать в условиях творческой учебной деятельности студентов.

Творчество - это деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество - специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.

Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение (формирование, воспитание) человека, который всегда неповторим, уникален.

Педагогическая деятельность, являясь сплавом науки и искусства, по своим компонентам предполагает творчество.

Особые профессиональные и общественные функции педагога, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей - студентов, магистрантов, заинтересованных родителей, широкой общественности, предъявляют повышенные требования к личности педагога ВУЗА, его моральному облику. Требования к педагогу - это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.

Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии, а другая половина ее - искусство. Исхода из этого, первое требование к профессиональному педагогу, это наличие педагогических способностей.

Под педагогическими способностями нами понимается качество личности, интегрировано выражающееся в склонностях к работе с детьми (учениками, учащимися, студентами и др.) любви к ним, получение удовольствия от общения с ними.

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) являются важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией. Педагог - это всегда великий труженик. Поэтому важными профессиональными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.п.

В настоящее время происходит заметная трансформация учебных заведений в производственные учреждения, предоставляющие «образовательные услуги» населению, где действуют планы, контракты, развивается конкуренция - неизбежный спутник рыночных отношений. В этих условиях особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие др.

Чтобы овладеть педагогическим мастерством, надо знать и уметь, т.е. знать законы и принципы воспитания, его слагаемые. Нужно уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями в учебно-воспитательном процессе, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества.

Мастерство педагога выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний обучаемых (учащихся).

Настоящий педагог всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по особому подойти к студенту, магистранту, зажечь мысль, взволновать его. Такой педагог глубоко знает свой предмет, перспективы развития той науки, основы которой преподает. Он знает современную литературу, новости культуры, спорта, умеет проанализировать международные события, и является постоянным читателем популярных журналов.

Мастер - это учитель, в совершенстве владеющий современными методами преподавания.

Одним из важных показателей мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Следовательно, педагог - мастер должен обладать даром, создавать необходимые условия (ситуации) используя разнообразные методы для активизации умственной деятельности и процесса обучения.

72

Одной из основных задач педагога является определить (найти) путь к выработке положительных эмоций у обучаемых в самом процессе учения. Это простые приёмы: смена методов работы, эмоциональность, активность педагога, интересные примеры, остроумные замечания и т.п. Нельзя повторяться, нужно находить новые оригинальные способы, так как, эти приёмы дают не только временный успех, они способствуют росту симпатии к педагогу, решают главную задачу - вырабатывают устойчивый, постоянный интерес к предмету.

Суть педагогического мастерства - это своеобразный сплав личной культуры, знаний и кругозора преподавателя, его всесторонней теоретической подготовки, совершенным владением приёмами обучения и воспитания, педагогической техникой и передовым опытом.

Одним из важных признаков педагогического мастерства является высокий уровень педагогической техники педагога, который, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее экономные и эффективные, обеспечивающие достижение запроектированных с оптимальными усилиями [1].

Под педагогической техникой нами понимается комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педагогического воздействия, как на отдельных студентов, так и на группу в целом. Владение педагогической техникой является составной частью педагогического мастерства, требует глубоких специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки.

Прежде всего, педагогу необходимо овладеть искусством общения, умением выбирать нужный тон и стиль общения, индивидуальный подход к обучаемым. В отношение с ними необходимы простота и естественность. Не следует в общение переходить на искусственный тон, назидательность, панибратство.

Составной элемент педагогической техники - умение педагога управлять своим вниманием и вниманием студентов.

На наш взгляд, важным для педагога является, и умение по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние.

Составная часть педагогической техники - чувство темпа в педагогических действиях.

Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приёмы выразительного показа педагогом определенных чувств, своего субъективного отношения к тем или иным действиям обучаемых или проявлениям ими моральных качеств. Педагог не может оставаться равнодушным, он радуется хорошим поступкам своих учащихся, огорчается плохим.

Становление учителя тесно связано с этапом профессионального самоопределения личности, когда человек только впервые примеряет на себя будущую профессию, анализирует степень соответствия своих возможностей требованиям, которые предъявляет к человеку педагогическая деятельность. Далее следуют этапы:

> этап моделирования эталонного образа профессионала;

> этап освоения профессиональными знаниями, качеств и опыта профессиональной деятельности;

> этап профессиональной апробации;

> этап поиска собственного индивидуального стиля, профессионального почерка.

На каждом из этих этапов будущие педагоги последовательно накапливают профессиональный опыт, включая знания, эмоциональную культуру, прикладные практические знания и умения.

Осуществление творческой деятельности в учебном процессе приводит к повышению мотивации (субъективности) в обучении, активизации усвоения и закрепления полученных знаний, приобретению умений и навыков их профессионального практического применения. Чтобы образование стало движущей силой развития общества необходимо «инновационное обучение», ориентированное на будущее и призванное готовить обучаемых к ответственности за будущее, формировать у них веру в себя, в свои возможности влиять на это будущее.

Список литературы /References

1. Подласый И.П. Педагогика // Книга 1. Новый курс. Москва, «Владос», 1999. С. 262-264.

2. Кувандикова Г.Г., Чориев И.Р. Технологии гуманизма общества в отношении к личности // Вестник науки и образования, 2016. № 5 (17). С. 64-67.

3. Кувандикова Г.Г., Чориев И.Р. Вести науки и образования. XIII межд. науч.-практ. конф. Москва, 23-24 февраля 2016. С. 92-94.

4. Кувандикова Г.Г., Хамрокулова Д.Ф., Юлчиева З.Н. Гуманистический подход к процессу индивидуализации обучения // European research. № 1 (24), 2017. С. 74-76.

5. Кувандикова Г.Г., Юлчиева З.Н. Использование мультимедийных технологий в учебном процессе // Наука и образования сегодня, 2018. № 3 (26). С. 53-54.

6. Кувандикова Г.Г., Юлчиева З.Н.Методологические основы использования медиатехнологий в повышении эффективности обучения // Наука, техника и образования, 2019. № 2 (55). С. 49-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.