УДК 378.015.2.005.32-057.873
П. И. Александрович, кандидат психологических наук, доцент (БГТУ) ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
В данной статье раскрыто понятие педагогического мастерства преподавателя вуза. Раскрыты структура педагогического мастерства, знания, навыки, умения, которыми должен обладать преподаватель, основные компоненты педагогической деятельности (гностический, проективный, конструктивный, организационный, коммуникативный). В мастерстве педагога выделяются четыре относительно самостоятельные части: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности студентов, мастерство убеждения, мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности, мастерство владения педагогической техникой. Отражаются основные требования компетентности преподавателя в современной системе образования: умение проектировать учебный процесс, использовать инновационные системы обучения, осуществлять педагогическую рефлексию.
In this article the concept of pedagogical skill of the teacher of higher education institution is opened. Discovery of the structure of pedagogical skill, knowledge, skills, abilities, which should have a teacher, the main components of educational activities (gnostic, projective and constructive, organizational and communicative). In the skill of the teacher are four relatively independent parts: skill organizer of collective and individual work of students, skills of persuasion, skill knowledge and experience of the formation, mastery of teaching techniques. Reflected the basic requirements of competence of the teacher in the modern education system: the ability to design the learning process, the use of innovative training systems, to carry out teaching reflection.
Введение. Сущность педагогического мастерства взаимосвязана с педагогической технологией. При этом педагогическое мастерство представляется как высший уровень владения педагогической технологией, однако при этом оно не ограничивается только операционным компонентом, а представляет собой синтез лич-ностно-деловых качеств и свойств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса. Педагогическое мастерство выражает высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время отражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию.
Основная часть. Наиболее специфично для преподавателя высшей школы сочетание педагогической и научной деятельности. Деятельность преподавателя вуза включает в себя пять компонентов:
- гностический, решающий задачи получения и передачи новых знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы;
- проективный, связанный с проектированием целей преподавания курса и путей их достижения;
- конструктивный, включающий действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий;
- организационный, решающий задачи реализации запланированного;
- коммуникативный, включающий в себя действия, связанные с установлением педаго-
гически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса.
Сегодня предъявляются все более жесткие и разносторонние требования к педагогической деятельности. Они неизмеримо возрастают при неизбежном возникновении рынка молодых специалистов, развитии многоуровневого образования, внутригосударственной и международной аккредитации вузов и специалистов.
Выделяют следующие компоненты деятельности преподавателя: обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая, конструктивно-диагностическая.
Наличие множества направлений педагогической деятельности позволяет говорить о том, что в каждом из них возможно достижение высокого уровня ее осуществления, ведущего к высокому результату в этой области, или мастерству.
Педагогическое мастерство является стержневым компонентом педагогической культуры, и определяют его как синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать многообразные учебно-воспитательные задачи.
Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные
62
ISSN 1683-0377. Трулы БГТУ. 2013. № 5. История, философия, филология
задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части:
- мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности студентов;
- мастерство убеждения;
- мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
- мастерство владения педагогической техникой.
В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.
В структуре педагогического мастерства в целом выражается личность и деятельность педагога.
Творческая индивидуальность педагога -это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Деятельность преподавателя включает три компонента:
- педагогическую деятельность;
- педагогическое общение;
- личность.
Особое место в структуре мастерства преподавателя занимает педагогическая техника. Это совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных студентов и коллектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, управлять их вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам студентов.
Педагогическая техника - это совокупность способов и приемов, повышающих эффективность применяемых принципов, средств и методов воспитания и обучения.
Речь преподавателя должна отличаться четкостью, выразительностью, ясностью и доступностью изложения. Слишком громкая, крикливая речь не способствует мобилизации внимания студентов, студенты начинают вести посторонние разговоры, вообще внимание их больше отвлекается.
Педагогический такт преподавателя - это целесообразность его действий и поступков во взаимоотношениях со студентами. Проявляется он в правильном подходе к аудитории, к отдельным студентам, умелом учете их состояния, соблюдении меры требовательности. Такт несовместим с высокомерием, барством, зазнайством, черствостью, формализмом, недоброжелательностью. Для педагогического такта нужны гуманизм, уважение другого, чуткость,
справедливость, оптимизм, естественность, искренность, внимательное отношение к студентам.
В структуру педагогического мастерства включены: умение увидеть педагогическую проблему, отобрать, адаптировать и донести до студентов дидактический материал, на основе паритетного диалога организовать творческое учебное сотрудничество. К числу важнейших педагогических умений относят умение понять внутреннюю позицию и состояние студента и на этой основе индивидуализировать образовательный процесс.
Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии со студентами. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.
Профессионально-педагогические знания преподавателя должны содержать общие знания, которыми должен овладеть любой специалист, и специальные знания (профессионально-педагогические). Их можно подразделить на четыре группы:
I. Специфические первого вида представляют собой профессионально-педагогические знания. Уровни и способы овладения и проявления этих знаний такие: а) восприятие, понимание, запоминание; б) использование знаний в знакомой ситуации; в) применение знаний в новой ситуации.
II. Специфические второго вида охватывают опыт осуществления профессионально-педагогической деятельности. Ниже приведены уровни и способы овладения этим опытом и его проявления: а) эмпирическое осуществление профессионально-педагогической деятельности; б) осуществление способов профессионально-педагогической деятельности по образцу; в) применение способов профессионально-педагогической деятельности в новой ситуации.
III. Специфические третьего вида - опыт творческой педагогической деятельности. Ниже приведены уровни и способы овладения ими: а) выработка умения выявлять и формулировать проблемы; б) частично-поисковая педагогическая деятельность; в) поисковая (исследовательская) деятельность.
IV. Специфические четвертого вида представляют опыт проявления личностных качеств и профессионально-педагогической направленности. Можно выделить следующие
уровни, способы формирования и их проявления: а) формирование внутренней модели поведения (ВМП) в соответствии с нормами морали и педагогической этики; б) профессионально-педагогическое поведение на основе ВМП; в) творческое отношение к педагогической деятельности, сформированность педагогического кредо.
Содержание элементов профессионально-педагогического характера у педагога-мастера должно состоять:
1) из системы профессионально-педагогических знаний;
2) системы профессионально-педагогических навыков и умений;
3) опыта творческой педагогической деятельности;
4) сформированных личностных профессионально значимых качеств педагога.
Профессионально-педагогические умения и навыки должны охватывать те же составные части, что и знания, т. е. в самом общем виде это должны быть умения и навыки:
1) отбора, дидактической организации и передачи содержания образования как объекта деятельности обучаемых;
2) общения с обучаемыми; использования возможностей развития и воспитания в процессе обучения, перевода с уровня «объект образования, воспитания» на уровень «субъект образования, воспитания»; формирования у обучаемых опыта осуществления деятельности и организации этой деятельности по усвоению содержания;
3) организации и осуществления собственной деятельности педагога в процессе обучения;
4) формирования себя как личности и педагога, развития профессионально значимых качеств и педагогических способностей, профессионально-педагогической и общественной направленности личности, ориентационно-цен-ностных отношений личности;
5) организации педагогического процесса: создания инструментария педагогического воздействия как системы в целом с целью решения задач образования, воспитания и развития обучаемых в процессе обучения.
Умения и навыки, являясь составной частью основ педагогического мастерства, настолько важны, что некоторые исследователи уровень умений считают определяющим в мастерстве педагога.
Как показывает анализ высказываний педагогов-практиков, изучение и обобщение исследований педагогов-теоретиков, целесообразно выделить такие три аспекта:
- гражданственную и профессионально-педагогическую направленность личности, ко-
торые в общей структуре направленности личности для педагога являются ведущими;
- личностные качества педагога, в том числе профессионально значимые, важность которых для педагогического воздействия отмечают и сами педагоги, и воспитанники;
- педагогические способности, которые помогают человеку овладеть профессией и осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на высоком уровне.
Эти составляющие, относящиеся к аспектам личности педагога, являются основой внутренней модели поведения педагога. Личностный аспект основ педагогического мастерства - это не что иное, как осознаваемое и неосознаваемое педагогическое воздействие личности педагога на воспитанников, способствующее достижению конечной цели.
Заключение. Мастер педагогического труда - это прежде всего высококомпетентный в психолого-педагогической и в собственно предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, умения и навыки.
На эффективность его педагогической деятельности оказывают влияние такие факторы, как:
- хорошее знание своего предмета, что дает преподавателю раскрепощенность и уверенность во время занятия;
- способность к постоянному самообучению (усвоение нового в предметной, педагогической, психологической областях);
- наличие потребности в достижениях (стремление превзойти уже достигнутый уровень).
Таким образом, педагогическое мастерство основано на системе знаний, навыков, умений, тесно связанных с профессионально важными качествами преподавателя, позволяющими ему осуществлять свою деятельность на высоком уровне исполнения и эффективно достигать целей воспитания и обучения студентов.
Литература
1. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1978 г. - 320 с.
2. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. -544 с.
3. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002 - 380 с.
Поступила 20.03.2013