Научная статья на тему 'Современный кабинет литературы: траектории развития'

Современный кабинет литературы: траектории развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1960
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАБИНЕТ ЛИТЕРАТУРЫ / УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ / ВОЗМОЖНОСТИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ / LITERATURE SCHOOL ROOM / LITERATURE TEACHER / METHODOLOGICAL CENTER / TEACHING METHODS / TELECOMMUNICATION NETWORKS / USE OF INTERNET IN LITERATURE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тодоров Лев Всеволодович, Белоусова Елена Ивановна

В статье освещается роль специализированных школьных кабинетов в истории и современной практике преподавания литературы. Предложены методические рекомендации по совершенствованию информационно-культурной грамотности учителя литературы, показаны возможности для построения траектории развития кабинета литературы как творческого центра сотрудничества, лаборатории взаимодействия с ученической аудиторией в соответствии с требованиями времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тодоров Лев Всеволодович, Белоусова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the role of school rooms, equipped specifically to meet the demands of literature teaching. Guidelines for developing teacher's competence in the sphere of computer technologies are proposed. The authors outline possible means for transforming the traditional school room into a creative laboratory, which would allow to establish student-teacher co-operation and communication in a way that is effective in today’s circumstances.

Текст научной работы на тему «Современный кабинет литературы: траектории развития»

^ го О t

ср сс ° ?

Ж VO

О

на учеников младших классов общеобразовательной школы. Музыка С. Слонимского, написанная для детей, отличается лаконичностью, простотой выразительных средств, при этом каждая пьеса создает свой музыкальный образ, свое настроение. Больше всего в детских произведениях Слонимского привлекает искренность и доброта, умение взглянуть на мир глазами ребенка, чувство юмора и неистощимая фантазия. Музыкальные произведения С.М. Слонимского могут быть рекомендованы к использованию в качестве учебного материала на уроках музыки в начальной школе.

Библиографический список

1. Попова А.В., Черная М.Р. Фортепианные пьесы Сергея Слонимского на уроке музыки в младших классах общеобразовательной школы // Вестник КемГУКИ. 2016. № 34. С. 227-232.

2. Попова А.В. Концептуальные подходы к использованию произведений Сергея Слонимского на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы // Вестник КемГУКИ. 2016. № 37. С. 214-223.

3. Программа «Музыка. Начальные классы» / Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. М., 2007.

4. Слонимский С.М. От пяти до пятидесяти. Фортепианный альбом. Тетрадь 1. СПб., 1993.

5. Сергей Слонимский. Фортепианные циклы для детей и юношества. URL: http://www.compozitor.spb.ru/our_autors/interview/sergey-slonimsky.php (дата обращения: 15.04.2016).

Л.В. Тодоров, Е.П. Белоусова

Современный кабинет литературы: траектории развития

В статье освещается роль специализированных школьных кабинетов в истории и современной практике преподавания литературы. Предложены методические рекомендации по совершенствованию информационно-культурной грамотности учителя литературы, показаны возможности для построения

о

траектории развития кабинета литературы как творческого центра сотрудничества, лаборатории взаимодействия с ученической аудиторией в соответствии § с требованиями времени. 5 ° Ключевые слова: кабинет литературы, учитель литературы, методический ^ 1 центр, средства обучения, телекоммуникационные сети, возможности сети | 2 Интернет в литературном образовании. о §

го

ч: ю ш о с

Реформирование среднего и высшего образования требует новых подходов к процессу обучения, современного учебно-методического сопровождения, оборудования и оснащения учебных кабинетов. Учитывая проверенные временем достоинства кабинетной системы, можно понять всю сложность оснащения современного кабинета литературы в связи с его особой ролью в процессе изучения изящной словесности. Сама атмосфера кабинета, его внешний вид, оформление уже являются непосредственной подготовкой учащихся к восприятию художественного текста и учебного материала. Наличие в кабинете необходимого демонстрационного оборудования, наглядных пособий, проекционной техники - все это позволяет учителю более качественно и эффективно готовить и проводить занятия.

Если рассмотреть историю вопроса, то можно констатировать, что оснащенных средствами обучения учебных комнат в школах России не было. Математик приносил на урок циркули, линейки, за географом шел ученик или избранный ассистент с картами и глобусом, разрезами структуры Земли и т.д. Учитель словесности нес с собой портфель, набитый книжками.

Специализированные учебные помещения возникли в России в середине XVIII в., когда педагогическое сообщество пришло к убеждению в необходимости сосредоточения всех средств обучения в одном месте для эффективного проведения занятий. Простое сведение средств обучения в одной учебной комнате позволило реализовать золотое правило Я.А. Коменского: «...всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, что можно вкусить - вкусом, доступное осязанию -осязанием» [2, с. 384].

Изначально развитие кабинетной системы связывалось только с естественно-математическим образованием. Продолжатель идей М.В. Ломоносова, ученый-физик М.Е. Головин, автор «Краткого руководства к физике», был сторонником наглядного обучения. Он создал первый в России физический кабинет и предложил организовать такие кабинеты при всех училищах страны. Спустя некоторое время педагогическим

^ го

о н

ср сс ° ?

^ ф

Ж О

о

сообществом была осознана необходимость создания аналогичной системы для гуманитарных предметов.

В педагогической системе К.Д. Ушинского нашла отражение мысль об использовании иконографического материала (портретов писателей) при разборе художественных текстов [6, с. 157]. Проблемами создания школьных кабинетов литературы занимался В.П. Острогорский. Идеи эстетического воспитания, изложенные ученым, также в значительной мере способствовали популяризации кабинетной системы [3, с. 15]. Развитие кабинетной системы имело важное значение для учебного предмета. Оно расширяло рамки учебного процесса за счет системы наглядного обучения. При творческом использовании систематизированные учебные пособия способствовали также связи обучения с жизнью.

Заметным шагом в развитии кабинетной системы стала появившаяся в начале ХХ в. книга Н.М. Соколова и Г.Г. Тумима «Кабинет родного языка» (1917), авторы которой полагали, что именно в учебном кабинете должны быть сосредоточены картины, иллюстрации, а главное - художественные и критические тексты и справочная литература. Ученые считали, что кабинет русского языка и литературы - это творческая лаборатория, где с помощью средств наглядности не только сообщаются знания по литературе, но и воспитывается литературный вкус [5, с. 98].

Социальные изменения, происходившие в России начала ХХ в., оказали неоднозначное влияние на реализацию продуктивной идеи создания сети предметных кабинетов в школе, несколько замедлив этот процесс. Только в 1950-е гг. стали воплощаться в жизнь замыслы педагогов прошлого. Сначала это были изыскания отдельных учителей, затем идея становления кабинетной системы обучения стала направлением государственной образовательной политики. В системе Академии педагогических наук РСФСР был организован Научно-исследовательский институт школьного оборудования и технических средств обучения (НИИ ШОТСО), который занимался разработками школьного оборудования, новой школьной мебели, различных средств оснащения, открывались лаборатории средств обучения разным предметам. В 1966 г. в этом институте была образована лаборатория средств обучения русскому языку и литературе. Ее деятельность стала особенно эффективной уже в 1960-1970-е гг. Именно тогда появились первые методические рекомендации по оборудованию учебных кабинетов русского языка и литературы (авторы: Л.П. Прессман, Л.М. Зельманова, Т.К. Молчанова), были созданы первые модели таких кабинетов, представленные на выставках в СССР, Германии, Чехословакии [1, с. 58; 4, с. 139].

ее

Специализированные кабинеты русского языка и литературы хоро- | шо зарекомендовали себя в школьной практике. Они стали своего рода § ^ методическими центрами, творческими лабораториями словесников, 5 ° помогающими учителю совершенствовать процесс обучения, разно- 1 1 образить методы и приемы, организационные формы работы. В учеб- | 2 ных кабинетах русского языка и литературы были созданы условия для о § проведения уроков с комплексным использованием средств обучения, чю интегративных уроков, уроков внеклассного чтения, внеклассной рабо- с ты (факультативных занятий, кружков). Нужно отметить, что под несомненным воздействием этой работы во многих школах, при активном участии учителей-словесников, в эти же годы были созданы литературные, краеведческие музеи.

1980-е гг. были особенно плодотворными в развитии кабинетной системы обучения. Именно тогда Министерствами просвещения и здравоохранения был выработан и принят ряд постановлений и методических рекомендаций разного плана, основной целью которых было создание предпосылок для внедрения в практику образования типовых учебных кабинетов по литературе: «Строительные нормы и правила. Общеобразовательные школы и школы-интернаты», «Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ», «Об использовании школьной мебели» и др.

1990-е гг. коренным образом изменили практику преподавания гуманитарных предметов: появились вариативные программы и учебники, классы с углубленным изучением русского языка и литературы. Одновременно прекратилось тиражирование и целенаправленное распространение традиционных средств обучения, увеличилось количество учебной продукции весьма сомнительного качества. Учебные кабинеты по русскому языку и литературе продолжали существовать благодаря старым ресурсам и энтузиазму учителей-словесников.

Вопрос о создании и использовании средств обучения литературе в учебном кабинете вновь приобрел актуальность в начале XXI в., в условиях смены образовательной парадигмы и стремительного развития информационно-коммуникационных технологий. Современное оснащение кабинета литературы, его ресурсы в школьном изучении литературы неразрывно связаны с развитием технологий мультимедиа, которые позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации и хранить их в компьютере кабинета литературы. С помощью компьютера можно представлять информацию в различных формах: изображения, отсканированные фото, чертежи, карты и слайды; звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; видео, сложные видеоэффекты; анимация и анимационное имитирование.

^ го

о н

ж о о

Широкое внедрение телекоммуникационных сетей в литературном образовании стало возможным после появления глобальной компьютер-| у ной сети Интернет.

Использование телекоммуникационных сетей в кабинете литерату-

о § ры в сочетании с использованием технологий и ресурсов мультимедиа

ш х

к ^ открывает новые возможности, основными из которых являются: расширение доступа к учебно-методической мультимедийной информации; формирование у школьников коммуникативных навыков, культуры общения, умения искать мультимедийную информацию; организация оперативной консультационной помощи; индивидуализация обучения, развитие базы для самостоятельного обучения; обеспечение проведения виртуальных учебных занятий (лекций, семинаров, консультаций, экскурсий) в режиме реального времени; организация дистанционного обучения; организация совместных исследовательских проектов; моделирование научно-исследовательской деятельности; доступ к уникальному оборудованию, моделирование сложных объектов, явлений или процессов и пр.; формирование сетевого сообщества учителей; формирование сетевого сообщества школьников; выработка у учащихся критического мышления, навыков поиска и отбора достоверной и необходимой мультимедийной информации.

Благодаря использованию телекоммуникационных средств в сферу литературного образования проникли общеизвестные телекоммуникационные сервисы: электронная почта, телеконференции, электронный журнал, удаленный доступ к информационным ресурсам и др. Все они также позволяют работать с потоком мультимедийной информации в пространстве кабинета литературы и являются мощным инструментом, расширяющим сферу использования мультимедиа в обучении школьников.

В качестве примера перечислим лишь небольшую часть ресурсов, предоставляемых нам Интернетом, которые можно использовать при изучении литературы: электронные энциклопедии, электронные библиотеки, сетевая литература, кибер-поэзия и кибер-проза, интерактивные площадки для размещения и обсуждения произведений современных авторов и т.д.

Проникновение медиа в учебный процесс изменило качество проекционного оборудования учебного кабинета литературы, предоставило возможность использования многообразных форм предъявления учебного материала. На смену диа- и кинопроектору пришли интерактивные доски, объединяющие экран для отображении информации и обычную маркерную доску, и мультимедиа-проектор. Занятия, проводимые с использованием мультимедиа-проектора, в силу своей наглядности,

красочности, простоты, дают максимальный эффект при восприятии Е и усвоении учащимися сложного учебного материала. о ^

Появление специфических учебных пособий на гипертекстовой осно- 5 ° ве, мультимедийных справочников и энциклопедий, доступа к циф- | 1 ровым образовательным ресурсам, возможности сети Интернет, | <§ организации сетевых коммуникаций в разных масштабах, создание о § интерактивных обучающих программ и тренажеров - все это открывает ч ю перед субъектами учебно-воспитательного процесса огромный спектр с новых возможностей и учебных действий.

Влияние современных медиа на восприятие литературы возрастает по многим параметрам. У литературного произведения, представленного в медиаформате, безусловно, теперь несоизмеримо больше читателей. Без аннотаций, рецензий, телевизионной рекламы существование литературы стало почти невозможным. Поэтому литература многое перенимает от медиа, используя многообразные приемы подготовки к чтению и восприятию художественных произведений многомиллионной аудиторией. Отношения литературы и медиа характеризует усиление тенденции синтеза, что нашло отражение и в современной терминологии, обогащенной такими понятиями, как «гипертекст», «медиатекст». Способы распространения текстов сегодня также изменились, особую роль в этой сфере стал играть Интернет, усиливший интенсивность интегра-тивных процессов не только в литературе и других видах искусства, но в читательской среде. В этой связи чтение, анализ и интерпретация произведений художественной литературы в средней школе сегодня невозможны только на основе достижений литературоведения, без учета современного распространения художественной информации, специфики существования художественного текста в медиасфере.

Художественный текст как сложная знаковая система с особой системой кодирования, допускающей и даже зачастую предпочитающей алогизм здравому смыслу и логике, позволяет решать высокие задачи патриотического, нравственного, эстетического воспитания, а также вполне прагматические задачи развития логического мышления, устной и письменной речи учащихся, их коммуникативных компетенций. «Анализ и интерпретация художественного текста на уроках литературы, в частности, предполагают:

- решение сложных проблем раскодирования, дешифровки художественной информации, в том числе развитие умения увидеть логику автора в самом построении сюжета, композиции, выборе и чередовании описаний, эпизодов, образов, отдельных приемов и художественных подробностей, зачастую как будто уводящих читателя в сторону и намеренно запутывающих его;

^ го

о н

ср сс ° ?

^ ф

Ж О

о

- соотнесение собственного видения изображенных в произведении людей, событий, явлений, чувств, эмоций с авторским видением (или видением героя) и точкой зрения других интерпретаторов произведения;

- оформление собственных суждений, оценок, характеристик в виде связного устного или письменного высказывания» [7, с. 8].

Все сказанное выше требует от учителя разумного сочетания традиционных и современных средств обучения в кабинете литературы. Педагогический эффект их использование может дать только тогда, когда учитель литературы подходит к их применению творчески, исходя из цели урока, содержания учебного материала и особенностей класса, помня о специфике нашего учебного предмета, о том, что во многих случаях никакие современные средства обучения не могут заменить живого слова учителя и ученика, диалога с автором на основе непосредственного знакомства с текстом: обложкой первого издания, первыми страницами, полным объемом, форматом текста и его сильными позициями, основными эпизодами.

Оснащенный традиционными и современными средствами обучения учебно-методический кабинет создает условия для систематического применения на занятиях по литературе не только текстов художественных произведений, иллюстраций, но и медиаресурсов (аудио-, видеозаписей, возможностей телевидения). Неотъемлемой частью кабинета литературы в школе остается художественно-литературная экспозиция, которая особенно наглядно показывает связи отдельного произведения с творчеством писателя, факты жизни с их литературным претворением, явлений истории с явлениями литературы и искусства. Иначе говоря, работа над экспозицией в кабинете литературы включает целый комплекс обучающих и воспитывающих возможностей.

Создание литературной экспозиции и сменной выставки - всегда плод коллективного труда, результат совместной работы учителя и учащихся. Школьники в поисках материалов под руководством учителя учатся работать с книгой, периодикой, формируют и совершенствуют навыки работы в кабинетной медиатеке. Они не только узнают много нового, но и учатся основам исследовательской деятельности. Изучение литературы в специально предназначенном для этого кабинете позволяет комплексно использовать средства обучения (учебник по литературе, фонохрестоматии, диафильмы, медиасредства), разносторонне воздействовать на восприятие учащимися художественных текстов.

Учителю литературы важно учитывать тот факт, что современные учащиеся, рожденные в век глобальной информатизации, еще до обучения в школе обладают некоторой информационно-компьютерной грамотностью, свободно и умело используют возможности новых

cc

технологий. Признавая этот факт, нельзя забывать о том, что компью- | терная грамотность не только не повышает читательской культуры § ^ школьников, интереса к литературе автоматически, но может снижать g ° эффективность работы памяти и мышления, общий творческий потен- | i циал (особенно в младшем школьном возрасте), нередко ведет к пре- | g обладанию виртуальных представлений учащихся. От учителя литера- о § туры требуется органичное сочетание традиций и инноваций, мудрое чю понимание связи явлений, их научной и житейской значимости при с организации и реализации занятий с использованием современных возможностей кабинета литературы. В число изменившихся функций педагога входит чрезвычайно сложная задача - в новых условиях сохранить за собой роль наставника, авторитетного советчика. Информационно-культурная грамотность, культура самого учителя литературы позволит ему выстраивать траекторию развития кабинета литературы как современного центра сотрудничества, лабораторию взаимодействия с ученической аудиторией в соответствии с требованиями времени.

Сейчас в распоряжении учителя литературы есть множество специальных программ, тренажеров, помогающих осуществлять обучающие, контролирующие функции. Это, например, такие программы, как Adobe Presenter, Power Point, ПромоШОУ, ProShow Producer и др., содействующие в подготовке раздаточного материала для учащихся. Возможности этих программ многообразны. Они подходят не только для подготовки презентаций и раздаточного материала, но и для создания мультимедийных учебных пособий с красочной графикой, анимацией, звуковым оформлением. Такие учебные пособия учитель может использовать для сопровождения уроков-лекций, для подготовки дополнительных материалов.

Разумное применение медиатехнологий влияет и на общее развитие речи школьников, владение различными стилями речи. Доклады и сообщения традиционно остаются распространенными видами монолога учащихся старших классов на уроках литературы. Школьники выступают с докладами при изучении обзорных тем, на уроках, посвященных изучению биографии писателя, на уроках анализа, заключительных занятиях, уроках внеклассного чтения. Выработка умений готовить выступления с использованием медиасредств способствует усилению практической направленности изучения литературы, формированию у школьников интеллектуально-речевых умений, развитию творческих способностей, подготовке к активному участию в коммуникативной деятельности.

Пользуясь возможностями кабинета литературы, выходом в сеть Интернет, учащиеся могут создать собственный мультимедийный

го cc

i i проект. В процессе работы школьники могут создавать базы данных

^ го

Bs о поэте или прозаике. Выполнение такого задания предоставляет школь-| о никам возможность работать с исторической, художественной, муль-g s тимедийной информацией, расширяющей кругозор, а также закрепить о =| навыки и применить их на практике.

Например, в базе данных компьютера кабинета литературы собрана информация о произведениях писателя эпохи русского романтизма. Объектом исследования служит текст одного из его произведений. К характеристикам относятся: название произведения, его содержание, время написания, история создания, литературное направление, стиль писателя. В процессе работы добавляются культурологические характеристики: произведения живописи или зодчества, созданные в России в первой четверти XIX в., описание техники, в которой выполнены работы художников, размеры полотен, названия частных коллекций и фотографии музеев, в которых эти работы хранятся.

Учащиеся, хорошо владеющие навыками программирования, могут подготовить веб-приложения с заданиями для подготовки к школьному этапу олимпиады по литературе на языках программирования Java, С+, Python и др., которые будут храниться на жестком диске компьютера в кабинете литературы или размещаться в сетевом пространстве школы.

Медиатехнологии в образовательном процессе меняют качество обучения. Специальный монтаж материала, записанного на разных носителях, позволяет реализовать достоинства учебных аудиовизуальных средств: оптимальное сочетание разных выразительных языковых средств (текста, звука, статических и динамических демонстраций), выбор нужных планов и деталей изучаемого объекта, изменение его ракурсов и т.п.

Это лишь малая часть возможностей Интернета в литературном образовании школьников. Современные технологии позволяют быстро, качественно и полно ознакомиться с необходимой информацией. Важно правильно использовать все возможности Интернета, не ограничиваясь простым «скачиванием» готовых сочинений и докладов.

Развитие Интернета не стоит на месте. В начале XXI в. сформировалась концепция WEB 2.0 Т. О'Рейли. Не вдаваясь в технические характеристики, можно сказать, что этот формат сделал Интернет-пространство еще более открытым - он основывается на принципе привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента. Ю.В. Щербинина, характеризуя основные принципы стандарта WEB 2.0 («личное участие в коммуникации ее рядовых участников, декларирование "социальности" и открытости, прозрачность границ приватности

и публичности, рост интерактивности и клиентоориентированности...»), отмечает их влияние на изменение социокультурных и поведенческих стратегий современных читателей [8, с. 127-128].

В данный момент мы находимся на пороге создания Web 3.0. Это концепция развития интернет-технологий, сформулированная руководителем Netscape.com Дж. Калаканисом в продолжение концепции Web 2.0 Т. О'Рейли. Ее суть в том, что Web 2.0 является только технологической платформой, а Web 3.0 позволит на ее основе силами профессионалов создать высококачественный контент и сервисы, что повлечет за собой дальнейшее изменение стратегий оснащения кабинетов литературы дидактическими и техническими средствами обучения, совершенствование типов уроков и форм их проведения, стратегий чтения.

Современное литературное образование школьников не может игнорировать медиаразвитие и медиаобразование. Необходимо считаться с новыми, еще до конца не изученными ограничениями и зависимостями, которые несут с собой современные медиа в практику преподавания литературы, моделирование траектории развития кабинета литературы.

Библиографический список

1. Зельманова Л.М., Молчанова Т.К. Оборудование кабинета русского языка и литературы: Методическое пособие. М., 1977.

2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1982.

3. Острогорский В.П. Беседы об эстетически-литературном образовании // Вестник воспитания. 1890. № 5. С. 133-140.

4. Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения: экранно-звуковые средства. М., 1988.

5. Соколов Н.М., Тумим Г.Г. Кабинет родного языка. Систематический указатель книг и пособий по преподаванию русского языка на 1 и 2 ступени обучения. Петроград, 1917.

6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. М., 2004.

7. Чертов В.Ф. Художественная информация в современном мире и уроки литературы // Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве. XXII Голубковские чтения : Материалы международной научно-практической конференции, 20-21 марта 2014 г. / Отв. ред. В.Ф. Чертов. М., 2015. С. 5-10.

8. Щербинина Ю.В. Время библиоскопов: Современность в зеркале книжной культуры. М., 2016.

о §

[i о

й

го ср

Ч vo Ф О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.