Научная статья на тему 'Методологические аспекты образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности школьников'

Методологические аспекты образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
42
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ШКОЛЬНИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ БЖД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев М. С., Мальцев В. П.

В статье обосновывается актуальность изучения безопасности жизнедеятельности с учетом современных социальных и образовательных требований. Характеризуются проблемы, методологические подходы и приемы организации образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцев М. С., Мальцев В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности школьников»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070

образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ[1; 2; 8]. Список использованной литературы:

1. Анохин,А.Н. Самодеятельный туризм подростков: Педагогическая сущность и содержание / А.Н.Анохин // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 4. - С. 39-43

2. Константинов, Ю.С. Теоретические основы программно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля: дис. ... канн.пед.наук / Ю.С. Константинов. - Москва, 1999. - 181 с.

3. Курилова, В.И. «Туризм» учебное пособие для педагогических институтов / В.И. Курилов. - М.,: Просвящение, 1988.-224 с.

4. Куликов, В.М. Школьный туризм / В.М. Куликов // Вестник детско-юношеского туризма в России. -1997. -№ 3 (23). - С.16-24

5. Малышева, О.В., Затонский А.В. Социализация подростков методами исследовательского туризма / О.В. Малышева, А.В. Затонский // Человек и образование. - 2010. - № 2. - С. 52-57

6. Товстопятко, Ф.Ф., Кононенко Н.С. Влияние занятий спортивно-оздоровительным туризмом на физическую подготовку и успеваемость учащихся старшего школьного возраста / Ф.Ф. Товстопятко, Н.С. Кононенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 6. - С.8

7. Чепа, В.И. Туристская экспедиция как средство развития исследовательской деятельности учащихся: авт.дис. ... канд.пед.наук. / В.И. Чепа. - Москва, 2003. - 40 с.

8. Шканев, В.А. Спортивно-прикладной туризм: программа, разработка занятий, рекомендации 8-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2009. - 317 с.

© Дремина А.В., 2017

УДК 371.3

М.С. Зайцев,

магистрант ЮУрГГПУ, В.П. Мальцев

канд. биол. наук, доцент ЮУрГГПУ, г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: maltsevvp@cspu.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье обосновывается актуальность изучения безопасности жизнедеятельности с учетом современных социальных и образовательных требований. Характеризуются проблемы, методологические подходы и приемы организации образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова Безопасность жизнедеятельности, школьники, формирование БЖД

Возрастающее количество возможных опасностей и угроз разной природы (природные, техногенные, социальные, психологические и др.) обусловливает необходимость формирования культуры безопасной жизнедеятельности индивида, конкретных знаний и навыков безопасного поведения [1 - 5]. Существующие изменения в системе образования определяют проблему формирования готовности подрастающего

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

поколения к преодолению экстремальных жизненных ситуаций, как одну из значимых задач государства, в целом, и системы образования, в частности. Положения нормативных документов об образовании (Закон «об образовании», ФГОСы) [2] указывают на необходимость формирования у обучающихся компетенций здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях, умений и навыков оказания первой медицинской помощи и постижение основ военной службы. Однако, зачастую, выполнение данных требований в общеобразовательной школе затруднено из-за недостаточной теоретико-практической разработанности данной проблемы. Так, в частности, Репин Ю.В. в своей работе [4], обозначает противоречия в документально закрепленных положениях о необходимости и значимости изучения данного предмета и разрозненностью образовательных программ, как в системе общего, так и высшего образования. Отсутствие унифицированной образовательной программы по безопасности жизнедеятельности, а также, нередко, некомпетентный кадровый состав по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», по мнению автора, препятствует формированию единого образовательного пространства культуры безопасности жизнедеятельности граждан России.

Обращаясь к вопросу формирований знаний и компетенций по безопасности обучающихся Соболевым А.Ю. [5], обосновывается необходимость формирования понятийного аппарата в школьном курсе «ОБЖ» как элемента метапредметной взаимосвязи с другими учебными курсами. Также автор указывает на важность внедрения в образовательный процесс современных методов и средств обучения, в частности наглядное моделирование при помощи ментальных карт.

Более детально, на наш взгляд, процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся старшего звена представлен в модели личностно-ориентированного образования Цейко В.А. [6]. Объектом предложенной модели выступили четыре компонента культуры безопасности жизнедеятельности: мотивационно-потребностный, эмоционально-волевой, когнитивный и операционный. При этом автор также указывает на необходимость применения личностно-ориентированных технологий интерактивного характера. В частности, при реализации модели автором использованы игровые технологии.

Развивая тему организации образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности Елизарова И.С. [3], в качестве эффективной формы организацией образовательного процесса по курсу «ОБЖ» современной школы считает внеклассную работу по предмету. Внеурочная работа повышает интерес к предмету, закрепляет теоретические занятия, систематизирует их, способствует самоопределению школьников. При организации внеклассной работы автор рекомендует базироваться на положения интегративного и личностно-деятельностного подходов. Также могут использоваться игровые технологии и соревнования, опыт оборонно-спортивных лагерей, туристические походы и слеты. Список использованной литературы:

1. Белоусова Н.А. Формирование культуры здоровья и безопасности в условиях ФГОС НОО // Образование и социум: безопасность поликультурного пространства России: мат-лы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. Челябинск. 2014. С. 202-205.

2. Белоусова Н.А. Формирование культуры здоровья и безопасности в условиях ФГОС НОО // Образование и социум: безопасность поликультурного пространства России: мат-лы Всерос. заочной науч.-практ. конф. Челябинск. 2014. С. 202-205.

3. Елизарова И.С. организация внеклассной работы по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов: проблемы и подходы// Вестник ТГПУ. 2012. № 4(119). С. 13-16.

4. Репин Ю.В. Современное состояние проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях общего и высшего образования // Вестник Новосиб. гос. пед. ун-та. 2014. 5(21). С. 20-26.

5. Соболев А.Ю.К вопросу о формировании знаний по безопасности жизнедеятельности у школьников // Казанск. пед. журнал. 2016. №2. Т2. С. 305-308.

6. Цейко В.А. Культура безопасности жизнедеятельности старшеклассников: сущность, процесс формирования и результаты // Вестник Брянского государственного университета. 2015. №1 С.65-70.

© Зайцев М.С., Мальцев В.П., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 378.046.4

И.О. Ибрагимов

Декан факультета повышения квалификации, Махачкалинский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), г. Махачкала

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация

В связи с повышением требований работодателей к квалификации специалистов стали актуальны проблемы повышения их квалификации и развития компетентности. В статье раскрыт большой потенциал факультета повышения квалификации в развитии формировании компетенций студентов и компетентности специалистов через совместную деятельность студентов, слушателей и представителей работодателя.

Ключевые слова

Повышение квалификации, компетенции, компетентность, профессиональный стандарт,

метадеятельность преподавателя

В современных условиях повышения требований к уровню подготовки и квалификации специалистов наблюдается объективный разрыв между профессиональной подготовкой специалистов и требованиями и ожиданиями работодателей от качества их труда. Это связано с тем, что образование по своей сущности является консервативной системой и не успевает меняться в темпе рыночных механизмов и общественных отношений. Различные формы непрерывного образования и повышения квалификации позволяют восполнить, восстановить, поднять на новый уровень качество сформированных компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций и развивать компетентность работающих специалистов. Как известно, компетенции становятся предметом внимания и как требования к подготовке специалиста, и как качества выпускника профессиональной образовательной организации, и как критерии отбора специалистов работодателем. С позиции квалификации специалиста, которая является конечной целью профессиональной подготовки, они выражают интеллектуальный потенциал специалиста, на основе которого можно формировать и развивать его компетентность. Соответственно, компетенции относятся к студенту, выпускнику, молодому специалисту на этапе принятия на работу, а компетентность определяет уровень квалификации работающего специалиста. Как видно, в существующей системе профессиональной подготовки специалистов такое разделение уровней квалификации осложняется еще идеологией широкой подготовки специалистов, осуществляемой в настоящее время в общем высшем образовании. Высшее образование у нас перестало быть профессиональным. Профессиональная подготовка специалиста негласно переведена в магистратуру со сроком два года и с охватом не более сорока процентов выпускников бакалавриата. Ситуация усугубляется еще положением о том, что разрешено перемещение студентов по разным факультетам без учета базовой научной подготовки, необходимой специалисту. Например, выпускник бакалавриата юридического факультета, изучивший психологию как общекультурную дисциплину, может поступить в магистратуру психологического факультета и стать магистром психологии.

В последнее время появилась еще одна сомнительная новость о разрешении выпускникам бакалавриата работать по специальности, которую они не получали в общем высшем образовании. Работать, конечно, можно и самоучкой, но тогда в чем смысл шестилетней учебы студентов в высших образовательных организациях?

В аспекте нормативной базы профессионального образования также возник ряд противоречий. В последнее время идет интенсивная работа по разработке профессиональных стандартов и квалификаций специальностей. Квалификацией специалиста при этом назван «уровень знаний, умений, навыков и опыта работника», а профессиональный стандарт выражает «характеристику квалификации, необходимой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.