МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070
образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ[1; 2; 8]. Список использованной литературы:
1. Анохин,А.Н. Самодеятельный туризм подростков: Педагогическая сущность и содержание / А.Н.Анохин // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 4. - С. 39-43
2. Константинов, Ю.С. Теоретические основы программно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля: дис. ... канн.пед.наук / Ю.С. Константинов. - Москва, 1999. - 181 с.
3. Курилова, В.И. «Туризм» учебное пособие для педагогических институтов / В.И. Курилов. - М.,: Просвящение, 1988.-224 с.
4. Куликов, В.М. Школьный туризм / В.М. Куликов // Вестник детско-юношеского туризма в России. -1997. -№ 3 (23). - С.16-24
5. Малышева, О.В., Затонский А.В. Социализация подростков методами исследовательского туризма / О.В. Малышева, А.В. Затонский // Человек и образование. - 2010. - № 2. - С. 52-57
6. Товстопятко, Ф.Ф., Кононенко Н.С. Влияние занятий спортивно-оздоровительным туризмом на физическую подготовку и успеваемость учащихся старшего школьного возраста / Ф.Ф. Товстопятко, Н.С. Кононенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 6. - С.8
7. Чепа, В.И. Туристская экспедиция как средство развития исследовательской деятельности учащихся: авт.дис. ... канд.пед.наук. / В.И. Чепа. - Москва, 2003. - 40 с.
8. Шканев, В.А. Спортивно-прикладной туризм: программа, разработка занятий, рекомендации 8-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2009. - 317 с.
© Дремина А.В., 2017
УДК 371.3
М.С. Зайцев,
магистрант ЮУрГГПУ, В.П. Мальцев
канд. биол. наук, доцент ЮУрГГПУ, г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: maltsevvp@cspu.ru
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье обосновывается актуальность изучения безопасности жизнедеятельности с учетом современных социальных и образовательных требований. Характеризуются проблемы, методологические подходы и приемы организации образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова Безопасность жизнедеятельности, школьники, формирование БЖД
Возрастающее количество возможных опасностей и угроз разной природы (природные, техногенные, социальные, психологические и др.) обусловливает необходимость формирования культуры безопасной жизнедеятельности индивида, конкретных знаний и навыков безопасного поведения [1 - 5]. Существующие изменения в системе образования определяют проблему формирования готовности подрастающего
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
поколения к преодолению экстремальных жизненных ситуаций, как одну из значимых задач государства, в целом, и системы образования, в частности. Положения нормативных документов об образовании (Закон «об образовании», ФГОСы) [2] указывают на необходимость формирования у обучающихся компетенций здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях, умений и навыков оказания первой медицинской помощи и постижение основ военной службы. Однако, зачастую, выполнение данных требований в общеобразовательной школе затруднено из-за недостаточной теоретико-практической разработанности данной проблемы. Так, в частности, Репин Ю.В. в своей работе [4], обозначает противоречия в документально закрепленных положениях о необходимости и значимости изучения данного предмета и разрозненностью образовательных программ, как в системе общего, так и высшего образования. Отсутствие унифицированной образовательной программы по безопасности жизнедеятельности, а также, нередко, некомпетентный кадровый состав по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», по мнению автора, препятствует формированию единого образовательного пространства культуры безопасности жизнедеятельности граждан России.
Обращаясь к вопросу формирований знаний и компетенций по безопасности обучающихся Соболевым А.Ю. [5], обосновывается необходимость формирования понятийного аппарата в школьном курсе «ОБЖ» как элемента метапредметной взаимосвязи с другими учебными курсами. Также автор указывает на важность внедрения в образовательный процесс современных методов и средств обучения, в частности наглядное моделирование при помощи ментальных карт.
Более детально, на наш взгляд, процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся старшего звена представлен в модели личностно-ориентированного образования Цейко В.А. [6]. Объектом предложенной модели выступили четыре компонента культуры безопасности жизнедеятельности: мотивационно-потребностный, эмоционально-волевой, когнитивный и операционный. При этом автор также указывает на необходимость применения личностно-ориентированных технологий интерактивного характера. В частности, при реализации модели автором использованы игровые технологии.
Развивая тему организации образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности Елизарова И.С. [3], в качестве эффективной формы организацией образовательного процесса по курсу «ОБЖ» современной школы считает внеклассную работу по предмету. Внеурочная работа повышает интерес к предмету, закрепляет теоретические занятия, систематизирует их, способствует самоопределению школьников. При организации внеклассной работы автор рекомендует базироваться на положения интегративного и личностно-деятельностного подходов. Также могут использоваться игровые технологии и соревнования, опыт оборонно-спортивных лагерей, туристические походы и слеты. Список использованной литературы:
1. Белоусова Н.А. Формирование культуры здоровья и безопасности в условиях ФГОС НОО // Образование и социум: безопасность поликультурного пространства России: мат-лы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. Челябинск. 2014. С. 202-205.
2. Белоусова Н.А. Формирование культуры здоровья и безопасности в условиях ФГОС НОО // Образование и социум: безопасность поликультурного пространства России: мат-лы Всерос. заочной науч.-практ. конф. Челябинск. 2014. С. 202-205.
3. Елизарова И.С. организация внеклассной работы по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов: проблемы и подходы// Вестник ТГПУ. 2012. № 4(119). С. 13-16.
4. Репин Ю.В. Современное состояние проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях общего и высшего образования // Вестник Новосиб. гос. пед. ун-та. 2014. 5(21). С. 20-26.
5. Соболев А.Ю.К вопросу о формировании знаний по безопасности жизнедеятельности у школьников // Казанск. пед. журнал. 2016. №2. Т2. С. 305-308.
6. Цейко В.А. Культура безопасности жизнедеятельности старшеклассников: сущность, процесс формирования и результаты // Вестник Брянского государственного университета. 2015. №1 С.65-70.
© Зайцев М.С., Мальцев В.П., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 378.046.4
И.О. Ибрагимов
Декан факультета повышения квалификации, Махачкалинский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), г. Махачкала
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Аннотация
В связи с повышением требований работодателей к квалификации специалистов стали актуальны проблемы повышения их квалификации и развития компетентности. В статье раскрыт большой потенциал факультета повышения квалификации в развитии формировании компетенций студентов и компетентности специалистов через совместную деятельность студентов, слушателей и представителей работодателя.
Ключевые слова
Повышение квалификации, компетенции, компетентность, профессиональный стандарт,
метадеятельность преподавателя
В современных условиях повышения требований к уровню подготовки и квалификации специалистов наблюдается объективный разрыв между профессиональной подготовкой специалистов и требованиями и ожиданиями работодателей от качества их труда. Это связано с тем, что образование по своей сущности является консервативной системой и не успевает меняться в темпе рыночных механизмов и общественных отношений. Различные формы непрерывного образования и повышения квалификации позволяют восполнить, восстановить, поднять на новый уровень качество сформированных компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций и развивать компетентность работающих специалистов. Как известно, компетенции становятся предметом внимания и как требования к подготовке специалиста, и как качества выпускника профессиональной образовательной организации, и как критерии отбора специалистов работодателем. С позиции квалификации специалиста, которая является конечной целью профессиональной подготовки, они выражают интеллектуальный потенциал специалиста, на основе которого можно формировать и развивать его компетентность. Соответственно, компетенции относятся к студенту, выпускнику, молодому специалисту на этапе принятия на работу, а компетентность определяет уровень квалификации работающего специалиста. Как видно, в существующей системе профессиональной подготовки специалистов такое разделение уровней квалификации осложняется еще идеологией широкой подготовки специалистов, осуществляемой в настоящее время в общем высшем образовании. Высшее образование у нас перестало быть профессиональным. Профессиональная подготовка специалиста негласно переведена в магистратуру со сроком два года и с охватом не более сорока процентов выпускников бакалавриата. Ситуация усугубляется еще положением о том, что разрешено перемещение студентов по разным факультетам без учета базовой научной подготовки, необходимой специалисту. Например, выпускник бакалавриата юридического факультета, изучивший психологию как общекультурную дисциплину, может поступить в магистратуру психологического факультета и стать магистром психологии.
В последнее время появилась еще одна сомнительная новость о разрешении выпускникам бакалавриата работать по специальности, которую они не получали в общем высшем образовании. Работать, конечно, можно и самоучкой, но тогда в чем смысл шестилетней учебы студентов в высших образовательных организациях?
В аспекте нормативной базы профессионального образования также возник ряд противоречий. В последнее время идет интенсивная работа по разработке профессиональных стандартов и квалификаций специальностей. Квалификацией специалиста при этом назван «уровень знаний, умений, навыков и опыта работника», а профессиональный стандарт выражает «характеристику квалификации, необходимой