Научная статья на тему 'Современная школьная среда - ключевое условие формирования здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника'

Современная школьная среда - ключевое условие формирования здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ШКОЛЬНАЯ СРЕДА / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ОРЕАЛ / ЦЕННОСТИ / АТТИТЮДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоменков Олег Николаевич

Cтатья посвящена рассмотрению потенциала школьной среды в контексте обеспечения необходимых условий для формирования личности старшеклассника с устойчивой здоровьеориентированной позицией. Констатируется, что здоровьесберегающая инфраструктура образовательной организации призвана обеспечить реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта, удовлетворить социальный заказ общества. На основе анализа имеющихся теоретических позиций по данной проблеме автором выделяются основные проблемные моменты, предлагаются и обосновываются отдельные векторы их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная школьная среда - ключевое условие формирования здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК: 371:614

Фоменков Олег Николаевич

преподаватель кафедры физической подготовки Нижегородская Академия МВД России, г. Владимир, РФ

E-mail: fomoleg52@mail.ru

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ СРЕДА - КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

Аннотация

&атья посвящена рассмотрению потенциала школьной среды в контексте обеспечения необходимых условий для формирования личности старшеклассника с устойчивой здоровьеориентированной позицией. Констатируется, что здоровьесберегающая инфраструктура образовательной организации призвана обеспечить реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта, удовлетворить социальный заказ общества. На основе анализа имеющихся теоретических позиций по данной проблеме автором выделяются основные проблемные моменты, предлагаются и обосновываются отдельные векторы их преодоления.

Ключевые слова

Здоровьеориентированная направленность, школьная среда, старшеклассники, здоровьесберегающий

ореал, ценности, аттитюды

Важнейшей задачей современного образования выступает максимально полная реализация индивидуального ареала индивида. Критерием выполнения данной задачи является высокий уровень личного здоровья, детерминирующий его физический потенциал, полнота вариативности генетической программы, креативная работоспособность, наличие витальных и социальных паттернов.

Анализ педагогических исследований, посвященных проблеме сохранения психического и физического здоровья подрастающего поколения, свидетельствует о том, что эта проблема затрагивает представителей различных областей научного знания-биологов, собриологов, физиологов, медиков, гигиенистов, ювенологов, валеологов, эвохомологов, но в системе образования она чрезвычайно актуальна для педагогов, психологов. Система образования располагает разнообразными подходами к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

Образовательные организации- это те структуры, в которых школьники проводят большую часть времени. Период обучения коррелирует с этапом интенсивного роста и развития индивида, когда организм наиболее сензитивен к воздействию конструктивных и негативных условий экзогенной среды. В процессе обучения в различных звеньях учебно-воспитательного процесса физическое и психическое здоровье школьников существенно ухудшается. Это обусловлено негативным влиянием факторов самой образовательной среды. Решить проблему, на наш взгляд, можно, предприняв попытку воспитать культуру здоровья старшеклассников, расценив ее как неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, а также организовав систематическое валеологическое образование школьников и учителей на всех этапах общего образования.

Скрупулезный анализ позволил выделить следующие факторы образовательной среды, оказывающих воздействие на здоровье старшеклассников6

- гиподинамия;

- недостаточный уровень организации сбалансированного питания и физических нагрузок;

- деструкция служб медицинского мониторинга за состоянием физического и психического здоровья школьников;

- безграмотная организация физиолого-гигиенических условий образовательного процесса;

- формальный подход к учебным программам и методикам

- существенное увеличение объема учебных нагрузок;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

- недостаточная образованность учителей, родителей, руководителей образовательных организаций в вопросах здоровьеобразования и здоровьесохранения;

- минимальный уровень культуры менеджмента в вопросах достойного отношения к здоровью всех субъектов системы образования;

- недостаточный уровень мотивации в сохранении здоровья самих старшеклассников и ближайшего окружения [2]

Дефиниция «культура здоровья» детерминирует корреляцию здоровья личности от стратегии выстраивания отношений с ближайшим окружением и самой собой. Педагогическая теория и практика инициирует интегративные процессы, вызывающие формирование педагогических компетенций в континууме с философскими, социологическими, культурологическими изысканиями, дающими возможность осознать биологическую и общественную детерминированность культуры здоровья индивида.

Ворончихин Д.В. аргументировал, что эффективность культуры здоровья старшеклассников детерминирована неразрывной связью с основополагающими принципами личностно-деятельностного подхода в обучении, определяющих его деятельность и представляющих старшеклассника основной ценностью учебно-воспитательного процесса. Обновление содержательного компонента предполагает целенаправленное системное воспитание основополагающих свойств индивида, приобретение витальных и социальных компетенций в сфере культуры здоровья, активной жизненной позиции, поднятие содержание образовательного процесса на личностно-значимый для старшеклассника уровень [1].

Основополагающую роль в здоровьесбережении старшеклассников играет его успешность. Успех - это высший результат в достижении чего-либо, высокие результаты в учебе как работе. Успех - это качественное состояние жизни человека, инициирующее чувство уверенности в собственных способностях и возможностях, вера в себя, желание строить долгосрочные перспективы. Такие ощущения возникают у человека при достижении гармоничного душевного, физического и социального комфорта. Успешность может обеспечить только та социальная и образовательная среда, которая способна обеспечить его правовую, образовательную реализацию. Опирается на личностно-ориентированные подходы в образовании, на технологии обучения, сохраняющие здоровье учащихся.

Современная школьная среда имеет огромный потенциал в контексте становления социальной зрелости и социального иммунитета подростка, в том числе, ориентированного на конструктивную жизненную стратегию и здоровый образ жизни. Критериями освоения основной образовательной программы начального общего образования являются аттитьюды на сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья, мотивация на креативный труд, осознание просоциальных результатов своей деятельности, наличие нравственной и социальной зрелости индивида.

Индивидуальные результаты учебной деятельности старшеклассников должны показывать:

- формирование ценности конструктивного и неопасного образа жизни; овладение правилами индивидуального и группового неопасного поведения в экстремальных ситуациях, угрожающих витальному и ментальному здоровью людей, правил поведения в общественных местах и в пути;

-формирование базовых постулатов природоохранной культуры, коррелирующей с современным уровнем саногенного мышления, развитие архетипа природоориентированной, аналитико- диагностической и практической деятельности в витальных ситуациях.

Наши исследования показали, что в иерархии ценностей старшеклассников, здоровье занимает важное место. В то же время, у выпускников школ отсутствуют твердые витальные аттитьюды на то, что здоровый образ жизни должен быть первичной жизненной потребностью.

Задача учителя в приобщении старшеклассников к здоровому образу жизни состоит в том, чтобы помочь им осознать колоссальную разницу между интуитивным пониманием сущности и роли здоровья в обеспечении конструктивной витальной стратегии и реальным отношением подростка к этому процессу. Основные направления работы учителя в этом вопросе могут быть следующие:

- формирование грамотного представления о роли здоровья в реализации личностных возможностей индивида, в его гражданской детерминации;

-обучение основополагающим постулатам формирования здоровья и здоровому образу жизни.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Для реализации этих вопросов необходимо:

- включение знаний, информации о воспитании культуры здоровья в учебный процесс;

- личная убежденность и практико-моральное соответствие учителя преподаваемому курсу;

- креативные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий, посвященных здоровому образу жизни.

Формирование аттитьюдов к здоровому образу жизни и обучение ему в рамках образовательной

организации предполагает, что учитель должен овладеть основополагающими методическими и дидактическими приемами профессиональной деятельности для формирования интереса у старшеклассников к здоровому образу жизни.

Создание здоровьесберегающего ареала должно выполнять следующие функции: инициацию у старшеклассников желания и интереса быть здоровыми; формирование аттитьюдов на здоровое, сбалансированное питание; применение оптимальных двигательных механизмов для старшеклассников, опираясь на их физиологические, возрастные, психологические и иные возможности, развитие первичной потребности в двигательной активности через физическую культуру и спорт; применение эвохомологических установок и здорового режима дня; учет и нивелирование установок, которые могут привести к деструктивной витальной стратегии; формирования социальной зрелости и устойчивости личности, противостоящих вовлечению старшеклассников в аддиктивность, девиантность и делинквентность; формирование осознанного отношения подростка к своему зд оровья, воспитание превентивных установок «любую болезнь гораздо легче предотвратить, чем лечить».

Здоровьеориентированная деятельность может включать в себя [3]: создание здоровьеуважающей инфраструктуры образовательной организации; продуманная организация учебного и внеучебного времени старшеклассников; результативная организация физкультурно-оздоровительной работы; апробация и внедрение дополнительных образовательных программ; внедрение превентивных и саногенных мероприятий для школьников; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; организация воспитательной и методологической работы с учителями, родителями и специалистами.

При организации здоровьеориентированной работы необходимо учитывать:

1.Здоровьесберегающая инфраструктура образовательной организации- это важное условие реализации требований федерального государственного образовательного стандарта и итог продуманных, взвешенных стратегических решений, исходя из социального заказа общества. Эта инфраструктура должна соответствовать санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, предписаниям охраны здоровья школьников.

2. Организация сбалансированного, витаминизированного, полноценного питания старшеклассников

3. Здоровая психологическая атмосфера воспитывающей среды должна способствовать укреплению и упрочению здоровья школьников, повышению результативности учебно - воспитательного процесса, минимизации функциональных дистрессов и нервного истощения детей.

4. Важную роль играет физкультурно-валеологическая работа: взаимодействие со школьниками всех групп здоровья (на уроках физкультуры), организация физкультминуток (динамического вакуума) между 3 и 4 динамических перемен, сброса утомления на уроках, способствующих эмоциональной встряске и максиматизации двигательной активности; продуманная работа с опорой на интересы, способности, возможности старшеклассников в спортивных секциях и кружках, создание условий для их эффективной работы. Проведение и организация систематических спортивных праздников: кроссов, первенство школы по теннису, боксу, борьбе, волейболу, баскетболу, лыжам, пулевой стрельбе, шашкам, шахматам, легкой атлетике. Проводимые мероприятия помогают каждому школьнику продемонстрировать свои способности, возможности, достижения, сравнить их с результатами прошлых лет и убедиться в положительной динамике. Команды школьников участвуют в районных и областных соревнованиях по самым разным видам спорта. Большой популярностью пользуются туристические походы, проводимые в зимние и летние каникулы во время работы пришкольных лагерей.

5. Любая образовательная организация должна опираться только на такую методологию, которая адекватна возрастным и психологическим возможностям и особенностям обучающихся. Каждая школа в образовательном процессе использует следующие технологии: А) Сберегающие здоровье, создающие

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

неопасные условия пребывания, обучения, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса (с учетом гендерных, возрастных, психологических, физиологических особенностей, гигиенических требований, корреляции между учебной и физической нагрузкой и соответствия возможностям подростка. Б) Саногенно-оздоровительные направлены на решение задач поддержания психологического и физического здоровья учащихся, повышение возможностей здоровья: физическое совершенство, хореокоррекция, ароматерапия, аутотренинг, физиотерапия, гимнастика, закаливание, массаж, библиотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия. В) Методологии обучения здоровью. Это гигиеническое обучение (сбалансированное питание, уход за ротовой полостью), обучение витальным навыкам (управление эмоциями, конструктивное разрешение конфликтов и т.д.), превенция травматизма, предупреждение злоупотребления психоактивными веществами, половое, гендерное воспитание и образование. Г) Модель воспитания культуры здоровья личности старшеклассников направлена на сохранение и совершенствование здоровья, ценностей здорового образа жизни, воспитание уважительного отношения к здоровью окружающих.

Эффективность воспитания культуры здоровья обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий: моделирование образовательного процесса с опорой на личностно-деятельностный подход; расширение представлений старшеклассников о сущности и содержании культуры здоровья через реализацию факультативного теоретико- прикладного курса «Составляющие культуры здоровья личности», участие в деятельности здоровьесберегающего кружка «Здоровая личность- конструктивное общество»; формирование психологически конструктивной индивидуально- ориентированной среды, направленной на раскрытие потенциала старшеклассников; воспитание первичной потребности в систематической активной оздоровительной деятельности, здоровом образе жизни.

Такая палитра технологий способствует расширению ареала деятельности учителя, но в то же время демонстрирует важность развития профессиональных компетенций учителя, включая организацию повышения квалификации педагогов и руководителей образовательной организации по направлению -деятельность по сохранению здоровья. Можно выделить следующие задачи педагогической деятельности при использовании технологий, посвященных сбережению здоровья: обучить учителей опираться на компетенции, распространяющие здоровый образ жизни в своей деятельности; овладеть методикой саногенного оснащения педагогической деятельности; освоить современные методики диагностики условий организации и оснащения дидактического процесса с позиций потребности в здоровом образе жизни; овладеть здоровьесберегающими технологиями, помогающие выявить, применять и актуализировать запасные возможности школьников; сформировать практические компетенции по умению диагностировать и исправлять методологические приемы с позиций уважительного отношения к здоровью учащихся.

6. Саногенный компонент включен в содержание учебного материала.

7. При осуществлении внеклассной деятельности, необходимо обратить внимание на изучение механизмов здорового образа жизни и укрепления здоровья, взаимосвязи психического, физического и социального здоровья, здоровья семьи при проведении различных мероприятий: спортивных эстафет, подвижных игр ( в том числе с родителями), занятий в спортивных кружках, секциях, туристических путешествиях. Это развивает выносливость, стойкость, формирует желание заниматься физической культурой); часов педагогического общения, бесед, встреч, коллективных дел по таким темам, как «Полезные и деструктивные для человека привычки», «Роль питания в жизни человека»; «Понятие о медленных убийцах», «Последствия фанатического увлечения Интернетом и компьютерными играми»; «Роль слова в жизни людей»; внутреннего туризма, видеопутешествий; встреч-бесед с людьми, которые своей жизнью показали, что человеку многое подвластно и порой, при желании и невозможное возможно, но уважение к здоровью было обязательным условием.

8. Система работы по организации превентивных и валеологических дел для старшеклассников предполагает: обеспечение сбалансированного качественного питания; превенция нарушений опорно -двигательного аппарата (лордозов, кифозов, сколиозов); психотерапевтическая работа по повышению устойчивости при дистрессах, нервных перегрузках; работа по превенции нарушений зрения у школьников

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

( миопий, астигматизма, косоглазия через соблюдение светового режима, обеспечение дополнительного освещения); систематическая работа по физическому и социальному закаливанию.

9. Работа с родителями по вопросам охраны и сохранения здоровья детей должна быть направлена на повышение их компетенций и включать:

- проведение встреч с родителями, лекций, конференций, круглых столов по вопросам психологического и физического развития ребенка, факторов эндогенной и экзогенной среды, влияющей на их развитие;

- совместная работа родителей и детей по проведению валеологических мероприятий и физкультурно-спортивных конкурсов, Дней здоровья, систематической деятельности по превенции аддиктивного поведения;

-библиотерапия и формирование библиотечного фонда детского здоровья, с которым должны быть знакомы и дети, и родители;

- индивидуально-личностный подход в работе с родителями по анализу состояния здоровья их детей и разработке адресной программы по превенции деструктивного их поведения;

- интервьюирование родителей.

10. Образовательные организации развивают экзогенные связи для симбиотического взаимодействия с другими организациями, поликлиниками, стационарами (превенция болезней, раннее диагностирование, своевременное оказание помощи. Взаимодействие с ГИБДД помогает предупреждать детский травматизм через обратную связь на лекциях, семинарах, ролевые и деловые игры.

В современных условиях актуализируется проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В Федеральном государственном образовательном стандарте учтены образовательные потребности такой группы детей. Формируя модель инклюзивного образования в общеобразовательных организациях, важно реализовывать следующие цели:

-создать условия для возможности получения качественного образования всем детям и формирования корректного, толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме;

- сохранение и упрочение здоровья школьников;

- опора на развивающиеся умственные способности учащихся;

-создание комфортной, психологически безопасной среды для социализации школьников;

-воспитание духовной и гражданской культуры у подростков.

Этот процесс может осуществиться только при повышении квалификации всего педагогического коллектива и всех школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня никакие глубокие инновации не могут осуществиться без серьезной теоретической подготовки и наличия общей культуры учителя. Эффективной формой реализации такой подготовки является создание профессиональных сообществ учителей разных учебных дисциплин, экстраполирующихся как технологическая основа здоровьесберегающей педагогики с целью выработки методологии организации обучения школьников для сохранения конструктивного подхода к сохранению здоровья. Формирование ситуации успеха в парадигме ученик- учитель, здоровьеориентированного ареала для всех членов образовательного континуума- основополагающие задачи школы как института воспитания. Интегративный подход к образованию здоровьеориентированного ареала направлен на конструирование в каждом образовательном институте общей стратегии здоровья с реализацией ряда задач:

- моделирование коммуникаций и конструирование мостов связи между профессионалами разных специальностей, занимающихся вопросами психического и физического здоровья;

-краткосрочное и долгосрочное планирование различных проектов для содействия здоровью и психологического комфорта в институтах образования и воспитания.

Здоровьеориентированная деятельность, обеспечивающая усвоение старшеклассниками определенной суммы компетенций по уважительному отношению у здоровью, занимает в новых федеральных государственных образовательных стандартах особое место как фактор, совершенствующий когнитивное и эмоциональное развитие несовершеннолетних, развивающий их социальную зрелость и биологический и социальный иммунитет.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Ворончихин Д.В. Здоровье старшеклассников в контексте отечественного образовательного пространства: состояние, проблемы, перспективы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 2. С. 237-240.

2. Маджуга А.Г., Синицина И.А. Здоровьесозидающая педагогика: теория, методология, опыт, перспективы развития : монография. - М. : Логос, 2014. - 508 с.

3. Овчинников О.М. К вопросу о генезисе феномена подростковой дезадаптации // Вестник СевероОсетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. № 4. С. 134-138.

© Фоменков О.Н., 2015

УДК 378 172

Хохлова Ольга Алексеевна

кандидат пед. наук, доцент кафедры физвоспитания Тульского государственного университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула, РФ

E-mail: astro1963@mail.ru Алешина Наталья Сергеевна кандидат пед. наук зав. кафедрой физвоспитания Тульского педагогического университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула, РФ

ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

Данная статья освещает проблемы подготовки кадров, обладающих профессиональными компетенциями, готовых и умеющих грамотно применять новые информационные технологии, активно участвующих в информатизации предметной области знаний, в том числе в сфере физической культуры.

Ключевые слова

Физическое воспитание, физическая культура личности, компетентностный подход, информативность.

Изменения, происходящие в системе образования на современном этапе развития общества, тесно связаны с переходом к информационному общению, с интеграцией в мировое образовательное сообщество, для которого характерно в первую очередь активное освоение новых информационных и коммуникационных технологий. При этом успешность процесса информатизации образования во многом определяется уровнем профессиональной компетентности педагогических кадров в области информационно-коммуникационных технологий, в этой связи подготовка и переподготовка учителей физической культуры, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии, становится актуальной на всех уровнях системы образования.

Переход от индустриального общества к информационному сопровождается принятием новых ориентиров социально-экономического раз-вития и общей тенденцией информатизации всех сфер жизнедеятельности человека, что неизбежно отражается на системе образования и требует ее модернизации. ВЫ процессе образования необходимо создавать условия для эффективного использования учителями информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности учителя физической культуры является, на сегодняшний день, одной из основных задач вуза. Вызвано это рядом факторов, оказывающих существенное влияние на современное российское образование. Кратко охарактеризуем их.

Информатизация образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.