Научная статья на тему 'Спортивно-оздоровительный туризм как средство организации досуга у школьников'

Спортивно-оздоровительный туризм как средство организации досуга у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
728
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ДОСУГ / АКТИВНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дремина А.В.

Проблема свободного времени школьников волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания. Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. По этой причине возникла идея разобраться, может ли туризм стать досугом для школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спортивно-оздоровительный туризм как средство организации досуга у школьников»

спине.

Игра «Numbers» направлена на развитие и повторение количественных числительных. Учитель делит класс на две команды, на доске или на листе для каждой команды вразброс записываются числа. Задача команды вычеркнуть числа, которые говорит учитель. Чья команда быстрее и правильно зачеркнет все цифры, та команды и выигрывает.

Игра «I Can't See» направлена на развитие монологической речи и внимания. На столе выкладываются несколько макетов животных. Учитель просит закрыть глаза и убирает одну игрушку. Задача детей угадать, какой игрушки нет, начиная свои мысли с выражения «I Can't See».

Игра «Bring me a toy» направлена на развитие лексических навыков, внимания и памяти. Учитель в классе раскладывает различные предметы, или их изображения, и на английском просит принести определённый предмет [2].

Опыт педагогической деятельности свидетельствует об эффективности использования игр в учебном процессе. В игре дети лучше усваивают и запоминают иностранные слова, что приводит к расширению лексического запаса детей. Игры в учебном процессе должны быть подобраны следующим образом: сначала применяются игры, направленные на знакомство детей с новыми словами и их значениями; после применяются игры на закрепление знаний и на автоматизацию новых лексических единиц.

Таким образом, процесс обучения иностранному языку будет проходить эффективнее, если игры будут целесообразно применяться на уроках с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в соответствии с целями и задачами урока, и сам учитель творчески будет подходить к игровой деятельности детей во время урока.

Список использованной литературы:

1. Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр. ИЯ-ИЯШ - 2008г. - №2. - С.30 - 34.

2. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие/ Е.А. Маслыко, С.И. Петрова. - 3-е изд., стереотип. - Мн.: Выш. шк., 1997.

© Давлетшина А.Р., Бодулева А.Р., 2017

УДК 379.8

А.В. Дремина

Студент, Институт Физической культуры,спорта и туризма Сибирский Федеральный Университет г. Красноярск, Российская Федерация

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА У ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Проблема свободного времени школьников волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания. Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. По этой причине возникла идея разобраться, может ли туризм стать досугом для школьников.

Ключевые слова Спортивно-оздоровительный туризм, досуг, активный туризм.

Туризм — это экскурсии, походы и путешествия, в которых активный отдых сочетается с познавательными и образовательными целями. По назначению и формам проведения туризм подразделяют на плановый (экскурсионный) и самодеятельный. В курсе физического воспитания для учащихся средних специальных учебных заведений предусмотрены учебно-тренировочные занятия по самодеятельному

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

туризму и выполнение нормативов комплекса ГТО. Поскольку рекреационная среда включает в себя различные виды: дворы, стадионы, физкультурно-оздоровительные центры, зоны отдыха, лесопарки, туристические базы, то наиболее приемлемым средством досуговой деятельности учащейся молодежи является организация спортивно-туристической деятельности [3].

Туризм является важной составляющей внеклассной спортивной работы. С каждым годом активный туризм в России становится все более популярным. Являясь приемником самодеятельного туризма, уникального явления, получившего развитие в Советском Союзе, он вобрал в себя результаты многолетней практики и теоретические исследования десятков тысяч туристов спортсменов[6].

Досуг играет важную роль в жизни ребенка, так как у детей иметься много свободного времени. Родители порой не знают, как и чем занять своего ребенка. С помощью спортивно-оздоровительного туризма у него можно будет воспитать такие качества: целеустремленность, настойчивость, бережное отношение к окружающей среде. Данный вид спорта формирует здоровый образ жизни, что на сегодняшний день очень важно.

При исследовании актуальных проблем социально-педагогического воспитания в рамках самодеятельного туризма мы исходим из общепринятого понятия, что самодеятельный туризм - это средство гармоничного развития человека, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция)[1].

Для детей туризм - способ (форма) активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенною образа жизни. А для учителей он средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие. Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать, полезен - он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете, - "Без странствований не создается ни одна индивидуальность [4].

Участвуя в спортивно-исследовательских экспедициях, ребята не только почувствовали себя «покорителями дикой природы», но и ощутили реальную социальную значимость своей деятельности, ее очевидную пользу: сведения, которые добывались в походах, оказались востребованы обществом, специалистами и учеными [5].

В своем исследовании В.И. Чепа [7] определил следующие, что использование внешкольными учреждениями в своем содержании деятельности- форм туристско-краеведческой деятельности рассматривается нами, как одно из эффективных в формировании у детей и подростков чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и несущих ответственность за них. Важным средством формирования личности является развитие исследовательской деятельности учащихся, применяемое внешкольными учреждениями туристско-краеведческого профиля.

Необходимость поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме содержания деятельности внешкольных учреждений по туристско-краеведческому направлению определяется:

- осознанием обществом необходимости выработки общенациональных духовных ориентиров жизни и, в тоже время, недостаточностью теоретических разработок и практических форм их реализации в образовательных учреждениях;

- недостаточным уровнем разработки отдельных направлений туристско-краеведческой деятельности детей и государства к результатам и качеству внешкольного образования [7].

Детская увлеченность способствует проявлению одаренности ребенка, облегчающей выбор ориентиров его последующей жизни. Поэтому дополнительное образование детей во многих случаях является стартовой площадкой для базового образования человека, становления его будущего профессионального мастерства. Таким образом, дополнительное образование играет важную роль в системе общего обучения, а подобные занятия связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных

образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ[1; 2; 8]. Список использованной литературы:

1. Анохин,А.Н. Самодеятельный туризм подростков: Педагогическая сущность и содержание / А.Н.Анохин // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 4. - С. 39-43

2. Константинов, Ю.С. Теоретические основы программно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля: дис. ... канн.пед.наук / Ю.С. Константинов. - Москва, 1999. - 181 с.

3. Курилова, В.И. «Туризм» учебное пособие для педагогических институтов / В.И. Курилов. - М.,: Просвящение, 1988.-224 с.

4. Куликов, В.М. Школьный туризм / В.М. Куликов // Вестник детско-юношеского туризма в России. -1997. -№ 3 (23). - С.16-24

5. Малышева, О.В., Затонский А.В. Социализация подростков методами исследовательского туризма / О.В. Малышева, А.В. Затонский // Человек и образование. - 2010. - № 2. - С. 52-57

6. Товстопятко, Ф.Ф., Кононенко Н.С. Влияние занятий спортивно-оздоровительным туризмом на физическую подготовку и успеваемость учащихся старшего школьного возраста / Ф.Ф. Товстопятко, Н.С. Кононенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 6. - С.8

7. Чепа, В.И. Туристская экспедиция как средство развития исследовательской деятельности учащихся: авт.дис. ... канд.пед.наук. / В.И. Чепа. - Москва, 2003. - 40 с.

8. Шканев, В.А. Спортивно-прикладной туризм: программа, разработка занятий, рекомендации 8-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2009. - 317 с.

© Дремина А.В., 2017

УДК 371.3

М.С. Зайцев,

магистрант ЮУрГГПУ, В.П. Мальцев

канд. биол. наук, доцент ЮУрГГПУ, г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: maltsevvp@cspu.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье обосновывается актуальность изучения безопасности жизнедеятельности с учетом современных социальных и образовательных требований. Характеризуются проблемы, методологические подходы и приемы организации образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова Безопасность жизнедеятельности, школьники, формирование БЖД

Возрастающее количество возможных опасностей и угроз разной природы (природные, техногенные, социальные, психологические и др.) обусловливает необходимость формирования культуры безопасной жизнедеятельности индивида, конкретных знаний и навыков безопасного поведения [1 - 5]. Существующие изменения в системе образования определяют проблему формирования готовности подрастающего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.