МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ ПОДРОСТКОВ:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
А.Н. АНОХИН, Институт физкультуры и спорта Оренбургского государственного педагогического университета
Аннотация
В статье раскрываются основы педагогической сущности и содержания самодеятельного туризма. Раскрывается происхождение понятия «туризм», определяются типы, виды и формы туризма, а также его социальная значимость. Анализируются широкие возможности туризма для социального воспитания подростков. Подробно рассматривается влияние самодеятельного туризма на воспитание
социальной активности.
Abstract
The article reveals the pedagogical essence and contents of self-tourism. It defines the roots of such a notion as «tourism», its types, forms and its social importance. The author analyzes great possibilities of self-tourism as a method of social education of teenagers. A detailed piece of information about self-tourism influence on social activity is also given here.
Ключевые слова: самодеятельный туризм, педагогическая сущность и содержание, педагогические средства, подростки.
При исследовании актуальных проблем социальнопедагогического воспитания в рамках самодеятельного туризма мы исходим из общепринятого понятия, что самодеятельный туризм - это средство гармоничного развития человека, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция).
На основе теоретических источников уточним понятие «самодеятельный туризм» и его составные части. Туризм определяется как путешествие в свободное время; один из видов активного отдыха; наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей, так как он сочетает различные виды рекреационной деятельности - оздоровление, познание, восстановление производительных сил человека; составная часть физической культуры; средство духовного, культурного и социального развития личности [1].
В Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» даются следующие основные определения и понятия:
• туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;
• туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;
• турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.
В историческом плане туризм развивался как объективное социальное явление, удовлетворяющее потребности человека в воспитании, познании, общении, отдыхе. Поэтому туризм целесообразно определять как особый вид деятельности в условиях путешествий, в свободное
т
от работы время для удовлетворения потребностей человека в физическом и нравственном воспитании, познании окружающей среды, общении, отдыхе с использованием средств туризма в достижении туристских целей: оздоровительных, спортивных, культурно-познавательных, краеведческо-исследовательских, профессиональноделовых и т.п.
Анализ опыта организации туризма подростков Оренбуржья показал, что к средствам туризма относятся: прогулки, экскурсии, походы и путешествия, туристские слеты и соревнования, комплексные туры и сборы по видам туризма, туристские развлечения и активный отдых, туристские экспедиции, туристское краеведение и т.п.
Опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогического сопровождения социального воспитания подростков в процессе самодеятельного туризма осуществлялась в практике палаточного туристического лагеря «Самородово», который начал функционировать в 2004 году.
Главная задача палаточного туристического лагеря «Самородово» заключается в создании условий для укрепления здоровья детей, развитие их гигиенической и физической культуры; реализация лечебнооздоровительных и профилактических, спортивных, культурно-досуговых программ средствами самодеятельного туризма.
Содержание системы социального воспитания палаточного туристического лагеря «Самородово» было направлено на реализацию условий педагогического сопровождения социального воспитания подростков в процессе самодеятельного туризма, выявленных в теоретической части исследования:
- развитие знаний подростков по самодеятельному туризму;
- формирование совокупности умений подростков по реализации самодеятельного туризма;
- активизация социально ориентированной позиции подростков в самодеятельном туризме.
Первой и важнейшей задачей явилась разработка теоретической модели педагогического сопровождения социального воспитания подростков в процессе самодеятельного туризма как деятельности интенсивно развивающего типа.
Социально-педагогический потенциал палаточного туристического лагеря «Самородово» определяется:
- возможностью расширения границ взаимодействия подростка с окружающим миром, макро- и микросредой;
- наличием многообразия содержания деятельности туристических объединений, что способствует развитию знаний подростков по самодеятельному туризму;
- предоставлением жизненного пространства, в котором происходит познание самого себя в социальных обстоятельствах;
- обеспечением социально ориентированной позиции подростка, не реализуемой другими учебными заведениями.
В качестве первого шага проектирования модели педагогического сопровождения социального воспита-
ния подростков в процессе самодеятельного туризма мы основательно изучили уровень востребованности самодеятельного туризма, реализуемого в палаточном туристическом лагере «Самородово».
В начале опытно-экспериментальной работы с целью выявления уровня востребованности самодеятельного туризма как сферы дополнительных образовательных услуг нами было проведено анкетирование учащихся школ г. Оренбурга, в котором приняло участие 4598 школьников 7-11 классов. Результаты анкетирования показали, что среди школьников востребованы многие виды дополнительных образовательных услуг.
Изучение социального запроса на образовательные услуги осуществлялось не только на основе изучения потребностей детей в их освоении, но и на основе анализа статистических показателей деятельности палаточного туристического лагеря «Самородово» с момента начала его деятельности, т.е. с 2004 года (рис. 1), а также выявления мнения родителей о влиянии самодеятельного туризма на развитие подростков. Данный график показывает, что рейтинг палаточного туристического лагеря «Самородово» возрастает с каждым годом.
В результате анализа отношения родителей о влиянии самодеятельного туризма на развитие подростков было выявлено, что 32,5% родителей определяют занятие самодеятельным туризмом как любимое дело, а 31% - как возможность укрепления здоровья, 36,6% родителей отметили значимость самодеятельного туризма в социальном воспитании подростков.
Представляет особый интерес мнение родителей о роли самодеятельного туризма в жизни подростка: делать жизнь интересней - 59,3%, готовить подростка к жизни во всех отношениях - 40%, дополнять образованием школу - 33,7%, отрывать подростка от уличных компаний - 33,7%, давать профессию - 30,6%, учить человечности и нравственности - 26,2%, самодеятельный туризм не нужен - 1,8%, затруднились ответить - 2,5%.
В ходе констатирующего и преобразующего этапов эксперимента нами были проведены исследования мотивационной готовности 150 школьников - участников туристических объединений к занятиям в палаточном туристическом лагере «Самородово», которые показали, что интересы к избранной деятельности стали более устойчивыми (табл. 1).
План
Факт
2004
2005
2006
2007
Рис. 1. Динамика рейтинга палаточного туристического лагеря «Самородово»
Таблица 1
Динамика мотивационной направленности детей на занятия палаточного туристического лагеря «Самородово»
Мотивы Начало ОЭР, % Завершение ОЭР, %
Познавательный 20,5 41
Внешний, социальный 40,1 35,7
Коммуникативный 58,7 89
Ориентация на содержание занятия 27,8 78,9
Направленность на педагога 13,8 75,3
Проведение досуга 83,2 60,2
Проектируя содержание социального воспитания в палаточном туристическом лагере «Самородово», мы опирались на обоснованную учеными взаимосвязь и взаимообусловленность целеполагания, проектирования, прогнозирования, моделирования.
Проектирование содержания социального воспитания нами осуществлялось на основе разработанного в ходе констатирующего эксперимента алгоритма проектирования, включающего в себя следующие позиции:
- определение теоретико-методологических и ценностных оснований проекта;
- подготовка педагогического коллектива к проектированию педагогической деятельности;
- анализ объектов проектирования;
- концептуальное обоснование проектируемой деятельности;
- документальное оформление концептуальных идей;
- создание системы социального воспитания;
- разработка программы деятельности по реализации концепции;
- составление плана действий по внедрению проектов;
- реализация проектов;
- отслеживание результатов и корректировка проектов.
В организации своей деятельности педагогический коллектив палаточного туристического лагеря «Само-родово» руководствовался принципами:
- комплексного подхода к организации туристической деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей подростков;
- единства образовательного и воспитательного процесса;
- удовлетворения и развития интересов и способностей детей;
- признание прав ребенка на свободное самоопределение и самореализацию во внеучебной деятельности;
- развитие индивидуальности каждого человека в условиях дополнительного образования;
- творческое сотрудничество участников образовательного процесса в совместной продуктивной деятельности;
- непрерывность образования в педагогически управляемой и личностно-регулируемой деятельности растущего человека;
- гуманизация педагогического управления образовательно-воспитательным процессом.
Основным стержнем программы палаточного туристического лагеря «Самородово» является проверка навыков жизни в природе, взаимодействие в группе, оказание первой медицинской помощи, приготовление пищи на костре, а также приобретение навыков туризма, управление лодкой, байдаркой и т.д.
Для организации жизни подростков в туристическом лагере разрабатывался не набор развлечений, а серьезная, настоящая работа, от которой зависели успешность похода и благополучие туристического быта.
Благодаря общению с природой и приобщению к активной туристической деятельности ребята проводили физические тренировки, обучались основам безопасной жизнедеятельности в природных условиях, постигали способы достижения максимальной эффективности деятельности при решении нестандартных ситуаций, реализовывали свои интересы, связанные с романтикой приключений.
Для тренировочных занятий по туризму на территории площадью 4800 кв. м в лесной зоне лагеря «Самородово» оборудован «Экстрим-парк», состоящий из 8 этапов:
- «Навесная переправа»;
- «Параллельная переправа»;
- «Подвесной мост»;
- «Маятник»;
- «Спуск - подъем»;
- «Бабочка»;
- «Бревно»;
- «Наклонная навесная».
Туристический лагерь «Самородово» существует пять лет, и у него сложились традиции:
• открытие лагеря, где ребята представляют свой экипаж или команду;
• закрытие смены у костра;
• оформление «Летописи туристического отряда».
Программа туристического лагеря рассчитана на реализацию потока продолжительностью 12 дней.
Поток разделен на три временных периода по 4 дня:
• подготовительный этап - теоретические занятия по основам самодеятельного туризма, знакомство и сплочение детского временного коллектива, подготовка к походу, посещение боулинга;
• основной этап - четырехсуточный поход со сплавом по реке Урал;
• заключительный этап - подведение итогов соревнований по спорту и туризму, проведение культмассовых и спортивных мероприятий.
На протяжении всех этапов спортивно-оздоровительных потоков с ребятами в виде игр и соревнований
а
проводятся занятия по развитию знаний подростков по самодеятельному туризму.
Содержание социального воспитания в спортивнооздоровительном лагере проектировалось на основе уровневого подхода:
- макроуровень: проектирование системы социального воспитания и образовательной программы лагеря;
- мезоуровень: проектирование содержания воспитательно-образовательной деятельности туристического объединения;
- микроуровень: проектирование содержания воспитательно-образовательной деятельности конкретного подростка на основе индивидуального образовательного маршрута.
Результатом реализации уровневого подхода к проектированию содержания социального воспитания были разработанные и апробированные в ходе опытноэкспериментальной работы модель педагогического сопровождения социального воспитания подростков и Программа деятельности спортивно-оздоровительного лагеря «Самородово», социально-ориентированные образовательно-оздоровительные программы туристических объединений (рис. 2).
Цель модели педагогического сопровождения социального воспитания подростков в процессе самодеятельного туризма туристического лагеря «Само-родово» - воспитание социально активной личности, способной на основе духовно-нравственных качеств осуществлять жизненные позиции в ролях «гражданин», «семьянин», «труженик», «учащийся», «лидер».
Центром модели педагогического сопровождения социального воспитания подростков в процессе самодеятельного туризма являлась социально активная личность
обучающегося, осуществляющая в условиях спортивнооздоровительного лагеря самопознание, саморазвитие, самореализацию.
Деятельность педагогического коллектива, являясь личностно-ориентированной, была направлена на сохранение и обеспечение целостности образовательновоспитательного процесса, его целенаправленности, системности.
Основой модели педагогического сопровождения социального воспитания подростков в процессе самодеятельного туризма спортивно-оздоровительного лагеря «Самородово» являлось триединство: образование (познание) - досуг (активный отдых и общение) - творчество (продукт конкретной деятельности).
На протяжении всех этапов спортивно-оздоровительных заездов с ребятами в виде игр и соревнований проводились занятия по следующим видам: технические, исследовательские, игровые.
Содержательное наполнение занятий отражало основные направления самодеятельного туризма, содержащие значительные воспитательные возможности для развития социальной активности детей: «Топографическая подготовка», «Ориентирование», «Ориентирование на местности по карте», «Ориентирование по небесным светилам», «Простейшие способы геометрических измерений на местности».
Таким образом, в результате нашей опытно-экспериментальной работы был сделан вывод о значимости развития знаний подростков по самодеятельному туризму как одного из условий педагогического сопровождения социального воспитания подростков в процессе самодеятельного туризма. Это выявилось во включенности детей в познавательную предметно-практическую
Социальное воспитание подростков
Совокупность социально ориентированных предметно-практических занятий по различным видам самодеятельного туризма
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ
Развитие знаний Формирование Активизация социально
подростков совокупности умений ориентированной
по самодеятельному подростков по реализации позиции подростков
туризму самодеятельного в самодеятельном
туризма туризме
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ
Когнитивный Мотивационный Коммуникативный Эмоциональный Креативный
Знания о мире и социокультурной деятельности человека Потребность в познании и преобразовании социума Социальные нормы и правила общения Эмоциональные реакции, позитивное мироощущение Творческая созидательная деятельность
Рис. 2. Модель педагогического сопровождения социального воспитания подростков в процессе самодеятельного туризма
туристическую деятельность, результатом которой явилось развитие когнитивного компонента социальной активности подростка в самодеятельном туризме.
Подростки в туристской деятельности находятся в таких условиях, когда каждый из них оказывает помощь своему товарищу и одновременно принимает помощь от других. Здесь удовлетворение личной потребности сливается с выполнением общественной обязанности.
Дисциплинированное поведение школьников в походе - это сознательное и активное стремление каждого участника к выполнению своего долга перед командой, группой. На этой основе возникают отношения товарищеского сотрудничества, взаимопомощи, ответственности, соподчинения, руководства и контроля. Цементируют эти отношения единые цели и задачи социально и личностно значимого занятия.
Особое значение для нравственного воспитания личности в туристско-краеведческой деятельности имеет социально направленная работа при подготовке, проведении и подведении итогов коллективно осуществленного дела. Туризм предоставляет подросткам возможность для творческой деятельности, ибо имеет достаточно широкий набор административно-хозяйственных и научно-краеведческих должностей, содержит постоянно изменяющиеся ситуации выбора способов действия, поведения.
В процессе труда в туристской деятельности формируются характер, психологическая готовность к труду, вырабатываются организаторские и исполнительские качества. В совместной деятельности накапливается опыт социально позитивных отношений и друг с другом, и со взрослыми людьми. Для многих подростков, связавших свой досуг с туризмом, серьезный, результативный труд становится в дальнейшей жизни потребностью.
В командной деятельности хорошо формируются организаторские качества участников туризма. Этому содействует четкая организация работы, коллективный характер деятельности, наглядность результатов. Организаторская активность ребят возрастает в зависимости от социальной ценности коллективного труда. Неотъемлемой частью туристско-краеведческой работы является эстетическое воспитание, которое начинается с общения с родной природой, что пробуждает в детях гуманные чувства и стремления, учит воспринимать гармонию жизни.
Самодеятельная туристская деятельность является необходимым средством оздоровления и физического развития школьников. Субботние и воскресные походы школьников, сменяя напряженную учебную деятель-
ность, снимают психическое напряжение недели, а каникулярные - целой учебной четверти. Туристская деятельность, таким образом, не только оздоравливает человека, но и совершенствует его физические данные, вырабатывая выносливость, силу, ловкость.
Особой популярностью среди туристов пользуются различные виды соревнований. Соревнования как метод физического воспитания активно стимулируют развитие самодеятельного туризма и выполняют эффективную роль в его развитии. Соревнования являются составной и неотъемлемой частью учебно-педагогического процесса, организуемого туристскими секциями. В практике самодеятельного туризма можно выделить два основных вида соревнований: по элементам туристской техники (преодоление туристской полосы препятствий, прохождение естественных или специально подготовленных участков трассы маршрута по одному из видов туризма) и на лучший туристский поход.
Анализ конкретизирующей доминантное начало активности позволил выделить различные подходы к определению социальной активности подростков.
На основе проведенного исследования нами обоснованы характеристики социальной активности в туризме: добровольность, инициативность, нравственная мотивированность участия в туризме, познавательный, преобразующий, творческий характер, осуществление на основе жизненного опыта участия субъекта в туристской деятельности.
Подростки сначала осваивают ценности туризма как отрасли жизнедеятельности, а далее формируется такое интегральное качество личности, которое находит выражение уже в нравственно-мотивированном стремлении проявлять инициативу в туристской деятельности, связанной с созданием, сохранением и дальнейшим развитием этих ценностей.
Классификация видов туристской деятельности, способствующей развитию активности (преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная (оценивающая, коммуникативная), имеет в основе элементы человеческой деятельности.
Исследование проблемы мотивации социальной активности подростка в условиях туризма позволило обозначить зависимость его активной или пассивной позиции в отношении туристской деятельности от наличия потребности и заинтересованности в ней, определить взаимосвязь интересов индивида в туристской сфере и его творческих способностей.
Литература
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Невский фонд, 2005.
2. Квартальнов В.А. Педагогика и туризм: учебник. -М.: Советский спорт, 2000.
3. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
4. Сальцева С.В. Актуализация социального воспита-
ния во внеучебной деятельности школьников // Научное обозрение. - 2006. - № 4.
5. Смирнов Д.В. Туристское мастерство педагога. - М., 2006.
6. Щербакова В.А. Формирование региональных основ профессиональной подготовки туристских кадров. - М., 2000.