Научная статья на тему 'Формирование туристических навыков как средство физического воспитания детей для успешной сдачи норм ГТО'

Формирование туристических навыков как средство физического воспитания детей для успешной сдачи норм ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насонова Наталья Юрьевна

Популярность детского самодеятельного туризма растет с каждым годом, являясь составной частью физического воспитания. Туризм успешно решает воспитательные, оздоровительные и познавательные задачи. Преподавание туризма в школе содействует воспитанию, социализации, развитию коммуникативных компетенций подростка, расширяет его кругозор, готовит его к активной деятельности в обществе, а также направлено на укрепление здоровья, формирование личности ведущей здоровый образ жизни в рамках внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насонова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование туристических навыков как средство физического воспитания детей для успешной сдачи норм ГТО»

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). I. п. 6. абзац 4.

6. Кречетова Г. А. Реализация интегративного подхода в процессе музыкального образования младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика, 2016. № 6. С. 56-59.

ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ НОРМ ГТО Насонова Н. Ю.

Насонова Наталья Юрьевна /Ма.юпсуа Na.ta.lya Уппета - учитель физической культуры, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия «Лаборатория Салахова», г. Сургут

Аннотация: популярность детского самодеятельного туризма растет с каждым годом, являясь составной частью физического воспитания. Туризм успешно решает воспитательные, оздоровительные и познавательные задачи. Преподавание туризма в школе содействует воспитанию, социализации, развитию коммуникативных компетенций подростка, расширяет его кругозор, готовит его к активной деятельности в обществе, а также направлено на укрепление здоровья, формирование личности ведущей здоровый образ жизни в рамках внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Ключевые слова: здоровье, качества личности, практико-ориентированный подход.

Актуальные проблемы и темы исследования

Туризм - это вид спорта, требующий всестороннего развития личности. Ещё в ХШ веке туризм был включен в программу физической подготовки во многих странах. Постепенно развиваясь и расширяясь, туризм разделился на многие виды. По определению А. А. Остапца, «туризм - это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности» [3]. На взгляд В. И. Куриловой, «туристско-краеведческое движение школьников - это массовая внеклассная форма работы учащихся по всестороннему изучению родного края, решающая воспитательные, познавательные, оздоровительные задачи и обусловленная программно-нормативными документами» [2].

На основании указа президента Российской Федерации Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» ввести в действие с 1 сентября 2014 года, один из видов которого является туристический поход с проверкой туристических навыков. Выполнение норм по туризму проводится в пеших походах в соответствии с возрастными требованиями, для участия Ш,У11-1Х ступени 15 км. В походе проверяются туристические знания и навыки: укладка рюкзака, ориентирование на местности по карте и компасу, установка палатки, разжигание костра, способы преодоления препятствий.

Туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания, велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, применять туристические навыки, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярные занятия туризмом вырабатывают у подростков сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность.

Приобщение к занятиям туризмом начинается в основном в общеобразовательной школе. Главное условие повышения заинтересованности учащихся туризмом - формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному процессу в туризме. Участие членов туристских секций в общественно-полезных мероприятиях во многом способствует формированию единого коллектива. Только в этом случае у школьников воспитывается осознанная потребность в туризме. Роль педагога в ориентации учащихся заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные особенности школьников, последовательно раскрывать перед ними все новые формы и методы туристской работы, поддерживать творчество и инициативу и готовить к успешной сдаче норм ГТО. Туризм - прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять особенности каждого из ребят и найти подход к нему. Такое общение

способствует настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу. Учитывая взаимосвязь многих общеобразовательных предметов с туризмом и одного из видов сдачи норм ГТО, я считаю, что он должен быть включен в программу физического воспитания не только в высших педагогических учреждениях, но и в общеобразовательных (на примере гимназии «Лаборатории Салахова»). Туризм как предмет был введен в программу физического воспитания Сургутской гимназии «Лаборатория Салахова» в 1992-1993 учебном году. Курс «Основы туризма» практико-ориентирован. В курсе предусмотрены теоретические и практические занятия. К теоретической части относятся профилактические занятия по технике безопасности и правилам поведения; история развития туризма; особенности «Школы выживания»; питание в туристском походе; топография и ориентирование; первая доврачебная помощь; виды узлов. К практической части относятся:

- общая физическая и специальная подготовка: виды переправ (навесная, подъем, траверс, спуск, переправа по веревке перилами, бревно, брод);

- преодоление естественных препятствий (спуск, подъем по вертикальным и наклонным перилам);

- техника и тактика в туристическом походе;

- изготовление транспортирующих средств;

- транспортировка пострадавшего;

- вязка узлов (прямой, шкотовый, брамшкотовый, австрийский, академический, встречный, проводник, восьмерка, ткацкий, схватывающий, стремя, штык);

- установка палатки, техника передвижения на лыжах с рюкзаком;

- тропление лыжни при глубоком снеге;

- изготовление из лыж волокуши для транспортировки пострадавших.

По окончанию курса «Основы туризма», дети сдают контрольные нормативы с проверкой туристических навыков.

С 1992 года в гимназии проводятся туристические слеты. В слете задействованы учащиеся с 1 по 11 классы, классные руководители, родители. Из учащихся, наиболее активно проявивших себя в этих мероприятиях, создаются туристские секции, которые реализуются в системе центра дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Спортивно-туристская деятельность в настоящее время по праву считается самым массовым, доступным и эмоционально привлекательным видом самореализации человека в спорте. Общими целями в спортивном туризме можно считать достижение спортивных результатов, физическое и нравственное развитие и успешная сдача норм ГТО. Одной из важных функций туризма является формирование всесторонней и гармонически развитой личности. На занятиях, в тренировочных и походных условиях воспитываются волевые качества: смелость и решительность, терпеливость, настойчивость, инициативность, дисциплинированность. Всестороннее воспитание волевых качеств должно входить в основное содержание подготовки туристов.

Вывод

Благодаря урокам по туризму, тренировочным занятиям, туристическим слетам, обучающиеся приобретают туристические навыки, в дальнейшем применяя их при сдаче норм ГТО. Научатся ценить дружбу и всегда приходить на помощь, смогут с честью вынести все капризы непогоды, почувствуют силу, выносливость и уверенность в себе, узнают много интересного и таинственного, а если глубже проникнут в туризм, то откроют для себя и другие новые перевалы, вершины, пещеры, пройдут до сих пор не пройденные реки, смогут выжить там, где неподготовленный попадет в стрессовое состояние.

Сегодня очень велико воспитательное значение уроков физической культуры. Ведь через уроки физической культуры, основ туризма, спортивно-массовых мероприятий я готовлю детей к успешной сдачи норм ГТО, и дарю не только радость от достигнутых спортивных успехов, но и большее, ни с чем не сравнимое удовлетворение учеников от чувства своей силы, выносливости, ловкости, от сознания развитой воли, от приобретенного здоровья и высокой работоспособности.

Литература

1. Ганаполъский В. И. Туризм и спортивное ориентирование / В. И. Ганапольский. М.:

Физкультура и спорт, 1987. 240 с.

2. Курилова В. И. Туризм: Учебное пособие для студентов пединститутов / В. И. Курилова. М.:

Просвещение, 1988. 224 с.

3. Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе / А. А. Остапец. М., 1985. С. 21.

4. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, B. C. Кузнизов. М.: Academia, 2001. С. 79.

5. Швецова Е. Новейшая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях / Е. Швецова. М.: ACT; Астрель, 2008. 320 с.

6. Сборник нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного Комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО в Ханты-Мансийском автономном округе Югре, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.