ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013 г. Выпуск 1 (28). С. 5-10
УДК 379.85
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТУРИЗМА И ЕГО РОЛИ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ
О. Л. Вершкова
Путешествия учат больше, чем что бы то ни было.
Иногда один день, проведенный в новых местах, дает больше, чем десять лет жизни дома.
А. Франс
Туризм - это средство гармоничного развития людей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие. Это определение, прежде всего, указывает на то, что в туризме интегрируются все основные стороны воспитания и развития личности: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая, патриотическая и интернациональная, умственное развитие, политехническое образование и др. [2, 3].
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Углубление и необратимость социально-экономических, политических преобразований во всех сферах общественной жизни России ставит новые задачи перед обществом. Это, прежде всего, задачи воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья [11, 15].
Туризм - это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.
Развитие цивилизации теснейшим образом связано с развитием и укреплением контактов между отдельными государствами, народностями, территориями [13]. Первые из известных нам туристских проспектов, по мнению Губаненкова С. М., датируются VIII веком: временем, когда Карл Великий (742-814) установил дружеские отношения с Гаруном-аль-Рашидом. Французские вельможи получили возможность ездить в Палестину и в малую Азию, что бы подивится чужому укладу, что-нибудь перенять, а по возможности - «позаимствовать». Путешествовали вельможи не в одиночестве, а в сопровождение немалой охраны, потому что «позаимствовать» могли и у них [14: 11].
Ганопольский В. И. и Безносиков Е. Я говорят, что возникновение предпосылок для организованных походов и путешествий связано, по-видимому, с ранними периодами истории человечества, когда племена или целые роды были вынуждены в поисках наиболее оптимальных условий для существования совершать длительные переходы. По свидетельству историков, племена и роды выделяли даже специальных разведчиков новых мест обитания [5: 23-24].
Помимо людей, для которых путешествия являлись профессиональной необходимостью (мореплаватели, исследователи и ученые, купцы, позже - священники), появились люди, желавшие просто посмотреть новые земли и получить новые впечатления. Появилось такое понятие, как туризм.
Вероятно, все сказанное и послужило первоначальными объективными предпосылками для возникновения и последующего развития организованных походов и путешествий, удовлетворявших потребностям общественного труда и производственных отношений людей. Естественно, длительные переходы требовали предварительной подготовки. Постепенно
5
О. Л. Вершкова
складывалась совокупность мероприятий по формированию у человека жизненно необходимых навыков поведения в походных условиях [5].
В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) туризм выступает как средство воспитания и образования личности. Особый вклад в обоснование значимости походов и путешествий в воспитании молодежи внесли прогрессивные педагоги того времени - X. Вивес, М. Монтень, Т. Мор, Ф. Рабле, Эразм Роттердамский, считавшие многодневные пешие походы ценным средством формирования у молодых людей физических, нравственных и морально-волевых качеств [7].
Туризм, возникший и развивавшийся как объективная общественная потребность, постепенно утвердился в качестве одного из важных средств воспитания людей. Выдающийся педагог Возрождения Витторино да Фельтре в организованной им школе в Мантуе (1425 г.) ввел упражнения, характерные передвижениями на местности. Его ученики совершали многодневные походы в предгорьях Альп. В книгах итальянского профессора медицины И. Меркуриалиса «Виды физических упражнений» (1569 г.) и педагога И. Гамерариуса «Разговоры о физических упражнениях» (1544 г.) значительное место отведено упражнениям, направленным на формирование умений и навыков в передвижении и ориентировании на местности [5: 31-34].
Первым из педагогов о воспитательном значении путешествий, по мнению Губаненко-ва С. М., заговорил Ян Амос Коменский (1592-1670). «Путешествия детей в природу приносят большую пользу в формировании души подростка» и поэтому можно сказать, что наука использования путешествия в целях получения образования начиналась вместе с самой наукой о получении образования - с педагогикой [14: 11].
В конце XVII - начале XVIII веков в школах Англии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии и других стран при изучении отдельных предметов учителя стали использовать пешеходные прогулки и поездки в окрестности. Такие простейшие формы путешествий получили название экскурсий. При этом необходимость развития исследовательских способностей учащихся признавалась многими известными педагогами эпохи Просвещения. Значимость наглядных, исследовательских методов в образовательном процессе неоднократно подчёркивали в своих работах Я. А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистер-вег. В школах нового типа - коллегиях, учащимся раз в неделю предоставлялся один рекреационный (свободный) день, который, в основном, использовался для прогулок и походов с познавательными целями. Разрабатывая программу общедоступных средних школ, Я. А. Ко-менский предлагал: «...в конце обучения два или три года останутся для путешествий» [14: 12-16].
Также стоит выделить, как одно из направлений развития детско-юношеского туризма, скаутское движение в Англии, основанное лордом Ба-ден-Пауэллом в 1907 г., которое в 1910 г. распространилось и в Америке [19].
Скаутское движение (англ. Scouting) - всемирное юношеское движение, занимающееся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодежь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, аполитична, независима [16].
Впервые в 1907 году Ба-ден-Пауэлл организовал для мальчишек лагерь, где на практике применил сформировавшуюся систему-концепцию скаутинга. Тогда же им был написан своеобразный учебник, который лег в основу формирования организации. Книга стала популярной во всем мире и была переведена более чем на 35 языков мира, а одно из первых иностранных изданий вышло в России. Это был адаптированный к российским условиям вариант, названный «Юный разведчик». Ба-ден-Пауэлл в 1910 году приезжал в Россию. На встрече с императором Николаем II разговор шел о перспективах скаутинга в нашем отечестве [19].
Историю развития туризма в России, по мнению Константинова Ю. С., можно рассматривать по двум направлениям - взрослый и детско-юношеский, которые взаимозависимы и
6
К вопросу о развитии туризма и его роли в воспитании молодежи
дополняют друг друга, но организационно развивались почти самостоятельно, поскольку взрослый туризм в основном, развивался как явление общественное, а детский туризм, являясь частью образовательной деятельности, практически всегда в той или иной мере поддерживался государством [7: 5].
В России интерес к путешествиям исторически оказался тесно связан с краеведением. Сведения о прошлом селений, городов и областей, вошли в местные и общерусские летописи. Поэтому мы вправе считать их первыми краеведческими исследованиями в нашей стране.
В основе развития туризма лежит естественное стремление человека познать окружающий мир, пройти нехожеными тропами, увидеть своими глазами уникальные явления природы, испытать свои волевые и физические возможности. Так, успешно совершив в 1788 году первое в России запланированное восхождение на вулкан Ключевская сопка, член русской экспедиции на Камчатку чиновник Даниил Гаусс на вопрос: «Почему?» - ответил: «Любопытство повлекло...» [7: 5].
Начало стимулируемых краеведческих исследований относится к эпохе преобразований начала XVIII века и связано с Указом Петра I от 13 февраля 1718 года, в котором предписывалось докладывать царю обо всех любопытных находках, а тех, кто их обнаружит - награждать. «Также, если кто найдет в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие какие у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенными; так же какие старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду или прочее все, что зело старо и необыкновенно - також бы приносили, за что будет довольная дача» [9].
Практика, как основа познания мира, окружающей действительности была одним из лейтмотивов реформ, проводимых в области образования в России на протяжении XVIII и XIX веков. Именно это направление активно развивали Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, А. Н. Радищев. Благодаря их деятельности в среде педагогической общественности появилось значительное число сторонников так называемого «экскурсионного метода» исследовательской деятельности. Н. И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» писал: «Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учится тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать». Подобные педагогические идеи нашли отражение в ряде документов той поры - «Уставе народным училищам в Российской империи» 1786 года, а также «Уставе учебных заведений, подведомственных университетам» 1804 года [20].
В конце XIX и особенно в начале XX века туристско-экскурсионному направлению исследовательской деятельности в отечественной педагогике стало уделяться повышенное внимание. В этом виде педагогической деятельности объединились интересы общества, педагогов и самих учащихся. Немалая заслуга в обосновании эффективности экскурсий с точки зрения получения научно - практического знания принадлежит К. Д. Ушинскому, А. Я. Гер-ду, П. Ф. Каптереву [17].
В социалистический период истории нашей страны детский туризм был хорошо организован, отличался массовостью охвата школьников и был подчинен патриотическому и идейному воспитанию. При этом путешествия по СССР носили и самодеятельный, и организованный характер. Расширилась география поездок школьников от своего региона до крупных городов СССР, других республик и зарубежных стран. На детско-юношеский туризм продолжали оказывать влияние «красные» даты календаря. Походы и экспедиции планировались централизованно, охватывая все учебные заведения и неся в себе конкретные задачи. Массовость достигалась спланированной системой вознаграждений по результатам. Кроме того, именно в 70-80-е годы в СССР была сформирована крупная и дешевая материальная база для развития туризма [7: 95-100].
К сожалению, в период начала 1990-х годов, во время экономических реформ советская система детско-юношеского туризма руководителям того времени показалась неэффективной, и государственная поддержка учреждений и мероприятий этой системы была сведена до ми-
7
О. Л. Вершкова
нимальных пределов. Однако даже основ новых экономических отношений в этой сфере создать так и не удалось. На современном этапе в индустрии детского туризма имеется достаточная для ее развития материально-техническая база. В качестве субъектов, развивающих детский туризм, появились и коммерческие фирмы, и общественные объединения [7: 101-104].
В эти годы самодеятельный спортивно-оздоровительные туризм, по мнению Константинова Ю. С., на долгое время выпал из поля зрения государственных структур, ему даже не нашлось места в принятом в 1996 году Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [1, 7].
В настоящее время в Российской Федерации организационно-методическое руководство спортивно-оздоровительным туризмом осуществляет Туристско-спортивный союз России, в рамках которого действует Федерация спортивного туризма России [7, 8].
В детско-юношеском туризме на сегодняшний день существуют две распространенных теории воспитания молодежи посредством туризма - Константинова Ю. С. и теория Остапе-ца-Свешникова А. А.
Теория о детско-юношеском туризме Остапеца-Свешникова А. А. представляет собой теорию пространства. Он считает, что элементы туристско-краеведческой деятельности дети получают уже в детском саду в своих прогулках и экскурсиях на природу, на занятиях и уголках природы. Остапец-Свешников А. А. говорит о том, что необходимо закрепить и продолжить эту деятельность в начальной школе, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте, менее эффективным будет воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося. А специфичность туристскокраеведческой деятельности как раз и заключается в непосредственном «столкновении» учащегося с окружающей его природной и социальной средой, с действительностью, с жизнью [10, 11].
Теория воспитания Константинова Ю. С. представляет собой воспитательный процесс через систематические занятия туризмом, выходы на природу, походы. Константинов Ю. С. при занятиях туризмом делает акцент на воспитание личности ребенка, его нравственных принципов [7, 8].
Данные теории тесно связанны и взаимно дополняют друг друга. Но самое важное, что в спортивном туризме при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся - идет интенсивное умственное развитие, а выходы на природу, походы, летние лагеря, слеты соревнования имеют широкий спектр социально-педагогических возможностей для детей и молодежи. Туристские мероприятия являются средством восстановления здоровья, развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к культурным и образовательным ценностям, вхождения в систему новых социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности [6].
Стоит отдельно выделить стационарные и передвижные палаточные лагеря, т. к. они имеют разные педагогические системы. Передвижные туристские лагеря - это, прежде всего, походы, и, соответственно, участие детей в обслуживании лагеря повышается. Ситуация похода, с точки зрения воспитания, взросления, социализации ребенка объяснима. Ведь именно в походных условиях, в совместном преодолении трудностей формируются такие ценные качества личности, как воля, выносливость, смелость, активность, коммуникабельность, толерантность, умение руководить и одновременно подчинятся [5, 10].
Следует отметить, что при организации и проведении данной формы учебновоспитательного процесса используется личностно-ориентированная педагогическая парадигма. В рамках этой парадигмы осуществляются следующие основные принципы и подходы к учебно-воспитательной работе в туристском лагере: личностно-деятельностный; индивидуально-творческий и краеведческий; принцип культуросообразности, целесообразности и
8
К вопросу о развитии туризма и его роли в воспитании молодежи
природосообразности; принцип целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния [4].
Туризм и спорт - неотъемлемая часть жизни человека, занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятия физическими упражнениями играют значительную роль в работоспособности молодежи, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Получение физического воспитания через туризм - это организованная и налаженная методика обучения молодежи, которая дает возможность для совершенствования своих физических, волевых и моральных данных [6].
На сегодняшний день существует множество разнообразных видов активного туризма, но одним из самых популярных видов, объединяющих несколько направлений, остается спортивный туризм.
Спортивный туризм - это общенациональный вид спорта в России, отражающий национальные традиции нашей страны. Согласно статистике развития видов спорта в РФ в 2010 году, спортивный туризм занимает 10 место по количеству занимающихся (более 330 тыс. чел.) среди 129 видов спорта, официально признанных в России [12].
Спортивный туризм является эмоционально яркой и очень содержательной стороной жизни детей и молодежи. Занятия спортивным туризмом способствуют укреплению здоровья, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Особенно актуальными в настоящее время для жителей урбанизированных пространств являются: укрепление здоровья учащихся через дозированные физические нагрузки, знакомство воочию с красивейшими ландшафтами страны, непосредственный контакт с природой.
Все виды воспитания в туризме реализуются комплексно, в естественных условиях, без акцентирования внимания туристов на воспитательных задачах туризма. Одна из важных функций туризма - это восстановление физических и психических сил человека, улучшение функционального состояния организма. Туризм с активными средствами передвижениями становится более массовой потребностью общества в условиях научно-технической революции, потребностью не только социальной, но и биологической, и психической. Удовлетворение этой потребности позволяет устранить или ослабить неблагоприятные последствия урбанизации жизни, в частности: нервно-эмоциональные перегрузки, гипокинезию и избыточное нерациональное питание, добиться повышения трудоспособности населения [4, 6].
Таким образом, можно говорить о том, что туризм - глубокое социальное явление в жизни мирового сообщества, основанное на гуманистических целях и принципах. Он стал фактором социального равновесия, взаимопонимания между народами и развития личности. Туризм имеет огромное культурное и духовное содержание. Именно туризм стал средством познания и ознакомления с достижениями человеческого разума, открыл доступ к историческим и культурным ценностям народов.
С точки зрения воспитания, туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов. Туризм включает в себя различные формы деятельности: походы, слеты и соревнования, археологические экспедиции, краеведческие экскурсии и многое другое, но прежде всего туризм связан с путешествиями -это возвращение к своему естественному состоянию, состоянию движения и поиска самого себя, столкновения с трудностями и собственными ограничениями. Путь, движение к цели формирует в сознании человека горизонт, ожидание прекрасного, и чем дольше путь, чем сложнее его превратности, тем устойчивее эти связи, тем прочнее они настраиваются, тем реальнее и выше результат [11].
Рассматривая историю развития туризма, можно сделать вывод, что духовное содержание туризма стоит наравне с сегментами экономического и материального, и влияет на гармоничное развитие личности. Занятия туризмом способствуют повышению познавательной и
9
О. Л. Вершкова
воспитательной роли в определении своей судьбы и образа жизни, поэтому целесообразно использование разнообразных форм туризма как средства воспитания детей и молодежи, развития в личности коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни, а также для воспитания патриота своей Родины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон № 132-ФЗ от 24.11.2006 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Текст].
2. Большая советская энциклопедия [Текст].
3. Большой энциклопедический словарь [Текст] / А. М. Прохоров.
4. Верин-Галицкий, Д. Поход как ситуация [Текст] / Д. Верин-Галицкий // Народное образование. - 2008. - № 3. - С. 227-230.
5. Ганапольский, В. И. Туризм и спортивное ориентирование [Текст] / В. И. Ганапольский, Е. Я. Безносиков, В. Г. Булатов. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 240 с.
6. Иванова, С. А. Педагогические основы начальной подготовки юных туристов-проводников в системе дополнительного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / С. А. Иванова. - М., 2000. - 27 с.
7. Константинов, Ю. С. Из истории детского туризма в России (1918-2008) [Текст] / Ю. С. Константинов. - М. : ФЦДЮТиК, 2008. - 312 с.
8. Константинов, Ю. С. Теоретические основы программно-методического обеспечения учреждения дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля : дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Ю. С. Константинов. - М., 1999. - 107 с.
9. Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса [Текст] / А. С. Макаренко // Педагогические сочинения. - М. : Педагогика, 1983.
10. Остапец-Свешников, A. A. Наука о детско-юношеском туризме в России [Текст] / А. А. Остапец-Свешников // Проблемы детско-юношеского туризма и краеведения. - М., 1998. - № 2.
11. Остапец-Свешников, A. A. Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков : дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А. А. Остапец-Свешников. - М., 1974. - 172 с.
12. Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.minsport.gov.ru/
13. Сапрунова, В. Н. Туризм: эволюция, структура, маркетинг [Текст] / В. Н. Сапрунова. -М. : Ось-89, 1998. - 320 с.
14. Спортивный туризм в системе образования [Текст] / под ред. С. М. Губаненкова. - СПб. : Изд. дом «Петрополис», 2008. - 196 с.
15. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ushakovdictionary.ru/
16. Торшин, В. Н. Детские оздоровительные лагеря [Текст] / В. Н. Торшин // Народное образование. - 2010. - № 3. - С. 68-72.
17. Усыскин, Г. С. Очерки истории российского туризма [Текст] / Г. С. Усыкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Изд. дом «Герда», 2007. - 208 с.
18. Федотов, Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм : учеб. [Текст] / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков. - М. : Советский спорт, 2004. - 464 с.
19. Центральный сайт скаутов - разведчиков России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.scouts.ru
20. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения [Текст] / С. Т. Шацкий. - М. : Столица, 1998. - 347 с.
10