УДК 374:338.48]:37.015.31:172.15
А. В. Романенко, Ю. М. Черчелюк
ШКОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: ПРОБЛЕМЫ ВНЕКЛАССНОГО
И ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КИЕВСКОГО ДВОРЦА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
Данная работа посвящена поиску эффективных решений организации и проведения теоретических и практических занятий школьного туризма с максимальным использованием педагогических методов для приобретения разнообразных полезных жизненных навыков, воспитания трудолюбия и формирования у школьника сознательного профессионального выбора.
Hired sanctified to the search of effective decisions of organization and realization of theoretical and practical employments of school tourism with the maximal use of pedagogical methods for acquisition of various useful vital skills, education of industriousness and forming for the schoolboy of conscious professional choice.
Ключевые слова: Дворец детей и юношества, инструктор школьного туризма.
Keywords: school of tourism, the quality of teaching, self-development, the Kiev Palace of children and youth, instructor, school of tourism.
Актуальность проблемы заключается в поиске решения проблемы саморазвития личности, которые рассматривались такими исследователями, как Л. П. Буева, А. Г. Брушлинский, Л. C. Выготский О. Г. Дробницкий, В. В. Давыдов, Л. Н. Коган, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, П. Л. Смирнов, С. Л. Рубинштейн и др., что позволяет признать проблему саморазвития личности одной из центральных проблем педагогической науки и практики. Всестороннее изучение параметров процесса саморазвития личности осуществляется с позиций педагогики, психологии, социологии и других гуманитарных наук.
Постановка проблемы. Решение задач саморазвития личности следует искать в особом подходе, учитывающем не только особен-
ности личностного становления старшеклассника, но и всю совокупность организационно-педагогических условий, его обеспечивающих [1]. Поиск, разработка и технологическое обеспечение такого подхода - одна из важнейших задач современной педагогики [2].
Туристско-краеведческая деятельность учащейся молодежи, как и любая человеческая деятельность, подчиняясь законам диалектики, в ходе своей истории развивается по спирали, каждый новый виток которой, повторяя предыдущий на новом уровне, вносит элементы усовершенствования [3].
Существует много проблем в современной школе, например регионализация учебных планов и программ, удовлетворение потребностей школьников в самореализации, развитие полноценного детского самоуправления, уменьшение перегрузок, которые возникли в результате интенсификации процесса учебы, оздоровление детей. Данные проблемы можно было бы решить путем использования элементов туризма и краеведения в образовательном процессе [4].
Одним из приоритетных направлений в развитии краеведче-ско-туристической деятельности является личностная ориентация, направленная на развитие у подрастающего поколения творческих способностей, формирования навыков самообразования и самореализации личности [5].
Целью данного исследования является поиск эффективных решений организации и проведения теоретических и практических занятий школьного туризма с максимальным использованием педагогических методов для приобретения разнообразных полезных жизненных навыков, воспитания трудолюбия и формирования у школьника сознательного профессионального выбора.
Полностью солидарны с исследованиями В. М. Куликова о педагогическом потенциале школьного туризма, где автор концентрирует внимание на самых болезненных вопросах самоорганизации, самореализации, саморазвития, самоуправления и самообразования: «...объективно педагогический потенциал школьного туризма весьма велик. Однако на деле коэффициент полезного педагогического действия его зависит не столько от его природных свойств, сколько от подхода к нему организаторов, учителей, от их понимания, умения и опыта в этой области. На практике наблюдается много отклонений от оптимального для целей педагогики его использования» [6].
Эти отклонения имеют следующие направления. Во-первых, исходя из приоритета обучения (культ знаний), предпочтение в туристских и краеведческих занятиях отдается краеведению, экскурсиям, экспедиционной форме, а не походам, в результате чего школа недоиспользует то, что можно взять от туризма. Большое распространение получили дальние экскурсионные поездки, которые обосновывались тем, что дают детям большой объем полезной информации и содействуют интернациональному воспитанию. Но при этом никак не использовался оздоровительный фактор туризма, его влияние на физическое и нравственное воспитание школьников.
Во-вторых, значительное распространение получил и перегиб в сторону излишней спортивности туризма. Отдельные энтузиасты такого подхода к туризму допускают завышение спортивно-технической сложности походов (особенно по части веревок), устраивают «гонки» на маршруте, перегружают их количеством естественных препятствий. То же наблюдается при проведении соревнований юных туристов. Организаторы требуют явки на старты массы неподготовленных детей, которые еще не готовы, а часто и не занимались в кружках и секциях, и ставят для них сверхсложные дистанции без учета уровня владения техникой. Нередко такое увлечение спортивностью реализуется за счет снижения познавательного наполнения походов.
В-третьих, снижает педагогическую значимость туризма и чрезмерная опека ребят в походе, когда руководитель, учитель, воспитатель сам решает, по какому азимуту двигаться, какую кашу варить - все вопросы жизни группы. Нередко учитель в походе сам варит пищу, сам раскладывает ее по мискам, ставит палатку, укладывает за ленивого его рюкзак, моет посуду и т. п. Такая заботливость и такое недоверие детям оборачиваются жирным педагогическим минусом в части привития школьникам разнообразных полезных навыков, воспитания трудолюбия, формирования философии труженика.
В-четвертых, еще одно отклонение - стремление к избыточной комфортности. Оно проявляется и в стремлении избежать активных форм перемещений, и в кулинарных излишествах походной кухни, и в перегрузке рюкзаков обилием предметов снаряжения, и в обеспечении слетов, турлагерей электроосвещением, телевидением, концертами профессиональных артистов, торговлей деликатесами и т. п. Комфорт - враг воспитания. Он развращает и духовно
сушит человека. А в туристском походе, смысл которого в испытании себя временным отказом от благ цивилизации, в проверке и закалке своего характера и борьбе с лишениями и трудностями автономного бытия, он просто абсурден. Также «производственная» сторона школьного туризма используется педагогикой очень слабо, так как приоритет зачастую отдается туризму «на всем готовом» в ущерб педагогически более эффективному самодеятельному туризму. Еще одним серьезным недостатком в использовании потенциала туризма в школе является командный стиль руководства детскими объединениями, неуважительное отношение школы, учителей к личности учащегося. Такой стиль угнетает обучающую и воспитывающую функции «производства» туризма, провоцирует интеллектуальную лень, воспитывает бездумное исполнительство и равнодушие к делу. Встречается и вредное стремление упрощать «производство» - подготовку походов, экскурсий и пр., когда учитель, не придавая существенного воспитательного значения «производству» туризма, до минимума сводит этот процесс, комкает даже подготовку вопросов питания, ибо считает единственно важным лишь содержание (краеведческое или спортивное) предстоящего похода. Это происходит как из-за недооценки «производства», так и в силу большой занятости учителя, когда он не находит времени, чтобы добротно готовить каждое туристское дело.
Из истории. В 1957 г. в Москве провели VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который дал толчок для строительства одного из лучших образцов советского модернизма - Дворца пионеров на Воробьевых горах. Росло первое послевоенное поколение, и ему нужно было место для творческой реализации. Открытие состоялось 1 июня 1962 г., а вскоре после него начали возводить брата-близнеца в Киеве - Дворец детей и юношества имени Н. Островского. Архитекторы Авраам Милецкий и Эдуард Бильский и художники Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко попытались максимально адаптировать пространство под нужды детей. В одном здании они объединили помещения для кружков и секций, кинотеатр на 200 зрителей, обсерваторию, концертный и актовый залы. Холлы украсили чеканные панно и мозаики. Пространство перед зданием тоже было продумано до мелочей. Выложенный мозаикой декоративный бассейн, небольшой парк со скамейками и зелеными газонами и флагшток высотой 50 метров. Позже за этот проект авторы получили Государственную премию СССР в области архитектуры.
Киевский Дворец детей и юношества - государственное внешкольное учебное заведение с профессиональным коллективом. Обучение во Дворце углубляет знания, которые дети получают в школе, развивает навыки коммуникации и содействует воспитанию. Во Дворце в наличии 200 направлений учебной работы. Дети и юношество (от 5 лет до 21 года) имеют возможность выбрать свой личный образовательный маршрут.
Отдел туризма, краеведения и патриотического воспитания предлагает на рассмотрение часть плана на учебный год общий с Федерацией спортивного туризма г. Киева и Дворцом творчества детей и юношества Соломенского района - массовых туристс-ко-краеведческих мероприятий в г. Киеве: празднование Всемирного дня туризма; закрытие сезона по технике водного туризма (детские и взрослые); первенство района по парковому ориентированию и велотуризму; первенство района по скалолазанию; Открытое юношеское первенство по технике пешеходного туризма «Серебряный карабин»; Открытые соревнования г. Киева по водному туризму и водному слалому; проведение первенства среди школьников Киева по спортивному ориентированию «Осенние листья»; городской туристско-краеведческий «Квест-поход»; традиционные соревнования по технике спортивного туризма «Осенний лист»; чемпионат г. Киева по походам пешего туризма; сбор-практикум по спортивному ориентированию и ориентированию на велосипедах для учителей и учеников учебных заведений г. Киева; технический туристской поход-соревнование «Осенний марафон» и др.
Руководитель отдела туризма, краеведения и патриотического воспитания Александр Ильич Воронков закончил Киевский государственный университет им. Т. Г. Шевченко по специальности «фи-зико-географ, географ, преподаватель», кружковец Дворца с 1964 по 1971 г. Руководитель кружка пешеходного и лыжного туризма О. В. Рыбак имеет звание инструктора туризма, инструктора школьного туризма, Президент благотворительного Фонда развития ученического краеведения и туризма, альпинист СССР, турист Украины, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения. О кружке: с 1972 г. носит имя писателя Александра Грина. В общем личном перечне почти 300 выпускников (те, которые прошли полный курс учебы в 3-5 лет). Среди них - перворазрядники, кандидаты в мастера и мастера спорта по туризму и альпинизму; кандидаты и доктора наук; госслужащие - работники ген-
прокуратуры, службы безопасности, министерств Украины, старшие офицеры вооруженных сил; руководители детских коллективов.
Группа имеет свою страницу в социальных сетях «ВКонтак-те». В программе кружка: ориентирование на местности и картог -рафия; техника и тактика спортивного туризма (пешеходного, лыжного, горного); начальная подготовка по альпинизму и скалолазанию; основы горнолыжного туризма; основы выживания в природе, поисковых и спасательных работ; основы первой медицинской помощи; основы туристского быта (мастерство приготовления пищи, бытовое самообслуживание, финансы и экономика); психологические игры и практикумы; походы выходного дня и многодневные путешествия во время каникул.
Осуществленные многодневные походы с кружковцами: Киевская, Житомирская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Винницкая, Черниговская, Сумская, Черкасская, Полтавская, Черновицкая области, Крым и Керченский полуостров, Карпаты, Молдова, Беларусь, Карелия, Кольской полуостров, Латвия, Кавказ (Грузия, Осетия), Околополярный Урал, Памиро-Алай (Фанские горы - Узбекистан, Таджикистан), Тянь-Шань (Казахстан, Киргизия), оз. Байкал, Польские Карпаты.
Выводы. Студенты кафедры туризма специальности «Туризм» (2016 г.) при прохождении производственной технологической практики на базе Киевского Дворца детей и юношества, проводят ряд исследований, наблюдений, а также психолого-педагогический анализ многих занятий. Можно с большой ответственностью говорить о высоком уровне педагогического мастерства инструкторов туризма, педагогов, воспитателей КДДЮ, о творческой сплочённости коллектива, о преемственности поколений (ветераны - молодёжь). И все же есть пожелания: во-первых, необходимо щадящее внедрение в общеобразовательные школы, внешкольные учебные заведения коммерческого «путевочного» туризма, так как он наносит немалый ущерб становлению, развитию системного внешкольного образования; во-вторых, школьный туризм сохраняет или теряет свои педагогические качества в зависимости от точки зрения руководства, от его подхода к туризму - необходимо коллективно выработать единый научно обоснованный подход к школьному туризму и, в-третьих, усилить работу формирования у школьника сознательного профессионального выбора будущей профессии, исходя из реформы образования, используя диагностические методы профориентации.
Примечания
1. Беспалъко В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж : Изд-во ВГУ, 1977. С. 12.
2. Жаркова Л. С. Педагогическое сопровождение процессов обновления содержания и организации обучения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6. С. 118-124.
3. Колотуха А. В., Миргородская Е. Л. Педагогические принципы детско-юношеского туризма // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. Научно-методический журнал. 2014. № 3(112). С. 92.
4. Серебрий В. С. Система организации и управления туризмом и краеведением в общеобразовательных школах // Краеведение. География. Туризм. Киев, 2013. № 12(758), июнь.
5. Обозний В. В., Бабкова С. В. Туризм и краеведение в Малой академии наук: учебно-воспитательная робота. Киев : Изд-во НПУ им. М. П. Дра-гоманова, 2013. 329 с.
6. Куликов В. М. Концепция с критическими оценками современного состояния школьного туризма // Вестник детско-юношеского туризма в России. 1997. № 3(23). С. 16-24.
УДК 908; 910.4; 371.485; 351.853; 902.2
В. А. Тарасов
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБНИНСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА ШКОЛЬНИКОВ АРКОС
Представлен опыт Клуба АРКОС по организации исследовательской деятельности школьников в области исторического краеведения в археологических экспедициях. Деятельность клуба АРКОС освещена в исторической ретроспективе. Раскрыты особенности педагогики школьных археологических экспедиций, позволяющих одновременно достичь нескольких педагогических целей: обучение школьников навыкам практической археологической деятельности и привитие им широкого исторического мышления; социализация личности в условиях самоуправляющегося палаточного лагеря и развитие навыков работы на общее дело, осознание ответственности за свои действия; включенность в реальную общественно значимую работу и постоянное ощущение ответственности за неё; оздоровление ребят в результате умеренного физического труда и физкультурных занятий, игр на свежем воздухе при хорошем питании; передача опыта старших поколений при взаимодействии с учёными. На примере деятельности членов клуба в археологической экспедиции описан туристско-краеведческий цикл.