3. Разработано программное обеспечение методики тренировки студентов в керлинге, включающее следующий учебно-практический материал: теоретический (развитие керлинга в России, биомеханические основы двигательных действий в керлинге, материально-техническое обеспечение и др.), практико-методический (общая физическая подготовка, техническая и тактическая подготовка, психологическая и соревновательная подготовка), диагностический (контроль физической, специальной, технической и тактической подготовки студентов по результатам спортивных занятий керлингом).
4. Разработано содержание диагностики результатов учебно-тренировочных занятий студентов в керлинге в годичном цикле, включающее следующие блоки критериев: физической подготовки, специально-физической подготовки и уровень мотивации.
5. По результатам опытно-экспериментальной работы был проведен математико-статистический анализ эффективности экспериментальной методики тренировки студентов в кер-линге: прирост физической подготовленности за два года спортивных занятий керлингом составил в среднем 24,2% (р < 0,05); специальной физической подготовленности 27,7 % (р < 0,05); частота простудных заболеваний снизилась с 2-3 раз в год до 1 раза. Уровень мотивации повысился с 1 балла до 5 баллов по 10-балльной шкале.
6. Положительные результаты проведенной опытно-экспериментальной работы подтвердили теоретические предположения и гипотезу исследования, что показывает высокую эффективность экспериментальной методики тренировки студентов в керлинге, которую можно рекомендовать в учебный процесс физического воспитания молодежи российских вузов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большова, Е.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и физическая работоспособность у спортсменов-керлингистов при кратковременном использовании устройства «Гамма-7.Н-ИЗ» / Е.В. Большова, Д.С. Мельников, Ю.А. Поварещенкова // Лечеб. физкультура и спортив. медицина. - 2011. -№9. - С. 20-23.
2. Вонзблейн, Ю.Н. Керлинг. Спортивная игра на льду / Ю.Н. Вонзблейн. - М.; Л.: Физкультура и Туризм, 1931. - 32 с.
3. Задворнов, К.Ю. Исследование процесса становления новых (нетрадиционных) видов спорта / К.Ю. Задворнов // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 12. - С. 17-22.
4. Конеева, Е.В. Керлинг как средство физического воспитания студентов / Е.В. Конева, И.В. Пешкова //Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «среднее профессиональное образование», 2012. - №5. - С. 63-65.
5. Веневцев, С.И. Будем знакомы, спорт, организация занятий и соревнований по малоизвестным видам спорта. Методические рекомендации. / С.И. Веневцев, В.А. Грошев. - 2012. - 50с.
ORGANIZATIONALLY-METHODICAL PROVISION OF TRAINING CURLING
UNIVERSITY STUDENTS
V. V. PONOMAREV, O. V. LIMARENKO, V.A. GROSHEV
Summary
The article describes the structure and content of the organizational-methodical provision of training curling students of university. Improving the content of physical education of students in the university has been discussed. The operating program has the certain regulated character in physical education of students. It does not allow motivating students to the active exercises and sports. The European universities cultivate different non-conventional motive forms like softball, golf, darts, croquet, carbol, beach volleyball, street ball and curling. Students of universities of Russia don't use modern sports movement that are popular in the world. The present research regards the integration of physical education students in Russia and Europe.
Key words (expressions): curling, physical education of students, the structure and content of the organizationally-methodical provision of training
© Пономарев В.В., Лимаренко О.В., Грошев В.А.
Поступила в редакцию 9 сентября 2013 г.
УДК 378:071.4
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА
Л.Ю. ДУДОРОВА
Институт высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины,
г. Киев, Украина
Введение. Последние десятилетия отмечены возрастающим вниманием к научному осмыслению такого социально-экономического и культурного феномена общественной жизни, как туризм [7, с. 5]. Статус «человека мигрирующего» определяется самыми разнообразными мотивационны-ми факторами, среди которых выделяются потребности (нужда), интересы (желания) и обстоятельства (условия) [7, с. 19].
Туризм традиционно связан с путешествиями, а для людей, живущих в городе, особую актуальность приобретают путешествия в зоне природы. Живая природа обладает не только оздорав-ливающим воздействием, но и гармонирующим влиянием на психику, способствует эстетическому и духовному развитию человека. Для будущих учителей особое значение имеет организация не столько спортивного туризма, сколько туризма оздоровительного и образовательного, умение организовать и провести поход, научить детей организовывать быт в условиях жизни в палатках на природе. Это является необходимым условием для гармоничного физического и эстетичного развития школьников, в сочетании с духовным обогащением путем взаимодействия с живой природой. Кроме того, туризм в настоящее время является важным также для приобретения навыков выживания вне зоны цивилизации, что формирует практические знания, воспитывает волевые и психологические качества школьников [4, с. 25].
Учитывая место и роль туризма в жизни общества, государство согласно закону Украины «О внесении изменений в закон Украины «О туризме» провозглашает туризм одним из приоритетных направлений развития экономики и культуры и создает условия для туристической деятельности [6].
Параллельно с вышеупомянутым приобретает актуальность проблема качественной подготовки учителей для активизации физкультурно-оздоровительного и образовательного процесса школьников. Она обусловлена сферой организованного отдыха детей и молодежи, полноценным проведением досуга, задачами активизации оздоровительной работы в учебных заведениях, организацией внешкольного образования по месту жительства. Известно, качество работы по воспитанию, оздоровлению, образованию молодежи с использованием видов туризма определяется состоянием ресурсной базы, культурно-краеведческой и экспедиционной работами.
Методику подготовки будущих учителей к организации школьного туризма мы рассматриваем как совокупность методов, приемов и форм организации учебно-воспитательного процесса.
В основу методики подготовки будущих учителей к организации школьного туризма взята интеграция теоретического (основы наук и профильных дисциплин) и практического (ключевые компетентности) содержания образования, а также моделирование с помощью педагогических технологий обучения (традиционных и инновационных образовательных технологий); единство образования и воспитания.
Объект исследования - профессионально-туристическая подготовка будущих учителей.
Результаты и их обсуждение. Анализ литературных источников по проблемам теории и практики туризма доказывает, что двигательная активность, занятия физическими упражнениями в сочетании с формированием духовной культуры, удовлетворением духовных потребностей учащихся в изучении родного края, фольклора и народного творчества способствуют лучшему привлечению школьников к здоровому образу жизни [1, 3].
Эти идеи приводят нас к мысли, что в содержании и структуре профессионально-туристической подготовки будущих педагогов должны преобладать предметы спортивно-оздоровительного и туристическо-краеведческого профилей, программы интеллектуального развития детей, сведения о морально-этических аспектах общественного сознания и поведения человека, о теории и методике физических нагрузок, оздоровительной деятельности и т.д.
Процесс подготовки будущих учителей, по нашему мнению, должен предусматривать усвоение совокупности профессионально-ориентированных разделов образования как педагогической, так и спортивно-оздоровительной деятельности. Содержание вышеупомянутых разделов должно быть
направленным на формирование навыков и умений индивидуальной работы будущих учителей с детьми; разработку программ по анимации, использовании средств туризма в сочетании с активными формами передвижений, формирование умения обеспечить безопасность жизни школьников-туристов и ознакомления их с прекрасным миром природы, культуры, социальной реальности. Тем более, что значительное количество научных исследований как в Украине (В.К.Федорченко, Н.А.Фоменко, М.И.Скрипник, Г.С.Цехмистрова, А.П.Конох), так и в России (Б.Х.Гаджиев, В.К. Квартальнов, С.В.Чепик и др.) свидетельствует о том, что туристическо-краеведческая работа обеспечивает комплексный подход воспитания учащихся [5].
Так, проведенный нами анализ бесед с директорами общеобразовательных школ городов Винницы, Житомира, Чернигова, Киева показал потребность школ в учителях физической культуры, истории и географии, которые бы хорошо разбирались в спортивно-оздоровительном туризме и краеведении, знали несколько иностранных языков (русский, немецкий, английский), были хорошо физически и морально подготовленными. Установлено, что для обеспечения высокой эффективности и безопасности на маршрутах некатегорийных видов туризма необходима должность «гида-проводника» со специализацией (водный, пеший, горный туризм и т.д.). Учебные географические походы и поездки не только желательны, но и должны быть включены в качестве обязательной формы работы с учащимися. Реализация разнообразных возможностей по организации туров - важная составляющая труда учителей. Поездки, имеющие целью географическое изучение района, знакомят учащихся с географическими, биологическими, экономическими, экологическими, историческими, в том числе этнографическими, культурологическими и другими особенностями посещаемой территории. В процессе подготовки учащиеся приобретают необходимые туристам навыки, учатся отбирать и критически оценивать нужный материал, пользоваться специальной литературой, анализировать имеющиеся данные, сопоставлять факты и др. Педагогически верно организованные учебные экскурсии и поездки помимо формирования основ географической культуры учащихся позволяют учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебно-воспитательную, научно-методическую, социально-педагогическую, культурно-просветительную и др.
Так, в процессе организации и проведения будущими учителями спортивно-оздоровительных походов и образовательных туров у учащихся формируются следующие универсальные социально-личностные и общекультурные качества:
- Гностическая компетентность: общая образованность, гибкость и критичность ума, сообразительность, рассудительность, аналитические способности, эрудиция, хорошая обучаемость, логичность и аргументированность высказываний, последовательное выстраивание тезисов в письменной и устной работе, умение найти информацию, выделить главное, способность обосновывать, сравнивать подобранные факты, демонстрация последовательности в анализе ситуации, логическое мышление, способность проводить анализ на основе сравнения с последующими выводами, умение осуществлять критический разбор ситуации, правильно выявлять существенные черты, четкость выражения мысли, логика выстраивания ответов и вопросов, способность формулировать выводы, умение связанно вести диалог, соблюдение логики рассуждения в процессе выражения мысли, готовность находить свои подходы к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи, конструктивность в восприятии критики, умение поставить себя на место другого, стремление учиться (приобретать новые знания, опыт деятельности), способность к критике и самокритике, готовность к самостоятельной работе и саморазвитию.
- Морально-волевая компетентность: способность использовать этические и правовые нормы, гражданственность, правопослушность (правовая культура), в том числе знание и понимание своих прав и обязанностей как гражданина Украины, толерантность, способность к социальной адаптации, понимание и соблюдение базовых ценностей культуры, активность, целеустремленность, оптимистичность, уверенность в себе, находчивость, умение анализировать свои желания и выбирать из них приоритетные, способность поставить перед собой цель, реально оценивать свои возможности, готовность осуществлять намеченное, способность планирования своей деятельности, самостоятельность постановки и выполнения заданий, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, рефлексия, настойчивость, инициатива, способность быстрой ориентировки в сложной ситуации и решения поставленных задач, умение смотреть на себя глазами критически настроенного постороннего человека, конструктивное отношение к критике и способность воспринимать ее по содержанию, а не по форме, готовность высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других, ответственность, решительность, самостоятельность и организованность в учебе, устойчивое выражение своего отношения к выполнению
обязанностей и полученным результатам, настойчивость в достижении цели, готовность делать больше, чем требуется или ожидается в работе, выносливость, управление стрессом и временем, способность критически переосмысливать накопленный опыт.
Коммуникативная компетентность: навыки культуры социальных отношений, социальное взаимодействие (социальная интерактивность), работа в команде, навыки межличностных отношений, эмпатийность, уважение к людям, доброжелательность, тактичность, принципиальность, общительность и контактность, адаптивность, умение взаимодействовать, объективность, способность информировать, убедительность речи, способность грамотно и выразительно излагать проблему со знанием интонационных особенностей речи, невербальных языковых средств, гуманистическая ориентированность, коммуникабельность, коммуникационные навыки, умение проникать в чувства другого человека, сопереживать с ним и сочувствовать ему, встать на его позицию, разделить с ним его радость и огорчения, готовность оценить свое состояние в момент общения, уловить настроение другого человека, предвидеть его ответную реакцию, навыки технически опосредованной коммуникации, способность к управлению выражением эмоций, осознание роли си-туативности, чувство юмора, умение критически переосмысливать свой социальный опыт, приверженность этическим ценностям и принципу социальной ответственности, умение работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться.
Организаторская компетентность: знание и понимание норм здорового образа жизни, включая вопросы профилактики зависимостей, владение социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, понимание необходимости здорового образа жизни и физической культуры, умение использовать средства физической культуры для оптимизации работоспособности, настойчивость, выдержка, организованность, ответственность, уравновешенность, смелость, требовательность, дисциплинированность, активность, инициативность, уверенность в себе, целеустремленность, умение управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность других.
Имиджевая компетентность: умение создать свой привлекательный внешний облик, в том числе, приятным для окружающих характером общения, обладание хорошими манерами, желание совершенствоваться, стремление к успеху.
Таким образом, туризм, имеющий главную цель - формирование культуры, должен рассматриваться как педагогически многогранно значимая форма работы с учащимися. Успешность ее дальнейшего эффективного использования зависит от наличия подготовленных учителей. Здесь необходимы специалисты компетентные как в вопросах педагогики, так и проведения спортивно-оздоровительной туристической деятельности.
Таким образом, построение целостного процесса формирования личности будущего учителя должно опираться на особенности его воспитания в системе туристической деятельности, к которой относятся: воспитание через природу, культуру, культурологические ценности родного края, формирование толерантности; гуманизация отношений, воспитание в группе (коллективе), экология личности.
Раздел теоретической подготовки будущего учителя должен охватывать воспитание профессиональной позитивной направленности - воспитание любви к выбранной профессии и воспитание профессионально-трудовых, профессионально-коммуникативных, профессионально-физических качеств [2].
Выводы. Основными направлениями педагогической деятельности по профессиональной подготовке будущих учителей для школьного туризма признаны: методология педагогики туризма (философское обоснование сущности и содержания педагогики туризма как отрасли педагогики; выявление и определение объекта, предмета, цели и общих задач, а также научного аппарата исследований по педагогике туризма); туризм и формирование личности (роль туризма в формировании здорового образа жизни, в развитии познавательной культуры личности, экологическое воспитание, охрана окружающей среды и т. п.); дидактика туристского образования (принципы и закономерности туристского образования, стандартизация туристского образования соответственно профессиональной квалификации, содержание, формы и методы туристского образования, педагогические технологии, инновационные процессы и др.); система непрерывного туристского образования (детское туристское движение, спортивный туризм, допрофессиональное туристское образование в специализированных школах и классах, профессиональное туристское образование в высших учебных заведениях).
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаджиев, Б.Х. Профессиональная подготовка педагогов дополнительного образования по профилю спортивно-оздоровительного туризма: автореф. дис. канд. пед. наук - 13.00.01 / Б. Х. Гаджиев - М.:РМАТ, 2001.-23 с.
2. Кнодель, Л.В. Основш тенденцп системи тдготовки професшних ка^в у сферi туризму Шмеччини / Л. В. Кнодель // Науковi записки К1ТЕП, щорiчник, вип 1. - Кшв: УЦЦК, 2001. - 287 с.
3. Конох, А.П. Професшна щдготовка фахiвцiв зi спортивно-оздоровчого туризму в зарубiжних кранах: проблеми та пошуки / А. П. Конох // Педагопчш особливосп формування професiйних якостей студентiв: 36 наук, пр, випуск 12. - Харшв: СТИЛЬ-ИЗДАТ, 2003. - С. 88-98.
4. Лагусев, Ю.М. Подготовка студентов туристического вуза к осуществлению воспитательной деятельности в туризме / Ю. М. Лагусев // Туристическое образование и кадры.-2001, №2,- С. 25.
5. Леднев, B.C. Непрерывное образование: структура и содержание / В. С. Леднев - М.: АПН СССР, 1988.-282 с.
6. У Закош Украши «Про внесення змш до Закону Украни «Про туризм» (№1282-IV ввд 18.11.2003) у статп 4
7. Пазенок, В. С. Туризмология. Теоретический образ туризма / В. С. Пазенок - К.: Альтерпрес, 2012. -С. 5-19.
ACTUAL PROBLEMS PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF ORGANIZATION SCHOOL TOURISM
L.J. DUDOROVA
Summary
This article discusses the quality of training future teachers to enhance the health and fitness of the educational process and students by means of tourism. They are due to the sphere of organized recreation for children and youth, full leisure activities, tasks activation improving work in educational institutions, the organization of adult education in the community.
© Дудорова Л.Ю.
Поступила в редакцию 11 сентября 2013г.