Научная статья на тему 'Интеграция учебных и внеучебных форм профессиональной подготовки как условие формирования социальной компетентности менеджеров'

Интеграция учебных и внеучебных форм профессиональной подготовки как условие формирования социальной компетентности менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ВНЕИНСТИТУЦИОНАЛЪНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АКТИВНОГО ТУРИЗМА / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / INTEGRATION / INSTITUTIONAL AND NONINSTITUTIONAL FORMS OF TRAINING / PEDAGOGICAL MEANS OF ACTIVE TOURISM / MODEL OF DEVELOPING SOCIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Почебут Даниил Александрович

Исследуется актуальная проблема поиска новых внеинституциональных средств развития социальных качеств личности. Предлагается теоретическая модель развития социальной компетентности, основанная на внедрении средств активного туризма в систему профессиональной подготовки менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of academic and nonacademic forms of vocational training as a condition of forming managers' social competence

The actual problem of seeking for new noninstitutional means of developing social skills of a person is researched. The theoretical model of developing social competence is given. It is based on implementing the means of modern tourism into the system of managers' vocational training.

Текст научной работы на тему «Интеграция учебных и внеучебных форм профессиональной подготовки как условие формирования социальной компетентности менеджеров»

УДК 651.01

ББК 4518.14.651.01 +4481.22

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ И ВНЕУЧЕБНЫХ ФОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ

Д.А. Почебут Южно-Уральский государственный университет

INTEGRATION OF ACADEMIC AND NONACADEMIC FORMS OF VOCATIONAL TRAINING AS A CONDITION OF FORMING MANAGERS’ SOCIAL COMPETENCE

D. Pochebut South Ural State University

Исследуется актуальная проблема поиска новых внеинституциональных средств развития социальных качеств личности. Предлагается теоретическая модель развития социальной компетентности, основанная на внедрении средств активного туризма в систему профессиональной подготовки менеджеров.

Ключевые слова: интеграция, институциональные и внеинституционалъные формы подготовки, педагогические средства активного туризма, модель развития социальной компетентности.

The actual problem of seeking for new noninstitutional means of developing social skills of a person is researched. The theoretical model of developing social competence is given. It is based on implementing the means of modern tourism into the system of managers’ vocational training.

Keywords: integration, institutional and noninstitutional forms of training, pedagogical means of active tourism, model of developing social competence.

Подготовка высококвалифицированных специалистов сегодня требует установления системообразующих связей между учебными и внеучебными формами профессиональной подготовки, их дифференциацию - интеграцию по основным видам и объектам будущей профессиональной деятельности, развития социальной активности и нестандартного мышления.

Объективная необходимость поиска более эффективных методов обучения в высшей школе диктуется изменениями в науке, производстве и трудовой деятельности человека. Обострились противоречия традиционной системы обучения между усвоением студентами разобщенных по учебным дисциплинам знаний и необходимостью их комплексного применения в практической деятельности человека [2]. Эти противоречия особенно ярко проявляются в тех сферах профессиональной подготов-

ки, где от специалиста требуется установление социальных контактов, понимание ситуаций межличностного взаимодействия, то есть высокий уровень социальной компетентности.

Таким образом, уровень сложности, многоплановости современных проблем таков, что для их решения недостаточно суммы знаний разных отраслей науки, необходим синтез знаний, умений и качеств. Для решения проблемы междисциплинарной интеграции необходима разработка новых внеинституциональных средств обучения и внедрение их в процесс профессиональной подготовки.

Поиск, изучение и апробация таких средств и методов, среди которых особый научный и практический интерес представляет комплекс естественно-развивающих и обучающе-воспи-тывающих средств активного туризма, в настоящее время приобретают особую актуальность.

Использование возможностей туристического похода для целей обучения и воспитания неоднократно становилось предметом педагогических исследований применительно к задачам физического (A.A. Власов, А.А. Водоходов, Ю.Н. Федотов), патриотического (Ю.М. Лагу-сев), трудового (Ю.С. Константинов, В.М. Куликов), семейного (В.П. Похлебин) воспитания [1, 3, 4, 8, 9].

Сегодня научно подтверждено эффективное воздействие условий туристического похода на личность его участников (Э.Э. Линчев-ский), выявлены его образовательные (A.A. Ос-тапец-Свешников), познавательные (O.A. Пирогова), социализирующие (Л.Ю. Юркина) возможности [5-7, 10]. Проведённые нами исследования также подтверждают высокую эффективность педагогических средств активного туризма для развития социальных качеств личности.

Туристический поход образует внеинсти-туциональную среду, особое образовательное пространство, обладающее уникальными возможностями для воспитания, обучения и развития личности. Эта среда не воспринимается как искусственно созданная для целей обучения, каждый участник не воспринимает педагогическое воздействие в походе как искусственное, ограничивающее свободу выбора. Поэтому он открыт для новой информации и подготовлен к принятию изменений, что обеспечивает благоприятные условия для развития и воспитания.

Педагогическое воздействие туристического похода реализуется благодаря интенсивному социальному взаимодействию в процессе совместной деятельности и общения. Возникающий при этом психоэмоциональный фон способствует эмоциональной вовлечённости участников в совместную деятельность, высокой мотивации к участию в ней и, в целом, повышает уровень социальной активности.

Для решения проблемы интеграции педагогических средств туристических походов в систему подготовки будущих менеджеров автор предлагает строить образовательный процесс на основе разработанной структурнофункциональной модели, интегрирующей в себе учебные и внеучебные формы подготовки студентов (см. рисунок).

Предлагаемая структурно-функциональная модель состоит из пяти крупных узловых компонентов - блоков: целевого, теоретико-методологического, содержательного, процессуального и оценочно-результативного. Блок целе-

полагания отражает цель - формирование социальной компетентности студентов в условиях туристического похода.

В теоретико-методологическом блоке представлены основные принципы педагогического воздействия и методологические подходы: системный, личностно-ориентирован-ный, деятельностный, компетентностный.

Содержательный блок модели отражает содержательную основу педагогических курсов, направленных на формирование социальной компетентности. Этот компонент включает три модуля-цикла педагогического воздействия, каждый из которых способствует формированию выделенного компонента социальной компетентности менеджера. Цикл социальной компетентности, социального интеллекта обеспечивает развитие когнитивного компонента, цикл профессиональной идентичности развивает мотивационно-ценностный компонент социальной компетентности, цикл коммуникативной компетентности направлен на развитие поведенческого компонента социальной компетентности.

В рамках процессуального блока выделены три этапа формирования социальной компетентности: пропедевтический, институциональный и внеинституциональный этапы. Целью пропедевтического этапа является формирование у студентов теоретических представлений о социальной компетентности путём проведения цикла лекций в рамках курса «Педагогика и психология» по таким темам, как специфика профессиональной деятельности менеджера, профессионально значимые качества менеджера, понятие социальной компетентности. Институциональный этап может быть реализован в рамках спецкурса «Развитие социальной компетентности», содержательная основа которого состоит из трёх модулей-циклов: социального интеллекта, профессиональной идентичности и коммуникативной компетентности, которые направлены на развитие когнитивного, мотивационно-ценностно-го и поведенческого компонентов социальной компетентности менеджера. Обучение осуществляется при помощи институциональных (традиционных) форм обучения (лекции, практические занятия) с широким использованием диалоговых, дискуссионных, игровых, тренинговых и проблемных методов.

Внеинституциональный этап реализуется в рамках факультатива «Образовательные технологии в туризме» и предусматривает участие в специально разработанном и организо-

Теория и методика профессионального образования

Целевой блок

Теоретико-методологический блок

Содержательный

блок

Оценочно-

результативный

блок

▲ 1 1 *

▼ 1 1 і 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Цикл социального интеллекта Цикл профессиональной идентичности Цикл коммуникативной компетентности

Цель - развитие социальной компетентности у будущих менеджеров на основе интеграции учебных и внеучебных форм подготовки

Концепции гуманистического и личностно ориентированного профессионального образования

Методологические подходы: компетентностный, системный, личностноориентированный, деятельностный

Принципы: диалогизации, связи теории с практикой, постепенного возрастания сложности задач, сознательности и активности

Формирование компонентов социальной компетентности

Когнитивного Мотивационно-ценностного Поведенчес кого

Спецкурс

«Развитие социальной компетентности»

О

Факультатив

«Образовательные технологии в туризме»

X

Критерии Уровни сформированное™

к г

Низкий

Средний

Высокий

Когнитивный

Мотивационно-

ценностный

Поведенческий

Т

К

5

ё

со

й

и

О

С

Развитый социальный интеллект, сформиро-ванность профессионального мышления

Направленность в общении, профессиональной деятельности, социальные установки личности

Социальные качества, навыки делового общения, коммуникабельность

Этапы формирования

1. Пропедевтический 2. Институциональный 3. Внеинституциональный

Формы обучения Методы Средства

Институциональные (лекции, практические занятия), внеинститу-циональные (туристические походы) Диалоговые, дискуссионные, игровые, тренинговые, проблемные Учебно-ролевые, деловые игры, со-циально-педагогические ситуации, проблемно-ситуационные задачи как профессионального, так и бытового (в туристическом походе) содержания

Структурно-функциональная модель развития социальной компетентности менеджеров на основе интеграции учебных и внеучебных форм их подготовки

ванном туристическом походе. На этом этапе происходит приобретение, отработка и закрепление социально значимых умений, навыков и качеств, входящих в структуру социальной

компетентности. Обучение в условиях туристического похода осуществлялось путем вовлечения студентов в активные виды совместной деятельности и использования социально-

педагогических ситуаций, проблемно-ситуационных задач как профессионального, так и бытового характера.

Оценочно-результативный блок модели включает совокупность специально подобранных методик оценки эффективности реализации предложенной модели, которые позволяют выявить уровень сформированности компонентов социальной компетенции в конце каждого этапа пропедевтического, институционального и внеинституционального.

Предложенная структурно-функциональная модель является основой развития социальной компетентности будущих менеджеров в процессе их профессиональной подготовки. Она может стать опорой при проектировании новых педагогических технологий, которые сочетают в себе преимущества институциональных и внеинституциональных форм обучения, задействуют мощный педагогический потенциал туризма.

Литература

1. Водоходов, A.A. Проведение учебнотренировочных занятий по туризму: учеб. пособие /A.A. Водоходов, A.A. Власов. - Алма-Ата.: [б. и.], 1985. - 79 с.

2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования /В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. -240 с.

3. Константинов, Ю.С. Педагогика школьного туризма: учебно-методическое пособие / Ю.С. Константинов, В.М. Куликов. — М.: ФЦДЮТиК, 2006. - 208 с.

4. Лагусев, Ю. М. Теория и методика воспитательной деятельности в туризме: дис. ... д-ра пед. наук / Ю. М. Лагусев. - М.: РМАТ, 2002.-385 с.

5. Линчевский, Э.Э. Психологический климат туристской группы / Э.Э. Линчевский. -М.: Физкультура и спорт, 1981. - 141 с.

6. Остапец-Свешников, A.A. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / A.A. Остапец-Свешников. -М.: ПДЮТК, 2001. - 144 с.

7. Пирогова, O.A. Самодеятельный спортивный туризм как средство развития познавательной деятельности учащихся: моногр. / О.А. Пирогова. - Екатеринбург: Изд-во УрЮИ МВД России, 2001. - 181 с.

8. Похлебин, В.П. Педагогические основы семейного туризма в системе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук / В.П. Похлебин. - Сходня: РМАТ, 1999. — 126 с.

9. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник / Ю.Н Федотов, И.Е. Востоков; под общ. ред. Ю.Н. Федотова. -М.: Советский спорт, 2002. - 364 с.

10. Юркина, Л.Ю. Социально-психологическая подготовка туристов-школьников: дис. ... канд. психол. наук / Л.Ю. Юркина. — СПб., 1998.-240 с.

Поступила в редакцию 17 января 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.