Научная статья на тему 'Развитие социальной компетентности менеджеров по туризму в среде туристического похода'

Развитие социальной компетентности менеджеров по туризму в среде туристического похода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихолетов Валерий Владимирович, Почебут Даниил Александрович

Рассматривается понятие социальной компетентности менеджера как одной из составляющих профессиональной компетентности менеджера по туризму, возможности применения специфической среды активного туризма для ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной компетентности менеджеров по туризму в среде туристического похода»

ББК 4518.14.651.01+4481.22

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ТУРИЗМУ В СРЕДЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА

В.В. Лихолетов, Д.А. Почебут ЮУрГУ

Рассматривается понятие социальной компетентности менеджера как одной из составляющих профессиональной компетентности менеджера по туризму, возможности применения специфической среды активного туризма для ее развития.

Сегодняшняя социально-экономическая реальность ставит выпускников управленческих специальностей в непростые условия, предъявляя высокие требования к уровню профессиональной компетентности. Особенностью деятельности менеджера является то, что проходит она в непосредственном контакте с людьми. Общаясь с руководителем и коллегами, организуя эффективную работу подчиненных, менеджер обеспечивает взаимодействие различных отделов и служб предприятия, активно включаясь в социальные взаимоотношения. Чем качественнее он будет подготовлен к этому, тем успешнее будет его профессиональная деятельность. Наряду с высоким уровнем специальных умений и навыков специалист-менеджер должен обладать определенными профессиональными качествами, относящимися к психологическим ресурсам личности. Особые требования предъявляются к наличию развитых интеллектуальных и лидерских качеств, коммуникативных и организаторских способностей. Совокупность перечисленных качеств находит выражение в таком интегративном свойстве личности, как социальная компетентность. Актуальность проблемы профессиональной подготовки специалистов в сфере управления требует углубления научного исследования вопросов их социальной компетенции.

Цель статьи - рассмотрение социальной компетентности менеджера как одной из составляющих профессиональной компетентности менеджера по туризму, а также возможностей воздействия специфической среды активного туризма для ее развития.

Социальную компетентность (СК) можно определить как интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно

адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением [5]. Социальная компетентность позволяет достаточно эффективно решать проблемы, возникающие в социальной среде.

Как отмечает В.Н. Куницына, в социальную компетентность человека включаются:

- знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе;

- знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса;

- навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;

- знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм, актуальных в данной социальной среде;

- умения и навыки эффективного социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения);

- знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта («Я»-концепция) [5].

В.Г. Первутинский в свою очередь в структуре социальной компетентности выделяет следующие компоненты:

1) социальный интеллект (понимание социальной ситуации, гибкое реагирование на эту ситуацию);

2) духовную зрелость (ценностные ориентации, кругозор, мотивацию);

3) социально-профессиональную зрелость (перцептивные, эмпатийные, коммуникативные, рефлексивные, самопрезентатив-ные умения; прогнозирование, целеустремленность; умения менеджмента; владение информационными технологиями и иностранными языками);

4) социально-нравственную зрелость (ответственность, целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, организованность, требовательность) [7].

В самом широком смысле под социальной компетентностью понимается способность личности устанавливать адекватные взаимоотношения с социальной средой. Применительно к проблеме профессиональной подготовки современного менеджера высокий уровень социальной компетентности позволяет грамотно общаться с людьми, разбираться в психологии сотрудников, строить профессиональное взаимодействие на основе знаний об индивидуально-психологических особенностях, потребностях, мотивах поведения как своих, так и своих подчиненных.

Анализ психолого-педагогической литературы, работ различных авторов, а также результаты проводимых нами пилотажных исследований позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время вузовская система подготовки не способствует должному развитию социальной компетентности менеджеров туристской сферы. Практика показывает, что выпускники испытывают трудности в установлении социальных контактов, многие не склонны анализировать проблемные ситуации межличностного характера, обладают недостаточными навыками делового общения, что мы связываем с низким уровнем их социальной компетентности.

Анализируя причины возникновения данного явления, такие исследователи как Ж.Г. Гаранина, С.С. Жукова, А.В. Евсеев и др. отмечают, что традиционная система психологической подготовки менеджера часто:

- оторвана от жизни и излишне теорети-зирована;

- ограничена во временном и содержательном планах;

- страдает отсутствием активных методов их проведения;

- формирует недостаточный уровень со-циально-психологической компетентности [2].

Таким образом, становится очевидной необходимость поиска средств и методов, стимулирующих развитие социальной компетентности будущих менеджеров по туризму.

В современной психологии и педагогике проблеме приобретения социального опыта и социализации личности посвящено достаточно много исследований. В них есть идея о важности включения молодого поколения в активные социальные взаимоотношения [1].

В качестве одного из средств, способствующих развитию СК, рассматриваются активные формы обучения (ролевые, деловые игры, различные дискуссии), достаточно редко применяемые в процессе обучения в высшей школе. Широкое применение находят различные тренинговые курсы: социальноперцептивные [4], тренинги компетентности в общении [8], делового общения [3], сензитив-ности и др.

В процессах внедрения этих средств педагоги организуют особую педагогическую среду, где имитируются реальные ситуации межличностного общения. В них участники пробуют себя в деловых и управленческих ситуациях, разыгрывают различные социальные роли, адаптируются в социальных группах, оттачивают коммуникативные и организаторские навыки, приобретают знания и опыт взаимодействия с социумом. Основная сложность в организации тренингов - создание такой педагогической среды, а также вовлечение в нее участников, ведь это довольно длительный процесс, сопряженный с материальными и организационными трудностями.

В связи с этим представляет особый интерес использование возможностей мощного комплекса естественно-развивающих и обу-чающе-воспитывающих средств спортивно-оздоровительного туризма. Туристический поход предстает здесь как особая внеинститу-циональная среда, особое жизненное пространство, обладающее специфическими характеристиками, способствующими раскрытию личностного потенциала участников. Нам видится, что данная среда имеет большой педагогический потенциал и может быть использована для развития социально важных качеств личности. Активное межличностное общение (лежащее в основе развития социальной компетентности) может быть реализовано здесь в полной мере.

Реализация данного подхода видится в изучении механизмов влияния туристических походов на их участников, возможности применения специфической среды активного туризма для развития СК, разработке модели формирования социальной компетентности менеджера в среде туристического похода.

Спортивно-оздоровительный туризм -один из важнейших видов туристической деятельности, который в самом общем виде можно рассматривать как особый вид активности (деятельности) человека в естественно-

природной среде с целью активного отдыха, физического развития и оздоровления. Различные формы спортивно-оздоровительного туризма, такие как многодневные туристические походы, походы выходного дня, туристические слеты и соревнования, являются для многих людей неотъемлемым компонентом жизни, эффективным средством восстановления физического и психического здоровья, а также необходимым условием увлекательного отдыха.

Рассмотрим специфику туристических походов более подробно.

Формальной целью туристического похода, как правило, является прохождение определенного маршрута, пролегающего в естественных природных условиях в заданные сроки. В связи с этим вся деятельность участников ориентирована на достижение этой цели. Участники сами доставляют все необходимое для своей жизнедеятельности (продукты питания, палатки, личные вещи, необходимое оборудование). Группа туристов на протяжении маршрута достаточно изолирована и автономна от постороннего влияния (мало контактирует с другими группами и сама обустраивает бытовые условия). При этом важно, что постоянное пребывание на природе помещает участников в другие (нежели в обыденной жизни) бытовые, физиологические, социальные условия.

Рассмотрим более подробно факторы, воздействующие на участников. Их можно условно разделить наЗ группы (см. рисунок).

К первой группе отнесем факторы, обусловленные самой спецификой пребывания в туристском походе. Участники, впервые отправившиеся в поход, попадают в новую среду обитания (лес, горы), где приходится жить в палатке, на открытом воздухе в любую погоду. Также им приходится самим обустраивать бытовые условия (разводить костер, готовить пищу, ставить палатки), выдерживать физические нагрузки (переноска рюкзака, преодоление препятствий на маршруте), что для многих является существенным испытанием. Большая информационная и эмоциональная насыщенность, эффект новизны, непосредственное общение с природой, сопровождающие любое путешествие, создают дополнительную психологическую нагрузку. Эффект нейтрализации влияния привычной жизненной среды, а также чередование периодов относительной уединенности (при ходьбе на маршруте) и интенсивного общения (на бивуаке) дает возможность рефлексии, способствует постепенной адаптации.

Ко второй группе можно отнести социальные факторы, т.е. воздействия от других участников группы и от руководителя, возникающих в процессе общения и совместной деятельности, где участник выступает как субъект социального взаимодействия. Сюда мы относим влияние групповых процессов, происходящих в малой группе [1]: групповых норм и правил, групповой атмосферы, статусно-ролевых позиций участников и т.п.

Специфиче-

ско-средовые

факторы:

- влияние при-

роды;

- эффект но-

визны;

- эффект «ней-трализа-ции привычной

среды»;

- иные бытовые условия;

- иная физиологическая активность

Совместная групповая деятельность

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТ-< НОСТЬ

Когнитивный компонент Функциональный компонент Личностный компонент Мотивационно-ценностный компонент

Социальные

факторы:

- групповые нормы и правила;

- групповая атмосфера;

- статусноролевое распределение;

- насыщенность общения

Механизм влияния туристического похода

В начале похода, безусловно, определяются известные нормы, задающие правила поведения в группе. В процессе групповой деятельности участники интуитивно занимают свои статусные позиции в группе (лидерские, ведомые, конкурентные и т.д.), начиная выполнять определенные социальные роли (завхоз, дежурные по приготовлению пищи, ответственный за заготовку дров и т.д.), постепенно адаптируясь и вливаясь в коллектив. Постепенно группа объединяется вокруг одного-двух лидеров, возникает эффект сплоченности группы. Все туристы включаются в процесс общения, возникает эмоциональное заражение, проявляются сопереживание, эмпатия. В группе устанавливаются доверительные взаимоотношения, создается позитивный эмоциональный фон и возникает особая атмосфера многодневного похода.

Объединяет и усиливает влияние первых двух факторов совместная групповая деятельность, которая постепенно становится лично-стно значимой для каждого участника. Это деятельность по прохождению маршрута и организации жизнедеятельности коллектива. Деятельность эта является центральным стержнем, вокруг которого объединяются и упорядочиваются групповые процессы, происходит формирование единой группы. Достижение цели похода в первую очередь мотивирует участников на преодоление трудностей общения и жизни в походе.

Именно интенсивное внутригрупповое взаимодействие, опосредуемое ведущей деятельностью, становится содержательным

ядром воздействия похода. В свою очередь естественно-средовые факторы, с одной стороны, обеспечивают возникновение этой деятельности, а с другой, обостряют и усиливают процессы социального взаимодействия.

В итоге специфическая среда туристического путешествия способствует быстрому раскрытию личности, в ней в полной мере проявляются индивидуальные черты и личностные качества участников. В условиях туристического похода наиболее безболезненно и естественно принимаются нормы и ценности человеческого поведения: чувство товарищества, забота о других, интеллектуальная и деловая активность, - интенсивно проходит процесс социализации личности.

Как показывает в своих исследованиях Ю.М. Лагусев, спортивно-оздоровительный туризм - одно из лучших средств воспитания

человека. Он создает благоприятную среду для развития социальных качеств личности: «Благодаря участию в этом виде деятельности происходит накопление опыта, знаний и умений, совершенствование творческих и физических сил, приобщение к ценностям культуры, природы, духовным ценностям, формирование полезной мотивации, суждений, взглядов. Деятельное поведение способствует становлению самосознания, помогает корректировать ориентации, дает возможность выбирать образцы для подражания, формирует культуру чувств....» [6, с. 98].

В этом контексте социальная среда многодневного туристического похода, похода выходного дня во многом схожа со средою социально-психологического тренинга, только организуется более естественным, незаметным для участников способом. Сама специфика туристического похода способствует развитию социальной компетентности личности и при создании соответствующих педагогических условий может быть эффективно использована для развития социально важных качеств менеджеров по туризму.

Дальнейшая реализация данного подхода видится в более глубоком изучении влияния туристических походов на их участников, разработке модели формирования социальной компетентности менеджера в среде туристических путешествий, создании на основе такой модели обучающих программ, интегрирующих учебные и внеучебные виды деятельности для развития социально-необходимых качеств менеджеров в процессе их профессиональной подготовки.

Литература

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. -365 с.

2. Гаранта, Ж.Г. Особенности психологической подготовки студентов экономических специальностей / Ж. Г. Гаранина // Российская провинция: история, культура, наука. 1998.-№5.-С. 613-616.

3. Жуков, Ю.М. Эффективность делового общения /Ю.М. Жуков. - М.: Знание, 1988. -210 с.

4. Захаров, В.П. Социально-психологический тренинг: учебное пособие / В.П. Захаров, НЮ. Хрящева. - Л.: Изд-воЛГУ, 1989. - 55 с.

5. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н.В. Казаринова. -СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

6. Лагусев, Ю.М. Теория и методика воспитательной деятельности в туризме: дис. ... докт. пед. наук / Ю.М. Лагусев. - М.: Изд-во РМАТ, 2002. - 385 с.

7. Первутинский, В.Г. Развитие социальной компетентности студента в условиях профессиональной подготовки / В.Г. Первутинский // http://akmeo.rus.net/index. рИр

8. Петровская, Л.А. Компетентность в общении; социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. - М.: МГУ, 1983. -211 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.