Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение профессиональной подготовки менеджеров по туризму'

Психологическое обеспечение профессиональной подготовки менеджеров по туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1125
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столярчук Е. А.

В данной статье автор рассматривает психологические аспекты профессиональной деятельности менеджеров по туризму, выявляет трудности, связанные с управленческой деятельностью менеджера, и предлагает программу психологического обеспечения учебного процесса для туристских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychological maintenance of vocational trainine of managers on the tourism

In the article the author considers psychological aspects of the professional work of managers on the tourism, reveals the difficulties connected with administrative activity of the manager concerning the human factor and offers the program of psychological maintenance of their preparation in the educational process for the tourist high schools.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение профессиональной подготовки менеджеров по туризму»

Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. I

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Е.А. Столярчук

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ТУРИЗМУ

Особенности туристской деятельности как объекта управления предопределяют характер труда менеджеров и требования, предъявляемые к их здоровью, образу жизни, волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферам, а также мировоззрению. Индустрия туризма уникальна тем, что менеджеры, осуществляющие контакты с клиентом, являются частью продаваемой услуги1. Поэтому недооценка навыков межличностного общения может оказать негативное влияние как на качество услуг, так и на успешное будущее самой фирмы. Особая роль в деятельности туристской фирмы отводиться созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в команде сотрудников.

В профессиональной деятельности менеджера туристской фирмы очень важными являются следующие умения: управление собой в непредвиденных ситуациях, избегание конфликтов, нахождение компромисса в отношениях и правильного выхода из стресса. Знание конфликтологии, коммуникаций и общения помогает менеджеру по туризму осуществлять работу с жалобами клиентов, профессионально и безболезненно для организации решать такие ситуации, если они возникают, а также содействовать обмену с клиентами и коллегами разнообразной информацией - представлениями, интересами или идеями.

Организационная функция управления для туристской деятельности - это организация туристских программ, их продвижение, реализация и исполнение. Хороший перспективный менеджер туристской фирмы должен уметь быть и партнером, и экспертом в постановке задач, и лидером.

Как известно, потенциал лидерства в деятельности менеджера является мощным фактором оказания влияния на подчиненных и коллег2.

Результаты труда в туристском бизнесе во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Недостаточное внимание к социально-психологическим аспектам профессиональной деятельности менеджеров туристской деятельности вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Низкий опыт менеджмента может выражаться в том, что руководящий состав предпринимателей в сфере туризма не имеет достаточного опыта в применении концепции управления человеческими ресурсами в современных рыночных условиях. Существуют и определенные проблемы с персоналом на предприятиях туризма: высокая текучесть, вызванная низким уровнем оплаты монотонным характером труда; сезонность спроса, когда большинство работников используются на временной основе, что вызывает меньшую ответственность и ограничивает возможности реализации программ обучения. Низкая квалификация, малая престижность многих видов деятельности в сфере туризма вызывает сложности при наборе соответствующего персонала. Низкие возможности для карьерного роста не привлекают высококвалифицированных, мотивированных работников. Для любой туристской фирмы штат профессионалов - это чрезвычайно большая ценность, уступающая по своей

© Е.А. Столярчук, 2006

значимости лишь клиентам фирмы, поэтому качественное управление персоналом - это наиболее важная функция менеджера в такой фирме.

Менеджеров любого уровня оценивают по двум основным критериям: результативности (возможности достичь желаемого результата) и эффективности (возможности достичь этого результата с наименьшими затратами), что особенно важно для развития малого бизнеса в сфере туризма. Результативность менеджера в туристской деятельности невозможна без знания психологии человека, сервиса, кросскультуры, понимания мотивации и потребностей сотрудников и, в особенности, клиентов, приходящих в фирму. Без этого невозможно правильное предложение туристского тура, который бы отвечал желаниям конкретного клиента и оставил бы после себя положительное впечатление.

Сложность процесса психологизации отношений в работе менеджеров по туризму подтверждает необходимость психологического обеспечения их профессиональной деятельности с привлечением специалистов для проведения семинаров и тренингов как с менеджерами, так и с персоналом туристских фирм. В процессе деловых и ролевых игр они получают необходимые умения и навыки для успешной и эффективной работы в сфере туристского бизнеса, сервиса по представлению услуг туристам.

Для становления профессионала в сфере туризма необходима программа (технология) психологического обеспечения, которая должна начинаться уже с процесса подготовки менеджеров по туризму и рассматриваться как одно из важнейших направлений в повышении качества образования студентов и в организации учебно-воспитательной работы3.

Психологическое обеспечение подготовки менеджеров по туризму должно представлять непрерывный процесс психологического мониторинга с проведением организа-ционно-психологических мероприятий и созданием благоприятной образовательной среды, способствующей профессиональному развитию студентов, а также с выявлением факторов, воздействующих на процесс формирования профессионально важных качеств.

Основные задачи психологического обеспечения подготовки студентов от первых до выпускных курсов - это сопровождение профессиональной подготовки, социализация и профессиональное становление, полноценное личностное и интеллектуальное развитие на каждом возрастном этапе; формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию; обеспечение индивидуального подхода на основе психолого-педагогического изучения.

Авторская программа психологического обеспечения подготовки менеджеров по туризму стала основой для диссертационного исследования, была апробирована в среднем профессиональном образовательном учреждении и внедряется в высшее учебное заведение. Она складывалась из трех ступеней (частей): исследовательской, организационно-методической и практической (внедренческой).

Исследовательскую часть можно представить в виде модуля, состоящего их трех блоков: квалификационно-маркетингового - исследование и оценка профессионально важных качеств менеджера по туризму и квалификационных требований рынка труда; диагностического - разработка психодиагностического алгоритма, позволяющего с достаточно высокой точностью и достоверностью оценивать динамику изменения профессионально важных качеств; учебно-развивающего - внедрение и реализация программы психологического обеспечения в образовательный процесс.

Организационно-методическая часть сочетается с учебно-воспитательным процессом, объединяя и дополняя его, и представляет собой введение в учебный процесс отдельных составных частей программы с детальной проработкой и состыковкой с учебными планами по специальности «Туризм» (теперь это уже применяемая технология).

Практическая часть -этапы программы психологического обеспечения подготовки менеджеров по туризму, внедренные в образовательный процесс.

Технологию психологического обеспечения подготовки студентов специальности «Туризм» можно представить в виде пяти этапов: подготовительного, отборочного, учебно-адаптивного, учебно-технологического, выпускного.

На подготовительном этапе в соответствии с психологическим анализом профессиональной деятельности были определены профессионально важные качества менеджера по туризму, которые выступают важнейшими детерминантами профессионального обучения; разработана компьютерная программа психологического тестирования, которая позволяет подобрать специальность «Туризм» к индивидуально-психологическим особенностям абитуриента (умственные способности, динамичность мыслительной деятельности, активность в усвоении новых знаний, умений и навыков, мотивация, способность к адаптации и стрессоустойчивости, стили поведения в конфликтных ситуациях) с тем, чтобы он смог реализовать себя и свой потенциал в будущей трудовой деятельности и получать профессиональное удовлетворение. В курс «Введение в профессию» для абитуриентов был добавлен блок о психологическом содержании данной специальности.

Таким образом, главная цель первого этапа - это оказание помощи в выборе профессии, ориентирование поступающего на специальность, соответствующую его склонностям, возможностям и интересам, и определение профессиональной пригодности к данной специальности.

Основная цель второго отборочного этапа - это профессиональный отбор на специальность. Способности абитуриента учитываются по качеству выполнения экзаменационных заданий, также во внимание принимаются результаты психологического тестирования при прохождении собеседования. Собеседование проводится в присутствии родителей абитуриента, его цель - выявление интересов, желаний, ценностей и убеждений поступающего (с учетом образования школьников). Основными критериями профессионального отбора абитуриентов на данную специальность являются мотивация и интерес4.

По результатам психодиагностики и собеседования для обучения отбираются абитуриенты с хорошими и высокими умственными показателями, динамичным мышлением, способные к усвоению знаний, приобретению новых навыков и умений, а также проявившие организаторские и коммуникативные способности, имеющие желание общаться с другими людьми, стремящиеся к расширению кругозора и знакомств, проявляющие инициативу. Но еще не все из них умеют отстаивать свое мнение, и их склонности не отличаются достаточно высокой устойчивостью, однако, эти недостатки будут психологически компенсированы в ходе обучения. Кроме того, результаты психологического тестирования служат основанием для психологического сопровождения на весь период обучения с индивидуальным подходом к личности и подбором конкретных мероприятий для психологического обеспечения подготовки студентов: индивидуальных и групповых собеседований с анализом конкретных ситуаций, дискуссий, социально-психологических тренингов.

Третий этап-учебно-адаптивный. Это постепенное вхождение в учебно-профессиональную деятельность. Студенты только начинают осознавать себя в новой роли, в группах зарождаются и складываются новые межличностные отношения: студент и преподаватель, студент и группа, где идет процесс самоутверждения. В учебный процесс включается коммуникативный тренинг, продолжительность которого составляет 24 часа для всей учебной группы. Цели данного тренинга - формирование групповой сплоченности

с помощью практических упражнениях и оказание помощи в процессах самопознания, а также просмотр распределения позиций и ролей в группе. Практика тренинга располагает многочисленными фактами его успешного применения в профессиональной подготовке будущих менеджеров туризма. Тренинг, не отрицая большой психолого-педагогический опыт профессиональной подготовки, включает многие апробированные методы, активизирует и расширяет получаемые результаты, чем повышает вероятность их переноса на практику. На этом этапе акцент делается на адаптацию к выбранной специальности с поддержкой правильного выбора профессии.

Став студентом, абитуриент осознает себя в новой роли, и в течение первого курса он получает первые знания по общеобразовательной программе. Именно в этот период психологическое обеспечение направлено на формирование групповой сплоченности и развитие навыков межличностного взаимодействия, коммуникативной культуры. Кроме того, для студентов разработан и внедрен факультатив, рассчитанный на весь учебный год, где рассматриваются данные проблемы.

Цель третьего этапа - формирование коммуникабельности и социальной адаптации, индивидуальное консультирование студентов и их родителей по повышению мотивации к обучению и развитию познавательных способностей. В индивидуальной и коррекционной работе важно сочетание учебной и воспитательной деятельности: проведение тематических вечеров, экскурсий, походов совместно с педагогами-организаторами и кураторами групп.

На четвертом этапе, учебно-технологическом, психологическое обеспечение состоит из трех частей: теоретической, тренинговой и консультативной. Оно направлено на усвоение и закрепление профессиональных, социально-коммуникативных навыков, сообразительности, гибкости мышления, а также на психологическое сопровождение учебно-технологической практики. Теоретическую часть составляют курсы, включенные в учебный процесс: «Социальная психология» и «Организация обслуживания клиента». Для будущих менеджеров по туризму важны понимание кросскультурных особенностей делового общения и взаимодействия, знания по самоменеджменту и практические семинары по психологии сервиса. Тренинги «Коммуникативная компетентность при ведении переговоров», «Организация обслуживания клиентов», «Формирование командного стиля работы» помогают студентам разобраться в структуре собственных познавательных процессов, увидеть себя с позиции клиента, рассмотреть поведение людей в социуме. Тренинг «Развитие творческого мышления» развивает интеллектуальные способности, обеспечивающие формирование и реализацию эффективных стратегий в профессиональной деятельности специалистов управленческого типа.

Таким образом, теоретические и практические занятия адаптируют студентов к своему будущему месту в рамках производственной практики. Не отрицая большой психолого-педагогический опыт профессиональной подготовки, мы должны отметить, что тренинги включают в себя многие апробированные методы, активизируют и расширяют получаемые результаты, повышая вероятность их переноса в практику. На данном этапе особое внимание направлено на то, удовлетворен или не удовлетворен студент результатами своей учебной и профессиональной деятельности, а также своей социальной позицией. С этой целью проводятся фокусированные психологические исследования студентов, предметом которых является изучение самооценки, мотивации достижения, уровня тревожности, стратегий поведения в конфликтных ситуациях и свойств личности; уточняется профессиональный профиль личности студента и проводится индивидуальное консультирование с выдачей рекомендаций.

Пятый этап - выпускной. На нем происходит становление выпускника как профессионала и как социально-адаптирующейся личности. Для студентов на этом этапе технология психологического сопровождения направлена на проблемы адаптации в организации, освоение новой производственной роли, технологии успеха. С этой целью были разработаны курс «Технология карьеры» с практическими занятиями по самомаркетингу и самопрезентации для ситуаций устройства на работу или ведения деловых переговоров с работодателями и клиентами; тренинг ассертивного поведения, где на уровне конкретных действий стоит задача профессиональной самоидентификации студентов и оказания помощи в раскрытии их внутреннего мира, эмоциональной сферы и предоставления им возможность продолжать развивать у себя профессионально-важные качества менеджера по туризму. Выпускникам даются рекомендации по адаптации к своему будущему рабочему месту в рамках преддипломной практики, также продолжаются индивидуальные консультации для приходящих в образовательное учреждение за консультациями по производственным и психологическим вопросам.

Таким образом, программа психологического обеспечения подготовки студентов на каждом из пяти этапов решает задачи социальной, профессиональной и психологической адаптации как к условиям обучения, так и к современным реальным жизненным и профессиональным обстоятельствам. Представленная программа психологического обеспечения подготовки студентов от первого курса к выпускному помогает им, во-первых, наиболее полно раскрыть свои профессиональные и психологические возможности; во-вторых, она является хорошей платформой для оказания им психологической поддержки как на индивидуальном, так и на групповом уровне развития и становления человеческой личности в период ранней взрослости.

1 Кабушкин Н.И. Менеджмент в туризме. М., 1999.

2 Столярчук Е.А. Особенности менеджмента в туризме // Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2004. С. 596-602, 609-611.

3 Там же,

4 Столярчук Е.А. Профессиональный отбор к технология пскхологкчсского сопровождения студенток престижных специальностей в ССУЗе // Женский вопрос в контексте национальной культуры: психологический подход. СПб., 2000. Вып. 4. С. 20-27.

[Рецензенты: докт. психол. наук, проф. Г.С. Никифоров, канд. психол. наук В.М. Снетков]

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.