Научная статья на тему 'Формирование профессиональной модели менеджера по туризму'

Формирование профессиональной модели менеджера по туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
827
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной модели менеджера по туризму»

Е. А. Столярчук

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖЕРА ПО ТУРИЗМУ

Современное состояние проблемы. Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружить обучающегося знаниями, но и сформировать у него потребность в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создать возможности для отработки умений и навыков самообразования. Формирование личности профессионала в большей степени должно строиться на развитии личностных характеристик, на формировании правильного понимания сущности профессионального самоопределения; на развитии мотивации к профессиональной деятельности, профессиональному становлению. Современные тенденции социально-экономического развития России заставляют переосмыслить цели всех уровней образования, по-новому сформулировать планируемые результаты образования1.

Цель исследования — изучение формирования модели менеджера по туризму.

Предмет исследования — формирование профессиональной модели специалиста, психологическое обеспечение, квалификационные требования и профессионально важные качества.

Объект исследования — студенты вуза, обучающиеся специальности «Менеджмент в туризме».

Обсуждение. Процесс преобразования и усовершенствования современной образовательной системы предполагает поиск новых методов организации учебного процесса в вузе, выявление психолого-педагогических условий, способствующих профессиональнотворческому развитию личности студента и раскрытию его индивидуальности, духовности, способствующих профессиональному становлению. Идея практической направленности психологической науки, выдвинутая в отечественной психологии Л. С. Выготским, Е. А. Климовым, Б. Ф. Ломовым, С. Л. Рубинштейном и нашедшая свое отражение в разработанных положениях о психологическом обеспечении профессиональной деятельности, создала предпосылки для возникновения социально-психологического обеспечения деятельности2.

Психологическая составляющая профессиональной подготовки давно и широко освещена в военно-психологической науке в вопросах морально-психологического обеспечения3. Изучение литературных источников по проблемам психологического обеспечения подготовки студентов4 позволяет сделать вывод, что данная проблема не относится к числу разработанных в достаточной мере.

В психолого-педагогической науке студенчество понимается как специфическая общность людей, объединенная процессом получения высшего или среднего профессионального образования. Эта общность характеризуется размытостью возрастных границ и наличием учебно-профессиональной деятельности как системообразующего фактора. Студентами, как правило, являются молодые люди в возрасте 16-30 лет. Указанный возрастной период

© Е. А. Столярчук, 2009

рассматривается в психологической науке как молодость, поздняя (вторая) юность или начало зрелости5.

Анализ многочисленных исследований, в которых отмечаются противоречивость личности студента и сложность его внутреннего мира, позволяет выделить основные векторы личностно-профессионального развития студента6. В период обучения в вузе происходят следующие личностные изменения:

• развиваются профессиональная направленность и необходимые способности;

• профессионализируются и совершенствуются психические процессы и состояния;

• вырабатывается жизненная позиция, конкретизируются жизненные планы;

• повышается степень самостоятельности и ответственности;

• растет уровень притязаний в области будущей профессии;

• происходит этическое, эстетическое и духовное развитие;

• повышается удельный вес самовоспитания и саморазвития в формировании качеств, необходимых в будущей деятельности;

• возрастает степень инициативы и творчества при решении задач;

• формируется психологическая готовность к профессиональной деятельности.

В студенческом возрасте формируется осознанное стремление к самореализации, готовность к личностному и профессиональному самоопределению, самопроекция в будущее, а также определяются основные жизненные позиции. Изменяется эмоциональное самочувствие, стабилизируется самооценка и самоотношение, происходит интенсификация процессов самореализации личности. Более интенсивными становятся процессы самопро-движения и самокоррекции профессиональных планов, оптимальными становятся показатели психического здоровья7.

Вместе с тем самореализация и личностное развитие имеют в студенческом возрасте ряд специфических особенностей, обусловленных двойственным положением студента. С одной стороны, это совершеннолетние люди, а с другой стороны, их нельзя назвать самостоятельными или экономически независимыми. Студент, специализируясь профильно, еще не является специалистом. Такая ситуация, порождающая противоречивость и неустойчивость, обусловливает необходимость психологической поддержки студента в процессе его личностно-профессионального развития.

Период вузовского обучения, возможно, наиболее важный для человека в плане происходящего в это время личностного роста, реального становления его как личности. Этот период, являющийся началом взросления, характеризуется одновременным протеканием ряда специфических процессов, обусловленных как особенностями учебной деятельности, так и социальной среды. К таким динамическим процессам можно отнести:

• профессиональное самоопределение и связанное с ним развитие профессионально значимых качеств;

• личностное самоопределение, включающее формирование системы личностных смыслов, ценностных ориентаций;

• собственно адаптацию к условиям обучения и социальной среде, также включающую усвоение принятых социальных норм и ценностей.

• содействие развитию свойств личности и индивидуальности, формированию эффективной стратегии адаптации на рынке труда, профессиональной направленности и самореализации, готовности к выбору профессионального или карьерного пути, умению ставить цели.

Психологическое формирование модели специалиста в вузе призвано способствовать эффективности работы всей системы образования для реализации выпускников на рынке труда.

Таким образом, задачами обеспечения психологического формирования специалиста в вузе можно считать:

• оптимизацию процесса взаимодействия «выпускник — работодатель» (оказание помощи студентам и выпускникам по профориентационным и психологическим направлениям их деятельности);

• формирование социально активного и развивающего образа жизни студентов;

• обеспечение личностного и профессионального развития студентов на этапах образовательного процесса;

• психологическое и социальное изучение студентов;

• коррекцию адаптационных стратегий в соответствии с требованиями рынка труда в зависимости от текущих изменений;

• социально-психологическое информирование студентов и выпускников по вопросам, возникающим в процессе трудоустройства и профориентации;

• консультирование студентов и преподавателей по всем вопросам этого направления.

Указанные задачи охватывают все главные аспекты (этапы) обучения. На их базе необходима разработка программы последовательного психологического обеспечения, способствующего выработке психологической готовности выпускника к смене его основной деятельности с учебной на профессиональную8.

Рассмотрим образовательную модель на примере подготовки менеджеров по туризму в высшем учебном заведении. Особенности туристской деятельности предопределяют характер труда менеджеров, а также требования, предъявляемые к их здоровью, образу жизни, к волевой, интеллектуальной, эмоциональной сферам и мировоззрению. Менеджер по туризму овладевает в процессе профессиональной деятельности способами и средствами действий, представленными в соответствующей кросскультуре9. В связи с этим система обучения должна базироваться на независимой оценке знаний, умений и навыков студентов; при этом под оценкой понимается объективная аттестация знаний, не зависящая от личного мнения преподавателя и других субъективных факторов. Необходимы постоянный мониторинг и разработка системы управления качеством учебного процесса, предусматривающая регулярные опросы студентов и работодателей10. Приведение содержания подготовки специалистов по туризму к единым европейским образовательным стандартам расширит пространство рынка труда в туризме, усовершенствует организацию практического обучения и облегчит процесс трудоустройства так, чтобы работодатели различных государств могли четко представить, где и на каких должностях может быть использован обладатель того или иного диплома. Это возможно при условии свободного, осознанного выбора специализации студентами. Кроме этого, высшее учебное заведение должно иметь возможность осуществлять непрерывную подготовку и переподготовку по избранной специальности в течение всей профессиональной карьеры специалиста, делая акцент на практическую направленность, отводя большое количество часов на разнообразные виды практики, тесно связывая их с теорией.

По комплексу туристских предметов обучение должно проходить с обсуждением конкретных проблем отрасли, необходимо изучение нескольких языков.

Кроме того, образовательный процесс должен способствовать формированию профессиональных установок у студентов для работы с клиентами, что предполагает знание

психологии личности. Причем студенты должны начинать работать с реальными клиентами уже на начальном этапе подготовки.

При этом работа по профессиональной подготовке менеджеров по туризму должна проходить в тесном контакте с местными туристскими фирмами и профессиональными национальными организациями, которые могут помогать в организации учебнотехнологической практики, консультировать по содержанию подготовки, выдавать рекомендации по корректировке учебных планов и программ, а также давать студентам возможность отрабатывать профессиональные первичные навыки буквально с первых дней обучения.

Особенности такой сферы бизнеса, как туризм, формируют особые профессиональные требования, предъявляемые к подготовке менеджеров по туризму, которые были выявлены автором на основе анализа литературы и документации11.

Успешное осуществление туристской деятельности менеджера возможно лишь при знании психологии человека, понимании мотивации потребностей сотрудника и особенно клиента, приходящего в фирму. Без этого невозможно правильное предложение туристского тура на рынке услуг для удовлетворения желаний клиента и создание предпосылок для сохранения положительных впечатлений и эмоций после его окончания. Знания в области конфликтологии, психологии общения помогают менеджеру по туризму работать с жалобами клиентов, профессионально и безболезненно для организации разрешать конфликтные ситуации, если они возникают, содействуют обмену разнообразной информацией — представлениями, интересами, идеями — с клиентами и коллегами. Именно такой менеджер по туризму будет наиболее успешен на рынке труда в сфере туризма.

Проведенные автором исследования среди руководителей ведущих туристских фирм Санкт-Петербурга показали, что для большинства туристских фирм характерна относительная стабильность кадрового состава. Одна треть работодателей турфирм отмечала факт небольшого снижения численности персонала в последние два-три года. 6,7 % организаций сообщили о расширении штата. В большинстве турфирм (53,3 %) численность персонала, практически, стабильна, пятая часть опрошенных руководителей затруднялись оценить динамику кадровой структуры (20 %). В большинстве случаев работодатели отмечали отсутствие дефицита кадров. В особенности это касалось потребности в руководящих работниках всех уровней. Вместе с тем по ряду категорий работников проблема заполнения вакансий имеется. Пятая часть опрошенных работодателей (20,0 %) отметили наличие дефицита работников простого умственного труда (не требующего профессиональных навыков). Около половины респондентов (46,7 %) признали дефицит работников сложного умственного труда (требующего специальных знаний). Более 90 % работодателей отметили заинтересованность в прямых связях с учебными заведениями, ведущими подготовку специалистов по профильной специальности, чуть меньшее число респондентов выразили желание принять на стажировку студентов. Очень важным моментом явилась заинтересованность и готовность работодателей участвовать в разработке учебных планов и программ профессионального обучения молодежи (93,3 %).

Кроме того, изучался уровень подготовленности менеджеров по туризму, имеющих стаж работы до трех лет, по оценке работодателями их деятельности в туристской фирме и по результатам самооценки соответствия квалификационным требованиям.

Руководители фирм отмечали, что наиболее важными производственными операциями, навыками выполнения которыми должен хорошо владеть менеджер по туризму, являлись те, которые связаны с тремя основными функциями: созданием туристского продукта, ведением переговоров и обслуживанием туристов.

Как самые значимые руководители для деятельности турфирмы отметили такие операции, как «разработка маршрута», «взаимодействие с туроператором», «работа с поставщиком услуг». Все они относятся к разряду операций по формированию турпро-дукта, созданию пакета туруслуг. В значительной мере эта часть деятельности менеджеров по туризму также может быть отнесена к процессу формирования турпродукта. Еще одним существенным блоком навыков, которыми должен владеть менеджер по туризму, является способность оценивать турпакет. Умение подобрать оптимальные для клиента (как по цене, так и по качеству услуг) компоненты путевки (размещение, питание, трансфер, экскурсии и пр.) является, по мнению руководителей, одним из наиболее важных компонентов деятельности работников турфирм. При этом для менеджеров по туризму необходимо не только уметь выбрать и составить туристско-эскурсионную программу, но и представить ее соответствующим образом клиенту. Широко распространенная практика работы турфирм на «комиссии», т. е. продажи готовых туров других фирм за определенный комиссионный процент, объясняет повышенные требования работодателей к умению своих работников выбирать оптимальный вариант туристских услуг, предлагаемых различными туроператорами.

Не менее важным представляется руководителям и умение вести переговоры, общаться с контрагентами турфирм. Речь идет, прежде всего, о работе с официальными инстанциями — ОВИРом, консульствами, лицензионными органами и т. д.

Третьей важнейшей составляющей квалификационных требований к менеджеру по туризму является умение работать уже непосредственно с клиентом. Эти функции условно можно разделить на две составляющие: профессиональное и вспомогательное обслуживание.

К профессиональным умениям, которыми должен владеть менеджер по туризму, можно отнести умение работать на трансфере (в аэропорту, на вокзалах, при перемещении туристов), качественное обслуживание в гостиницах и точках питания, умение выполнять все функции приема и обслуживания туристов. К важным дополнительным навыкам, которыми должен владеть менеджер по туризму, руководители относят: умение оказать первую медицинскую помощь, способность выходить из трудных ситуаций и разрешать конфликты и т. п.

Рассматривая профессиональные важнейшие навыки, которыми должен владеть менеджер по туризму, руководители на первое место ставят коммуникативные навыки, способность к самоорганизации, к работе с документами. Такие функции, как ведение телефонных переговоров, составление деловых и благодарственных писем, осуществление контактов с гостями фирмы, представление информации о туристском продукте фирмы выходят на первый план в ряду важнейших квалификационных требований работодателя к выпус-нику по специальности «менеджер туризма». Большое внимание руководители обращали на умение работников решать и улаживать конфликтные ситуации, выслушать и зафиксировать жалобу клиента, разобраться в проблеме, принять адекватные меры по устранению причин, вызвавших недовольство клиента.

Помимо перечисленных навыков, как отмечали руководители, в значительной степени требуются элементы творческого подхода, а не просто добросовестное и ответственное отношение к делу.

Среди основных функциональных интегральных навыков, которыми, по мнению руководителей, должны обладать их работники, назовем следующие:

• умение договариваться с людьми (92,3 %);

• навыки поиска информации (92,3 %);

• умение планировать свою деятельность (92,3 %).

Оценивая фактическое наличие навыков и умений у выпускников, работодатели отмечали, в основном, недостаток практических навыков (26,7 %) и профессиональных знаний (20,0 %). Никто из опрошенных работодателей не отметил у выпускников слабой общетеоретической подготовки, неумения обращаться с техникой.

Важность таких операций, как «комплектование пакета туристических услуг» и «сопоставление затрат по туристским пакетам», предлагаемых различными фирмами, были оценены всеми работодателями наивысшим баллом (по пятибалльной шкале). Наиболее удается выпускникам, по оценкам работодателей, выполнение следующих операций:

• проведение экскурсии;

• принятие решений по вопросам, касающимся конкретной зоны ответственности;

• составление деловых писем;

• использование информационных ресурсов в сети Интернет.

Наибольшие отклонения в оценках работодателями важности умения выполнять операцию и наличия фактических навыков у выпускников отмечены по следующим функциям:

• организация обслуживания клиентов в аэропорту, на железнодорожном, морском, речном вокзалах при трансфере;

• умение общаться с клиентами, положительное разрешение конфликтных ситуаций;

• проведение маркетинговых исследований туристического рынка;

• работа по чартерной программе.

Среди функциональных основных интегральных навыков, которые хотели бы видеть руководители у своих работников, оказались:

• умение договариваться с людьми (92,3 %);

• навыки поиска информации (92,3 %);

• умение планировать свою деятельность (92,3 %).

К профессионально важным качествам, которыми должен обладать менеджер по туризму, руководители отнесли следующие:

• коммуникативные (100 %);

• организаторские (100 %);

• ответственность (100 %);

• сообразительность (92,3 %);

• настойчивость (69,2 %);

• энергичность (61,5 %);

• гибкость (61,5 %).

В результате проведенного анкетного опроса руководителей нами были изучены квалификационные требования, профессиональные умения, навыки и определены профессионально важные качества менеджеров по туризму.

Расхождения между самооценкой выпускников и требованиями работодателей отмечаются в недостатке знаний и умений по сравнению с требуемыми по следующим позициям:

• предоставление информации о турпродукте фирмы;

• владение профессиональной терминологией на иностранном языке;

• осуществление контактов с гостями по всем вопросам своей службы на языке гостя;

• комплектование пакета туристических услуг;

• проведение экскурсий;

• принятие решений по вопросам, касающимся конкретной зоны ответственности;

• составление деловых писем;

• использование информационных ресурсов в сети Интернет;

• составление карточки отзывов клиентов;

• анализ отзывов клиентов;

• умение выслушать жалобу;

• умение зафиксировать жалобу;

• умение принять меры по устранению причины жалобы;

• количественная оценка и сверка различной информации;

• сопоставление различных вариантов предлагаемых туров;

• сопоставление затрат по турпакетам, предлагаемым различными фирмами.

Давая собственную оценку общего уровня теоретической и практической подготовки, выпускники в значительном большинстве отмечали нехватку практических навыков (83,3 %). Часть опрошенных заявили, что они ощущают нехватку опыта в работе с офисной техникой (16,7 %). Практически ни один не заявил о недостатке общетеоретических или профессиональных знаний12.

Выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Существует необходимость проведения маркетинговых исследований, позволяющих выпускникам учебных заведений постоянно соответствовать требованиям рынка.

2. Для более успешной адаптации студентов к обучению необходимо психологическое сопровождение учебного процесса, включающее диагностику.

3. В процессе обучения студентов необходимо решать задачи, связанные с приведением их индивидуально-личностных особенностей в соответствие с имеющимися требованиями к профессионально-важным качествам на рынке труда за счет использования в учебном процессе социально-психологических тренингов, индивидуальных консультаций, психологических практикумов.

4. Современная система профессионального образования должна способствовать усилению мотивации будущего специалиста к профессиональной деятельности, стимулировать творческий потенциал, развитие интеллектуальных, эмоциональных, волевых и духовных качеств, дифференцирование Я-концепции, углубленное осмысление студентами отечественного и зарубежного опыта, их творческое преобразование и адаптацию к новым условиям социальной среды.

1 Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / под ред. М. В. Буланова-Топоркова. Ростов-на-Дону, 2002.

2 Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учеб. пособие. М., 2003.

3 Кононов А. А. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.

4Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: учеб. пособие. СПб., 2003; Никифоров Г. С., Зимичев А. М. и др. Психология профессиональной подготовки / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1993; Рубцов В. В. Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы развития // Вопр. психологии.

2003. № 6. С. 23-31.

5 Земцова В. И. О принципах и закономерностях адаптации студентов к профессиональной деятельности // Вестн. ОГУ 2000. №1 (4).

6 Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. М., 2003. 479 с.

7 См.: Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учеб. пособие. М., 2003. С. 36.

8 Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / под ред. Л. М. Митиной. М.,

1990.

9 Сакун Л. В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира. Киев,

2004.

10 Рубанова И. Н. Управление качеством туристских услуг. М., 2003.

11 СтолярчукЕ. А. Организационно-психологические аспекты менеджмента в туризме // Психология менеджмента: учеб. для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2004. С. 576-632.

12 Столярчук Е. А. Формирование профессионально важных качеств в процессе подготовки менеджеров по туризму // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал.

2007. № 1 (21). С. 443-445.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.