Научная статья на тему 'О подготовке кадров для сферы туризма'

О подготовке кадров для сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6774
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подготовке кадров для сферы туризма»

М. Н. Михайлова

О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА

Система подготовки кадров в Российской Федерации функционирует в рамках системы образования, под которой, в соответствии с законом РФ "Об образовании", понимается совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, а также системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций [1, ст. 8].

Рыночные условия, сложившиеся на рубеже конца XX - начала XXI вв. сломали всю, налаженную на протяжении нескольких десятилетий, систему образования и, следовательно, дальнейшего трудоустройства выпускников образовательных учреждений, а также внесли коррективы в содержание образования, привели к появлению новых профессий и специальностей. Имеются устойчивые прогнозы, что структура занятости и далее будет меняться, ориентируясь на специалистов сферы услуг, предъявляя новые требования к профессиональным качествам выпускников. Сообразно с этим, анализируя внешнюю среду системы образования - рынок труда, необходимо учитывать востребованность специалистов того или иного уровня. Изучение литературных источников, отражающих прогнозирование спроса специалистов различных уровней подготовки, показывает, что до последнего времени большинство прогнозов строилось в отраслевом разрезе, но наиболее верным, вероятно, следует считать подход, ориентированный на учет потребностей рынка труда в городе, регионе, по конкретным специальностям [8, с. 47-49].

В этом случае показатели прогнозов должны строиться на принципе самооценки - менеджеры предприятий сферы туризма хорошо представляют свои намерения в расширении или сокращении спектра услуг и соответственно, персонала. Вместе с тем, они могут не знать все макроэкономические процессы, которые оказывают влияние на перераспределение ра-

бочей силы и определяют её перспективную востребованность. Анализ социологических исследований, проводимых в рамках деятельности маркетинговых служб значительного количества туристских фирм и других организаций сферы гостеприимства, показывает, что в подавляющем большинстве случаев предприятия (работодатели, представляющие рабочие места для массовых профессий в туристской отрасли) ориентируются на подготовленную (обученную) рабочую силу.

Индустрия туризма считается одной из самых быстро развивающихся и перспективных. А это значит, что человек, избравший туризм своей профессией, никогда и нигде не пропадет. Но если раньше в этот бизнес приходили "с улицы" и учились всему на практике, то сейчас туристической индустрии во всем мире требуются профессионально подготовленные кадры.

Первая школа по подготовке специалистов для индустрии гостеприимства открылась в конце XIX в. в Швейцарии - Ecole hoteliere de Lausanne. Эта страна так и осталась лидером по подготовке кадров для индустрии туризма. Вслед за ней, в начале XX в., стали открываться другие в Испании, Ирландии, США, Великобритании, Австралии. Они уже расширяли рамки программы, не ограничиваясь лишь гостиничным менеджментом, - появилась специализация "Путешествия и туризм". И до сих пор эти две программы (гостиничный и туристический менеджмент) остаются базовыми и предлагаются школами иногда порознь, а иногда совместно [7, с. 18].

Туризм - такой же бизнес, как и любой другой. И в этой сфере нужны профессиональные кадры разного уровня - от секретаря до управляющего. Поскольку туристическая деятельность тесно связана с работой с людьми, очень важно, чтобы все сотрудники составляли единое целое, одну команду, были дружелюбно настроены по отношению к клиенту, могли заменить друг друга.

Менеджеры туристической сферы должны уметь составлять разнообразные группо-

вые и индивидуальные туры, четко отслеживая предложения и спрос. Менеджерами по работе с клиентами могут быть только очень терпеливые люди: ведь им приходится рассказывать одно и то же по несколько раз в день и угождать каждому клиенту (требование стандарта: клиент не должен ждать обслуживания более шести минут). Кроме того, нужно быть хорошим психологом, чтобы найти подход к каждому и каждого удовлетворить. Менеджеры направлений и туров, как правило, специализируются только на определенных странах или видах туров (например, VIP-поездки или экстремальный туризм). Работа в службе бронирования требует четкости, быстроты реакции, коммуникабельности и, конечно, отличного знания дела. В небольших турфирмах менеджеры, как правило, заняты всем понемножку - и турами, и бронированием, и оформлением виз и страховок. В крупных компаниях каждым из направлений занимается отдельный менеджер или группа менеджеров.

Без специальной подготовки очень трудно разбираться во всех аспектах туристской индустрии.

Первые частные туристические агентства в России появились в начале 1990-х гг. Руководили ими в основном бывшие сотрудники "Интуриста", "Спутника" и других бюро путешествий. У них были налаженные связи с партнерами за границей, они хорошо знали всю профессиональную "кухню". Эти люди нанимали менеджеров и обучали их прямо на рабочем месте. Самые успешные из новичков, получив необходимый опыт, открывали свои агентства [5, с. 24-100].

Сегодня в России работает около десяти тысяч турфирм. Количество их растет год от года - пропорционально спросу на подобные услуги. А в сезон почти в каждом турагентстве есть открытые вакансии менеджеров. Правда, теперь из-за высокой конкуренции руководители отбирают сотрудников более тщательно, чем 10-15 лет назад - особенно на топовые позиции. Отсюда возрастает потребность в высшем образовании.

Сегодня в туриндустрии доля тех, кто не имеет специального образования, все еще составляет около 70%, но работодатели считают, что такое положение вещей не вечно: им требуются профессиональные кадры.

Совмещение теории и практики - основная черта обучения туризму и гостеприимству. Во многих школах за границей на практику отводится столько же времени, сколько на теоретическую часть.

В России профессия менеджера по туризму долгое время была окружена ореолом романтики. Дальние страны, работа с иностранными туристами, интересные путешествия. Сегодня отношение к профессии изменилось. Все чаще люди, выбирающие эту сферу, понимают, что экзотики здесь совсем немного, и они морально готовы к тяжелой, нервной работе.

В настоящее время профессия менеджера по туризму довольно востребована на рынке, но, к сожалению, не любой человек может быть менеджером, а только обладающий определенным набором личных и профессиональных качеств.

В последние годы в ВУЗах нашей страны популярным стало открывать отделения туризма, где готовят и в дальнейшем выпускают состоявшихся специалистов данной специальности.

Наш город - не исключение в подготовке кадров для сферы туризма. На сегодняшний момент подготовку кадров в сфере туризма осуществляют следующие высшие учебные заведения: Псковский государственный политехнический институт, Филиал С. - Петербургского инженерно-экономического университета в г. Пскове (Инжэкон), филиал С.-Петербургского Университета сервиса и экономики, Псковский филиал Российской международной академии туризма (ПФ РМАТ) и с 2010 г. начал готовить кадры для сферы туризма Псковский государственный педагогический университет.

Анализ данных результатов служб занятости Пскова и других регионов позволяет отметить тот факт, что со стороны работодателей наблюдается повышенный спрос на высококвалифицированные кадры.

Изучение запросов рынка труда определило выбор специальностей и направлений подготовки, по которым осуществляется подготовка кадров сферы туризма и гостеприимства:

- "Социально-культурный сервис и туризм ". Обучаясь по этой специальности, студенты получают глубокие знания в области мировой культуры и искусства, русской и зарубежной литературы, страноведения, изуча-

ют различные гуманитарные и социально-экономические дисциплины.

- "Туризм". Изучаются туристское ре-сурсоведение, экономика туристского рынка, мотивация потребителя услуг и т.п.

- "Менеджмент организации". Основной акцент делается на изучении управленческих дисциплин, как общих, так и затрагивающих деятельность туристических фирм: управление персоналом, управление качеством, организационное поведение, международный туризм, гостиничный бизнес, экскурсионный менеджмент, страховое дело и пр. Предусматривается большой объем практики в туроператорских компаниях и турагентствах.

- "Экономика и управление на предприятии ". Близка предыдущей, но отличается более обширным изучением экономики в сфере туризма.

Две первых специальности больше подойдут гуманитариям, третья и четвертая предполагают хорошее знание математики.

На сегодняшний день совершенно очевидно, что спрос на получение профессий туристкой отрасли постоянно растет. Организованный маркетинг спроса на рынке труда позволяет образовательным учреждениям оперативно реагировать и вносить соответствующие изменения в содержание профессиональной подготовки.

Известно, что вторичными потребителями услуг вуза являются работодатели, предоставляющие работу выпускникам вуза. На своем рабочем месте выпускник применяет полученные им знания, умения, компетенции, реализует себя как специалист (мастер своего дела). Организации, принимающие на работу выпускников вуза, предъявляют определенные требования к качеству их подготовки. Это находит отражение в конкретных заявках с указанием квалификационных требований к будущим работникам, а также в том, что руководители предприятий, представители работодателей участвуют в итоговой аттестации выпускников. Работодатели через некоторый промежуток времени имеют возможность объективно оценить качество выпускников по их умению квалифицированно выполнять свои профессиональные обязанности, по их профессиональному росту [3, с. 4-18].

Рассмотрим подробно, что представляет собой работа менеджера в реальности. Прежде всего, это - огромная ответственность: нельзя ничего забыть или перепутать, так как все проблемы с клиентами в процессе оформления документов, виз, бронирования отеля, самого тура или авиабилетов приходится решать именно менеджеру. В туризме всегда нужно быть готовым к неожиданностям.

Профессия менеджера по туризму, как и любая другая имеет свои плюсы и свои минусы.

Плюсы профессии:

- работа в одной из самых перспективных отраслей;

- возможность путешествовать со скидкой или бесплатно;

- возможность творческой деятельности;

- возможность быстрого карьерного роста;

- азарт, обычно в туризме трудятся настоящие фанаты, которые не променяют тур-бизнес ни на что другое.

Минусы профессии:

- побывав в огромном количестве стран, часто ни одну из них не удается посмотреть внимательно;

- огромная ответственность;

- очень стрессовая работа;

- как правило, работа без отпуска с апреля по октябрь;

- ненормированный рабочий день и работа в выходные и праздничные дни;

- большая текучесть кадров.

С каждым годом число желающих отдохнуть за пределами нашей страны становится все больше. Как туристу выбрать страну, организовать поездку и оформить все необходимые документы? В этих вопросах поможет разобраться менеджер по туризму.

Менеджер по туризму - понятие широкое. Одно дело быть руководителем туристической фирмы, совсем другое - находиться в офисе, общаться с клиентами, бронировать билеты по телефону. И в том, и другом случае специалист может гордо именовать себя менеджером, но фронт работ и уровень ответственности будет совершенно разным. Название профессии ни о чем не говорит. Важнее знать конкретные обязанности, которые выполняет специалист. Высшим профессионализмом такого специалиста считается расшифро-

вать мечту клиента. Ведь многие люди порой сами не знают, чего хотят. Можно долго рассказывать о достопримечательностях Греции, а человеку, возможно, хочется уехать куда-нибудь подальше и побыть в одиночестве. Важно правдиво рассказать о плюсах и минусах тура, страны, учесть финансовые возможности клиента и предоставить самостоятельные выбор. Работа менеджера по туризму в туристическом агентстве отличается от работы менеджера туроператорской фирмы.

Менеджеры, работающие в компаниях-туроператорах:

- разрабатывают туры и маршруты;

- составляют экскурсионные программы и планы развлекательных мероприятий;

- бронируют места в гостиницах;

- выкупают билеты на регулярные авиарейсы и организуют чартеры;

- ведут переговоры с принимающей стороной;

- занимаются оформлением страховок и виз;

- формируют пакеты туров;

- заключают договоры с турагентствами;

- участвуют в проведении рекламных кампаний;

- при возникновении конфликтных ситуаций связываются с представителями принимающей стороны и стараются разрешить их в пользу клиента.

В компаниях-туроператорах каждый сотрудник отвечает за определенный вид работы: оформление виз, бронирование мест, заказ питания, оформление страховых полисов и т.п. Подобные несложные операции по силам даже менеджерам с минимальным опытом. А такое ответственное дело, как, например, разработка нового направления, организация чартерных перевозок доверят только специалисту, имеющему солидный багаж знаний и хорошую профессиональную репутацию.

В многочисленных региональных туристских агентствах задача менеджеров другая -продать готовый турпродукт, привлечь и удержать как можно большее количество клиентов. Менеджеры турагентства - связующее звено между клиентами и туроператорами. Именно им клиенты звонят по всем возникающим вопросам. В обязанности менеджера турагентства входит:

-прием звонков;

-консультирование (в т.ч. по телефону) клиентов;

- исследование рынка и подбор тура в соответствии с запросами клиента;

- взаимодействие с менеджерами туроператорских компаний;

-оформление договора с клиентом.

Некоторые туристические компании совмещают агентские и операторские функции. Обычно это небольшие фирмы, которые изначально создавались как агентства, но со временем стали разрабатывать и собственные продукты.

Как мы видим, хороший менеджер - залог успешной работы фирмы.

Большинство региональных турагентств

- это малые предприятия, в которых владелец является топ-менеджером и штат сотрудников составляет 4-7 человек. В таких агентствах сотрудники занимаются всеми видами деятельности. Кроме знания турпродукта, менеджер должен уметь разбираться в туристских формальностях; рассчитывать авиатарифы, оформлять билеты, разбираться в клиентах, уметь работать с компьютерными системами бронирования (КСБ) и автоматизированными системами управления (АСУ).

Важными слагаемыми успеха являются навыки общения с клиентами и умение отвечать на звонки по телефону - быстро и компетентно. Хорошие навыки общения создают атмосферу, подталкивающую к покупке. Продажа туров складывается из следующих этапов:

- установление контакта с клиентом;

- выявление потребностей клиентов;

- презентация туристского предложения;

- работа с возражениями клиентов;

- продажа тура;

- оформление договорных отношений [7, с. 46-88].

Что касается карьеры менеджера, то в туроператорских фирмах возможностей ее сделать несколько больше, зато в небольших туристических агентствах свои таланты можно раскрыть быстрее, но начинать путь в профессию придется со скромной должности помощника менеджера или даже курьера. В туристической отрасли ценятся люди, прошедшие все ступеньки карьерного роста. По словам специа-

листов, изучить туристический рынок и понять ценовую политику основных туроператоров можно достаточно быстро. Постепенно вам станут доверять работу посерьезнее. Примерно через год можно рассчитывать на должность менеджера. А это уже непосредственное общение с людьми. Сумеете успешно продавать туры, сохранять спокойствие даже в самых стрессовых ситуациях - можете считать, что доказали свою профессиональную пригодность. Руководитель направления (или отдела)

- следующая ступень. Это более высокий уровень ответственности. Здесь задача - контролировать работу персонала, помогать менее опытным менеджерам, "разруливать" возможные конфликтные ситуации с клиентами, туроператорами, а иногда и среди сотрудников. Параллельно большинство начальников отделов продолжают продавать туры - к тому времени они обзаводятся постоянными клиентами, которые хотят отправиться на отдых исключительно с помощью "своего" менеджера.

Еще через 2-3 года можно рассчитывать на должность заместителя директора или даже управляющего директора. Теперь уже предстоит определять стратегию фирмы, решать, какие направления наиболее эффективны, с какими операторами лучше сотрудничать, когда провести очередную рекламную кампанию и так далее.

Настоящий менеджер должен быть одновременно и хорошим психологом и грамотным экономистом. 70% рабочего времени в туристическом агентстве занимает общение с клиентами. Замкнутый, закомплексованный, неразговорчивый человек не сможет продать ни одной путевки. Нужно быть веселым, внимательным и обаятельным.

Менеджеру по туризму необходимо иметь хорошую память, знать о странах буквально все. Нужно помнить дни и время рейсов различных авиакомпаний, точные цены, словом, держать в голове очень много информации, да еще и уметь быстро ориентироваться в ней. Это как библиотека, ты должен знать: какая книга, где находится.

Часто в поездках по рекламным турам всего за неделю нужно осмотреть массу отелей, их номерной фонд, инфраструктуру, оценить экскурсионные программы, изучить достопримечательности страны. Здесь надо

иметь не только цепкую память, но все записывать и структурировать наблюдения.

Менеджеру просто необходимо владеть, как минимум, английским языком и отлично ориентироваться в географии курортных зон. К тому же это человек, которому надо уметь работать с людьми, быть коммуникабельным и быстро принимать решения в той или иной ситуации [10, с. 62].

Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и организаций участвуют в обслуживании туристов. Возникновение туристского бизнеса обусловлено интенсивным развитием региональных и международных туристских обменов и сильной разобщенностью потребителя и производителя туристских услуг (гостиницы; ресторан и пр.) как во времени (заблаговременное комплектование и продажа туров), так и в пространстве (разные страны; даже континенты путешествий).

Сегодня туризм становится насущной потребностью все большего количества людей в мире. Средства массовой информации, маркетинг сделали свое дело - внедрили в сознание людей необходимость и прелесть путешествий не только с точки зрения познания, но и с точки зрения восстановления и получения разнообразных удовольствий. Причем понимание комфорта и удовольствий с развитием туризма в мире претерпело существенные изменения в сторону повышения стандартов и огромного разнообразия предложений.

Сориентироваться туристу в огромном количестве туристского предложения, как по направлениям, так и по содержанию, особенно учитывая, что он выбирает обслуживание "заочно", находясь вдалеке от предполагаемого места отдыха, достаточно трудно. Помощником ему в этом служит деятельность сотрудников туристских организаций турагентств и туроператоров. Эти туристские предприятия формируют комплексные пакеты туров, а затем реализуют их туристам через определенные каналы сбыта, помогая при этом туристу сделать свой верный выбор среди большого множества и разнообразия туристских путешествий и отдыха.

XXI в. - век информационных технологий, их усовершенствования и дальнейшего влияния на развитие туризма. Формирование пакета тура сегодня - не просто технический процесс. Бла-

годаря сформировавшемуся сегодня "рынку потребителей" в туризме, особое значение придается его дифференциации. Поэтому и туро-перейтинг должен быть серьезно дифференцированным. А для этого, конечно, необходимы профессиональные знания менеджера и его квалифицированный подход к формированию туристского продукта [4, с. 170].

Специалисту в области туризма необходимы знания по ресурсоведению, по состоянию и динамике рынка, маркетингу, менеджменту. Необходимо знать технологические особенности проектирования, подготовки, разработки и предоставления туров, особенности их тематического содержания. Нужны также знания по технологии производства и предоставления отдельных видов туристских услуг, учитывая разнообразие и особенности подготовки различных типов и видов туристских программ. Все это требует огромных практических навыков. Многие туристские фирмы зарубежных стран, ориентированных на туризм, уже давно поняли эту истину.

В нашей стране существует на сегодняшний момент немало проблем в процессе обучения и подготовки кадров в сфере туризма. Обучение по туристским специальностям проводится только на уровне теории, хотя она имеет далеко не решающее значение в данной профессии. Студентам катастрофически не хватает практических навыков, которые могут дать практики, обучающие стажировки и тренинги.

Все это оказало влияние на становление системы профессионального туристского образования [5, с. 170].

Профессиональная подготовка менеджеров, специалистов по туризму должна основываться на особенностях предпринимательской деятельности в сфере туроперейтинга и опираться на принципы педагогической дидактики. В ней также большое значение должно уделяться практическим навыкам.

Задачей профессионального образования является не только реагирование на нужды рынка внутреннего туроперейтинга, но и подготовка кадров для него в опережающем режиме.

По мнению специалистов, не вызывает сомнения тот факт, что совершенствование обучения связано, прежде всего, с разработ-

кой качественно новых подходов к решению задач управления этим процессом. Чтобы эффективно управлять процессом подготовки специалиста в вузе, нужно четко видеть ориентир и конечную цель такой подготовки. Обычно ориентиром выступает квалификационная характеристика специалиста по той или иной специальности.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что многие отмеченные выше проблемы, если и не берут свое начало, то уж во всяком случае, значительно усугубляются отсутствием профессиональных знаний у большинства менеджеров российского туристского рынка [5, с. 180].

В самом деле, до начала 1990-х гг. в нашей стране не функционировало ни одного вуза, готовящего профильные кадры для туристской отрасли. Поэтому одной из основных проблем цивилизованного развития туризма в нашей стране можно с полным основанием считать недостаток квалифицированно подготовленных кадров. Это подтверждает необходимость организации и совершенствования специального туристского образования, подготовки квалифицированных кадров, способных поднять российский туризм до высот международного уровня посредством оптимального проектирования учебного процесса и дидактически адекватного комплекса учебнометодической литературы.

Повышение эффективности подготовки профессиональных кадров туристской квалификации в значительной степени обусловлено взаимосвязями с практической деятельностью, технологическими процессами современного туроперейтинга. Программа обучения и проектирование учебников должны учитывать особенности туристского рынка, реагировать на динамику туристского рынка и должны быть сориентированы на функции туристской организации на рынке туристских услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За последние годы интересный и положительный опыт внедрения инновационных технологий в туристское образование, использование международных программ подготовки туристских кадров накоплен в ведущих российских вузах туристского профиля, тесно взаимодействующих в этом направлении с ведущими учеными Российской академии наук и Российской академии образования, Московс-

кого государственного университета имени М.

В. Ломоносова.

Современная модель профессионального туристского образования сформирована на основе многоуровневой, территориально распределенной системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров.

Модель основывается на следующих принципах:

- ориентированность на практическую подготовку специалистов с учетом лучших мировых стандартов;

- учет запросов работодателей, их квалификационных требований; компетентностный подход;

- предоставление студентам возможности выбора индивидуальной образовательной траектории, обеспечение непрерывности и многоуровневости программ;

- получение "двойного" диплома и дополнительных квалификационных сертификатов;

- применение современных информационных и образовательных технологий в обучении;

- сертификация образовательных программ на основе международных стандартов качества.

Однако реализация современной модели профессионального туристского образования в России, нацеленной на обеспечение туристской отрасли квалифицированными конкурентоспособными кадрами, сдерживается по ряду причин:

- отсутствие единой федеральной системы мониторинга и прогнозирования потребностей в профессиональных кадрах для сферы туризма, отсутствие единой статистической базы данных по численности обучающихся и выпускников учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, проходящих подготовку по направлениям, специальностям и специализациям для сферы туризма;

- несовершенство нормативно-правовой

базы;

- отсутствие комплексной системы оценки (сертификации, аттестации) персонала и руководителей предприятий сферы туризма, стандартов их профессиональной деятельности, отраслевых квалификационных уровней;

- недостаточная эффективность системы подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для сферы туризма.

Остаются нерешенными проблемы, связанные с качеством подготовки специалистов:

1. При нехватке квалифицированных кадров для туристской индустрии имеет место невостребованность выпускников профильных вузов из-за отсутствия у них практических навыков и должных знаний по конкретным специализациям, отмечается чрезмерная академичность профильного высшего образования при недостатке необходимых компетенций;

2. В связи с увеличением количества высших и средних специальных учебных заведений, выпускающих специалистов туристского профиля, возрастает потребность в формировании квалифицированного преподавательского состава, обладающего современными профессиональными знаниями и опытом практической работы в отрасли. В этой связи еще мало привлекаются наиболее подготовленные работники туристской индустрии к проведению мастер-классов, чтению лекций и проведению семинаров, к участию в научно-практических конференциях, научных исследованиях по проблемам туризма, к руководству различного вида практик на предприятиях туризма;

3. Возрастает потребность учебных заведений в адекватном методическом обеспечении учебного процесса, в освоении инновационных технологий профессионального образования, внедрении методов и средств дистанционного обучения. Отсутствует координация в вопросах обеспечения системы профессионального туристского образования современными учебниками и учебными пособиями, учебными программами по многим дисциплинам;

4. Как правило, программы переподготовки и повышения квалификации специалистов, реализуемые в системе профессионального туристского образования, не дают слушателям необходимых современных практических профессиональных знаний и навыков, носят формальных характер, в должной степени не связаны с программами корпоративного обучения кадров, существующими на предприятиях туристской индустрии.

В рамках реализации основных принципов Болонского процесса важным направлением деятельности образовательных учреждений остается сертификация по стандартам качества UNWTOedQual, которую разработала и проводит Всемирная туристская организация в целях повышения качества туристского образования и его эффективности, что позволяет определить конкурентоспособность образовательных программ, реализуемых вузами Российской Федерации, их соответствие мировым стандартам качества [11].

Качественно новый уровень развития туризма невозможно обеспечить без соответствующего законодательного сопровождения кадровой политики в туризме и профессиональном туристском образовании, без тесного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной власти, с заинтересованными министерствами и ведомствами, научными организациями, представителями туристкой индустрии (работодателями), региональными и муниципальными структурами.

Анализ федерального закона "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации" показал, что нормы, касающиеся подготовки кадров для сферы туризма носят декларативный характер. Статья 4 Закона только устанавливает, что "государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем.. .содействия кадровому обеспечению в сфере туризма". Отсутствие комплексного, системного подхода к регулированию кадровых вопросов развития туристской индустрии на федеральном уровне негативно отражается и на законодательстве о туризме в субъектах Федерации.

До сих пор отсутствует правовое регулирование участия работодателей в системе профессионального обучения кадров, не предусмотрено государственное стимулирование участие бизнеса в финансировании подготовки высококвалифицированных специалистов туристского бизнеса.

В соответствии с Болонским соглашением, значительно расширяющим использование лучших международных образовательных программ, не разработан договор франчайзинга и лицензионных соглашений в отечественном туристском образовании, а также признания иностранных документов об образовании и

сертификации российских специалистов, получивших образование или аттестацию в зарубежных туристских вузах или колледжах.

Отсутствует законодательная поддержка возможного использования в учебных целях существующей производственной базы предприятий туристской отрасли и сферы гостеприимства, создание на этой базе учебно-научно-производственных комплексов, тренинговых центров с последующим учётом используемых учебных площадей в процессе государственной аккредитации и лицензирования.

Подготовка кадров для индустрии туризма должна быть основана на инновационных принципах развития международного профессионального образования. Эти принципы сформулированы и приняты на саммите глав государств "Большой восьмерки" в июле 2006 г. в

С.-Петербурге. Инновационные принципы развития профессионального образования предусматривают:

- создание современной эффективной системы образования, отвечающей требованиям глобального инновационного общества и позволяющей каждому полноценно в ней участвовать;

- поощрение политики и инвестиций в сфере образования, способствующих развитию эффективных профессиональных учебных заведений, обеспечивающих высококачественное образование;

- расширение сети научных исследований для накопления знаний, стимулирования инноваций и обеспечения быстрого продвижения новых технологий на рынок;

- расширение обменов в научно-технической и других областях на всех уровнях профессионального образования, привлечение высококвалифицированных преподавателей и организации мобильности студентов [9].

В практической подготовке кадров для сферы туризма предлагается использовать технологии создания образовательных кластеров, представляющих собой системно-организованное единство разноуровневых профессиональных учебных заведений, расположенных в графической близости. В случае отсутствия какого-либо из уровней профессионального туристского образования необходимо его создание как системного элемента, без которого полно-

ценная подготовка профессиональных кадров не может быть обеспечена. В настоящее время в регионах Российской Федерации получили мощный импульс развития федеральные особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, региональные туристско-рекреационные комплексы, а также туристско-рекреационные кластеры, которые создаются как на муниципальном, так и региональном уровнях.

Туристско-рекреационные кластеры - это группа географически соседствующих взаимодействующих компаний, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки, использующие рекреационный потенциал территории. Их создание возможно на принципах государственно-частного партнерства, а успешное функционирование и дальнейшее развитие возможно при наличии достаточного количества высококвалифицированных кадров разного уровня. В этой связи подготовка кадров "под ключ" синхронно с созданием объектов туризма и рекреации отвечает современным инновационным требованиям.

Кластерная идеология позволяет создать систему непрерывного туристского образования, представляющего собой многоуровневую матрицу, обеспечивающую потребности человека не только в получении знаний более высокого уровня, но и в получении дополнительных знаний на основе системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Основные элементы системы непрерывного профессионального образования следующие:

- довузовское образование;

- начальное профессиональное образование;

- среднее профессиональное образование;

- высшее профессиональное образование;

- дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки всех уровней, повышения квалификации специалистов в индустрии туризма и работников администраций, курирующих туристско-рекреационную деятельность);

- послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура).

Специфика туристского образования заключается в его многогранности. Оно готовит кадры разных специальностей и направлений экономического, технического, технологического, управленческого, научного и других профилей. В результате туристское образование представляет собой сложный, постоянно совершенствующийся механизм, позволяющий активно внедрять инновационные программы для подготовки туристских кадров и использовать зарубежный опыт.

Реализация системы подготовки кадров для индустрии туризма в условиях Болонского процесса становится весьма эффективной, поскольку позволяет активно использовать весь потенциал европейского опыта подготовки туристских кадров. В этой связи необходимо создавать правовые, организационные и материальные условия для обеспечения мобильности студентов и преподавателей, активно развивать программы "двух дипломов" на уровне бакалавриата и магистратуры с признанными зарубежными вузами.

Литература

1. Федеральный закон "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 17.06.2010).

2. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности" от 24.11.1996 № 132 (ред. от 28.06.2009).

3. Божук С. Г. Маркетинговые исследования, основные концепции и методы. СПб.: Вектор, 2007.

4. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: Финансы и статистика, 2009.

5. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003.

6. Маслова Е. В. Управление туристской фирмой. Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2003.

7. Михайлова М. Н. Основы туристской деятельности. Конспект лекций. Псков, 2008.

8. Рынок труда: Учебник / Под ред. Буланова В.С. и Волгина Н.А. М.: Экзамен, 2007.

9. Образование для инновационных обществ в XXI веке. Санкт Петербург, 16 июля 2006 года. ЦКЪ: http://www.g8russia.ru

10. Тарелкина Т. Ф. Подбираем менеджеров по-научному // Турбизнес. 2006. № 9.

11. Официальный сайт Всемирной туристской организации. ЦКЪ: http://www.unwto.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.